Коррекционно-образовательная программа деятельности учителя-логопеда для дошкольников с ЗПР комбинированной направленности.
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)

Марина Александровна Гончарова

Коррекционно-образовательная программа деятельности учителя-логопеда для дошкольников с ЗПР комбинированной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_uchitelya-logopeda_goncharova_m.a.docx112.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21 «Золотой ключик»» комбинированного вида»

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Председатель ППк Заведующая МБДОУ № 21

МБДОУ№21 «Золотой ключик» «Золотой ключик» Приказом № _ от ___С.В.Низсковских ___________ М.Н.Ни

« »________2024г «___»__________2025г

.

Рабочая программа

коррекционной–образовательной деятельности учителя- логопеда

для дошкольников с ЗПР комбинированной направленности

на 2024-2025учебный год

Составила: учитель- логопед

Гончарова М.А

г. Шарыпово, 2024

Содержание рабочей программы учителя - логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

страница

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка (цель, задачи, )

  1. Характеристика воспитанников с ЗПР на учебный год

  1. Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

  1. Содержательный раздел

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда по образовательным областям

#1054;О «Социально-коммуникативное развитие»

#1054;О «Познавательное развитие»

ОО «Речевое развитие»

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

ОО «Физическое развитие»

Взаимодействие педагогического коллектива с родителями (законными представителями) обучающихся

Взаимодействие с социальными партнёрами

Мероприятия по реализации программы воспитания ДОУ

III. Организационный раздел.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка с ЗПР

Организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете учителя-логопеда и в группе

Учебный план

Циклограмма работы учителя-логопеда

Комплексно-тематическое планирование

Режим дня

IV. Аннотация

Общие положения

Данная рабочая программа учителя-логопеда составлена в соответствии с АОП ДО для детей с ЗПР МБДОУ № 21 «Золотой ключик», в основе которой лежит ФАОП ДО (Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приказ № 1022 от 24 ноября 2022 г., зарегистрирована 27 января 2023 г.).

Пункт 4 гл. 1 ФАОП ДО регламентирует рамочный и модульный характер содержания адаптированных программ. Структура рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.

Содержание работы учителя-логопеда определяется программой коррекционно-развивающей работы (далее — ПКРР) АОП ДО МБДОУ № 21 «Золотой ключик». В соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями детей с ЗПР, зачисленных в группу на данный учебный год, конкретизируется содержание коррекционно-развивающей работы в содержательном разделе данной рабочей программы.

Целевые ориентиры рабочей программы учителя-логопеда (далее — РП) максимально учитывает не только возраст ребёнка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребёнка.

РП состоит из трёх разделов: целевой, содержательный, организационный. Начинается РП с общих положений.

В целевом разделе описаны цель, задачи РП, принципы организации коррекционно-развивающей работы, характеристика воспитанников с ЗПР на учебный год, планируемые результаты коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с ЗПР. В содержательном разделе описано содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда по образовательным областям, взаимодействия педагогического коллектива с родителями (законными представителями) обучающихся, с социальными партнёрами, мероприятий по реализации программы воспитания ДОУ.

В организацион6ном разделе дано описание психолого-педагогических условий, обеспечивающих развития ребёнка с ЗПР, организаций развивающей предметно-пространственной среды в кабинете учителя-логопеда и в группе, приводится учебный план, циклограмма учителя-логопеда, комплексно-тематическое планирование, режим дня.

В аннотации кратко описана структура и содержание РП.

  1. Целевой раздел.

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда является составным компонентом Основной Образовательной Программы дошкольного образования для детей с 1,5 до 7 лет на 2020-2025 г.г. Данная рабочая программа разработана на основе Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Детский сад №21 «Золотой ключик» комбинированного вида» (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО);

Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4-7 лет) под. ред. Н.В. Нищевой, Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей, авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова в условиях подготовительной группы комбинированной направленности для детей с ЗПР.

- федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г., регистрационный № 72149 (далее – ФАОП ДО).

Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются нормативно-правовые документы:

‒ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

‒ Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

‒ Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» ‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»

‒ распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

‒ федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);

‒ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);

‒ Санитарные правила СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573);

‒ Устав, Программа развития МБДОУ;

Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Все части Программы являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть Программы соответствует ФАОП ДО и обеспечивает:

‒ воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами;

‒ создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;

‒ создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.

В МБДОУ функционирует разновозрастная группа для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) Возраст детей группы не является постоянным и фиксированным, так как формирование контингента происходит по результатам территориальной психолого-педагогической комиссии (ТПК) для детей с ОВЗ детьми в возрасте от 4 до 8 лет.

Характеристика воспитанников с ЗПР на учебный год

На 2023 - 2024 учебный год зачислено 15 детей ( с 5 до 6 лет — 14 детей, с 6 до 7 лет — 1 ребёнок). Все дети имеют заключения ТПМПК с рекомендациями обучения по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития. Из них: 9 мальчиков, 5 девочки. Три ребёнка второго года обучения. Восемь детей первого года обучения. Детей-инвалидов — нет.

3- детей из неполной семьи, из полной семьи, из них 7 многодетных.

Личностные и индивидуально-типологические особенности детей:

- возбудимость и трудности контроля поведения — 2 человек;

- медлительность — 1 человека;

- трудности установления контакта и избегание сверстников — 1 человек.

Нарушение речи имеют все дети, но разной степени выраженности:

ОНР1: 2человека, ОНР2- 3: 9человек , ОНР4:2человека, ,ФФНР- 0 ,

Алалия: 3человека

Характеристики обучающихся с ЗПР (детей), для которых в конце 2023 - 2024 учебного года планируется психолого-педагогический консилиум для определения

школьного маршрута (п. ФАОП ДО).

1. Характерные особенности группы А (обучающиеся с ЗПР), которым может быть рекомендована федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития вариант (вариант ) (далее — ФАОП НОО (вариант ).

Познавательная деятельность: общее интеллектуальное развитие: по уровню и структуре — приближение к возрастной норме. Познавательная активность: по общему уровню — близкая к норме, неустойчивая, поверхностная, с признаками избирательности.

Организация и продуктивность мыслительной деятельности: саморегуляция и целенаправленность: недостаточная сформированность, неустойчивость мотивационного компонента продуктивности (ослабление контроля, колебания целенаправленности). Умственная работоспособность: достаточная — при наличии адекватной внутренней (интерес) или внешней мотивации, возможна пресыщаемость в субъективно сложных видах деятельности.

Коммуникация: в условиях учебной деятельности: при понимании и способности к усвоению норм и правил коммуникации в учебной обстановке, неустойчивое их соблюдение в связи с мотивационной и личностной незрелостью, недостатками произвольной саморегуляции. Вне учебной деятельности: демонстрируют навыки спонтанной, инициативной, но недостаточно упорядоченной и поверхностной коммуникации, порождаемой преимущественно эмоциональными стимулами.

2. Характерные особенности группы В (обучающиеся с ЗПР), которым может быть рекомендована федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития вариант (вариант ) (далее — ФАОП НОО (вариант ).

Познавательная деятельность: общее интеллектуальное развитие: неравномерное по структуре, общий уровень - в границах низкой нормы или ниже нормы. Познавательная активность: сниженная, избирательная, поверхностная.

Организация и продуктивность мыслительной деятельности: саморегуляция и целенаправленность: недостаточная сформированность, неустойчивость мотивационного компонента в сочетании с «органической» деконцентрацией внимания, дефицитом произвольной активности, склонностью к аффективной дезорганизации деятельности. Умственная работоспособность: пониженная, неравномерная - в связи с неустойчивостью мотивации, сочетающейся с повышенной истощаемостью, пресыщаемостью и когнитивными затруднениями.

