Особенности коррекционной работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития
консультация по логопедии на тему

Караваева Наталья Анатольевна

Специфика содержания и методов работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности коррекционной работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития

Специфику содержания и методов логопедической работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития определяет целый ряд особенностей:

1. Возрастные, характерологические особенности дошкольников с ЗПР, их эмоциональная пассивность предусматривают проведение с ними подготовительных занятий с введением увлекательных для ребенка игровых ситуаций, направленных на создание положительного и заинтересованного отношения к занятиям, желания заниматься и поддерживать активный речевой и эмоциональный контакт с логопедом.

2. Присущая детям с ЗПР сниженная познавательная активность определяет необходимость использования на логопедических занятиях тех видов заданий, при осуществлении которых она достаточна высока. По данным Н. А. Менчинской, А. Н. Цымбалюк, побуждающими к познавательной активности детей с ЗПР являются перцептивные процессы. Это требует применения в процессе логопедической работы достаточно большого количества наглядного материала.

3. Для детей с ЗПР характерны повышенная утомляемость и истощаемость психических процессов, неспособность к волевому и психическому напряжению, отказ от деятельности в случае неудач при выполнении заданий. В связи с этим дошкольникам с ЗПР рекомендуется предлагать доступные по сложности и объему задания, не требующие длительного умственного напряжения и протекающие в условиях частого переключения на практическую деятельность.

 4. Нарушение целенаправленности и произвольности действий у детей с ЗПР связано с несформированностью регулирующей функции речи (В. И. Лубовский). С целью усиления речевого контроля за точностью выполнения заданий у дошкольников с ЗПР необходимо использовать речевое планирование деятельности, выполнение заданий под комментарий логопеда либо в сочетании с собственной речью ребенка, заключительный анализ итогов работы.

5. Для дошкольников с ЗПР характерно нарушение смыслообразующей функции. При осуществлении ими сознательно регулируемой деятельности необходимо развивать смысловую иерархию действий, т. е. для достижения заданной цели им требуется активная ориентировка в задании.

6. Учет специфики познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР, в связи с этим в процессе специально организованных игровых упражнений осуществляется коррекционное воздействие, направленное на развитие:

  • слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти;
  • слухо-двигательного, слухо-зрительного, зрительно-двигательного взаимодействия;
  • мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.


Автор программы для дошкольников «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» (С.Г. Шевченко) важнейшую цель курса видит в расширении и систематизации знаний и представлений детей с ЗПР об окружающем мире с опорой на жизненный опыт ребенка. Ребенок знакомится с целостной картиной мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления коррекционной работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития

Данный материал предназначен для воспитателей групп компенсирующей направленности, поможет им скоординировать коррекционную работу в группе  для детей с трудностями в обучении....

Основные направления коррекционной работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью ...

Презентация на тему: Особенности коррекционной работы воспитателей в группе для детей с задержкой психического развития. Взаимодействие со специалистами.

В презентации дана краткая характеристика типов ЗПР, даны рекомендации как проводить коррекционную работу воспитателям группы во время непосредственной организованной образовательной деятель...

Коррекционная программа по развитию внимания у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Комплекс игр и динамических пауз по развитию внимания у детей, имеющих задержку психического развития....

Методика работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития.

Методика работы по развитию  лексики у детей с задержкой психического развития....

Консультация: "Методика работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития"

Методика работы по развитию  лексики у детей с задержкой психического развития...