Развитие интеллекта у детей с задержкой психического развития в процессе индивидуальных занятий
статья по теме

Развитие интеллекта у детей с задержкой психического развития в процессе индивидуальных занятий

(Из опыта работы)

 

Актуальность. В данное время внимание многих специалистов из областей педагогики, психологии и медицины привлекают дети с не сильно выраженными основами интеллектуальной недостаточности, которая наиболее заметно начинает бросаться в глаза, когда дети поступают в общеобразовательные школы. Поэтому проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой  и  актуальной  на сегодняшний день. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. На сегодняшний день еще не достаточно организованна система педагогической коррекции задержки психического развития средствами дошкольного воспитания, отсутствует программное обеспечение для работы с детьми данной категории. Делаются первые шаги по организации коррекционно-педагогической работы дошкольников в условиях диагностических групп (Ульенкова У.В. Борякова Н.Ю.) В связи с этим во многих дошкольных учреждениях компенсирующего вида проводится экспериментальная работа по созданию системы коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР.

Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с ЗПР»: количество дошкольников составляет 25% Задержка психического  развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного  отставания в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных волевых). Это не клиническая форма, а  замедленный темп в развитии. Основной причиной их неуспеваемости и отклонении в поведении являются  небольшие органические поражения в головном мозге. В связи с этим, такие психические функции, как речь, мышление, восприятие, память, внимание и т.п. формируются не только позже, но и несколько иначе.

Анализируя имеющуюся литературу по этому вопросу, как отечественную, так и зарубежную, можно выделить  несколько разных подходов к проблеме изучения и обучения детей с ЗПР. В подходе отечественных дефектологов к задержке темпа психического развития учитываются разные аспекты этой проблемы. Оно характеризуется отставанием в развитии психической деятельности ребенка

В своих исследованиях П.И.Зинченко и А.А.Смирнова определяют, что существенное место в структуре дефекта принадлежит нарушениям памяти.

Исследование Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьева посвящены  рассмотрению особенностей двух ранних форм мышления. Ученые указывают на недоразвитие у данных детей познавательной деятельности. В исследованиях Б.Г.Ананьева констатировалась сниженная продуктивность детей с ЗПР, проявляющаяся в различных видах психической деятельности: в процессах восприятия, запоминания, мышления. несмотря на  многочисленные исследования в данной области практический материал отсутствует. Не разработана система работы с детьми, имеющими…. Педагоги ДОУ испытыва ют затруднения в организации и нгдивидцуальной работы с такими детьми….

Не разработаны критерии оценки уровня равития психическихпроцессов детей, имеющих…

Таким образом, как показывает исследование ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: дефектологов, психологов, психиатров, психоневрологов, логопедов, воспитателей. Но в настоящее время ….

Системный анализ личности ребенка  дает возможность не просто выявить отдельные проявления нарушений  психического развития, но и вскрыть  причины их появления, определить наиболее эффективные пути их коррекции.

Чтобы помощь детям с ЗПР оказалась в правильном направлении очень важно провести тщательное обследование детей. При обследовагнии следует использовать следующие методики:  методики:  Е.С.Стребелевой «Цветные кубики», «Спрячь мышку», «Подбери пару», «Сложи узор» (для выявления уровня восприятия). Для определения уровня памяти, быстроты запоминания, точности и быстроты воспроизведения вводить тестовые задания: рассказывание стихотворений, сказок, загадывание загадок и т.д. «Шесть картинок», «Заучивание 10 слов» (А.Р.Лурия), методики «Четвертый лишний», «Разложи по группам»,  «Сравни предметы», «Нелепицы», «Что сначала, что потом?»  способствуют выявлению умений детей выполнять мыслительные операции (анализ, синтез,  обобщение, исключение, группировка, сравнение). Во время выполнения упражнений: «Кто спрятался?», «Сравни картинки», «Найди и вычеркни» я определяю уровень внимания детей.

После завершения обследования я пришла к выводу о том, что в связи с проявлением остаточных проявлений нарушений функций  головного мозга, функциональной незрелости центральной нервной системы наиболее характерными особенностями детей с ЗПР являются: снижение работоспособности,  повышенная истощаемость,  неустойчивость внимания,  более низкий уровень восприятия, недостаточная продуктивность произвольной памяти, отставание в развитии всех форм  мышления, своеобразное поведение, низкий  навык самоконтроля,  незрелость эмоционально-волевой сферы, ограниченный запас всех сведений и представлений, бедный словарный запас, дефекты звукопроизношения.

Нарушение сенсомоторных функций у детей приводит к тому, что они даже на индивидуальных занятиях часто слушают, но не слышат, смотрят, но не видят, хотят сделать, но не могут. Учитывая эти особенности, важно понимать , что в коррекционной работе с такими детьми следует опираться на многократность повторений учебного материала, предъявляя его, как можно более разнообразно и наглядно.

Таким образом, в начале работы необходимо  распределить  детей в группы не по биологическому возрасту, а, прежде всего с учетом уровня их психофизического развития. Поэтому, в одной развивающей группе оказываются дети  разного возраста и разного уровня развития. В связи с этим дети подразделяются на подгруппы: сильную, среднюю и слабую. С детьми слабой  группы ведется индивидуальная работа, тогда, как дети из сильной и средней групп посещают подгрупповые занятия (по 4-6 человек) и лишь по мере необходимости занимаются индивидуально.

Анализируя  вышеизложенное определяется цель:

Цель: всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, интеллекта, кругозора, личностных качеств.