Коммуникация: в условиях учебной деятельности: при потенциальной способности к пониманию правил коммуникации в учебной обстановке, затрудненное и (или) неустойчивое усвоение и воспроизводство адекватных коммуникативных эталонов. Вне учебной деятельности: проявления инициативы и спонтанности в коммуникациях ограничены и носят, преимущественно, реактивный и малоконструктивный характер при обедненном репертуаре и невысоком качестве коммуникативных средств.

Обучаемость: когнитивный и мотивационный ресурсы обучаемости вариативны, но в целом ограничены. Зона ближайшего развития ребенка, входящего в данную группу, уточняется и корректируется в процессе обучения.

3. Характерные особенности группы С (обучающиеся с ЗПР), которым может быть рекомендована ФАОП НОО (вариант ) при условии индивидуализации специальных образовательных условий.

Познавательная деятельность: общее интеллектуальное развитие: по уровню и структуре — приближение к легкой умственной отсталости. Познавательная активность: сниженная, ситуационная, быстро угасающая.

Организация и продуктивность мыслительной деятельности: саморегуляция и целенаправленность: несформированность устойчивых форм саморегуляции и произвольной активности. Умственная работоспособность: низкая, неравномерная — в связи с когнитивными нарушениями, сниженной мотивацией, деконцентрацией внимания, инертностью, истощаемостью и быстрой пресыщаемостью.

Коммуникация: в условиях учебной деятельности: выраженные трудности понимания правил коммуникации, преимущественное усвоение их на уровне стереотипов, часто реализуемых без учета контекста ситуации. Вне учебной деятельности: на фоне выраженного дефицита адекватных средств как вербальной, так и невербальной коммуникации, и низкой способности к пониманию смыслов и контекстов ситуаций взаимодействия с окружающими, речевая и поведенческая активность ребенка либо резко ограничена, либо хаотична, неконтролируема и не соотносима с содержанием задач коммуникации.

Обучаемость: когнитивный и мотивационный ресурсы обучаемости существенно ограничены. Зона ближайшего развития ребенка, входящего в данную группу, определяется в процессе диагностического обучения.

#1055;ланируемые результаты коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с ЗПР старшего и подготовительного к школе возраста

Учитывая инвариантность целей АОП ДО МБДОУ № 21 «Золотой ключик», а также комплексную работу учителя-логопеда по пяти образовательным областям в разных видах детской деятельности, целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы детьми с ЗПР к 5 годам и к 7 — 8 годам, указанные в пунктах и ФАОП ДО, соответствуют планируемым результатам учителя-логопеда с детьми с ЗПР старшего и подготовительного к школе возраста.

Целевые ориентиры освоения Программы

детьми дошкольного возраста с ЗПР к 5 годам:

#1054;бразовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Проявляет готовность к общению со сверстниками и взрослыми в бытовых и организованных ситуациях.

Способен поддерживать ролевые диалоги в игре.

Соблюдать речевой этикет в различных ситуациях(может возмутиться несправедливостью, нарушение правил ,пожаловаться воспитателю)

#1054;бразовательная область «Речевое развитие»

Развитие речевого общения с педагогическим работником детьми.

Общается с окружающими людьми, родителями, педагогическими работниками, детьми.

Проявляет инициативность и самостоятельность в общении(задает вопросы, рассказывает о событиях)

Использует разнообразные конструктивные способы взаимодействия с детьми и педагогическим работником в разных видах деятельности: договаривается, обменивается предметами.

В игровой деятельности использует элементы объяснения и убеждения при сговоре на игру, разрешение конфликтов, поддерживает высказывания партнеров.

Владеет вежливыми формами речи, активно следует правилам речевого этикета.

Может изменять стиль общения с педагогическим работником или детьми в зависимости от ситуации.

Адекватно и осознанно использует невербальные средства общения: мимику, жесты, действия.

Развитие всех компонентов устной речи обучающихся.

Использует в речи слова, обозначающие название объектов природы,профессии и социального явления.

Употребляет в речи обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова.

Использует слова, передающие эмоции, настроение и состояние человека: грустит, переживает, расстроен, радуется, удивляется, испуган, боится.

Развитие грамматического строя речи.

Правильно использует предложно- падежную систему языка.

Может сделать простые грамматические обобщения, восстановить грамматическое оформление неправильно построенного высказывания. Владеет словообразными умениями.

Грамматически правильно использует в речи существительные в родительном падеже и несклоняемые существительные(пальто, кино, метро, кофе)

Развитие произносительной стороны речи.

Автоматизировано произношение всех звуков, доступна дифференциация сложных для произношения звуков.

Сформирована звуковая аналитико- синтетическая активность как предпосылка обучение грамоте.

Доступен звуковой анализ односложных слов из трёх- четырёх звуков, и двух- трёхсложных из открытых слогов и моделирование с помощью фишек звуко – слогового состава.

Дает характеристику звуков ( гласный – согласный твёрдый- согласный мягкий).

Использует в своей речи средства интонационной выразительности. Ориентируется на листе, может выполнять графические диктанты. Выполняет штриховки в разных направлениях,обводки.

#1054;бразовательная область. «Познавательное развитие»

Задаёт вопросы о предметах и явлениях окружающего мира. Может выделить существенные признаки и объяснять причину выделения. С помощью педагогического работника строят простейшие умозаключения и обобщения.

Знает навыки всех цветов спектра.

Знает названия геометрических фигуры (ромб, трапеция, куб)

Осваивает параметры величины и сравнительные степени прилагательных ( длинее-самый длинный)

Называет числа в прямом(обратном)порядке в пределах 10.

Демонстрирует своих рассуждениях и продуктах деятельности умение решать познавательные задачи, передовая основные отношения между объектами и явлениями окружающего мира с помощью художественных образов. Рассказывает о них, отвечает на вопросы, умеет устанавливать некоторые закономерности, характерные для окружающего мира.

#1054;бразовательная область. «Художественно-эстетическое развитие»

Музыкальное развитие реализуется в деятельности музыкального руководителя, но для учителя-логопеда важно, что ребенок способен петь доступные понимания песни ,может сочетать речь с движением. Художественное развитие реализуется в деятельности воспитателя.

#1054;бразовательная область. «Физическое развитие»

У ребенка развита крупная и мелкая моторика.

Движение рук достаточно координированы.

Рука подготовлена к письму.

Развита способность к пространственной организации движений,слухо-зрительно- моторной координации и чувству ритма.

  1. Развивающее оценивание качества коррекционно-

развивающей деятельности учителя-логопеда.

Необходимость педагогической диагностики достижений воспитанников и оценки качества образования регламентирована в п. ФАОП ДО, п. АОП ДО МБДОУ № 21 «Золотой ключик».

Диагностическая работа учителя-логопеда проводится по индивидуальной карте речевого развития (протокола обследования) 3раза в год — в сентябре, декабре, мае, что позволяет оценить качество КРР учителя-логопеда.

Комплексная диагностика достижений обучающихся группы проводится согласно педагогической диагностике по всем пяти образовательным областям, которая приведена в приложении к АОП ДО МБДОУ № 21 «Золотой ключик», также проводится 2 раза в год, что позволяет оценить качество образовательного процесса в группе.

  1. Содержательный раздел.

#1057;одержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда по образовательным областям

Содержание работы учителя-логопеда по пяти образовательным областям определяется программой КРР АОП ДО МБДОУ № 21 «Золотой ключик». Содержание может быть уточнено в силу личностных и индивидуальных особенностей воспитанников. В учебный план включена организованная образовательная деятельность по пяти образовательным областям:

-образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»,

-образовательная область « Познавательное развитие»

-образовательная область «Речевое развитие»

-образовательная область « Художественно – эстетическое »

-образовательная область «Физическое развитие»,

#1056;еализация ОО «Социально-коммуникативное развитие» в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Цели, задачи и содержание области «Социально-коммуникативное развитие» обучающихся с ЗПР старшего и подготовительного к школе возраста, согласно АОП ДО МБДОУ № 21 «Золотой ключик», представлены следующими разделами:

- Социализация, развитие общения, нравственное и патриотическое воспитание. Ребенок в семье и сообществе.

- Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

- Формирование основ безопасного поведения.

Реализация содержания данного раздела программы не предусмотрена у учителя-логопеда в виде отдельных занятий согласно учебному плану(учебный план приведен в п. ).

Основная цель учителя- логопеда при работе с детьми с ЗПР по реализации данных направлений работы ОО «Социально-коммуникативное развитие» - это поддерживать и совершенствовать речевые возможности детей в разных ситуациях (обучающих, игровых, бытовых), реализуя командный подход с детьми ЗПР.

Задачи ОО «Социально-коммуникативное развитие»

В работе учителя- логопеда с детьми ЗПР(реализуется разные виды деятельности, которые учитель- логопед использует на своих занятиях и в индивидуальной форме):

- закреплять умение объяснять другим детям содержание новых для них игровых действий;

- закреплять умение объяснять сверстникам возможные негативные последствия их поступков;

- закреплять умение детей использовать в рассказе о профессиях сложные речевые конструкции;

- упражнять ребенка в умении подробно рассказывать о себе и своей семье, не только называя имена родителей, но и рассказывая об их профессиональных обязанностях;

- упражнять в объяснении сверстникам порядка действий игры;

- упражнять детей называть способы самостраховки при выполнении сложных физических упражнений;

- упражнять в описании некоторых способов оказания помощи и самопомощи в опасных ситуациях;

- упражнять в умении сообщать педагогу о своем утомлении.

#1056;еализация ОО «Познавательное развитие» в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Основные цели познавательного развития детей с ЗПР согласно п. ФАОП ДО: формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.

Коррекционно-развивающая работа ведется по следующим направлениям:

  1. сенсорное развитие;
  2. развитие познавательно-исследовательской деятельности;
  3. формирование элементарных математических представлений;
  4. формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Реализация содержание данного раздела программы не предусмотрена у учителя –логопеда в виде отдельных занятий согласно учебному плану ( план приведён в п…)

Данные направления работы реализуются как часть занятий/ индивидуальной работы и используются как инструмент повышения речевой компетентности ребенка с ЗПР.

Задачи ОО « Познавательное развитие»

В работе учителя – логопеда с детьми с ЗПР( реализуется через разные виды детской деятельности, которые учитель- логопед использует на своих занятиях и в индивидульной работе)

- упражнять в назывании сенсорных эталонов ( цвет, форма, величина);

- совершенствовать знание об окружающем мире при работе с лексикой,грамматикой, связной речью;

- закреплять счетные операции и пространственно – временные ориентировки в работе со звуками и словами;

- активировать познавательный интерес при рассказывании с опорой на картинку;

- упражнять задавать вопросы о предметах и явлениях окружающего мира и отвечать на них;

- упражнять выделять существенные признаки и объяснять причину выделения;

- упражнять с помощью педагогического работника в умении строить простейшие умозаключения и общения;

- совершенствовать освоение параметров величины путем использования сравнительной степени прилагательных ( длиннее- самый длинный);

#1056;еализация ОО «Речевого развитие» в коррекционно - развивающей работе учителя- логопеда с детьми с ЗПР.

Цели речевого развития с ЗПР: развитие речи во взаимосвязи с развитием мыслительной деятельности; владение речью как средством общения и культуры.

В качестве основных разделов выделяют:

- развитие речи.

- приобщение к художественной литературе.

Задачи и педагогические условия реализации рабочей программы учителя- логопеда по направлениям ОО « Речевое развитие» соответствует п. ФАОП ДО.

Задачи по ОО « Развитие речи» в работе учителя- логопеда описаны по следующим направлениям.

Развитие импрессивной стороны речи:

  1. развивать понимание обращенной речи с опорой на совместные с педагогом действия, наглядные ситуации, игровые действия;
  2. создавать условия для понимания речи в зависимости от ситуации и контекста; уделять особое внимание пониманию детьми вопросов, сообщений, побуждений, связанных с различными видами деятельности;
  3. развивать понимание речи на основе выполнения словесной инструкции и подражания с помощью куклы-помощника;
  4. в процессе работы над лексикой проводить разъяснение семантических особенностей слов и высказываний;
  5. в процессе работы над грамматическим строем речи привлекать внимание обучающихся к изменению значения слова с помощью грамматических форм (приставок, суффиксов, окончаний);
  6. проводить специальные речевые игры и упражнения на развитие восприятия суффиксально-префиксальных отношений, сочетать их с демонстрацией действий (пришел, ушел, вышел, зашел), а на этапе подготовки к школе предлагать опору на схемы-модели слова;
  7. работать над пониманием многозначности слов русского языка;
  8. разъяснять смысловое значение пословиц, метафор, крылатых выражений;
  9. создавать условия для оперирования речемыслительными категориями, использования в активной речи малых фольклорных форм (метафор, сравнений, эпитетов, пословиц, образных выражений, поговорок, загадок);
  10. привлекать внимание обучающихся к различным интонациям (повествовательным, восклицательным, вопросительным), учить воспринимать их и воспроизводить; понимать смыслоразличительную функцию интонации.

Стимуляция речевого общения:

  1. организовывать и поддерживать речевое общение обучающихся на занятиях и вне занятий, побуждать к внимательному выслушиванию других обучающихся, фиксировать внимание ребенка на содержании высказываний обучающихся;
  2. создавать ситуации общения для обеспечения мотивации к речи; воспитывать у ребенка отношение к другому ребенку как объекту взаимодействия;
  3. побуждать к общению к педагогу, другим детям с сообщениями, вопросами, побуждениями (то есть к использованию различных типов коммуникативных высказываний);
  4. обучать умению отстаивать свое мнение, доказывать, убеждать, разрешать конфликтные ситуации с помощью речи.

Совершенствование произносительной стороны речи (звукопроизношения, просодики, звуко-слоговой структуры), соблюдение гигиены голосовых нагрузок, развитие фонематических процессов — реализуется в работе учителя-логопеда.

Развитие фонематических процессов

- поддерживать и развивать интерес к звукам окружающего мира; побуждать к узнаванию различных шумов( шуршит бумага, звенит колокольчик)

- развивать способность узнавать бытовые шумы;

- расширять представления о звуках природы

- узнавать звучание различных музыкальных инструментов;

- учить дифференцировать на слух слова с оппозиционными звуками ( свистящими и шипящими, твердыми и мягкими)

Расширение, обогащение, систематизация словаря:

  1. расширять объем и активизировать словарь параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, развитием познавательной деятельности;
  2. уточнять значения слов, используя различные приемы семантизации; пополнять и активизировать словарный запас, уточнять понятийные и контекстуальные компоненты значений слов на основе расширения познавательного и речевого опыта обучающихся;
  3. формировать лексическую системность: учить подбирать антонимы и синонимы на материале существительных, глаголов, прилагательных;
  4. совершенствовать представления об антонимических и синонимических отношениях между словами, знакомить с явлениями омонимии, с многозначностью слов;
  5. формировать предикативную сторону речи за счет обогащения словаря глаголами и прилагательными;
  6. проводить углубленную работу по формированию обобщающих понятий.

Формирование грамматического строя речи:

  1. развивать словообразовательные умения; создавать условия для освоения продуктивных и непродуктивных словообразовательных моделей;
  2. уточнять грамматическое значение существительных, прилагательных, глаголов;
  3. развивать систему словоизменения; ориентировочные умения при овладении морфологическими категориями;
  4. формировать умения морфолого-синтактического оформления словосочетаний и простых распространенных предложений различных моделей;
  5. закреплять правильное использование детьми в речи грамматических форм слов, расширять набор используемых детьми типов предложений, структур синтаксических конструкций, видов синтаксических связей и средств их выражения;
  6. работать над пониманием и построением предложно-0падежных конструкций;
  7. развивать умение анализировать выраженную в предложении ситуацию;
  8. учить понимать и строить логико-грамматические конструкции;
  9. развивать вероятностное прогнозирование при построении слов, словосочетаний, синтаксических конструкций (закончи слово, предложение, рассказ).

