Коррекционно-образовательная программа деятельности учителя-логопеда для дошкольников с ЗПР комбинированной направленности.
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)
Коррекционно-образовательная программа деятельности учителя-логопеда для дошкольников с ЗПР комбинированной направленности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 112.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21 «Золотой ключик»» комбинированного вида»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Председатель ППк Заведующая МБДОУ № 21
МБДОУ№21 «Золотой ключик» «Золотой ключик» Приказом № _ от ___С.В.Низсковских ___________ М.Н.Ни
« »________2024г «___»__________2025г
.
Рабочая программа
коррекционной–образовательной деятельности учителя- логопеда
для дошкольников с ЗПР комбинированной направленности
на 2024-2025учебный год
Составила: учитель- логопед
Гончарова М.А
г. Шарыпово, 2024
Содержание рабочей программы учителя - логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР
страница | |
| |
| |
| |
| |
| |
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда по образовательным областям | |
#1054;О «Социально-коммуникативное развитие» | |
#1054;О «Познавательное развитие» | |
ОО «Речевое развитие» | |
ОО «Художественно-эстетическое развитие» | |
ОО «Физическое развитие» | |
Взаимодействие педагогического коллектива с родителями (законными представителями) обучающихся | |
Взаимодействие с социальными партнёрами | |
Мероприятия по реализации программы воспитания ДОУ | |
III. Организационный раздел. | |
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка с ЗПР | |
Организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете учителя-логопеда и в группе | |
Учебный план | |
Циклограмма работы учителя-логопеда | |
Комплексно-тематическое планирование | |
Режим дня | |
IV. Аннотация |
Общие положения
Данная рабочая программа учителя-логопеда составлена в соответствии с АОП ДО для детей с ЗПР МБДОУ № 21 «Золотой ключик», в основе которой лежит ФАОП ДО (Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приказ № 1022 от 24 ноября 2022 г., зарегистрирована 27 января 2023 г.).
Пункт 4 гл. 1 ФАОП ДО регламентирует рамочный и модульный характер содержания адаптированных программ. Структура рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.
Содержание работы учителя-логопеда определяется программой коррекционно-развивающей работы (далее — ПКРР) АОП ДО МБДОУ № 21 «Золотой ключик». В соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями детей с ЗПР, зачисленных в группу на данный учебный год, конкретизируется содержание коррекционно-развивающей работы в содержательном разделе данной рабочей программы.
Целевые ориентиры рабочей программы учителя-логопеда (далее — РП) максимально учитывает не только возраст ребёнка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребёнка.
РП состоит из трёх разделов: целевой, содержательный, организационный. Начинается РП с общих положений.
В целевом разделе описаны цель, задачи РП, принципы организации коррекционно-развивающей работы, характеристика воспитанников с ЗПР на учебный год, планируемые результаты коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с ЗПР. В содержательном разделе описано содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда по образовательным областям, взаимодействия педагогического коллектива с родителями (законными представителями) обучающихся, с социальными партнёрами, мероприятий по реализации программы воспитания ДОУ.
В организацион6ном разделе дано описание психолого-педагогических условий, обеспечивающих развития ребёнка с ЗПР, организаций развивающей предметно-пространственной среды в кабинете учителя-логопеда и в группе, приводится учебный план, циклограмма учителя-логопеда, комплексно-тематическое планирование, режим дня.
В аннотации кратко описана структура и содержание РП.
- Целевой раздел.
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда является составным компонентом Основной Образовательной Программы дошкольного образования для детей с 1,5 до 7 лет на 2020-2025 г.г. Данная рабочая программа разработана на основе Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Детский сад №21 «Золотой ключик» комбинированного вида» (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО);
Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4-7 лет) под. ред. Н.В. Нищевой, Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей, авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова в условиях подготовительной группы комбинированной направленности для детей с ЗПР.
- федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г., регистрационный № 72149 (далее – ФАОП ДО).
Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются нормативно-правовые документы:
‒ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» ‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
‒ распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
‒ федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
‒ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
‒ Санитарные правила СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573);
‒ Устав, Программа развития МБДОУ;
Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Все части Программы являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть Программы соответствует ФАОП ДО и обеспечивает:
‒ воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами;
‒ создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
‒ создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
В МБДОУ функционирует разновозрастная группа для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) Возраст детей группы не является постоянным и фиксированным, так как формирование контингента происходит по результатам территориальной психолого-педагогической комиссии (ТПК) для детей с ОВЗ детьми в возрасте от 4 до 8 лет.
Характеристика воспитанников с ЗПР на учебный год
На 2023 - 2024 учебный год зачислено 15 детей ( с 5 до 6 лет — 14 детей, с 6 до 7 лет — 1 ребёнок). Все дети имеют заключения ТПМПК с рекомендациями обучения по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития. Из них: 9 мальчиков, 5 девочки. Три ребёнка второго года обучения. Восемь детей первого года обучения. Детей-инвалидов — нет.
3- детей из неполной семьи, из полной семьи, из них 7 многодетных.
Личностные и индивидуально-типологические особенности детей:
- возбудимость и трудности контроля поведения — 2 человек;
- медлительность — 1 человека;
- трудности установления контакта и избегание сверстников — 1 человек.
Нарушение речи имеют все дети, но разной степени выраженности:
ОНР1: 2человека, ОНР2- 3: 9человек , ОНР4:2человека, ,ФФНР- 0 ,
Алалия: 3человека
Характеристики обучающихся с ЗПР (детей), для которых в конце 2023 - 2024 учебного года планируется психолого-педагогический консилиум для определения
школьного маршрута (п. ФАОП ДО).
1. Характерные особенности группы А (обучающиеся с ЗПР), которым может быть рекомендована федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития вариант (вариант ) (далее — ФАОП НОО (вариант ).
Познавательная деятельность: общее интеллектуальное развитие: по уровню и структуре — приближение к возрастной норме. Познавательная активность: по общему уровню — близкая к норме, неустойчивая, поверхностная, с признаками избирательности.
Организация и продуктивность мыслительной деятельности: саморегуляция и целенаправленность: недостаточная сформированность, неустойчивость мотивационного компонента продуктивности (ослабление контроля, колебания целенаправленности). Умственная работоспособность: достаточная — при наличии адекватной внутренней (интерес) или внешней мотивации, возможна пресыщаемость в субъективно сложных видах деятельности.
Коммуникация: в условиях учебной деятельности: при понимании и способности к усвоению норм и правил коммуникации в учебной обстановке, неустойчивое их соблюдение в связи с мотивационной и личностной незрелостью, недостатками произвольной саморегуляции. Вне учебной деятельности: демонстрируют навыки спонтанной, инициативной, но недостаточно упорядоченной и поверхностной коммуникации, порождаемой преимущественно эмоциональными стимулами.
2. Характерные особенности группы В (обучающиеся с ЗПР), которым может быть рекомендована федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития вариант (вариант ) (далее — ФАОП НОО (вариант ).
Познавательная деятельность: общее интеллектуальное развитие: неравномерное по структуре, общий уровень - в границах низкой нормы или ниже нормы. Познавательная активность: сниженная, избирательная, поверхностная.
Организация и продуктивность мыслительной деятельности: саморегуляция и целенаправленность: недостаточная сформированность, неустойчивость мотивационного компонента в сочетании с «органической» деконцентрацией внимания, дефицитом произвольной активности, склонностью к аффективной дезорганизации деятельности. Умственная работоспособность: пониженная, неравномерная - в связи с неустойчивостью мотивации, сочетающейся с повышенной истощаемостью, пресыщаемостью и когнитивными затруднениями.