Для реализации данной цели определяются задачи:  следующие задачи:

Задачи:

-формирование мотивации умения, ориентированной на удовлетворение познавательных процессов;

- увеличение объема памяти;

- формирование приемов  умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогии);

- развитие вариативного мышления, фантазии ,творческих способностей;

- развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить  простейшие умозаключения;

-выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками взрослыми;

- формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результаты своих действий).

  Индивидуальные педагогические методы, приемы и средства являются важнейшим принципом коррекционной – педагогической работы с детьми с ЗПР. Основной формой воздействия на ребенка в дошкольном учреждении являются организованные занятия, где особая роль относиться к индивидуальной коррекционной работе. Индивидуальное занятие с ребенком более эффективны, потому что ребенок развивается в процессе общения с взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, взрослого и ребенка, постепенно перерастающие в сотрудничество, которое становиться необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество заключается в том, что не только взрослый стремиться передать свой опыт, но и ребенок хочет и может его усвоить. Поэтому необходимо разработать и внедрить  в свою практическую деятельность индивидуальные занятия. Одна часть индивидуальных занятий предусматривает работу по тематическим блокам, вторая предусматривает развития сенсомоторных представлений и психических процессов. Содержание индивидуальных занятий направлено на практическое закрепление умений и навыков, формируемых на занятиях.

В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности у детей с ЗПР. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, в мышлении памяти детей. Эти процессы из непроизвольных, превращаются в произвольные, всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействии ребенка и взрослого. Дефектологи, родители, педагоги – главные участники в развитии познавательных возможностей каждого ребенка.

Исходными предпосылками разработки индивидуальных занятий по развитию интеллекта является необходимость участия всех сторон воспитательного и образовательного процесса, в развитии всех психических функций у детей с ЗПР. Грамотное проведение коррекции интеллектуального развития позволяет подготовить ребенка к школе. В ходе игровых занятий развиваются: мышление, внимание, восприятие, память, речь.

Внимание. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес не разделим. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть интересны для ребенка с ЗПР. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий предполагающих удержания внимания волевым усилием. поэтому для будущих первоклассников с задержкой психического развития очень важно развития произвольного  внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости). Для этого на своих занятиях я использую следующие игры и упражнения: «Помоги найти дорогу», «Подбери половинки», «Собери парные картинки», «Покажи предмет, у которого нет пары», «Контуры каких предметов ты видишь среди точек», «Перенеси предмет в другую клетку», «Найди предмет» и др.

Память. Дефектолог должен научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти – лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание материала включенного в игровую деятельность. Поэтому я использую следующие игры и упражнения: «Рассмотри, запомни и повтори», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Чего не хватает?», «Запомни и назови», «Послушай и запомни», «Запомни и сравни» и др.

Восприятие. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте – одно из направлений умственного развития. Быстрое выделение информативных свойств, способствуют его эффективному опознанию. Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль в восприятия во владении ребенком навыками письма, чтения, счета. Для развития восприятия я использую следующие игры и упражнения: «Цвет, форма, величина», «Мозаика», «Дорисуй недостающую часть», «Срисуй», «Обведи по контуру», «Рисование на слух» и т. д.

Мышление. Мышление ребенка с ЗПР в возрасте 5-6 лет находиться на уровне его житейского опыта. Он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предметов, синтезирование различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий  в них и т. д. С этой целью я использую  игры: «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом», «Раздели на группы». Таким образом, включенные в индивидуальные занятия игры, игровые задания и упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, мышления и восприятия помогают локализовать недоразвитие конкретной психической функции и развить познавательные возможности ребенка с ЗПР. Они помогают ребенку классифицировать, сравнивать, определять последовательность событий, находить простейшие закономерности, строить умозаключения.

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной аффективной волевой сфере. Поэтому я включила в индивидуальные занятия работу по коррекции и формированию речи, которая позволяет одновременно усвоить некоторые правила грамматики. Это позволить устранить отставания в речевом развитии и предупредить школьную неуспеваемость. Специально организованные упражнения, обобщают и систематизируют знания детей, содействуют обогащению их словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитие связной речи. Направленные на развитие коммуникативной функции речи и активизации познавательной деятельности.

Исследование физиологии мозга и детской психологии показали, что ключом к развитию умственных способностей детей с ЗПР является его личный чувственный опыт. Следовательно, главное его обогащение, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение о свойствах предметов. Развивая представление о цвете, форме, величине окружающих предметах, о пространственном расположению их, о временных понятиях, необходимо иметь знания о сенсорных эталонах. Таким образом, я развиваю сенсорное представление ребенка с ЗПР, обеспечиваю получение первичных знаний и представлений об окружающем, что является основой умственного развития.

Огромное значение в развитии устной и письменной речи ребенка с ЗПР имеет развитие ручной и пальцевой моторики. Письменная речь требует сложнейших, мелких движений пальцев, теснейшим образом связанных с высшими психическими процессами. Давно доказано, что уровень развития речи детей зависит от степени развития движений пальцев рук. Поэтому я особое внимание обращаю на предоставление ребенку условий для развития его сенсомоторики, особенно мускулатуры рук и тонких движений пальцев (шнуровки, манипуляции с пуговицами, мозаикой, пальчиковая гимнастика: «Осенние листья», «Белка-продавец», «Дождик», «У Лариски-две редиски» и др.)

В каждое индивидуальное занятие я включаю динамические паузы («Часы». «пчелки», «Мы вокруг березы», «Грибы»), тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность детей (умственную, двигательную, речевую)  не выходя из учебной ситуации. Веселые стихи и считалочки для динамических пауз разучиваю с детьми заранее. Их воспитатели используют во время прогулок, в течение дня в группе для снятия напряжения и переключения на другой вид деятельности.