Развитие связной диалогической и монологической речи:

  1. формировать умение участвовать в диалоге, побуждать обучающихся к речевой активности, к постановке вопросов, развивать единство содержания (вопрос - ответ);
  2. стимулировать речевое общение: предлагать образцы речи, моделировать диалоги - от реплики до развернутой речи;
  3. развивать понимание единства формы и значения, звукового оформления мелодико-интонационных компонентов, лексического содержания и семантического значения высказываний;
  4. работать над фразой (с использованием внешних опор в виде предметных и сюжетных картинок, различных фишек и схем);
  5. помогать устанавливать последовательность основных смысловых компонентов текста или наглядной ситуации, учить оформлять внутритекстовые связи на семантическом и коммуникативном уровнях и оценивать правильность высказывания;
  6. развивать способность составлять цельное и связное высказывание на основе пересказа небольших по оъему текстов, составления рассказов с опорой на серию картин, отдельные сюжетные картинки, описательных рассказов и рассказов из личного опыта;
  7. развивать вышеперечисленные умения с опорой на инсценировки, игры-драматизации, моделирование ситуации на магнитной доске, рисование пиктограмм, использование наглядно-графических моделей;
  8. в целях развития планирующей, регулирующей функции речи развивать словесную регуляцию во всех видах деятельности: при сопровождении ребенком речью собственных практических действий, подведении им итогов деятельности, при элементарном планировании с опорами и без;
  9. усиливать организующую роль речи в поведении обучающихся и расширять их поведенческий репертуар с помощью обучения рассказыванию о новых знаниях и новом опыте, о результате поступков и действий, развивая навыки произвольного поведения, подчинения правилам и следования инструкции и образцу.

Формирование графомоторных навыков и подготовка руки к письму:

  1. формировать базовые графические умения и навыки на нелинованном листе: точки, штрихи, обводка, копирование;
  2. учить выполнять графические задания на тетрадном листе в клетку и линейку по образцу и речевой инструкции;
  3. учить копировать точки, изображения узоров из геометрических фигур, соблюдая строку и последовательность элементов;
  4. учить выполнять графические диктанты в тетрадях по речевой инструкции;
  5. учить проводить различные линии и штриховку по указателю — стрелке;
  6. совершенствовать навыки штриховки, закрашивание контуров предметов, орнаментов и сюжетных картинок: учить срисовывать, дорисовывать, копировать и закрашивать контуры простых предметов.

Задачи по направлению «Приобщение к художественной литературе» реализуется в работе воспитателя.

#1056;еализация ОО « Художественно – эстетическое развитие» в коррекционно – развивающей работе учителя – логопеда.

Задачи художественно – эстетического развития реализуется по следующим направлениям:

- художественное творчество – реализуется в работе воспитателя;

- музыкальная деятельность – реализуется в работе музыкального руководителя;

- конструктивно – модельная деятельность используется учителем – логопедом как средство достижения других коррекционно – развивающих задач в логопедической работе с дошкольниками с ЗПР.

#1056;еализация ОО « Физическое развитие» в коррекционно – развивающей работе учителя – логопеда с детьми ЗПР.

Цель физического развития детей с ЗПР: развитие движений, способствующих правильному формированию опорно – двигательной системе организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Цели, задачи и содержание ОО «Физическое развитие» представлены двумя разделами:

  1. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни – реализуется воспитателем.
  2. Физическая культура – реализуется физкультурным работником .

Согласно п. ФАОП ДО, коррекционно-развивающая работа в образовательной области «Физическое развитие» осуществляется учителем – логопедом по коррекции недостатков и развитию ручной моторики.

Задачи по коррекции недостатков ручной моторики:

  1. диффференцированно применять игры и упражнения для нормализации мышечного тонуса;
  2. развивать движения кистей рук по подражанию действиям педагога; формировать дифференцированные движения кистями и пальцами рук: сгибание и разгибание , отведение в сторону пальцев; выполнять согласованные действия пальцами обеих рук;
  3. развивать умение удерживать позу пальцев и кистей рук; развивать умение сгибать и разгибать каждый палец на руке;
  4. тренировать активные движения кистей (вращения, похлопывания);
  5. развивать движения хватания, совершенствовать разные виды захвата крупных и мелких предметов разной формы;
  6. применять игровые упражнения для расслабления мышц пальцев и кистей рук при утомлении;
  7. развивать практические умения при выполнении орудийных и соотносящихся предметных действий;
  8. развивать умения выполнять ритмические движения руками под звучание музыкальных инструментов;
  9. развивать технику тонких движений в пальчиковой гимнастике; побуждать выполнять упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением;
  10. формировать у обучающихся специфические действия пальцами рук в играх с мелкими предметами и игрушками разной фактуры: кручение, нанизывание, щелчки, вращение, формировать дифференцированные движения пальцев рук при нанизывании бус, пуговиц, колечек на шнурок в определенной последовательности, представленной на образце;
  11. развивать захват мелких или сыпучих материалов указательным типом хватания;
  12. учить выкладывать мелкие предметы по заданным ориентирам: точкам, пунктирным линиям;
  13. развивать умения выполнять практические действия с водой: переливание воды из одной емкости в другую при использовании чашки, деревянной ложки, половника, воронки; пересыпать сыпучие материалы;
  14. учить выполнять определенные движения руками под звуковые и зрительные сигналы (если я подниму синий флажок — топни, а если красный — хлопни в ладоши; в дальнейшем значение сигналов изменяют);
  15. развивать динамический праксис, чередование позиций рук («кулак — ладонь», «камень — ножницы»);
  16. учить выполнению элементов самомассажа каждого пальца от ногтя к основанию;
  17. Учить выполнять действия расстегивания и застегивания, используя различные виды застежек (липучки, кнопки, пуговицы).

Задачи по совершенствованию графомоторных навыков перенесены, согласно ПКРР ФАОП ДО, в раздел ОО «Речевое развитие».

Задачи по коррекции недостатков артикуляционной моторики, а также использование музыкально-ритмических упражнений, логопедической и фонетической ритмики реализуется в работе учителя-логопеда.

Коррекция недостатков и развитие артикуляционной моторики:

- формировать правильный артикуляционный уклад для всех групп звуков с помощью артикуляционной гимнастики;

- формировать фонационное (речевые) дыхание при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот;

- выработать самоконтроль за положением органов артикуляции;

Коррекция недостатков и развитие психомоторной сферы. (использование музыкально – ритмических упражнений, логопедической и фонетической ритмики):

- продолжать развивать и корригировать нарушения сенсорно – перцептивных и моторных компонентов деятельности ( слухо – зрительно- моторнуюкоординацию,мышечную выносливость, способность перемещаться в пронстранстве на основе выбора объекта для движения по заданному признаку);

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с ЗПР

Одной из важнейших задач является просветительско-консультативная работа с семьей, привлечение родителей (законных представителей) к активному сотрудничеству, так как только в процессе совместной деятельности педагогического коллектива и семьи удается максимально помочь ребенку в преодолении имеющихся недостатков и трудностей.

Формы организации психолого-педагогической помощи семье определены согласно п. ФАОП ДО:

Формы взаимодействия

Дата, название согласно годовому плану

а) коллективные:

- общее родительское собрание

- групповое родительское собрание

- день открытых дверей

- проведение детских праздников и досугов с привлечением родителей

б) индивидуальные:

- анкетирование и опросы

- беседы и консультации специалистов

- психологическая служба доверия

- родительский час

- формы наглядного информационного обеспечения

- информационные стенды и тематические выставки

- выставки детских работ

г) открытые занятия специалистов и воспитателей

д) совместные и семейные проекты различной направленности

е) опосредованное интернет-общение

#1042;заимодействие с социальными партнерами

Перечень социальных партнеров определяется заключенными договорами о сотрудничестве между организациями.