Коммуникация: в условиях учебной деятельности: при потенциальной способности к пониманию правил коммуникации в учебной обстановке, затрудненное и (или) неустойчивое усвоение и воспроизводство адекватных коммуникативных эталонов. Вне учебной деятельности: проявления инициативы и спонтанности в коммуникациях ограничены и носят, преимущественно, реактивный и малоконструктивный характер при обедненном репертуаре и невысоком качестве коммуникативных средств.
Обучаемость: когнитивный и мотивационный ресурсы обучаемости вариативны, но в целом ограничены. Зона ближайшего развития ребенка, входящего в данную группу, уточняется и корректируется в процессе обучения.
3. Характерные особенности группы С (обучающиеся с ЗПР), которым может быть рекомендована ФАОП НОО (вариант ) при условии индивидуализации специальных образовательных условий.
Познавательная деятельность: общее интеллектуальное развитие: по уровню и структуре — приближение к легкой умственной отсталости. Познавательная активность: сниженная, ситуационная, быстро угасающая.
Организация и продуктивность мыслительной деятельности: саморегуляция и целенаправленность: несформированность устойчивых форм саморегуляции и произвольной активности. Умственная работоспособность: низкая, неравномерная — в связи с когнитивными нарушениями, сниженной мотивацией, деконцентрацией внимания, инертностью, истощаемостью и быстрой пресыщаемостью.
Коммуникация: в условиях учебной деятельности: выраженные трудности понимания правил коммуникации, преимущественное усвоение их на уровне стереотипов, часто реализуемых без учета контекста ситуации. Вне учебной деятельности: на фоне выраженного дефицита адекватных средств как вербальной, так и невербальной коммуникации, и низкой способности к пониманию смыслов и контекстов ситуаций взаимодействия с окружающими, речевая и поведенческая активность ребенка либо резко ограничена, либо хаотична, неконтролируема и не соотносима с содержанием задач коммуникации.
Обучаемость: когнитивный и мотивационный ресурсы обучаемости существенно ограничены. Зона ближайшего развития ребенка, входящего в данную группу, определяется в процессе диагностического обучения.
#1055;ланируемые результаты коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с ЗПР старшего и подготовительного к школе возраста
Учитывая инвариантность целей АОП ДО МБДОУ № 21 «Золотой ключик», а также комплексную работу учителя-логопеда по пяти образовательным областям в разных видах детской деятельности, целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы детьми с ЗПР к 5 годам и к 7 — 8 годам, указанные в пунктах и ФАОП ДО, соответствуют планируемым результатам учителя-логопеда с детьми с ЗПР старшего и подготовительного к школе возраста.
Целевые ориентиры освоения Программы
детьми дошкольного возраста с ЗПР к 5 годам:
#1054;бразовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Проявляет готовность к общению со сверстниками и взрослыми в бытовых и организованных ситуациях.
Способен поддерживать ролевые диалоги в игре.
Соблюдать речевой этикет в различных ситуациях(может возмутиться несправедливостью, нарушение правил ,пожаловаться воспитателю)
#1054;бразовательная область «Речевое развитие»
Развитие речевого общения с педагогическим работником детьми.
Общается с окружающими людьми, родителями, педагогическими работниками, детьми.
Проявляет инициативность и самостоятельность в общении(задает вопросы, рассказывает о событиях)
Использует разнообразные конструктивные способы взаимодействия с детьми и педагогическим работником в разных видах деятельности: договаривается, обменивается предметами.
В игровой деятельности использует элементы объяснения и убеждения при сговоре на игру, разрешение конфликтов, поддерживает высказывания партнеров.
Владеет вежливыми формами речи, активно следует правилам речевого этикета.
Может изменять стиль общения с педагогическим работником или детьми в зависимости от ситуации.
Адекватно и осознанно использует невербальные средства общения: мимику, жесты, действия.
Развитие всех компонентов устной речи обучающихся.
Использует в речи слова, обозначающие название объектов природы,профессии и социального явления.
Употребляет в речи обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова.
Использует слова, передающие эмоции, настроение и состояние человека: грустит, переживает, расстроен, радуется, удивляется, испуган, боится.
Развитие грамматического строя речи.
Правильно использует предложно- падежную систему языка.
Может сделать простые грамматические обобщения, восстановить грамматическое оформление неправильно построенного высказывания. Владеет словообразными умениями.
Грамматически правильно использует в речи существительные в родительном падеже и несклоняемые существительные(пальто, кино, метро, кофе)
Развитие произносительной стороны речи.
Автоматизировано произношение всех звуков, доступна дифференциация сложных для произношения звуков.
Сформирована звуковая аналитико- синтетическая активность как предпосылка обучение грамоте.
Доступен звуковой анализ односложных слов из трёх- четырёх звуков, и двух- трёхсложных из открытых слогов и моделирование с помощью фишек звуко – слогового состава.
Дает характеристику звуков ( гласный – согласный твёрдый- согласный мягкий).
Использует в своей речи средства интонационной выразительности. Ориентируется на листе, может выполнять графические диктанты. Выполняет штриховки в разных направлениях,обводки.
#1054;бразовательная область. «Познавательное развитие»
Задаёт вопросы о предметах и явлениях окружающего мира. Может выделить существенные признаки и объяснять причину выделения. С помощью педагогического работника строят простейшие умозаключения и обобщения.
Знает навыки всех цветов спектра.
Знает названия геометрических фигуры (ромб, трапеция, куб)
Осваивает параметры величины и сравнительные степени прилагательных ( длинее-самый длинный)
Называет числа в прямом(обратном)порядке в пределах 10.
Демонстрирует своих рассуждениях и продуктах деятельности умение решать познавательные задачи, передовая основные отношения между объектами и явлениями окружающего мира с помощью художественных образов. Рассказывает о них, отвечает на вопросы, умеет устанавливать некоторые закономерности, характерные для окружающего мира.
#1054;бразовательная область. «Художественно-эстетическое развитие»
Музыкальное развитие реализуется в деятельности музыкального руководителя, но для учителя-логопеда важно, что ребенок способен петь доступные понимания песни ,может сочетать речь с движением. Художественное развитие реализуется в деятельности воспитателя.
#1054;бразовательная область. «Физическое развитие»
У ребенка развита крупная и мелкая моторика.
Движение рук достаточно координированы.
Рука подготовлена к письму.
Развита способность к пространственной организации движений,слухо-зрительно- моторной координации и чувству ритма.
- Развивающее оценивание качества коррекционно-
развивающей деятельности учителя-логопеда.
Необходимость педагогической диагностики достижений воспитанников и оценки качества образования регламентирована в п. ФАОП ДО, п. АОП ДО МБДОУ № 21 «Золотой ключик».
Диагностическая работа учителя-логопеда проводится по индивидуальной карте речевого развития (протокола обследования) 3раза в год — в сентябре, декабре, мае, что позволяет оценить качество КРР учителя-логопеда.
Комплексная диагностика достижений обучающихся группы проводится согласно педагогической диагностике по всем пяти образовательным областям, которая приведена в приложении к АОП ДО МБДОУ № 21 «Золотой ключик», также проводится 2 раза в год, что позволяет оценить качество образовательного процесса в группе.
- Содержательный раздел.