Таким образом, на основе выше изложенного индивидуальная работа ведется по следующим направлениям:

- развитие всех психических функций;

- развитие сенсорных представлений;

- развитие всех речевых компонентов;

- развитие графических навыков;

- развитие двигательной активности.

Индивидуальные занятия построены по комбинированному принципу, таким образом, чтобы в рамках одного занятия решалось несколько разноплановых задач развития, восприятия и обучения. С учетом дифференцированного подхода.

При обучении детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, учитываю их возрастные и специфические особенности, ведущая роль принадлежит мне,  т.е. дефектологу.

В дошкольном возрасте эмоции играли не самую важную роль в развитии личности, поэтому во время индивидуального занятия с ребенком я стараюсь создать атмосферу доброжелательности, ситуацию успеха. Это важно не только для познавательного развития ребенка с ЗПР, но и для сохранения и поддержки его здоровья, поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом. Поэтому в своей работе я использую разноуровневое обучение на основе идей А. С. Выготского о «зоне развития ребенка».

Ведущей деятельностью является иг8ровая деятельность, поэтому индивидуальные занятия я составила в системе дидактических игр, с требованиями в «зоне ближайшего развития», в процессе которых ребенок исследует проблемные ситуации, выявляет существенные признаки и отношения, соревнуется, делает «открытия».

В ходе этих игр осуществляется личностно – ориентированные воздействия взрослого с ребенком и детей между собой. Ребенок не замечает, что идет обучение – он перемещается по кабинету, работает с игрушками, картинками, мячами… Я стараюсь строить индивидуальную работу так, чтобы вся система организации занятия воспринималась ребенком, как естественное продолжение его игровой деятельности.

Проводя индивидуальное занятие, я стараюсь органически связать его отдельные части, обеспечить правильное распределение умственной нагрузки, передать виды и формы организации учебной деятельности. В самом начале занятия, с помощью логических заданий, («Когда это бывает?», «Что лишнее и почему?», «Кто кем будет?»), вместе с ребенком определяем тему индивидуального занятия (согласно блоку). Это позволяет направить внимание ребенка на решение учебных задач, приучить его планировать свою деятельность. Стараюсь ставить перед ребенком познавательные задачи в каждой части индивидуального занятия, указывая, что он уже знает, умеет делать и чему должен научиться. Во время работы с детьми опираюсь на ранее усвоенные знания. Ребенок выполняет задания под моим контролем, используя наглядный материал (иллюстрации, набор картинок, муляжи, натуральные предметы, игрушки). Работа ребенка завершается проверкой задания, выводами. Я помогаю ребенку осмыслить материал на основе сравнения, выделения существенных и второстепенных признаков, побуждаю искать разные способы решения, поощряю инициативу, самостоятельность, подвожу его к обобщению. Во время индивидуальных занятий использую наглядные пособия. Выполнение многих заданий: зрительных диктантов (срисовывание по клеточкам, дорисуй предмет, раскрась по образцу), задач геометрического содержания – основываются полностью на действиях, контролируемых наличием образца. Побуждаю ребенка привлекать наглядность для доказательства отдельных положений, самостоятельно находить и применять те или иные способы наглядного доказательства. Таким образом, ребенок учится, как обобщать, так и конкретизировать.

Большое значение, во время индивидуальных занятий уделяю словесным указаниям, устным упражнениям, играм, при этом опираюсь на ранее полученные детьми представления. Также уделяю внимание формированию умения предварительно планировать содержание и ход выполнения заданий. Ребенок выполняет определенные действия в уме, мысленно обдумывает ход решения. Использую прием активизации мышления, побуждение задавать вопросы друг другу. Ребенок учится объяснять, рассуждать, доказывать, давать развернутые ответы. Выполнив задание, он каждый раз рассказывает, что сделал, как делал, что получилось в результате. Я постоянно контролирую ход усвоения знаний, умений и навыков ребенком. Это позволяет мне судить о том, как ребенок понял, усвоил материал. Не спешу давать ребенку новый материал, а даю возможность как можно лучше разобраться в изученном. Постепенно увеличиваю объем полученных заданий. Выполняя их, ребенку приходиться ориентироваться на все большее число признаков и выполнять все большее количество действий. На индивидуальных занятиях использую упражнения, которые несут большую учебную нагрузку, такие как, срисовывание, дорисовывание недостающих частей предмета. Рисование предметов и контуров в зеркальном отображении, рисование на слух. При этом ребенок приучается работать сосредоточенно, уплотненно развивается его работоспособность.

Во время занятия создаю и поддерживаю у ребенка радостное настроение. Укрепляю их веру в себя, хвалю, глажу по голове. Эмоционально и искренно радуюсь малейшему успеху, предлагаю порадоваться за себя. Именно, поэтому на занятиях часто предлагаю похлопать в ладоши после правильного выполнения задания. Большое внимание такому приему обучения, как «Игра в учителя»: ребенок становиться «учителем» и задает вопросы, проводит игры, упражнения; затем контролирует и оценивает выполнения задания. В конце работы побуждаю ребенка рассказать о том, что он узнал, чему научился, что удалось, что не удалось, над чем надо поработать. Это способствует развитию у ребенка самоконтроля, умения правильно оценивать свои знания и действия. Приучаю ребенка быть внимательным на занятиях, действовать только в соответствии указаний дефектолога, находить и исправлять, как свои, так и ошибки дефектолога. Ребенок учится правильно сидеть, поднимать руку, вести себя сдержанно.