На 2024 — 2025 учебный год с социальными партнерами группы запланированы следующие мероприятия:

Социальный партнер

Мероприятие

(дата, название согласно плану сотрудничества)

Детская библиотека

Дом культуры

Школа

Цент реабилитации инвалидов

  1. Мероприятия по реализации программы воспитания ДОУ

Целевые ориентиры воспитательной работы для обучающихся с ОВЗ дошкольного возраста (до 8 лет) представлены в п. ФАОП ДО.

На 2024 — 2025учебный год в группе запланированы следующие мероприятия согласно программы воспитания АОП ДО:

Направления воспитания

Мероприятие

Патриотическое

Социальное

Познавательное

Физическое и оздоровительное

Трудовое

Этико-эстетическое

  1. Организационный отдел

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с ЗПР

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие обучающихся с ЗПР дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями развития, возможностями и интересами, описано в п. ФАОП ДО.

Программа психологического сопровождения участников образовательных отношений реализуется педагогом-психологом.

Программа логопедической помощи обучающимся с ЗПР реализуется учителем-логопедом.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете учителя-дефектолога и в группе

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее — ППРОС) обеспечивает реализацию РП учителя-логопеда. Учитывая тесную взаимосвязь работы учителя-дефектолога и воспитателей, далее приведено оснащение кабинета учителя-логопеда и группы детей с ЗПР согласно письму Минпросвещения России от № ТВ-413/03 «О направлении рекомендаций».

Кабинет учителя-логопеда.

№ п/п

Наименование оборудования

Рекомендованное количество оборудования

Инвариативная часть

Вариативная часть

Наличие в кабинете ДОУ

1

Интерактивная панель

шт.

1

+

-

2

Картотека на имеющиеся пособия

шт.

1

-

-

3

Компьютер педагога с периферией/Ноутбук (лицензионное программное обеспечение, программное обеспечение)

шт.

1

+

+ (без лицензионного программного обеспечения

4

Кресло педагога

шт.

1

+

-

5

Малогабаритные кресла или диван

шт.

2

+

-

6

Многофункциональное устройство/принтер

шт.

1

+

-

7

Полотенце

шт.

2

+

+

8

Раковина

шт.

1

+

-

9

Система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов;

шт.

1

+

-

10

Система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей/Музыкальный центр

шт.

1

+

-

11

Стол педагога

шт.

1

+

+

12

Стул взрослый

шт.

2

+

+

13

Шкаф для одежды

шт.

1

+

-

14

Детское кресло-мешок

шт.

2

+

-

15

Доска магнитно-маркерная

шт.

1

+

-

16

Доска пробковая

шт.

1

+

-

17

Настенное зеркало (не менее 1,5 - 0,5 м), с дополнительным освещением

шт.

1

+

+

18

Система хранения расходного материала

шт.

1

+

+

19

Стеллажи для хранения пособий

шт.

2

+

+

20

Стол модульный, регулируемый по высоте

шт.

4

+

-

21

Стул, регулируемый по высоте

шт.

8

+

-

22

Автомобили (разной тематики, мелкого размера)

шт.

5

+

+

23

Азбука в картинках

шт.

1

+

+

24

Альбомы с социальными историями, набор

шт.

1

+

-

25

Аудио подборка художественных произведений

шт.

1

+

-

26

Бактерицидный облучатель

шт.

1

+

-

27

Балансиры разного типа - комплект

шт.

1

+

-

28

Бесконтактный детский термометр

шт.

1

+

+

29

Бирюльки

шт.

1

-

-

30

Домино логическое с разной тематикой - комплект

шт.

1

+

+

31

Емкости для обработки "шариков" бассейна, емкости для приготовления и хранения дезинфицирующих средств

-

-

32

Игрушка-вкладыш

шт.

3

+

-

33

Карточки PECS и альбомы к ним

+

-

34

Коврик для тактильно-кинестетической стимуляции пальцев рук

шт.

2

+

-

35

Комплект детских книг для разных возрастов

шт.

1

+

-

36

Комплект игр для развития внимания

шт.

1

+

-

37

Комплект игр для развития пространственных представлений

шт.

1

+

-

38

Комплект игрушек на координацию движений

шт.

+

-

39

Комплект карточек - картинки с изображением эмоций

шт.

1

+

+

40

Комплект карточек для проведения артикулярной гимнастики

шт.

1

+

+

41

Комплект карточек на исключение 4-го лишнего предмета;

шт.

1

+

+

42

Комплект кубиков Зайцева

шт.

1

+

-

43

Комплект мелких игрушек

шт.

1

+

+

44

Комплект методических материалов для работы логопеда в детском саду

шт.

1

+

+

45

Куклы (среднего размера)

шт.

2

+

+

46

Логическая игра на подбор цветных, теневых и контурных изображений

шт.

1

+

-

47

Логические блоки Дьенеша

шт.

2

+

-

48

Магнитная азбука (набор букв русского алфавита, цифры, знаки)

шт.

1

-

-

49

Набор алгоритмов пооперационных действий

шт.

1

+

-

50

Набор для завинчивания элементов разных форм, размеров и цветов

шт.

1

-

-

51

Набор кубиков

шт.

2

+

+

52

Набор материалов для изобразительной деятельности

2

+

+

53

Набор музыкальных инструментов

шт.

1

+

-

54

Набор муляжей овощей и фруктов

шт.

1

+

-

55

Набор объемных геометрических фигур

шт.

1

+

-

56

Набор пазлов разной величины - комплект

шт.

1

+

+

57

Набор пальчиковых кукол по сказкам - комплект

шт.

1

+

-

58

Набор парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки (смысловые) комплект

шт.

1

+

-

59

Набор пирамидок разной степени сложности

шт.

2

+

-

60

Набор предметов для группировки их по цвету, форме, общей принадлежности к одной из групп

шт.

1

+

-

61

Набор продуктов для магазина

шт.

1

+

+

62

Набор солдатиков (мелкого размера)

шт.

1

+

-

63

Набор таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2 - 3 признакам одновременно - комплект

шт.

1

+

+

64

Набор фигурок - семья

шт.

1

+

-

65

Набор фигурок домашних животных с реалистичными изображением и правильными пропорциями

шт.

1

+

-

66

Набор фигурок животных Африки, Америки, Австралии, Европы и Азии с реалистичными изображением и правильными пропорциями

шт.

1

+

-

67

Набор фигурок животных леса с реалистичными изображением и пропорциями

шт.

1

+

+

68

Набор фигурок людей - разных профессий

шт.

1

+

-

69

Набор фигурок людей разных рас

шт.

1

+

-

70

Набор фигурок людей с ограниченными возможностями

шт.

1

+

-

71

Набор фигурок насекомые с реалистичными изображением и правильными пропорциями

шт.

1

+

-

72

Набор фигурок с реалистичными изображением и правильными пропорциями "морские обитатели"

шт.

1

+

-

73

Настольные игры - комплект

шт.

1

+

+

74

Оборудование для детей с РАС: машина для "обнимания", утяжеленные одеяла, сенсорное яйцо, носок для тела и пр. на тактильное давление, комплект

шт.

1

+

-

75

Оборудование для реабилитационной работы с детьми с РАС

шт.

1

+

-

76

Перчаточные куклы - комплект

шт.

1

+

+

77

Песочные часы

шт.

2

+

+

78

Пособие "Времена года"

+

+

79

Разрезные сюжетные картинки (2 - 4 частей)

шт.

