Интерактивные методики обучения детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике
Интерактивные методики обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) направлены на создание условий, способствующих активному вовлечению учащихся в образовательный процесс, стимулированию их познавательной активности и социальной адаптации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивные методики обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) направлены на создание условий, способствующих активному вовлечению учащихся в образовательный процесс, стимулированию их познавательной активности и социальной адаптации. Вот несколько примеров таких методик:
Метод проектов
Этот метод предполагает работу над созданием какого-либо продукта — будь то рисунок, поделка, презентация или исследование. Проекты могут выполняться индивидуально или коллективно, что способствует развитию социальных навыков и умения работать в команде. Для детей с ОВЗ проектная деятельность особенно важна, поскольку она позволяет учитывать их индивидуальные интересы и способности.
Пример проекта: Создание модели города будущего с использованием подручных материалов (бумаги, картона, пластилина).
Игровая методика
Игра является одним из основных способов познания мира для детей, особенно младших возрастов. Игры могут использоваться для развития моторики, координации движений, внимания, памяти и других важных навыков. В игровой форме можно также решать задачи обучения чтению, письму, математике и другим предметам.
Пример игры: Игра "Кто быстрее?" на развитие скорости реакции и концентрации внимания. Дети должны быстро находить предметы определенного цвета или формы среди множества других.
Кейс-методика
Эта методика заключается в анализе конкретных жизненных ситуаций (кейсов), связанных с различными аспектами жизнедеятельности. Она помогает развивать критическое мышление, умение принимать решения и прогнозировать последствия своих действий. Кейсы могут быть адаптированы под уровень понимания и интересы детей с ОВЗ.
Пример кейса: Ситуация, когда ребенок сталкивается с выбором между помощью другу и выполнением домашнего задания. Как поступить?
Методы арт-терапии
Арт-терапия включает использование искусства (живопись, скульптура, музыка, театр) для выражения эмоций, снятия стресса и улучшения психоэмоционального состояния. Эти методы эффективны для детей с различными видами нарушений, включая аутизм, задержку психического развития и другие.
Пример занятия: Рисование пальцами на большом листе бумаги под музыку. Ребенок выражает свои эмоции через краски и движения.
Социально-ролевые игры
Эти игры помогают детям лучше понимать социальные роли и нормы поведения в обществе. Они учат взаимодействовать с окружающими, развивают эмпатию и способность к сотрудничеству.
Пример игры: Ролевая игра "Магазин". Один ребенок играет продавца, другой покупателя. Они обмениваются репликами, имитируя реальные ситуации общения.
Использование информационных технологий
Современные информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуального подхода к обучению детей с ОВЗ. Программы и приложения могут быть настроены под конкретные потребности ученика, учитывая его физические и интеллектуальные особенности.
Пример: Специальные компьютерные программы для обучения грамоте, математике или иностранным языкам, разработанные с учетом потребностей детей с нарушениями слуха, зрения или двигательных функций.
Элементы театрализации
Театризация помогает детям развивать творческие способности, улучшает речь и дикцию, развивает уверенность в себе. Театральные постановки могут включать элементы пантомимы, кукольного театра, теневого театра и др.
Пример: Постановка сказки "Колобок" с участием всех учеников класса. Каждый ребенок получает свою роль, даже если она ограничивается простым жестом или звуком.
Сенсорная интеграция
Эта методика направлена на развитие восприятия окружающей среды через органы чувств (зрение, слух, осязание, вкус, запах). Сенсорные упражнения способствуют улучшению координации движений, снижению тревожности и повышению общего уровня комфорта ребенка.
Пример: Занятие с использованием сенсорных коробок, наполненных разными материалами (песок, вода, крупы, ткани). Ребенку предлагается исследовать содержимое коробки руками, глазами, ушами.
Песочная терапия
Работа с песком оказывает успокаивающее воздействие, стимулирует фантазию и креативность. Песочные картины могут служить средством самовыражения и коммуникации для детей, испытывающих трудности в вербальном общении.
Пример: Создание пейзажа на песке с использованием миниатюрных фигурок животных, деревьев, домов. Ребенок рассказывает историю, связанную с созданной картиной.
Коммуникативные карточки (PECS)
Система альтернативной коммуникации PECS (Picture Exchange Communication System) используется для обучения детей с аутизмом и другими нарушениями речи. Карточки с изображениями предметов и действий помогают ребенку выразить свои желания и потребности.
Пример: Ребенок показывает карточку с изображением яблока, чтобы попросить еду.
Эти методики помогают сделать процесс обучения более интересным и продуктивным для детей с ОВЗ, обеспечивая индивидуальный подход и создавая условия для успешной интеграции в общество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод объединение "Методика обучение детей раннего возраста слушанию и рассказыванию художественных произведений"
Методика обучения детей слушанию рассказывания художественных произведений...

Выступление на педагогическом совете "Методика обучения детей работе по картинам"
Методические рекомендации по проведению нескольких видов занятий с картинным материалом....

методические рекомендации "Методика обучения детей в старшем дошкольном возрасте игры в баскетбол"
В этом материале показано, как можно научить детей в старшем дошкольном возрасте играть в баскетбол по упрощённым правилам...

Загадки и речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности способству...

Играем вместе. Методика обучения детей раннего возраста упражнениям и играм с мячом (как и любому физическому упражнению) имеет свои особенности, которые заключаются в том, что в обучении преимущественно используются игровые приемы.
Учимся играть вместе.Как же научить малыша ловкости и умелости в играх с мячом. Методика обучения детей раннего возраста упражнениям и играм с мячом (как и любому физическому упраж...

Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы страховки) - подсказки для инструктора
Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы стр...

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формир...