Таким образом, для успешной организации и осуществления учебно – позновательной деятельности детей с ЗПР использую следующие методы обучения.

Методы: словесный, наглядный, индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический, частично – поисковый, репродуктивный, работа под руководством дефектолога, самостоятельная работа, контроль и самоконтроль. Особое внимание уделяю методам стимулирования учебной деятельности: дидактические игры, занимательные задания, игры – инсценировки, поощрения и порицания.

На занятиях использую разнообразный демонстрационный материал, иллюстрации из книг, дидактические игры, муляжи, игрушки, натуральные предметы в соответствии с заданной темой. Весь наглядный недостающий материал изготовляю сама.

Много внимания уделяю подготовке детей к школе. Их первые оценки – это и оценка моей работы. Я поддерживаю связи с моими бывшими воспитанниками. Они часто звонят и приходят в гости в детский сад, делятся своими успехами. Некоторые учатся в общеобразовательной школе на отлично (Кирилл М., Ваня Б.) некоторые в специальной школе достигли хороших результатов (Маша С., Вова Х., Дима З.). я считаю, что только совместная работа дефектолога, воспитателей и родителей, направленная на всестороннее развитие ребенка с ЗПР, позволит получить высокие результаты.

Организация всей работы по созданию необходимых условий для полноценного физического и психического развития детей с ЗПР принадлежит всему педагогическому коллективу. Между всеми специалистами (дефектологом, логопедом, психологом, и муз. руководителем, социальным педагогом, воспитателем и т. д.) установлена тесная связь.

Например, с музыкальным руководителем были организованны и проведены вечера развлечений: «Теремок» для кукольного театра (по мотивам произведений С. Я. Маршака); «Встреча с клоунами», «Путешествие в страну «Математика»

Также заведены тетради взаимосвязи, где учитываются все нюансы работы, проводятся консилиумы.

Особая роль в деле познавательного развития ребенка принадлежит родителям. Без их помощи и поддержки все усилия педагогов не достигнут желаемого результата, поэтому важно заинтересовать родителей в развитии ребенка, научить их искренне радоваться самому маленькому его успеху. Я заметила, не всегда родители обладают должным уровнем педагогических знаний, они часто спонтанно относятся к процессу воспитания своих детей, с проблемами. Поэтому этому моменту я уделяю особое внимание. На первом сентябрьском собрании я знакомлю родителей с особенностями развития детей с ЗПР, даю рекомендации, как работать над каждым разделом программы, рекомендую завести тетрадь домашних заданий, чтобы работа по обучению детей стала совместной: дефектолог обучает детей на занятиях, а родители закрепляют пройденный материал дома. Особое внимание уделяю открытым просмотрам, часто приглашаю родителей посмотреть занятие, обсудить его. Объясняю родителям важную роль в том, что программные задачи в основном будут реализовываться в дошкольном учреждении, но представления детей необходимо подкреплять. Поэтому рассчитать на успех воспитания может только тот, кто будет помогать своим детям дома.

Регулярно беседую с родителями, отвечаю на волнующие их вопросы, также провожу консультации по темам: «Проблемы «трудных» детей», «Как помочь ребенку с ЗПР», «Требования, которые предъявляет школа ребенку с ЗПР».

Активно использую в своей работе анкетирование («Мой ребенок и его индивидуальные особенности» «Интеллектуальное развитие ребенка»), семинары – практикумы, например, «Развитие психических функций».

Регулярно помещаю на «Информационный стенд для родителей» памятки, рекомендации.

Работая с детьми с ЗПР, я убедилась, что нужно регулярно повышать и совершенствовать свой педагогический уровень. Нужно самостоятельно читать, наблюдать, сопоставлять, анализировать, расширять свой кругозор, интеллект. Как можно больше общаться с коллегами, изучать их практический опыт. Обмениваться информацией.

В 2008 году на базе Краевой экспериментальной площадке детского сада № 6 «Золотой ключик» было издано методическое пособие, где обобщен мой опыт работы по теме «Ранняя коррекционная помощь детям с задержкой психического развития». Так же моя публикация «Специфика организации предметно-развивающей среды в групповой комнате для тетей с задержкой психического развития» была помещена в методическое пособие «Ранняя коррекционная помощь детям с проблемами в развитии».

Не последнюю роль играет доброжелательность и умение расположить к себе окружающих.доброта и милосердие должны быть присущи любому человеку, а тем более педагогу. Без этих качеств работать с детьми, имеющими проблемы в развитии невозможно. Доброта педагога, я считаю, заключается в том, чтобы с готовностью помогать ребенку, осваивать мир. Я стремлюсь к тому,  чтобы дети с ЗПР вспоминали о днях, проведенных в детском саду, как о самой счастливой поре жизни.

Вывод. Проведенное мною обучение старших дошкольников с ЗПР, в процессе индивидуальной работы по развитию мыслительной деятельности способствовала эффективному освоению детьми таких действий, как сравнение, обобщение, анализ, синтез.

В результате работы у детей повысился уровень познавательной и мыслительной деятельности, улучшилась память, внимание стало более устойчивым, активизировался пассивный и активный словарь. Дети стали общительными и организованными, что свидетельствует о правильно организованной коррекционно – развивающей деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие интеллекта у детей с задержкой психического развития в процессе индивидуальных занятий

Актуальность. В данное время внимание многих специалистов из областей педагогики, психологии и медицины привлекают дети с не сильно выраженными основами интеллектуальной недостаточности, которая наиболее заметно начинает бросаться в глаза, когда дети поступают в общеобразовательные школы. Поэтому проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой  и  актуальной  на сегодняшний день. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. На сегодняшний день еще не достаточно организованна система педагогической коррекции задержки психического развития средствами дошкольного воспитания, отсутствует программное обеспечение для работы с детьми данной категории. Делаются первые шаги по организации коррекционно-педагогической работы дошкольников в условиях диагностических групп (Ульенкова У.В. Борякова Н.Ю.) В связи с этим во многих дошкольных учреждениях компенсирующего вида проводится экспериментальная работа по созданию системы коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР.

Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с ЗПР»: количество дошкольников составляет 25% Задержка психического  развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного  отставания в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных волевых). Это не клиническая форма, а  замедленный темп в развитии. Основной причиной их неуспеваемости и отклонении в поведении являются  небольшие органические поражения в головном мозге. В связи с этим, такие психические функции, как речь, мышление, восприятие, память, внимание и т.п. формируются не только позже, но и несколько иначе.

Анализируя имеющуюся литературу по этому вопросу, как отечественную, так и зарубежную, можно выделить  несколько разных подходов к проблеме изучения и обучения детей с ЗПР. В подходе отечественных дефектологов к задержке темпа психического развития учитываются разные аспекты этой проблемы. Оно характеризуется отставанием в развитии психической деятельности ребенка

В своих исследованиях П.И.Зинченко и А.А.Смирнова определяют, что существенное место в структуре дефекта принадлежит нарушениям памяти.

Исследование Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьева посвящены  рассмотрению особенностей двух ранних форм мышления. Ученые указывают на недоразвитие у данных детей познавательной деятельности. В исследованиях Б.Г.Ананьева констатировалась сниженная продуктивность детей с ЗПР, проявляющаяся в различных видах психической деятельности: в процессах восприятия, запоминания, мышления. несмотря на  многочисленные исследования в данной области практический материал отсутствует. Не разработана система работы с детьми, имеющими…. Педагоги ДОУ испытыва ют затруднения в организации и нгдивидцуальной работы с такими детьми….

Не разработаны критерии оценки уровня равития психическихпроцессов детей, имеющих…

Таким образом, как показывает исследование ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: дефектологов, психологов, психиатров, психоневрологов, логопедов, воспитателей. Но в настоящее время ….

Системный анализ личности ребенка  дает возможность не просто выявить отдельные проявления нарушений  психического развития, но и вскрыть  причины их появления, определить наиболее эффективные пути их коррекции.

Чтобы помощь детям с ЗПР оказалась в правильном направлении очень важно провести тщательное обследование детей. При обследовагнии следует использовать следующие методики:  методики:  Е.С.Стребелевой «Цветные кубики», «Спрячь мышку», «Подбери пару», «Сложи узор» (для выявления уровня восприятия). Для определения уровня памяти, быстроты запоминания, точности и быстроты воспроизведения вводить тестовые задания: рассказывание стихотворений, сказок, загадывание загадок и т.д. «Шесть картинок», «Заучивание 10 слов» (А.Р.Лурия), методики «Четвертый лишний», «Разложи по группам»,  «Сравни предметы», «Нелепицы», «Что сначала, что потом?»  способствуют выявлению умений детей выполнять мыслительные операции (анализ, синтез,  обобщение, исключение, группировка, сравнение). Во время выполнения упражнений: «Кто спрятался?», «Сравни картинки», «Найди и вычеркни» я определяю уровень внимания детей.

После завершения обследования я пришла к выводу о том, что в связи с проявлением остаточных проявлений нарушений функций  головного мозга, функциональной незрелости центральной нервной системы наиболее характерными особенностями детей с ЗПР являются: снижение работоспособности,  повышенная истощаемость,  неустойчивость внимания,  более низкий уровень восприятия, недостаточная продуктивность произвольной памяти, отставание в развитии всех форм  мышления, своеобразное поведение, низкий  навык самоконтроля,  незрелость эмоционально-волевой сферы, ограниченный запас всех сведений и представлений, бедный словарный запас, дефекты звукопроизношения.

Нарушение сенсомоторных функций у детей приводит к тому, что они даже на индивидуальных занятиях часто слушают, но не слышат, смотрят, но не видят, хотят сделать, но не могут. Учитывая эти особенности, важно понимать , что в коррекционной работе с такими детьми следует опираться на многократность повторений учебного материала, предъявляя его, как можно более разнообразно и наглядно.

Таким образом, в начале работы необходимо  распределить  детей в группы не по биологическому возрасту, а, прежде всего с учетом уровня их психофизического развития. Поэтому, в одной развивающей группе оказываются дети  разного возраста и разного уровня развития. В связи с этим дети подразделяются на подгруппы: сильную, среднюю и слабую. С детьми слабой  группы ведется индивидуальная работа, тогда, как дети из сильной и средней групп посещают подгрупповые занятия (по 4-6 человек) и лишь по мере необходимости занимаются индивидуально.

Анализируя  вышеизложенное определяется цель:

Цель: всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, интеллекта, кругозора, личностных качеств.

Для реализации данной цели определяются задачи:  следующие задачи:

Задачи:

-формирование мотивации умения, ориентированной на удовлетворение познавательных процессов;

- увеличение объема памяти;

- формирование приемов  умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогии);

- развитие вариативного мышления, фантазии ,творческих способностей;

- развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить  простейшие умозаключения;

-выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками взрослыми;

- формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результаты своих действий).