#1057;одержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда по образовательным областям
Содержание работы учителя-логопеда по пяти образовательным областям определяется программой КРР АОП ДО МБДОУ № 21 «Золотой ключик». Содержание может быть уточнено в силу личностных и индивидуальных особенностей воспитанников. В учебный план включена организованная образовательная деятельность по пяти образовательным областям:
-образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»,
-образовательная область « Познавательное развитие»
-образовательная область «Речевое развитие»
-образовательная область « Художественно – эстетическое »
-образовательная область «Физическое развитие»,
#1056;еализация ОО «Социально-коммуникативное развитие» в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
Цели, задачи и содержание области «Социально-коммуникативное развитие» обучающихся с ЗПР старшего и подготовительного к школе возраста, согласно АОП ДО МБДОУ № 21 «Золотой ключик», представлены следующими разделами:
- Социализация, развитие общения, нравственное и патриотическое воспитание. Ребенок в семье и сообществе.
- Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
- Формирование основ безопасного поведения.
Реализация содержания данного раздела программы не предусмотрена у учителя-логопеда в виде отдельных занятий согласно учебному плану(учебный план приведен в п. ).
Основная цель учителя- логопеда при работе с детьми с ЗПР по реализации данных направлений работы ОО «Социально-коммуникативное развитие» - это поддерживать и совершенствовать речевые возможности детей в разных ситуациях (обучающих, игровых, бытовых), реализуя командный подход с детьми ЗПР.
Задачи ОО «Социально-коммуникативное развитие»
В работе учителя- логопеда с детьми ЗПР(реализуется разные виды деятельности, которые учитель- логопед использует на своих занятиях и в индивидуальной форме):
- закреплять умение объяснять другим детям содержание новых для них игровых действий;
- закреплять умение объяснять сверстникам возможные негативные последствия их поступков;
- закреплять умение детей использовать в рассказе о профессиях сложные речевые конструкции;
- упражнять ребенка в умении подробно рассказывать о себе и своей семье, не только называя имена родителей, но и рассказывая об их профессиональных обязанностях;
- упражнять в объяснении сверстникам порядка действий игры;
- упражнять детей называть способы самостраховки при выполнении сложных физических упражнений;
- упражнять в описании некоторых способов оказания помощи и самопомощи в опасных ситуациях;
- упражнять в умении сообщать педагогу о своем утомлении.
#1056;еализация ОО «Познавательное развитие» в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
Основные цели познавательного развития детей с ЗПР согласно п. ФАОП ДО: формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.
Коррекционно-развивающая работа ведется по следующим направлениям:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно-исследовательской деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Реализация содержание данного раздела программы не предусмотрена у учителя –логопеда в виде отдельных занятий согласно учебному плану ( план приведён в п…)
Данные направления работы реализуются как часть занятий/ индивидуальной работы и используются как инструмент повышения речевой компетентности ребенка с ЗПР.
Задачи ОО « Познавательное развитие»
В работе учителя – логопеда с детьми с ЗПР( реализуется через разные виды детской деятельности, которые учитель- логопед использует на своих занятиях и в индивидульной работе)
- упражнять в назывании сенсорных эталонов ( цвет, форма, величина);
- совершенствовать знание об окружающем мире при работе с лексикой,грамматикой, связной речью;
- закреплять счетные операции и пространственно – временные ориентировки в работе со звуками и словами;
- активировать познавательный интерес при рассказывании с опорой на картинку;
- упражнять задавать вопросы о предметах и явлениях окружающего мира и отвечать на них;
- упражнять выделять существенные признаки и объяснять причину выделения;
- упражнять с помощью педагогического работника в умении строить простейшие умозаключения и общения;
- совершенствовать освоение параметров величины путем использования сравнительной степени прилагательных ( длиннее- самый длинный);
#1056;еализация ОО «Речевого развитие» в коррекционно - развивающей работе учителя- логопеда с детьми с ЗПР.
Цели речевого развития с ЗПР: развитие речи во взаимосвязи с развитием мыслительной деятельности; владение речью как средством общения и культуры.
В качестве основных разделов выделяют:
- развитие речи.
- приобщение к художественной литературе.
Задачи и педагогические условия реализации рабочей программы учителя- логопеда по направлениям ОО « Речевое развитие» соответствует п. ФАОП ДО.
Задачи по ОО « Развитие речи» в работе учителя- логопеда описаны по следующим направлениям.
Развитие импрессивной стороны речи:
- развивать понимание обращенной речи с опорой на совместные с педагогом действия, наглядные ситуации, игровые действия;
- создавать условия для понимания речи в зависимости от ситуации и контекста; уделять особое внимание пониманию детьми вопросов, сообщений, побуждений, связанных с различными видами деятельности;
- развивать понимание речи на основе выполнения словесной инструкции и подражания с помощью куклы-помощника;
- в процессе работы над лексикой проводить разъяснение семантических особенностей слов и высказываний;
- в процессе работы над грамматическим строем речи привлекать внимание обучающихся к изменению значения слова с помощью грамматических форм (приставок, суффиксов, окончаний);
- проводить специальные речевые игры и упражнения на развитие восприятия суффиксально-префиксальных отношений, сочетать их с демонстрацией действий (пришел, ушел, вышел, зашел), а на этапе подготовки к школе предлагать опору на схемы-модели слова;
- работать над пониманием многозначности слов русского языка;
- разъяснять смысловое значение пословиц, метафор, крылатых выражений;
- создавать условия для оперирования речемыслительными категориями, использования в активной речи малых фольклорных форм (метафор, сравнений, эпитетов, пословиц, образных выражений, поговорок, загадок);
- привлекать внимание обучающихся к различным интонациям (повествовательным, восклицательным, вопросительным), учить воспринимать их и воспроизводить; понимать смыслоразличительную функцию интонации.
Стимуляция речевого общения:
- организовывать и поддерживать речевое общение обучающихся на занятиях и вне занятий, побуждать к внимательному выслушиванию других обучающихся, фиксировать внимание ребенка на содержании высказываний обучающихся;
- создавать ситуации общения для обеспечения мотивации к речи; воспитывать у ребенка отношение к другому ребенку как объекту взаимодействия;
- побуждать к общению к педагогу, другим детям с сообщениями, вопросами, побуждениями (то есть к использованию различных типов коммуникативных высказываний);
- обучать умению отстаивать свое мнение, доказывать, убеждать, разрешать конфликтные ситуации с помощью речи.
Совершенствование произносительной стороны речи (звукопроизношения, просодики, звуко-слоговой структуры), соблюдение гигиены голосовых нагрузок, развитие фонематических процессов — реализуется в работе учителя-логопеда.
Развитие фонематических процессов
- поддерживать и развивать интерес к звукам окружающего мира; побуждать к узнаванию различных шумов( шуршит бумага, звенит колокольчик)
- развивать способность узнавать бытовые шумы;
- расширять представления о звуках природы
- узнавать звучание различных музыкальных инструментов;
- учить дифференцировать на слух слова с оппозиционными звуками ( свистящими и шипящими, твердыми и мягкими)
Расширение, обогащение, систематизация словаря:
- расширять объем и активизировать словарь параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, развитием познавательной деятельности;
- уточнять значения слов, используя различные приемы семантизации; пополнять и активизировать словарный запас, уточнять понятийные и контекстуальные компоненты значений слов на основе расширения познавательного и речевого опыта обучающихся;
- формировать лексическую системность: учить подбирать антонимы и синонимы на материале существительных, глаголов, прилагательных;
- совершенствовать представления об антонимических и синонимических отношениях между словами, знакомить с явлениями омонимии, с многозначностью слов;
- формировать предикативную сторону речи за счет обогащения словаря глаголами и прилагательными;
- проводить углубленную работу по формированию обобщающих понятий.