1

+

+

80

Разрезные сюжетные картинки (6 - 8 частей)

шт.

1

+

+

81

Разрезные сюжетные картинки (8 - 16 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями комплект

шт.

2

+

+

82

Релаксационное оборудование для снятия психоэмоционального напряжения, снижения агрессивности, создания положительных эмоций, комплект

шт.

1

+

+

83

Секундомер

шт.

1

+

+

84

Серии картинок (до 6 - 9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации)

шт.

1

+

+

85

Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей)

шт.

1

+

-

86

Сухой бассейн с наполнением

шт.

1

+

+

87

Счетный материал, набор

шт.

4

+

+

88

Таймер механический

шт.

1

+

-

89

Фигурки домашних животных с реалистичными изображением и правильными пропорциями - комплект

шт.

1

+

-

90

Цветные счетные палочки Кюизенера

2

+

+

91

Часы игровые

шт.

1

+

+

92

Шнуровка различного уровня сложности - комплект

шт.

1

+

+

93

Юла большая

шт.

1

+

-

94

Юла малая

шт.

1

+

-

Объем учебной нагрузки

для групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Базовый вид деятельности

Периодичность

(образовательная нагрузка в неделю)

5-6 лет

6-8 лет

Образовательная область «Физическое развитие»

Физическая культура

(в помещении и на воздухе)

2 / 40 мин.

1 / 20 мин.

2 / 50 мин.

1 / 25 мин.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Развитие математических представлений

1/ 20 мин.

1/ 25 мин.

Ознакомление с окружающим/конструктивно модельная деятельность

0,5/ 10 мин.

0,5/ 10 мин.

1 / 12,5 мин.

1 / 12,5 мин.

Образовательная область "Речевое развитие"

Развитие речи (подгот. к обуч. грамоте)

1/ 20 мин.

1/ 25 мин.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование

1 / 20 мин.

1 /25 мин.

Лепка

0,5 / 10 мин

0,5 / 12,5 мин

Аппликация

0, 5 / 10 мин.

0, 5 / 12,5 мин.

Музыка

2 / 40 мин.

2 / 50 мин.

Итого:

11/200 мин.

11/275мин.

Социально – коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.

Коррекционные (индивидуальные, подгрупповые) занятия

Индивидуальные занятия педагога - психолога

1/15мин.

1/20 мин.

подгрупповые коррекционное занятие (учитель – дефектолог)

2 / 40 мин.

2/50 мин.

Подгрупповое коррекционное занятие для коррекции речевых недостатков (учитель – логопед)

1 / 20 мин.

1 /25мин.

Индивидуальные заняти ( учитель – логопед)

2/40мин.

2/40 мин

2/ 50 мин.

2/ 50 мин

155мин.

220мин

ИТОГО (с учетом занятий специалистов)

355 минут

470минут

Расписание и особенности работы учителя- логопеда.

Дни недели

Время работы

Понедельник

Среда

Четверг

Пятница

Согласно СанПиН, длительность занятий у детей 4х-5ти не более 20 минут, у детей от 5-6лет не более 25 минут. Учитывая неравномерность работоспособности детей, окончание занятий не указывается. Перерыв между занятиями не менее 10 минут.

Согласно расписанию занятий на 2024 — 2025 учебный год и учебному плану, у учителя- логопеда 2 занятия в неделю (в подгрупповой форме).

Циклограмма работы учителя – логопеда с детьми ЗПР.

День недели

Вид деятельности

Время

Примечание

Понедельник

Коррекционно-развивающая работа

Индивидуальная работа

Методическая/консультативная/ аналитическая работа

Заполнение документации/консультации по запросы.

Вторник

Коррекционно-развивающая работа

Работа в подгруппах

Коррекционно-развивающая работа

Индивидуальная работа

Методическая/консультативная/ аналитическая работа.

Заполнение документации/консультации по запросы.

Организационная работа

Подготовка к индивидуальной работе

Среда

Коррекционно-развивающая работа

Индивидуальная работа

Методическая/консультативная/ аналитическая работа

Заполнение документации/консультации по запросы.

Четверг

Коррекционно-развивающая работа

Работа в подгруппах

Коррекционно-развивающая работа

Индивидуальная работа

Методическая/консультативная/ аналитическая работа.

Заполнение документации/консультации по запросы.

Организационная работа

Подготовка к индивидуальной работе

Пятница

Консультативная/просветительная/профилактическая работа

Работа с родителями

Методическая/консультативная/ аналитическая работа.

Заполнение документации/консультации по запросы.

Коррекционно-развивающая работа

Индивидуальная работа

Организационная работа

Подготовка к индивидуальной работе

Подгруппы детей формируются с учётом возраста и с учетом индивидуальных возможностей детей.

Список детей по подгруппам детей группы ЗПР «Соболёк»

№ п/п

ФИ ребенка

№ п/п

ФИ ребенка

1

Бычков Вадим

1

Лопатина Арина

2

Жигляева Виктория

2

Масюта Богдан

3

Иващенко Ева

3

Окснер Валерия

4

Лепешкин Иван

4

Онипко Вячеслав

5

Лепёшкин Данил

5

Ромащенко Тимофей

6

Саъдуллоев Шамсулло

График индивидуально-коррекционной работы для детей ЗПР группы « Соболёк »

Дни недели

ФИ ребенка

Время занятий

Понедельник

Бычков Вадим

Жигляева Виктория

Иващенко Ева

Лепёшкин Иван

Лепёшкин Данил

Онипко Вячеслав

Вторник

Подгрупповое занятие

Лопатина Арина

Масюта Богдан

Окснер Валерия

Среда

Лопатина Арина

Масюта Богдан

Окснер Валерия

Ромащенко Тимофей

Саъдуллоев Шамсулло

Четверг

Подгрупповое занятие

Ромащенко Тимофей

Саъдуллоев Шамсулло

Пятница

Бычков Вадим

Жигляева Виктория

Иващенко Ева

Лепёшкин Иван

Лепёшкин Данил

Онипко Вячеслав

Коррекционно - развивающая работа учителя-логопеда осуществляется вне образовательной деятельности(занятий) согласно режиму дня группы. ККР реализуется в виде индивидуальной работы и совместной деятельности в мини- группах. Состав мини подгрупп определяет учитель логопед по результатам логопедической работы( поэтому состав мини подгрупп подвижен)

Учитывая индивидуальный подход в работе с детьми с ЗПР, у учителя- логопеда есть возможность приглашать детей на индивидуальную работу или совместную работу в мини –подгруппах с учетом темпа их деятельности в бытовых ситуациях (прием пищи, сбор на прогулку, возвращение с прогулки, приготовление ко сну и т.д)

Частота проведения индивидуальной работы определяется характером и степенью выраженности трудностей усвоения программного материала и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Продолжительность индивидуальных занятий - 10 — 15 минут.

#1050;омплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по коррекции речи

в группе ЗПР «Соболёк»

Месяц

Неделя

Лексическая тема недели

Тема образовательной деятельности. Звуки и буквы

Лексико-грамматический строй речи

Сентябрь

1,2

Диагностика, обследование речи детей

3

Детский сад

У

Выделение начального ударного гласного

Формирование номинативного словаря (словаря имен существительных по теме)

А

Анализ звукового ряда из двух гласных

Выделение начального ударного гласного

Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным предложением. Преобразование существительных единственного числа в форме именительного падежа в форму множественного числа.

4

Азбука безопасности

У-А

Анализ звукового ряда из двух гласных.

Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.

И

Расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида, ед.ч. настоящего времени.

Воспроизведение звуковых рядов из 3 гласных звуков.

Анализ звукового ряда из 3 гласных звуков. Образование прилагательных от существительных.