  Индивидуальные педагогические методы, приемы и средства являются важнейшим принципом коррекционной – педагогической работы с детьми с ЗПР. Основной формой воздействия на ребенка в дошкольном учреждении являются организованные занятия, где особая роль относиться к индивидуальной коррекционной работе. Индивидуальное занятие с ребенком более эффективны, потому что ребенок развивается в процессе общения с взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, взрослого и ребенка, постепенно перерастающие в сотрудничество, которое становиться необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество заключается в том, что не только взрослый стремиться передать свой опыт, но и ребенок хочет и может его усвоить. Поэтому необходимо разработать и внедрить  в свою практическую деятельность индивидуальные занятия. Одна часть индивидуальных занятий предусматривает работу по тематическим блокам, вторая предусматривает развития сенсомоторных представлений и психических процессов. Содержание индивидуальных занятий направлено на практическое закрепление умений и навыков, формируемых на занятиях.

В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности у детей с ЗПР. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, в мышлении памяти детей. Эти процессы из непроизвольных, превращаются в произвольные, всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействии ребенка и взрослого. Дефектологи, родители, педагоги – главные участники в развитии познавательных возможностей каждого ребенка.

Исходными предпосылками разработки индивидуальных занятий по развитию интеллекта является необходимость участия всех сторон воспитательного и образовательного процесса, в развитии всех психических функций у детей с ЗПР. Грамотное проведение коррекции интеллектуального развития позволяет подготовить ребенка к школе. В ходе игровых занятий развиваются: мышление, внимание, восприятие, память, речь.

Внимание. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес не разделим. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть интересны для ребенка с ЗПР. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий предполагающих удержания внимания волевым усилием. поэтому для будущих первоклассников с задержкой психического развития очень важно развития произвольного  внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости). Для этого на своих занятиях я использую следующие игры и упражнения: «Помоги найти дорогу», «Подбери половинки», «Собери парные картинки», «Покажи предмет, у которого нет пары», «Контуры каких предметов ты видишь среди точек», «Перенеси предмет в другую клетку», «Найди предмет» и др.

Память. Дефектолог должен научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти – лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание материала включенного в игровую деятельность. Поэтому я использую следующие игры и упражнения: «Рассмотри, запомни и повтори», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Чего не хватает?», «Запомни и назови», «Послушай и запомни», «Запомни и сравни» и др.

Восприятие. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте – одно из направлений умственного развития. Быстрое выделение информативных свойств, способствуют его эффективному опознанию. Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль в восприятия во владении ребенком навыками письма, чтения, счета. Для развития восприятия я использую следующие игры и упражнения: «Цвет, форма, величина», «Мозаика», «Дорисуй недостающую часть», «Срисуй», «Обведи по контуру», «Рисование на слух» и т. д.

Мышление. Мышление ребенка с ЗПР в возрасте 5-6 лет находиться на уровне его житейского опыта. Он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предметов, синтезирование различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий  в них и т. д. С этой целью я использую  игры: «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом», «Раздели на группы». Таким образом, включенные в индивидуальные занятия игры, игровые задания и упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, мышления и восприятия помогают локализовать недоразвитие конкретной психической функции и развить познавательные возможности ребенка с ЗПР. Они помогают ребенку классифицировать, сравнивать, определять последовательность событий, находить простейшие закономерности, строить умозаключения.

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной аффективной волевой сфере. Поэтому я включила в индивидуальные занятия работу по коррекции и формированию речи, которая позволяет одновременно усвоить некоторые правила грамматики. Это позволить устранить отставания в речевом развитии и предупредить школьную неуспеваемость. Специально организованные упражнения, обобщают и систематизируют знания детей, содействуют обогащению их словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитие связной речи. Направленные на развитие коммуникативной функции речи и активизации познавательной деятельности.

Исследование физиологии мозга и детской психологии показали, что ключом к развитию умственных способностей детей с ЗПР является его личный чувственный опыт. Следовательно, главное его обогащение, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение о свойствах предметов. Развивая представление о цвете, форме, величине окружающих предметах, о пространственном расположению их, о временных понятиях, необходимо иметь знания о сенсорных эталонах. Таким образом, я развиваю сенсорное представление ребенка с ЗПР, обеспечиваю получение первичных знаний и представлений об окружающем, что является основой умственного развития.

Огромное значение в развитии устной и письменной речи ребенка с ЗПР имеет развитие ручной и пальцевой моторики. Письменная речь требует сложнейших, мелких движений пальцев, теснейшим образом связанных с высшими психическими процессами. Давно доказано, что уровень развития речи детей зависит от степени развития движений пальцев рук. Поэтому я особое внимание обращаю на предоставление ребенку условий для развития его сенсомоторики, особенно мускулатуры рук и тонких движений пальцев (шнуровки, манипуляции с пуговицами, мозаикой, пальчиковая гимнастика: «Осенние листья», «Белка-продавец», «Дождик», «У Лариски-две редиски» и др.)

В каждое индивидуальное занятие я включаю динамические паузы («Часы». «пчелки», «Мы вокруг березы», «Грибы»), тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность детей (умственную, двигательную, речевую)  не выходя из учебной ситуации. Веселые стихи и считалочки для динамических пауз разучиваю с детьми заранее. Их воспитатели используют во время прогулок, в течение дня в группе для снятия напряжения и переключения на другой вид деятельности.

Таким образом, на основе выше изложенного индивидуальная работа ведется по следующим направлениям:

- развитие всех психических функций;

- развитие сенсорных представлений;

- развитие всех речевых компонентов;

- развитие графических навыков;

- развитие двигательной активности.

Индивидуальные занятия построены по комбинированному принципу, таким образом, чтобы в рамках одного занятия решалось несколько разноплановых задач развития, восприятия и обучения. С учетом дифференцированного подхода.