Формирование грамматического строя речи:
- развивать словообразовательные умения; создавать условия для освоения продуктивных и непродуктивных словообразовательных моделей;
- уточнять грамматическое значение существительных, прилагательных, глаголов;
- развивать систему словоизменения; ориентировочные умения при овладении морфологическими категориями;
- формировать умения морфолого-синтактического оформления словосочетаний и простых распространенных предложений различных моделей;
- закреплять правильное использование детьми в речи грамматических форм слов, расширять набор используемых детьми типов предложений, структур синтаксических конструкций, видов синтаксических связей и средств их выражения;
- работать над пониманием и построением предложно-0падежных конструкций;
- развивать умение анализировать выраженную в предложении ситуацию;
- учить понимать и строить логико-грамматические конструкции;
- развивать вероятностное прогнозирование при построении слов, словосочетаний, синтаксических конструкций (закончи слово, предложение, рассказ).
Развитие связной диалогической и монологической речи:
- формировать умение участвовать в диалоге, побуждать обучающихся к речевой активности, к постановке вопросов, развивать единство содержания (вопрос - ответ);
- стимулировать речевое общение: предлагать образцы речи, моделировать диалоги - от реплики до развернутой речи;
- развивать понимание единства формы и значения, звукового оформления мелодико-интонационных компонентов, лексического содержания и семантического значения высказываний;
- работать над фразой (с использованием внешних опор в виде предметных и сюжетных картинок, различных фишек и схем);
- помогать устанавливать последовательность основных смысловых компонентов текста или наглядной ситуации, учить оформлять внутритекстовые связи на семантическом и коммуникативном уровнях и оценивать правильность высказывания;
- развивать способность составлять цельное и связное высказывание на основе пересказа небольших по оъему текстов, составления рассказов с опорой на серию картин, отдельные сюжетные картинки, описательных рассказов и рассказов из личного опыта;
- развивать вышеперечисленные умения с опорой на инсценировки, игры-драматизации, моделирование ситуации на магнитной доске, рисование пиктограмм, использование наглядно-графических моделей;
- в целях развития планирующей, регулирующей функции речи развивать словесную регуляцию во всех видах деятельности: при сопровождении ребенком речью собственных практических действий, подведении им итогов деятельности, при элементарном планировании с опорами и без;
- усиливать организующую роль речи в поведении обучающихся и расширять их поведенческий репертуар с помощью обучения рассказыванию о новых знаниях и новом опыте, о результате поступков и действий, развивая навыки произвольного поведения, подчинения правилам и следования инструкции и образцу.
Формирование графомоторных навыков и подготовка руки к письму:
- формировать базовые графические умения и навыки на нелинованном листе: точки, штрихи, обводка, копирование;
- учить выполнять графические задания на тетрадном листе в клетку и линейку по образцу и речевой инструкции;
- учить копировать точки, изображения узоров из геометрических фигур, соблюдая строку и последовательность элементов;
- учить выполнять графические диктанты в тетрадях по речевой инструкции;
- учить проводить различные линии и штриховку по указателю — стрелке;
- совершенствовать навыки штриховки, закрашивание контуров предметов, орнаментов и сюжетных картинок: учить срисовывать, дорисовывать, копировать и закрашивать контуры простых предметов.
Задачи по направлению «Приобщение к художественной литературе» реализуется в работе воспитателя.
#1056;еализация ОО « Художественно – эстетическое развитие» в коррекционно – развивающей работе учителя – логопеда.
Задачи художественно – эстетического развития реализуется по следующим направлениям:
- художественное творчество – реализуется в работе воспитателя;
- музыкальная деятельность – реализуется в работе музыкального руководителя;
- конструктивно – модельная деятельность используется учителем – логопедом как средство достижения других коррекционно – развивающих задач в логопедической работе с дошкольниками с ЗПР.
#1056;еализация ОО « Физическое развитие» в коррекционно – развивающей работе учителя – логопеда с детьми ЗПР.
Цель физического развития детей с ЗПР: развитие движений, способствующих правильному формированию опорно – двигательной системе организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Цели, задачи и содержание ОО «Физическое развитие» представлены двумя разделами:
- Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни – реализуется воспитателем.
- Физическая культура – реализуется физкультурным работником .
Согласно п. ФАОП ДО, коррекционно-развивающая работа в образовательной области «Физическое развитие» осуществляется учителем – логопедом по коррекции недостатков и развитию ручной моторики.
Задачи по коррекции недостатков ручной моторики:
- диффференцированно применять игры и упражнения для нормализации мышечного тонуса;
- развивать движения кистей рук по подражанию действиям педагога; формировать дифференцированные движения кистями и пальцами рук: сгибание и разгибание , отведение в сторону пальцев; выполнять согласованные действия пальцами обеих рук;
- развивать умение удерживать позу пальцев и кистей рук; развивать умение сгибать и разгибать каждый палец на руке;
- тренировать активные движения кистей (вращения, похлопывания);
- развивать движения хватания, совершенствовать разные виды захвата крупных и мелких предметов разной формы;
- применять игровые упражнения для расслабления мышц пальцев и кистей рук при утомлении;
- развивать практические умения при выполнении орудийных и соотносящихся предметных действий;
- развивать умения выполнять ритмические движения руками под звучание музыкальных инструментов;
- развивать технику тонких движений в пальчиковой гимнастике; побуждать выполнять упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением;
- формировать у обучающихся специфические действия пальцами рук в играх с мелкими предметами и игрушками разной фактуры: кручение, нанизывание, щелчки, вращение, формировать дифференцированные движения пальцев рук при нанизывании бус, пуговиц, колечек на шнурок в определенной последовательности, представленной на образце;
- развивать захват мелких или сыпучих материалов указательным типом хватания;
- учить выкладывать мелкие предметы по заданным ориентирам: точкам, пунктирным линиям;
- развивать умения выполнять практические действия с водой: переливание воды из одной емкости в другую при использовании чашки, деревянной ложки, половника, воронки; пересыпать сыпучие материалы;
- учить выполнять определенные движения руками под звуковые и зрительные сигналы (если я подниму синий флажок — топни, а если красный — хлопни в ладоши; в дальнейшем значение сигналов изменяют);
- развивать динамический праксис, чередование позиций рук («кулак — ладонь», «камень — ножницы»);
- учить выполнению элементов самомассажа каждого пальца от ногтя к основанию;
- Учить выполнять действия расстегивания и застегивания, используя различные виды застежек (липучки, кнопки, пуговицы).
Задачи по совершенствованию графомоторных навыков перенесены, согласно ПКРР ФАОП ДО, в раздел ОО «Речевое развитие».
Задачи по коррекции недостатков артикуляционной моторики, а также использование музыкально-ритмических упражнений, логопедической и фонетической ритмики реализуется в работе учителя-логопеда.
Коррекция недостатков и развитие артикуляционной моторики:
- формировать правильный артикуляционный уклад для всех групп звуков с помощью артикуляционной гимнастики;
- формировать фонационное (речевые) дыхание при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот;
- выработать самоконтроль за положением органов артикуляции;
Коррекция недостатков и развитие психомоторной сферы. (использование музыкально – ритмических упражнений, логопедической и фонетической ритмики):
- продолжать развивать и корригировать нарушения сенсорно – перцептивных и моторных компонентов деятельности ( слухо – зрительно- моторнуюкоординацию,мышечную выносливость, способность перемещаться в пронстранстве на основе выбора объекта для движения по заданному признаку);
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с ЗПР
Одной из важнейших задач является просветительско-консультативная работа с семьей, привлечение родителей (законных представителей) к активному сотрудничеству, так как только в процессе совместной деятельности педагогического коллектива и семьи удается максимально помочь ребенку в преодолении имеющихся недостатков и трудностей.