Октябрь

1

Осень. Признаки осени. Деревья осенью

П -Пь

Выделение последнего глухого согласного АП, ОП, КЛОП, ТОПЬ. Звуковой анализ и синтез обратного слога типа АП. Преобразование существительных единственного числа в форме именительного падежа в форму множественного числа.

К -Кь

Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратного типа АК, ОК, УК, ИК, прямого слога КИ. Расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида, единственного числа настоящего времени.

2

Огород. Овощи

Т -Ть

Звуковой анализ обратного слога типа УТ, прямого слога ТИ. Воспроизведение слоговых рядов (обратные слоги). Активизация словаря по теме. Формирование грамматической категории имен существительных в форме родительного падежа множественного числа

К -Т

Звуковой анализ обратного слога типа УТ, УТ, прямого слога ТИ, КИ. Воспроизведение слоговых рядов (обратные слоги). Активизация словаря по теме. Формирование навыков словообразования.

3

Сад. Фрукты

П –Т -К

Преобразование обратных слогов в прямые. Воспроизведение слоговых рядов (обратные и прямые слоги) Воспроизведение слоговых рядов типа ПА-ТА-КА. Звуковой анализ прямого слога. Закрепление употребления имен существительных в родительном падеже.

О

Анализ звукового ряда из двух гласных, из трех гласных, четырех, пяти.

Выделение ударного гласного после согласного. Расширение и активизация словаря по теме.

4

Лес. Грибы и лесные ягоды

Х -Хь

Воспроизведение слоговых рядов (прямые слоги). Выделение ударного гласного после согласного. Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез прямого слога. Формирование навыков словообразования.

К -Х

Воспроизведение слоговых рядов. Мягкие согласные. Звуковой анализ и синтез обратного слога. Дифференциация К – Х . Образование уменьшительно-ласкательной формы словообразования.

5

Ягоды и грибы. Лес осенью.

Ы

Анализ звукового ряда из двух гласных, из трех гласных, четырех, пяти.

Выделение ударного гласного после согласного. Согласование имен существительных с числительными.

А,У,И,Ы,О

Расширение знаний значений предлогов и употребление их в самостоятельной речи. Закрепление предложно-падежных конструкций. Образование прилагательных от существительных.

Ноябрь

1

Одежда

Обувь

М - Мь

Выделение ударного гласного после согласного. Звуко-слоговой анализ слов САМ, САМА, САМИ

Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез прямого слога. Закрепление и расширение знаний детей по теме.

Н -Нь

Составление и преобразование слогов и слов. Выделение начального согласного. Звуковой анализ слов типа МАК, НАТА, КОНИ. Место обитание домашних животных. Закрепление и расширение знаний детей по теме.

2

Игрушки

Посуда

Н – М

Образование существительных множественного числа. Звуковой анализ БУЛКА, КАБИНА. Звонкие и глухие согласные. Синтез звуков в слова. Составление и преобразование слогов и слов. Выделение начального согласного. Звуковой анализ слов типа МАК, НАТА, КОНИ. Образование существительных множественного числа и их практическое употребление в речи.

Б

Практическое усвоение и закрепление в речи детей имен существительных и притяжательных прилагательных по теме.

3

Посуда

Б - Бь

Образование существительных множественного числа. Звуковой анализ БУЛКА, КАБИНА. Звонкие и глухие согласные. Синтез звуков в слова. Дифференциация типов одежды по сезонам.

П - Б

Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже.

Сложные предлоги ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА. Образование относительных прилагательных.

4

Мебель.

С

Расширение знаний значений предлогов и употребление их в самостоятельной речи.

Сь

Закрепление предложно - падежных конструкций.

Декабрь

1

Зима.

С – Сь

Схемы слов. Звуко-слоговой анализ слов ГУСЬ, ГУСИ, СИЛА, САЛО, звонкие и глухие согласные.

Дифференциация транспорта по видам. Образование и закрепление в речи глаголов движения с приставками. Закрепление употребления формы творительного падежа существительных. Зима. Расширение предикативного словаря.

З

Твердые и мягкие согласные. Дифференциация в слогах, словах, предложениях. Практическое закрепление в речи употребления имен существительных в различных падежах.

2

Домашние животные зимой

Зь

Твердые и мягкие согласные. Формирование словаря прилагательных. Образование относительных прилагательных.

З – Зь

Твердые и мягкие согласные. Дифференциация в слогах, словах, предложениях. Развитие навыка словообразования.

3

Дикие животные зимой

Сь – Зь

Звуко-слоговой анализ слов ЗИМА, СИМА. Твердые и мягкие согласные. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа.

С - З

Звуко-слоговой анализ слов КВАС, ЗВОН, ЗВУК. Звонкие и глухие согласные. Твердые и мягкие согласные.

4

Новый год

В – Вь

Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения. Дифференциация в слогах, словах, предложениях. Закрепление употребления имен существительных в творительном падеже.

Д - Дь

Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения. Дифференциация в слогах, словах, предложениях. Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным; упражнять в употреблении предлога без и имен существительных в различных падежах.

Январь

2

Мебель

Т –Д

Чтение и печатание слов. Схемы слов. Звонкие и глухие согласные по следам анализа. Звуко-слоговой анализ слов ДОМ, ТОМ. Образование и закрепление в речи глаголов движения с приставками.

Ть –Дь

Звуко-слоговой анализ слов ЭТИ, ДЕТИ.

Мягкие согласные. Чтение и печатание слов. Схемы слов.

3

Грузовой и пассажирский транспорт

Г

Мягкие и твердые, глухие и звонкие согласные. Ударение. Преобразование слов. Составление схем, чтение, печатание. Дифференциация в слогах, словах. Расширение словаря по теме

Г - Гь

Печатание слов ГУБЫ, НОГИ. Твердые и мягкие согласные, звонкие согласные. Ударение. Преобразование слов. Формирование навыков словообразования и расширение словаря.

4

Зимующие птицы

Г –К

Составление схем, чтение, печатание. Расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида, единственного числа настоящего времени.

Э

Преобразование слов. Составление схем слов по индивидуальным картинкам. Звуковая схема слогов, слов. Печатание предложений.

5

Зимующие птицы

Й

Звуковой анализ АЙ, ОЙ. Составление их из букв. Самостоятельное составление схем слов. Чтение, печатание слов. Гласные звуки. Преобразование слогов и слов.

Звуковой анализ слов КЛЮВ, УТЮГ. Печатание предложений. Выкладывание цветной схемы слов. Расширение словаря по теме.

Е

Закрепление знаний о букве на материале слогов, слов, предложений и текстов. Звуковой анализ слов типа ВЕТКА, КЕПКА. Печатание предложений. Формирование навыка употребления в речи возвратных глаголов.

Февраль

1

Профессии

Я

Закрепление знаний о букве на материале слогов, слов, предложений и текстов. Звуковой анализ слов типа МЯСО, ДЯДЯ. Печатание предложений. Закрепление навыка имен существительных в творительном падеже.

Ш

Звуковой анализ слов ШАПКА, ШИНА, ШУТ. Слова сложной звуко-слоговой структуры. Формирование словаря глаголов. Печатание слогов, слов и предложений.

2

Комнатные растения

Ш

Закрепление употребления имен существительных в родительном падеже. Печатание слогов, слов и предложений.

Ш - С

Дифференциация звуков, слогов, слов. Повторение слоговых рядов. Чтение и печатание слов и предложений.

3

Наша армия

Ж

Звуковой анализ с графической записью. Звуковой анализ и синтез слогов. Чтение, печатание предложений. Формирование и расширение семантического поля «Жук». Расширение словаря по теме «Военные профессии».

Ж - З

Закрепление навыка образовывать прилагательные от существительных; закрепление умения согласовывать числительные два и пять с существительными.

4

Стройка. Профессии строителей

Ш - Ж

Расширение словаря по теме. Образование относительных прилагательных. Чтение и печатание слов и предложений.