При обучении детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, учитываю их возрастные и специфические особенности, ведущая роль принадлежит мне,  т.е. дефектологу.

В дошкольном возрасте эмоции играли не самую важную роль в развитии личности, поэтому во время индивидуального занятия с ребенком я стараюсь создать атмосферу доброжелательности, ситуацию успеха. Это важно не только для познавательного развития ребенка с ЗПР, но и для сохранения и поддержки его здоровья, поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом. Поэтому в своей работе я использую разноуровневое обучение на основе идей А. С. Выготского о «зоне развития ребенка».

Ведущей деятельностью является иг8ровая деятельность, поэтому индивидуальные занятия я составила в системе дидактических игр, с требованиями в «зоне ближайшего развития», в процессе которых ребенок исследует проблемные ситуации, выявляет существенные признаки и отношения, соревнуется, делает «открытия».

В ходе этих игр осуществляется личностно – ориентированные воздействия взрослого с ребенком и детей между собой. Ребенок не замечает, что идет обучение – он перемещается по кабинету, работает с игрушками, картинками, мячами… Я стараюсь строить индивидуальную работу так, чтобы вся система организации занятия воспринималась ребенком, как естественное продолжение его игровой деятельности.

Проводя индивидуальное занятие, я стараюсь органически связать его отдельные части, обеспечить правильное распределение умственной нагрузки, передать виды и формы организации учебной деятельности. В самом начале занятия, с помощью логических заданий, («Когда это бывает?», «Что лишнее и почему?», «Кто кем будет?»), вместе с ребенком определяем тему индивидуального занятия (согласно блоку). Это позволяет направить внимание ребенка на решение учебных задач, приучить его планировать свою деятельность. Стараюсь ставить перед ребенком познавательные задачи в каждой части индивидуального занятия, указывая, что он уже знает, умеет делать и чему должен научиться. Во время работы с детьми опираюсь на ранее усвоенные знания. Ребенок выполняет задания под моим контролем, используя наглядный материал (иллюстрации, набор картинок, муляжи, натуральные предметы, игрушки). Работа ребенка завершается проверкой задания, выводами. Я помогаю ребенку осмыслить материал на основе сравнения, выделения существенных и второстепенных признаков, побуждаю искать разные способы решения, поощряю инициативу, самостоятельность, подвожу его к обобщению. Во время индивидуальных занятий использую наглядные пособия. Выполнение многих заданий: зрительных диктантов (срисовывание по клеточкам, дорисуй предмет, раскрась по образцу), задач геометрического содержания – основываются полностью на действиях, контролируемых наличием образца. Побуждаю ребенка привлекать наглядность для доказательства отдельных положений, самостоятельно находить и применять те или иные способы наглядного доказательства. Таким образом, ребенок учится, как обобщать, так и конкретизировать.

Большое значение, во время индивидуальных занятий уделяю словесным указаниям, устным упражнениям, играм, при этом опираюсь на ранее полученные детьми представления. Также уделяю внимание формированию умения предварительно планировать содержание и ход выполнения заданий. Ребенок выполняет определенные действия в уме, мысленно обдумывает ход решения. Использую прием активизации мышления, побуждение задавать вопросы друг другу. Ребенок учится объяснять, рассуждать, доказывать, давать развернутые ответы. Выполнив задание, он каждый раз рассказывает, что сделал, как делал, что получилось в результате. Я постоянно контролирую ход усвоения знаний, умений и навыков ребенком. Это позволяет мне судить о том, как ребенок понял, усвоил материал. Не спешу давать ребенку новый материал, а даю возможность как можно лучше разобраться в изученном. Постепенно увеличиваю объем полученных заданий. Выполняя их, ребенку приходиться ориентироваться на все большее число признаков и выполнять все большее количество действий. На индивидуальных занятиях использую упражнения, которые несут большую учебную нагрузку, такие как, срисовывание, дорисовывание недостающих частей предмета. Рисование предметов и контуров в зеркальном отображении, рисование на слух. При этом ребенок приучается работать сосредоточенно, уплотненно развивается его работоспособность.

Во время занятия создаю и поддерживаю у ребенка радостное настроение. Укрепляю их веру в себя, хвалю, глажу по голове. Эмоционально и искренно радуюсь малейшему успеху, предлагаю порадоваться за себя. Именно, поэтому на занятиях часто предлагаю похлопать в ладоши после правильного выполнения задания. Большое внимание такому приему обучения, как «Игра в учителя»: ребенок становиться «учителем» и задает вопросы, проводит игры, упражнения; затем контролирует и оценивает выполнения задания. В конце работы побуждаю ребенка рассказать о том, что он узнал, чему научился, что удалось, что не удалось, над чем надо поработать. Это способствует развитию у ребенка самоконтроля, умения правильно оценивать свои знания и действия. Приучаю ребенка быть внимательным на занятиях, действовать только в соответствии указаний дефектолога, находить и исправлять, как свои, так и ошибки дефектолога. Ребенок учится правильно сидеть, поднимать руку, вести себя сдержанно.

Таким образом, для успешной организации и осуществления учебно – позновательной деятельности детей с ЗПР использую следующие методы обучения.

Методы: словесный, наглядный, индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический, частично – поисковый, репродуктивный, работа под руководством дефектолога, самостоятельная работа, контроль и самоконтроль. Особое внимание уделяю методам стимулирования учебной деятельности: дидактические игры, занимательные задания, игры – инсценировки, поощрения и порицания.