Формы организации психолого-педагогической помощи семье определены согласно п. ФАОП ДО:
Формы взаимодействия | Дата, название согласно годовому плану |
а) коллективные: | |
- общее родительское собрание | |
- групповое родительское собрание | |
- день открытых дверей | |
- проведение детских праздников и досугов с привлечением родителей | |
б) индивидуальные: | |
- анкетирование и опросы | |
- беседы и консультации специалистов | |
- психологическая служба доверия | |
- родительский час | |
- формы наглядного информационного обеспечения | |
- информационные стенды и тематические выставки | |
- выставки детских работ | |
г) открытые занятия специалистов и воспитателей | |
д) совместные и семейные проекты различной направленности | |
е) опосредованное интернет-общение |
#1042;заимодействие с социальными партнерами
Перечень социальных партнеров определяется заключенными договорами о сотрудничестве между организациями.
На 2024 — 2025 учебный год с социальными партнерами группы запланированы следующие мероприятия:
Социальный партнер | Мероприятие (дата, название согласно плану сотрудничества) |
Детская библиотека | |
Дом культуры | |
Школа | |
Цент реабилитации инвалидов | |
- Мероприятия по реализации программы воспитания ДОУ
Целевые ориентиры воспитательной работы для обучающихся с ОВЗ дошкольного возраста (до 8 лет) представлены в п. ФАОП ДО.
На 2024 — 2025учебный год в группе запланированы следующие мероприятия согласно программы воспитания АОП ДО:
Направления воспитания | Мероприятие |
Патриотическое | |
Социальное | |
Познавательное | |
Физическое и оздоровительное | |
Трудовое | |
Этико-эстетическое |
- Организационный отдел
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с ЗПР
Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие обучающихся с ЗПР дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями развития, возможностями и интересами, описано в п. ФАОП ДО.
Программа психологического сопровождения участников образовательных отношений реализуется педагогом-психологом.
Программа логопедической помощи обучающимся с ЗПР реализуется учителем-логопедом.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете учителя-дефектолога и в группе
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее — ППРОС) обеспечивает реализацию РП учителя-логопеда. Учитывая тесную взаимосвязь работы учителя-дефектолога и воспитателей, далее приведено оснащение кабинета учителя-логопеда и группы детей с ЗПР согласно письму Минпросвещения России от № ТВ-413/03 «О направлении рекомендаций».
Кабинет учителя-логопеда.
№ п/п | Наименование оборудования | Рекомендованное количество оборудования | Инвариативная часть | Вариативная часть | Наличие в кабинете ДОУ | |
1 | Интерактивная панель | шт. | 1 | + | - | |
2 | Картотека на имеющиеся пособия | шт. | 1 | - | - | |
3 | Компьютер педагога с периферией/Ноутбук (лицензионное программное обеспечение, программное обеспечение) | шт. | 1 | + | + (без лицензионного программного обеспечения | |
4 | Кресло педагога | шт. | 1 | + | - | |
5 | Малогабаритные кресла или диван | шт. | 2 | + | - | |
6 | Многофункциональное устройство/принтер | шт. | 1 | + | - | |
7 | Полотенце | шт. | 2 | + | + | |
8 | Раковина | шт. | 1 | + | - | |
9 | Система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов; | шт. | 1 | + | - | |
10 | Система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей/Музыкальный центр | шт. | 1 | + | - | |
11 | Стол педагога | шт. | 1 | + | + | |
12 | Стул взрослый | шт. | 2 | + | + | |
13 | Шкаф для одежды | шт. | 1 | + | - | |
14 | Детское кресло-мешок | шт. | 2 | + | - | |
15 | Доска магнитно-маркерная | шт. | 1 | + | - | |
16 | Доска пробковая | шт. | 1 | + | - | |
17 | Настенное зеркало (не менее 1,5 - 0,5 м), с дополнительным освещением | шт. | 1 | + | + | |
18 | Система хранения расходного материала | шт. | 1 | + | + | |
19 | Стеллажи для хранения пособий | шт. | 2 | + | + | |
20 | Стол модульный, регулируемый по высоте | шт. | 4 | + | - | |
21 | Стул, регулируемый по высоте | шт. | 8 | + | - | |
22 | Автомобили (разной тематики, мелкого размера) | шт. | 5 | + | + | |
23 | Азбука в картинках | шт. | 1 | + | + | |
24 | Альбомы с социальными историями, набор | шт. | 1 | + | - | |
25 | Аудио подборка художественных произведений | шт. | 1 | + | - | |
26 | Бактерицидный облучатель | шт. | 1 | + | - | |
27 | Балансиры разного типа - комплект | шт. | 1 | + | - | |
28 | Бесконтактный детский термометр | шт. | 1 | + | + | |
29 | Бирюльки | шт. | 1 | - | - | |
30 | Домино логическое с разной тематикой - комплект | шт. | 1 | + | + | |
31 | Емкости для обработки "шариков" бассейна, емкости для приготовления и хранения дезинфицирующих средств | - | - | |||
32 | Игрушка-вкладыш | шт. | 3 | + | - | |
33 | Карточки PECS и альбомы к ним | + | - | |||
34 | Коврик для тактильно-кинестетической стимуляции пальцев рук | шт. | 2 | + | - | |
35 | Комплект детских книг для разных возрастов | шт. | 1 | + | - | |
36 | Комплект игр для развития внимания | шт. | 1 | + | - | |
37 | Комплект игр для развития пространственных представлений | шт. | 1 | + | - | |
38 | Комплект игрушек на координацию движений | шт. | + | - | ||
39 | Комплект карточек - картинки с изображением эмоций | шт. | 1 | + | + | |
40 | Комплект карточек для проведения артикулярной гимнастики | шт. | 1 | + | + | |
41 | Комплект карточек на исключение 4-го лишнего предмета; | шт. | 1 | + | + | |
42 | Комплект кубиков Зайцева | шт. | 1 | + | - | |
43 | Комплект мелких игрушек | шт. | 1 | + | + | |
44 | Комплект методических материалов для работы логопеда в детском саду | шт. | 1 | + | + | |
45 | Куклы (среднего размера) | шт. | 2 | + | + | |
46 | Логическая игра на подбор цветных, теневых и контурных изображений | шт. | 1 | + | - | |
47 | Логические блоки Дьенеша | шт. | 2 | + | - | |
48 | Магнитная азбука (набор букв русского алфавита, цифры, знаки) | шт. | 1 | - | - | |
49 | Набор алгоритмов пооперационных действий | шт. | 1 | + | - | |
50 | Набор для завинчивания элементов разных форм, размеров и цветов | шт. | 1 | - | - | |
51 | Набор кубиков | шт. | 2 | + | + | |
52 | Набор материалов для изобразительной деятельности | 2 | + | + | ||
53 | Набор музыкальных инструментов | шт. | 1 | + | - | |
54 | Набор муляжей овощей и фруктов | шт. | 1 | + | - | |
55 | Набор объемных геометрических фигур | шт. | 1 | + | - | |
56 | Набор пазлов разной величины - комплект | шт. | 1 | + | + | |
57 | Набор пальчиковых кукол по сказкам - комплект | шт. | 1 | + | - | |