Ш – Ж – С - З

Чтение и печатание слов и предложений.

Дифференциация звуков, слогов, слов. Повторение слоговых рядов. Образование отыменных прилагательных. Развитие навыков словообразования.

Март

1

Весна. Приметы весны

Л

Деление предложений на слова. Графическая запись. Формирование и расширение «семантического поля» слов-глаголов. Развитие словаря прилагательных.

Ль

Чтение, печатание слов ЛИПА, КОРОЛИ. Деление на слоги. Выполнение звуко-слогового анализа слов. Ударение. Развитие навыков словообразования.

2

Перелетные птицы

Л - Ль

Чтение, печатание слов ЛАПА, ЛИПА. Ударение. Дифференциация звуков, слогов, слов. Повторение слоговых рядов. Упражнение в образовании синонимических рядов. Закрепление знаний о флаге, гимне, гербе России.

Ц

Чтение, печатание. Ударение. Дифференциация в слогах, словах и предложениях. Формирование словаря по теме. Употребление предлогов НА, В. Относительные прилагательные. Уточнение словаря по теме. Притяжательные прилагательные. Закрепление навыка образовывать прилагательные от существительных, развитие умения согласовывать слова в предложениях.

3

Пресноводные и аквариумные рыбы

Ц - С

Чтение, печатание. Ударение. Дифференциация в слогах, словах и предложениях.

Формирование словаря по теме.

Употребление предлогов НА, В.Упражнение в образовании слов сложного состава.

Ю

Преобразование слогов и слов.

Звуковой анализ слов КЛЮВ, УТЮГ. Уточнение и расширение словаря по теме.

4

Наш город

Р

Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения. Дифференциация в слогах, словах, предложениях. Закрепление знаний о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве. Формирование умения подбирать синонимы и однокоренные слова.

Рь

Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения. Расширение словаря по теме. Образование качественных прилагательных, образование родственных слов.

Апрель

1

Бытовые приборы

Р - Рь

Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения. Дифференциация в слогах, словах, предложениях. Формирование глагольного словаря по теме.

Р - Рь

Чтение, печатание. Формирование навыка словообразования, формирование словаря прилагательных.

2

Космос

Ч

Звуковой анализ и синтез слогов. Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения.

Дифференциация звуков. Расширение словаря по теме. Развитие навыка словоизменения.

Ч - Ть

Закрепление навыка образовывать прилагательные от существительных, развитие умения согласовывать слова в предложениях.

3

Откуда хлеб пришел?

Ф - Фь

Чтение, печатание. Расширение словаря по теме.

Ф - В

Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения. Дифференциация в слогах, словах, предложениях.

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Формирование навыка возвратных глаголов.

4

Почта

Щ

Звуковой анализ с графической записью. Звуковой анализ и синтез слогов. Чтение, печатание. Работа над техникой чтения. Расширение словаря по теме.

Щ - Ч

Чтение, печатание. Работа над техникой чтения. Развитие навыков словообразования.

Май

1

Щ - Ть

Согласование притяжательных местоимений с существительными.

Щ – Ч – Сь - Ть

Работа над техникой чтения. Ударение. Дифференциация в слогах, словах, предложениях.

2

Мягкие и твердые согласные

Звуковой анализ с графической записью. Звуковой анализ и синтез слогов. Чтение, печатание. Работа над техникой чтения. Упражнение в образовании и употреблении в речи прилагательных сравнительной степени.

Глухие и твердые согласные

Работа над техникой чтения. Ударение. Дифференциация в слогах, словах, предложениях. Согласование притяжательных местоимений с существительными. Формирование и расширение словаря по теме.

3,4

Диагностика, обследование речи детей

Режим дня

Холодный период

Мероприятия

Время проведения

Прием и осмотр, игры

Игры, самостоятельная деятельность,утренняя гимнастика

Подготовка к завтраку, завтрак.

Самостоятельная игровая деятельность детей

Первое занятие воспитателя с детьми и первое подгрупповое занятие учителя- дефектолога

Второе занятие воспитателя и второе подгрупповое занятие дефектолога

Третье занятие с детьми

Индивидуальная работа логопеда с детьми, игры, подготовка к прогулке, прогулка

Возвращение с прогулки, индивидуальная работа логопеда с детьми, игры, чтение худ литературы

Подготовка к обеду, обед

Подготовка ко сну, дневной сон

Постепенный подъем, оздоровительная гимнастика

Подготовка к полднику, полдник

Занятие с педагогом – психологом (по подгруппам) 1раз в неделю

Занятия с учителем – логопедом ( по индивидуальному графику)

Индивидуальные работа с детьми по заданию учителя-логопеда, дефектолога, игры, свободная деятельность детей

Занятия воспитателя с детьми по подгруппам

– (55)

Самостоятельная деятельность детей в центрах развития, чтение художественной литературы

– 16. 55

Подготовка к ужину, ужин

Подготовка к прогулке, прогулка: организованная и самостоятельная игровая деятельность детей.

Возвращение с прогулки. Уход детей домой.

Теплый период года

Мероприятия

Время проведения

Прием детей, игры, общественно полезный труд, утренняя гимнастика

Свободные игры, самостоятельная деятельность

Подготовка к завтраку, завтрак

Подготовка к прогулке

Прогулка: игры, наблюдения, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей, воздушные и солнечные процедуры

Прогулка, возвращение с прогулки, водные процедуры

Подготовка к обеду, обед

Подготовка к дневному сну, сон

Постепенный подъем, оздоровительная гимнастика

Подготовка к полднику, полдник

Индивидуальная работа воспитателя с детьми. Игры, самостоятельная деятельность в центрах развития

Подготовка к ужину, ужин

Вечерняя прогулка. Игровая деятельность. Уход детей домой

  1. Анотация

РП учителя-логопеда рассчитана на 1 учебный год для построения коррекционно-развивающей работы с детьми.

РП состоит из трех разделов: целевой, содержательный, организационный. Начинается РП с общих положений.

В целевом разделе описаны цель, задачи РП, принципы организации коррекционно-развивающей работы, характеристика воспитанников с ЗПР на учебный год, планируемые результаты коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с ЗПР.

В содержательном разделе дано описание содержания коррекционно-развивающей работы учителя-логопед по образовательным областям, взаимодействия педагогического коллектива с родителями (законными представителями) обучающихся, с социальными партнерами, мероприятий по реализации программы воспитания ДОУ.

Организационный раздел содержит описание психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка с ЗПР, организации развивающей предметно-пространственной среды учителя-логопеда и в группе, приводятся учебный план, график и особенности работы учителя-дефектолога, комплексно-тематическое планирование, режим дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альбом взаимодействия учителя - логопеда с воспитателями в подготовительной группе комбинированной направленности для детей с ТНР

Дидактические игры и упражнения коррекционной направленности  по лексическим темам для детей с ОВЗ (ТНР) для работы воспитателей с детьми во время коррекционного часа по разделам: -словарь, -лекс...

План совместной деятельности учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса групп комбинированной направленности для детей с ОНР

Пояснительная записка У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движени...

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности для детей 5- 7лет

Детей с речевыми нарушениями рассматривают, как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психологические особенности затрудняют успешное овладение и...

специфика деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в инклюзивной (комбинированной) группе

особенности работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе инклюзивной...

Рабочая программа учителя-логопеда Гетта О.Г. старшей группы комбинированной направленности на 2020-2021 уч. год

Рабочая программа учителя-логопеда Гетта О.Г. старшей группы комбинированной направленности на 2020-2021 уч. год...

Конспект интегрированной образовательной деятельности воспитателя, учителя-логопеда и детей в старшей группе комбинированной направленности (ТНР) по формированию лексико-грамматических основ речи «Незнайка идет в армию».

Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждениедетский сад № 29муниципального образованияКаневской район     Конспектинтегрированной образовательной деятельностиу...