На занятиях использую разнообразный демонстрационный материал, иллюстрации из книг, дидактические игры, муляжи, игрушки, натуральные предметы в соответствии с заданной темой. Весь наглядный недостающий материал изготовляю сама.

Много внимания уделяю подготовке детей к школе. Их первые оценки – это и оценка моей работы. Я поддерживаю связи с моими бывшими воспитанниками. Они часто звонят и приходят в гости в детский сад, делятся своими успехами. Некоторые учатся в общеобразовательной школе на отлично (Кирилл М., Ваня Б.) некоторые в специальной школе достигли хороших результатов (Маша С., Вова Х., Дима З.). я считаю, что только совместная работа дефектолога, воспитателей и родителей, направленная на всестороннее развитие ребенка с ЗПР, позволит получить высокие результаты.

Организация всей работы по созданию необходимых условий для полноценного физического и психического развития детей с ЗПР принадлежит всему педагогическому коллективу. Между всеми специалистами (дефектологом, логопедом, психологом, и муз. руководителем, социальным педагогом, воспитателем и т. д.) установлена тесная связь.

Например, с музыкальным руководителем были организованны и проведены вечера развлечений: «Теремок» для кукольного театра (по мотивам произведений С. Я. Маршака); «Встреча с клоунами», «Путешествие в страну «Математика»

Также заведены тетради взаимосвязи, где учитываются все нюансы работы, проводятся консилиумы.

Особая роль в деле познавательного развития ребенка принадлежит родителям. Без их помощи и поддержки все усилия педагогов не достигнут желаемого результата, поэтому важно заинтересовать родителей в развитии ребенка, научить их искренне радоваться самому маленькому его успеху. Я заметила, не всегда родители обладают должным уровнем педагогических знаний, они часто спонтанно относятся к процессу воспитания своих детей, с проблемами. Поэтому этому моменту я уделяю особое внимание. На первом сентябрьском собрании я знакомлю родителей с особенностями развития детей с ЗПР, даю рекомендации, как работать над каждым разделом программы, рекомендую завести тетрадь домашних заданий, чтобы работа по обучению детей стала совместной: дефектолог обучает детей на занятиях, а родители закрепляют пройденный материал дома. Особое внимание уделяю открытым просмотрам, часто приглашаю родителей посмотреть занятие, обсудить его. Объясняю родителям важную роль в том, что программные задачи в основном будут реализовываться в дошкольном учреждении, но представления детей необходимо подкреплять. Поэтому рассчитать на успех воспитания может только тот, кто будет помогать своим детям дома.

Регулярно беседую с родителями, отвечаю на волнующие их вопросы, также провожу консультации по темам: «Проблемы «трудных» детей», «Как помочь ребенку с ЗПР», «Требования, которые предъявляет школа ребенку с ЗПР».

Активно использую в своей работе анкетирование («Мой ребенок и его индивидуальные особенности» «Интеллектуальное развитие ребенка»), семинары – практикумы, например, «Развитие психических функций».

Регулярно помещаю на «Информационный стенд для родителей» памятки, рекомендации.

Работая с детьми с ЗПР, я убедилась, что нужно регулярно повышать и совершенствовать свой педагогический уровень. Нужно самостоятельно читать, наблюдать, сопоставлять, анализировать, расширять свой кругозор, интеллект. Как можно больше общаться с коллегами, изучать их практический опыт. Обмениваться информацией.

В 2008 году на базе Краевой экспериментальной площадке детского сада № 6 «Золотой ключик» было издано методическое пособие, где обобщен мой опыт работы по теме «Ранняя коррекционная помощь детям с задержкой психического развития». Так же моя публикация «Специфика организации предметно-развивающей среды в групповой комнате для тетей с задержкой психического развития» была помещена в методическое пособие «Ранняя коррекционная помощь детям с проблемами в развитии».

Не последнюю роль играет доброжелательность и умение расположить к себе окружающих.доброта и милосердие должны быть присущи любому человеку, а тем более педагогу. Без этих качеств работать с детьми, имеющими проблемы в развитии невозможно. Доброта педагога, я считаю, заключается в том, чтобы с готовностью помогать ребенку, осваивать мир. Я стремлюсь к тому,  чтобы дети с ЗПР вспоминали о днях, проведенных в детском саду, как о самой счастливой поре жизни.

Вывод. Проведенное мною обучение старших дошкольников с ЗПР, в процессе индивидуальной работы по развитию мыслительной деятельности способствовала эффективному освоению детьми таких действий, как сравнение, обобщение, анализ, синтез.

В результате работы у детей повысился уровень познавательной и мыслительной деятельности, улучшилась память, внимание стало более устойчивым, активизировался пассивный и активный словарь. Дети стали общительными и организованными, что свидетельствует о правильно организованной коррекционно – развивающей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития    Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)  является одной и...

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития

Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)  является одной из наиболее важных и актуальных  проблем коррекционной педагогики  и психологии...

Развитие памяти у детей с задержкой психического развития .

Раскрыты основные проблемы развития памяти у детей с задержкой памяти, особенности развития детей....

Информация об опыте работы "Развитие умственных способностей детей с задержкой психического развития средствами оздоровления"

Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление труднос...

Особенности коррекционной работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития

Специфика содержания и методов работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития....

Статья "Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития".

В статье описывается об особенностях развития  памяти удетей с ЗПР. Представлены игры для развития тактильной, двигательной, зрительной, слухо-речевой памяти....

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Познавательно-исследовательская деятельность (Ознакомление с окружающим + развитие речи)

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития.Познавательно-исследовательская деятельность (Ознакомление с окружающим + развитие...