58 | Набор парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки (смысловые) комплект | шт. | 1 | + | - | |
59 | Набор пирамидок разной степени сложности | шт. | 2 | + | - | |
60 | Набор предметов для группировки их по цвету, форме, общей принадлежности к одной из групп | шт. | 1 | + | - | |
61 | Набор продуктов для магазина | шт. | 1 | + | + | |
62 | Набор солдатиков (мелкого размера) | шт. | 1 | + | - | |
63 | Набор таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2 - 3 признакам одновременно - комплект | шт. | 1 | + | + | |
64 | Набор фигурок - семья | шт. | 1 | + | - | |
65 | Набор фигурок домашних животных с реалистичными изображением и правильными пропорциями | шт. | 1 | + | - | |
66 | Набор фигурок животных Африки, Америки, Австралии, Европы и Азии с реалистичными изображением и правильными пропорциями | шт. | 1 | + | - | |
67 | Набор фигурок животных леса с реалистичными изображением и пропорциями | шт. | 1 | + | + | |
68 | Набор фигурок людей - разных профессий | шт. | 1 | + | - | |
69 | Набор фигурок людей разных рас | шт. | 1 | + | - | |
70 | Набор фигурок людей с ограниченными возможностями | шт. | 1 | + | - | |
71 | Набор фигурок насекомые с реалистичными изображением и правильными пропорциями | шт. | 1 | + | - | |
72 | Набор фигурок с реалистичными изображением и правильными пропорциями "морские обитатели" | шт. | 1 | + | - | |
73 | Настольные игры - комплект | шт. | 1 | + | + | |
74 | Оборудование для детей с РАС: машина для "обнимания", утяжеленные одеяла, сенсорное яйцо, носок для тела и пр. на тактильное давление, комплект | шт. | 1 | + | - | |
75 | Оборудование для реабилитационной работы с детьми с РАС | шт. | 1 | + | - | |
76 | Перчаточные куклы - комплект | шт. | 1 | + | + | |
77 | Песочные часы | шт. | 2 | + | + | |
78 | Пособие "Времена года" | + | + | |||
79 | Разрезные сюжетные картинки (2 - 4 частей) | шт. | 1 | + | + | |
80 | Разрезные сюжетные картинки (6 - 8 частей) | шт. | 1 | + | + | |
81 | Разрезные сюжетные картинки (8 - 16 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями комплект | шт. | 2 | + | + | |
82 | Релаксационное оборудование для снятия психоэмоционального напряжения, снижения агрессивности, создания положительных эмоций, комплект | шт. | 1 | + | + | |
83 | Секундомер | шт. | 1 | + | + | |
84 | Серии картинок (до 6 - 9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации) | шт. | 1 | + | + | |
85 | Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей) | шт. | 1 | + | - | |
86 | Сухой бассейн с наполнением | шт. | 1 | + | + | |
87 | Счетный материал, набор | шт. | 4 | + | + | |
88 | Таймер механический | шт. | 1 | + | - | |
89 | Фигурки домашних животных с реалистичными изображением и правильными пропорциями - комплект | шт. | 1 | + | - | |
90 | Цветные счетные палочки Кюизенера | 2 | + | + | ||
91 | Часы игровые | шт. | 1 | + | + | |
92 | Шнуровка различного уровня сложности - комплект | шт. | 1 | + | + | |
93 | Юла большая | шт. | 1 | + | - | |
94 | Юла малая | шт. | 1 | + | - | |
Объем учебной нагрузки
для групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Базовый вид деятельности | Периодичность (образовательная нагрузка в неделю) | |
5-6 лет | 6-8 лет | |
Образовательная область «Физическое развитие» | ||
Физическая культура (в помещении и на воздухе) | 2 / 40 мин. 1 / 20 мин. | 2 / 50 мин. 1 / 25 мин. |
Образовательная область «Познавательное развитие» | ||
Развитие математических представлений | 1/ 20 мин. | 1/ 25 мин. |
Ознакомление с окружающим/конструктивно модельная деятельность | 0,5/ 10 мин. 0,5/ 10 мин. | 1 / 12,5 мин. 1 / 12,5 мин. |
Образовательная область "Речевое развитие" | ||
Развитие речи (подгот. к обуч. грамоте) | 1/ 20 мин. | 1/ 25 мин. |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | ||
Рисование | 1 / 20 мин. | 1 /25 мин. |
Лепка | 0,5 / 10 мин | 0,5 / 12,5 мин |
Аппликация | 0, 5 / 10 мин. | 0, 5 / 12,5 мин. |
Музыка | 2 / 40 мин. | 2 / 50 мин. |
Итого: | 11/200 мин. | 11/275мин. |
Социально – коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье. | ||
Коррекционные (индивидуальные, подгрупповые) занятия | ||
Индивидуальные занятия педагога - психолога | 1/15мин. | 1/20 мин. |
подгрупповые коррекционное занятие (учитель – дефектолог) | 2 / 40 мин. | 2/50 мин. |
Подгрупповое коррекционное занятие для коррекции речевых недостатков (учитель – логопед) | 1 / 20 мин. | 1 /25мин. |
Индивидуальные заняти ( учитель – логопед) | 2/40мин. 2/40 мин | 2/ 50 мин. 2/ 50 мин |
155мин. | 220мин | |
ИТОГО (с учетом занятий специалистов) | 355 минут | 470минут |
Расписание и особенности работы учителя- логопеда.
Дни недели | Время работы |
Понедельник | — |
Среда | — |
Четверг | — |
Пятница | — |
Согласно СанПиН, длительность занятий у детей 4х-5ти не более 20 минут, у детей от 5-6лет не более 25 минут. Учитывая неравномерность работоспособности детей, окончание занятий не указывается. Перерыв между занятиями не менее 10 минут.
Согласно расписанию занятий на 2024 — 2025 учебный год и учебному плану, у учителя- логопеда 2 занятия в неделю (в подгрупповой форме).
Циклограмма работы учителя – логопеда с детьми ЗПР.
День недели | Вид деятельности | Время | Примечание |
Понедельник | Коррекционно-развивающая работа | Индивидуальная работа | |
Методическая/консультативная/ аналитическая работа | Заполнение документации/консультации по запросы. | ||
Вторник | Коррекционно-развивающая работа |
| Работа в подгруппах |
Коррекционно-развивающая работа | Индивидуальная работа | ||
Методическая/консультативная/ аналитическая работа. | Заполнение документации/консультации по запросы. | ||
Организационная работа | Подготовка к индивидуальной работе | ||
Среда | Коррекционно-развивающая работа | Индивидуальная работа | |
Методическая/консультативная/ аналитическая работа | Заполнение документации/консультации по запросы. | ||
Четверг | Коррекционно-развивающая работа | Работа в подгруппах | |
Коррекционно-развивающая работа | Индивидуальная работа | ||
Методическая/консультативная/ аналитическая работа. | Заполнение документации/консультации по запросы. | ||
Организационная работа | Подготовка к индивидуальной работе | ||
Пятница | Консультативная/просветительная/профилактическая работа | Работа с родителями | |
Методическая/консультативная/ аналитическая работа. | Заполнение документации/консультации по запросы. | ||
Коррекционно-развивающая работа | Индивидуальная работа | ||
Организационная работа |
| Подготовка к индивидуальной работе |
Подгруппы детей формируются с учётом возраста и с учетом индивидуальных возможностей детей.
