«Особенности проведения коррекционно-развивающих занятий в группах для детей с задержкой психического развития»
консультация по коррекционной педагогике

Решетникова Анастасия Владимировна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_sbornik.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

 «Особенности проведения коррекционно-развивающих занятий в группах для детей с задержкой психического развития»

По данным Министерства образования Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35 % обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе детского сада. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2—2,5 раза, достигнув 30 % и более. Особое место среди таких детей занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Одна из основных задач коррекционно-развивающего воспитания и обучения — подготовка детей к школе на занятиях.

Занятия с детьми проводятся в соответствии с учебным планом в первой половине дня. Помимо фронтальных занятий (по группам), проводятся индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия. Подгруппы организуются на основе комплексной диагностики с учетом актуального уровня развития детей и имеют подвижный состав. В начале учебного года специальное время отводится для обследования детей. Выявляются индивидуальные особенности дошкольников, уровень их развития, усвоение программы за предыдущий период воспитания и обучения. Результаты обследования служат основанием для выделения подгрупп и адаптации программного материала.

Структура занятия с детьми с ЗПР ничем не отличается от структуры занятий в общеобразовательных группах:

  1. Начало занятия (2-3 минуты) (организационный момент, приветствие).

Цель этого этапа – включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятии,  приветствие. Здесь же могут быть использованы упражнения на концентрацию внимания, игры на сплочение коллектива.

  1. Основная часть (15-25 минут в зависимости от возраста детей).

Этот этап включает в себя: повторение пройденного материала, объяснение нового, закрепление. Выполнение поставленных задач, с учётом здоровьесберегающих методов обучения. В этой части занятия проводится динамическая пауза, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика и (или) физкультминутка (2-4 минуты).

  1. Окончание занятия (1-2 минуты). В этой части занятия проходит подведение итогов, создание предпосылок к дальнейшим занятиям, оценка результатов, рефлексия, самооценка, поощрения, прощание.

В отличии от структуры занятия с детьми с ЗПР, его подготовка и проведение имеет ряд особенностей.

Условно коррекционно-развивающую работу можно разделить на три этапа. На первом этапе воздействия основные усилия педагога направлены на формирование мотивации к обучению. Её можно увеличить, если занятия проводятся в виде поиска пропавшей экспедиции, путешествия на подводной лодке или воздушном шаре вокруг света и т.д.  В связи с этим появляется необходимость более частого (в сравнении с общеобразовательными группами) использования сюрпризных моментов в структуре занятий.

Ещё одна особенность заключается в том, что проводя фронтальные и подгрупповые занятия, педагог постоянно сталкивается с тем, что каждый ребенок требует индивидуального подхода, что не всегда является возможным.  В таких случаях необходимо организовывать взаимодействие детей таким образом, чтобы более сильный в чем-то ребенок мог помочь более слабому. Это повышает «ответственность» детей за результаты обучения.

На втором этапе коррекционно-педагогической работы усилия педагога на занятиях направлены на коррекцию основных нарушений, на развитие способностей детей и на умение организовать поведение.  Для этого в занятие включается необходимое количество упражнений на развитие психических функций (памяти, восприятия, мышления и др.).  Эти упражнения отрабатываются на основе формирования одного понятия для развития таких свойств внимания, как переключаемость и распределение.

На третьем этапе основные усилия педагога на занятиях направлены на обобщение и закрепление достигнутых результатов. Особое внимание должно уделяться практическому применению усвоенных умений и навыков, развитию самообучаемости и самостоятельности ребенка в решении возникающих затруднений.

В качестве примера предлагаю занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе для детей с ЗПР «В деревню к бабушке»

Задачи:

Закреплять и систематизировать знания детей об овощах и фруктах;  развивать познавательный интерес и познавательные способности, речь, мышление, память, внимание и восприятие; воспитывать нравственные качества личности.

Демонстрационный материал: плакаты с изображением сада и огорода, письмо от бабушки.

Раздаточный материал: листы с изображением банки, разрезные картинки фруктов, корзинки с 4-мя предметами (3 фрукта и 1 овощ, 3 овоща и 1 фрукт), трафареты овощей и фруктов.

Ход занятия:

  1. Организационный момент (2-3 минуты)

- Педагог сообщает детям, что пришло письмо от бабушки Миши, которая живет в деревне. В письме бабушка  приглашает детей приехать к ней в гости и помочь с уборкой урожая.

- Дети вспоминают, что в деревне у бабушки есть огород, в котором растут овощи и сад, в котором растут фрукты.

2. Основная часть (20 минут)

- Д/и «Четвертый лишний». У каждого ребенка корзинка с фруктами и овощами. Им необходимо выделить лишний предмет, убрать его из корзинки, назвать обобщающее название остальных предметов и отнести корзинку к плакату с садом или огородом.

- Обводка и штриховка. Каждому ребенку раздается лист с изображением банки и трафарет овоща или фрукта. Помогаем бабушке консервировать: обводим трафареты внутри банки, располагая их рядом друг с другом. Заштриховываем их соответствующим цветом.

- Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим…»

- Разрезные картинки. Детям раздаются разрезанные на 6-8 частей картинки с изображением фруктов и овощей. Необходимо сложить картинку, назвать её и составить небольшой описательный рассказ по опорным картинкам.

- Физкультминутка «Компот»

- Словесная игра с мячом «Большой - маленький». Дети встают в круг, педагог стоит в центре круга, бросает мяч ребенку со словами: «большой фрукт», «маленький фрукт», «большой овощ» или «маленький овощ». Дети бросают мяч педагогу, произнося названия овощей и фруктов: «огурец»,  «помидорчик», «яблоко», «бананчик» и т.д.

- Д/и «Вспомни что было». Детям предлагается вспомнить, что лежало в его корзине в начале занятия, найти и показать её.

3. Подведение итогов (1-2 минуты).

- Вспомнить к кому в гости мы ездили, что делали.  Спросить у детей, понравилось ли занятие, что запомнилось больше всего, что получилось, какие вопросы необходимо повторить.

- Положительная оценка работы каждого ребёнка.

Используемая литература:

  1. С.Г.Шевченко  Подготовка к школе детей с задержкой психического развития, книга I, II, Москва, «Школьная пресса», 2004
  2. Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, Н.П.Слободякин Коррекционно-развивающие занятия в детском саду, Москва, Творческий центр «Сфера», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в средней группе для детей с задержкой психического развития на тему: составление рассказа по картине "Аккуратный митя"

Занятие составлено для детей средней группы с ЗПР. В основу разработки занятия вошел метод наглядного моделирования. К занятию прилагается картина "Аккуратный Митя, также схемы предложений к картине....

Презентация на тему: Особенности коррекционной работы воспитателей в группе для детей с задержкой психического развития. Взаимодействие со специалистами.

В презентации дана краткая характеристика типов ЗПР, даны рекомендации как проводить коррекционную работу воспитателям группы во время непосредственной организованной образовательной деятель...

План проведения «Школы эффективного родителя» в группе для детей с задержкой психического развития

План проведения «Школы эффективного родителя»   в группе для детей с задержкой психического развития...

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Познавательно-исследовательская деятельность (Ознакомление с окружающим + развитие речи)

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития.Познавательно-исследовательская деятельность (Ознакомление с окружающим + развитие...

Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"

Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В настоящее время в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) «создан ряд теоретических положений о способах исправления нарушенных психомоторных функций, ...