Список детей по подгруппам детей группы ЗПР «Соболёк»
№ п/п | ФИ ребенка | № п/п | ФИ ребенка |
1 | Бычков Вадим | 1 | Лопатина Арина |
2 | Жигляева Виктория | 2 | Масюта Богдан |
3 | Иващенко Ева | 3 | Окснер Валерия |
4 | Лепешкин Иван | 4 | Онипко Вячеслав |
5 | Лепёшкин Данил | 5 | Ромащенко Тимофей |
6 | Саъдуллоев Шамсулло | ||
График индивидуально-коррекционной работы для детей ЗПР группы « Соболёк »
Дни недели | ФИ ребенка | Время занятий |
Понедельник | Бычков Вадим Жигляева Виктория Иващенко Ева Лепёшкин Иван Лепёшкин Данил Онипко Вячеслав |
– |
Вторник | Подгрупповое занятие Лопатина Арина Масюта Богдан Окснер Валерия | –
– – |
Среда | Лопатина Арина Масюта Богдан Окснер Валерия Ромащенко Тимофей Саъдуллоев Шамсулло |
|
Четверг | Подгрупповое занятие Ромащенко Тимофей Саъдуллоев Шамсулло | – – – |
Пятница | Бычков Вадим Жигляева Виктория Иващенко Ева Лепёшкин Иван Лепёшкин Данил Онипко Вячеслав |
– |
Коррекционно - развивающая работа учителя-логопеда осуществляется вне образовательной деятельности(занятий) согласно режиму дня группы. ККР реализуется в виде индивидуальной работы и совместной деятельности в мини- группах. Состав мини подгрупп определяет учитель логопед по результатам логопедической работы( поэтому состав мини подгрупп подвижен)
Учитывая индивидуальный подход в работе с детьми с ЗПР, у учителя- логопеда есть возможность приглашать детей на индивидуальную работу или совместную работу в мини –подгруппах с учетом темпа их деятельности в бытовых ситуациях (прием пищи, сбор на прогулку, возвращение с прогулки, приготовление ко сну и т.д)
Частота проведения индивидуальной работы определяется характером и степенью выраженности трудностей усвоения программного материала и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Продолжительность индивидуальных занятий - 10 — 15 минут.
#1050;омплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по коррекции речи
в группе ЗПР «Соболёк»
Месяц | Неделя | Лексическая тема недели | Тема образовательной деятельности. Звуки и буквы | Лексико-грамматический строй речи |
Сентябрь | 1,2 | Диагностика, обследование речи детей | ||
3 | Детский сад
| У | Выделение начального ударного гласного Формирование номинативного словаря (словаря имен существительных по теме) | |
А | Анализ звукового ряда из двух гласных Выделение начального ударного гласного Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным предложением. Преобразование существительных единственного числа в форме именительного падежа в форму множественного числа. | |||
4 | Азбука безопасности | У-А | Анализ звукового ряда из двух гласных. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом. | |
И | Расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида, ед.ч. настоящего времени. Воспроизведение звуковых рядов из 3 гласных звуков. Анализ звукового ряда из 3 гласных звуков. Образование прилагательных от существительных. | |||
Октябрь | 1 | Осень. Признаки осени. Деревья осенью | П -Пь | Выделение последнего глухого согласного АП, ОП, КЛОП, ТОПЬ. Звуковой анализ и синтез обратного слога типа АП. Преобразование существительных единственного числа в форме именительного падежа в форму множественного числа. |
К -Кь | Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратного типа АК, ОК, УК, ИК, прямого слога КИ. Расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида, единственного числа настоящего времени. | |||
2 | Огород. Овощи | Т -Ть | Звуковой анализ обратного слога типа УТ, прямого слога ТИ. Воспроизведение слоговых рядов (обратные слоги). Активизация словаря по теме. Формирование грамматической категории имен существительных в форме родительного падежа множественного числа | |
К -Т | Звуковой анализ обратного слога типа УТ, УТ, прямого слога ТИ, КИ. Воспроизведение слоговых рядов (обратные слоги). Активизация словаря по теме. Формирование навыков словообразования. | |||
3 | Сад. Фрукты | П –Т -К | Преобразование обратных слогов в прямые. Воспроизведение слоговых рядов (обратные и прямые слоги) Воспроизведение слоговых рядов типа ПА-ТА-КА. Звуковой анализ прямого слога. Закрепление употребления имен существительных в родительном падеже. | |
О | Анализ звукового ряда из двух гласных, из трех гласных, четырех, пяти. Выделение ударного гласного после согласного. Расширение и активизация словаря по теме. | |||
4 | Лес. Грибы и лесные ягоды | Х -Хь | Воспроизведение слоговых рядов (прямые слоги). Выделение ударного гласного после согласного. Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез прямого слога. Формирование навыков словообразования. | |
К -Х | Воспроизведение слоговых рядов. Мягкие согласные. Звуковой анализ и синтез обратного слога. Дифференциация К – Х . Образование уменьшительно-ласкательной формы словообразования. | |||
5 | Ягоды и грибы. Лес осенью. | Ы | Анализ звукового ряда из двух гласных, из трех гласных, четырех, пяти. Выделение ударного гласного после согласного. Согласование имен существительных с числительными. | |
А,У,И,Ы,О | Расширение знаний значений предлогов и употребление их в самостоятельной речи. Закрепление предложно-падежных конструкций. Образование прилагательных от существительных. | |||
Ноябрь | 1 | Одежда Обувь | М - Мь | Выделение ударного гласного после согласного. Звуко-слоговой анализ слов САМ, САМА, САМИ Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез прямого слога. Закрепление и расширение знаний детей по теме. |
Н -Нь | Составление и преобразование слогов и слов. Выделение начального согласного. Звуковой анализ слов типа МАК, НАТА, КОНИ. Место обитание домашних животных. Закрепление и расширение знаний детей по теме. | |||
2 | Игрушки Посуда | Н – М | Образование существительных множественного числа. Звуковой анализ БУЛКА, КАБИНА. Звонкие и глухие согласные. Синтез звуков в слова. Составление и преобразование слогов и слов. Выделение начального согласного. Звуковой анализ слов типа МАК, НАТА, КОНИ. Образование существительных множественного числа и их практическое употребление в речи. | |
Б | Практическое усвоение и закрепление в речи детей имен существительных и притяжательных прилагательных по теме. | |||
3 | Посуда | Б - Бь | Образование существительных множественного числа. Звуковой анализ БУЛКА, КАБИНА. Звонкие и глухие согласные. Синтез звуков в слова. Дифференциация типов одежды по сезонам. | |
П - Б | Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже. Сложные предлоги ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА. Образование относительных прилагательных. | |||
4 | Мебель. | С | Расширение знаний значений предлогов и употребление их в самостоятельной речи. | |
Сь | Закрепление предложно - падежных конструкций. | |||
Декабрь | 1 | Зима. | С – Сь | Схемы слов. Звуко-слоговой анализ слов ГУСЬ, ГУСИ, СИЛА, САЛО, звонкие и глухие согласные. Дифференциация транспорта по видам. Образование и закрепление в речи глаголов движения с приставками. Закрепление употребления формы творительного падежа существительных. Зима. Расширение предикативного словаря. |
З | Твердые и мягкие согласные. Дифференциация в слогах, словах, предложениях. Практическое закрепление в речи употребления имен существительных в различных падежах. | |||
2 | Домашние животные зимой | Зь | Твердые и мягкие согласные. Формирование словаря прилагательных. Образование относительных прилагательных. | |
З – Зь | Твердые и мягкие согласные. Дифференциация в слогах, словах, предложениях. Развитие навыка словообразования. | |||
3 | Дикие животные зимой | Сь – Зь | Звуко-слоговой анализ слов ЗИМА, СИМА. Твердые и мягкие согласные. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа. | |
С - З | Звуко-слоговой анализ слов КВАС, ЗВОН, ЗВУК. Звонкие и глухие согласные. Твердые и мягкие согласные. | |||
4 | Новый год | В – Вь | Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения. Дифференциация в слогах, словах, предложениях. Закрепление употребления имен существительных в творительном падеже. | |
Д - Дь | Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения. Дифференциация в слогах, словах, предложениях. Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным; упражнять в употреблении предлога без и имен существительных в различных падежах. | |||
Январь | 2 | Мебель | Т –Д | Чтение и печатание слов. Схемы слов. Звонкие и глухие согласные по следам анализа. Звуко-слоговой анализ слов ДОМ, ТОМ. Образование и закрепление в речи глаголов движения с приставками. |
Ть –Дь | Звуко-слоговой анализ слов ЭТИ, ДЕТИ. Мягкие согласные. Чтение и печатание слов. Схемы слов. | |||
3 | Грузовой и пассажирский транспорт | Г | Мягкие и твердые, глухие и звонкие согласные. Ударение. Преобразование слов. Составление схем, чтение, печатание. Дифференциация в слогах, словах. Расширение словаря по теме | |
Г - Гь | Печатание слов ГУБЫ, НОГИ. Твердые и мягкие согласные, звонкие согласные. Ударение. Преобразование слов. Формирование навыков словообразования и расширение словаря. | |||
4 | Зимующие птицы | Г –К | Составление схем, чтение, печатание. Расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида, единственного числа настоящего времени. | |
Э | Преобразование слов. Составление схем слов по индивидуальным картинкам. Звуковая схема слогов, слов. Печатание предложений. | |||
5 | Зимующие птицы | Й | Звуковой анализ АЙ, ОЙ. Составление их из букв. Самостоятельное составление схем слов. Чтение, печатание слов. Гласные звуки. Преобразование слогов и слов. Звуковой анализ слов КЛЮВ, УТЮГ. Печатание предложений. Выкладывание цветной схемы слов. Расширение словаря по теме. | |
Е | Закрепление знаний о букве на материале слогов, слов, предложений и текстов. Звуковой анализ слов типа ВЕТКА, КЕПКА. Печатание предложений. Формирование навыка употребления в речи возвратных глаголов. | |||
Февраль | 1 | Профессии | Я | Закрепление знаний о букве на материале слогов, слов, предложений и текстов. Звуковой анализ слов типа МЯСО, ДЯДЯ. Печатание предложений. Закрепление навыка имен существительных в творительном падеже. |
Ш | Звуковой анализ слов ШАПКА, ШИНА, ШУТ. Слова сложной звуко-слоговой структуры. Формирование словаря глаголов. Печатание слогов, слов и предложений. | |||
2 | Комнатные растения | Ш | Закрепление употребления имен существительных в родительном падеже. Печатание слогов, слов и предложений. | |
Ш - С | Дифференциация звуков, слогов, слов. Повторение слоговых рядов. Чтение и печатание слов и предложений. | |||
3 | Наша армия | Ж | Звуковой анализ с графической записью. Звуковой анализ и синтез слогов. Чтение, печатание предложений. Формирование и расширение семантического поля «Жук». Расширение словаря по теме «Военные профессии». | |
Ж - З | Закрепление навыка образовывать прилагательные от существительных; закрепление умения согласовывать числительные два и пять с существительными. | |||
4 | Стройка. Профессии строителей | Ш - Ж | Расширение словаря по теме. Образование относительных прилагательных. Чтение и печатание слов и предложений. | |
Ш – Ж – С - З | Чтение и печатание слов и предложений. Дифференциация звуков, слогов, слов. Повторение слоговых рядов. Образование отыменных прилагательных. Развитие навыков словообразования. | |||
Март | 1 | Весна. Приметы весны
| Л | Деление предложений на слова. Графическая запись. Формирование и расширение «семантического поля» слов-глаголов. Развитие словаря прилагательных. |
Ль | Чтение, печатание слов ЛИПА, КОРОЛИ. Деление на слоги. Выполнение звуко-слогового анализа слов. Ударение. Развитие навыков словообразования. | |||
2 | Перелетные птицы | Л - Ль | Чтение, печатание слов ЛАПА, ЛИПА. Ударение. Дифференциация звуков, слогов, слов. Повторение слоговых рядов. Упражнение в образовании синонимических рядов. Закрепление знаний о флаге, гимне, гербе России. | |
Ц | Чтение, печатание. Ударение. Дифференциация в слогах, словах и предложениях. Формирование словаря по теме. Употребление предлогов НА, В. Относительные прилагательные. Уточнение словаря по теме. Притяжательные прилагательные. Закрепление навыка образовывать прилагательные от существительных, развитие умения согласовывать слова в предложениях. | |||
3 | Пресноводные и аквариумные рыбы | Ц - С | Чтение, печатание. Ударение. Дифференциация в слогах, словах и предложениях. Формирование словаря по теме. Употребление предлогов НА, В.Упражнение в образовании слов сложного состава. | |
Ю | Преобразование слогов и слов. Звуковой анализ слов КЛЮВ, УТЮГ. Уточнение и расширение словаря по теме. | |||
4 | Наш город | Р | Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения. Дифференциация в слогах, словах, предложениях. Закрепление знаний о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве. Формирование умения подбирать синонимы и однокоренные слова. | |
Рь | Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения. Расширение словаря по теме. Образование качественных прилагательных, образование родственных слов. | |||
Апрель | 1 | Бытовые приборы | Р - Рь | Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения. Дифференциация в слогах, словах, предложениях. Формирование глагольного словаря по теме. |
Р - Рь | Чтение, печатание. Формирование навыка словообразования, формирование словаря прилагательных. | |||
2 | Космос | Ч | Звуковой анализ и синтез слогов. Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения. Дифференциация звуков. Расширение словаря по теме. Развитие навыка словоизменения. | |
Ч - Ть | Закрепление навыка образовывать прилагательные от существительных, развитие умения согласовывать слова в предложениях. | |||
3 | Откуда хлеб пришел? | Ф - Фь | Чтение, печатание. Расширение словаря по теме. | |
Ф - В | Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения. Дифференциация в слогах, словах, предложениях. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Формирование навыка возвратных глаголов. | |||
4 | Почта | Щ | Звуковой анализ с графической записью. Звуковой анализ и синтез слогов. Чтение, печатание. Работа над техникой чтения. Расширение словаря по теме. | |
Щ - Ч | Чтение, печатание. Работа над техникой чтения. Развитие навыков словообразования. | |||
Май | 1 | Щ - Ть | Согласование притяжательных местоимений с существительными. | |
Щ – Ч – Сь - Ть | Работа над техникой чтения. Ударение. Дифференциация в слогах, словах, предложениях. | |||
2 | Мягкие и твердые согласные | Звуковой анализ с графической записью. Звуковой анализ и синтез слогов. Чтение, печатание. Работа над техникой чтения. Упражнение в образовании и употреблении в речи прилагательных сравнительной степени. | ||
Глухие и твердые согласные | Работа над техникой чтения. Ударение. Дифференциация в слогах, словах, предложениях. Согласование притяжательных местоимений с существительными. Формирование и расширение словаря по теме. | |||
3,4 | Диагностика, обследование речи детей | |||
Режим дня
Холодный период
Мероприятия | Время проведения |
Прием и осмотр, игры | |
Игры, самостоятельная деятельность,утренняя гимнастика | |
Подготовка к завтраку, завтрак. | |
Самостоятельная игровая деятельность детей | |
Первое занятие воспитателя с детьми и первое подгрупповое занятие учителя- дефектолога Второе занятие воспитателя и второе подгрупповое занятие дефектолога Третье занятие с детьми |
|
Индивидуальная работа логопеда с детьми, игры, подготовка к прогулке, прогулка | |
Возвращение с прогулки, индивидуальная работа логопеда с детьми, игры, чтение худ литературы | |
Подготовка к обеду, обед | |
Подготовка ко сну, дневной сон | |
Постепенный подъем, оздоровительная гимнастика | |
Подготовка к полднику, полдник | |
Занятие с педагогом – психологом (по подгруппам) 1раз в неделю Занятия с учителем – логопедом ( по индивидуальному графику) |
|
Индивидуальные работа с детьми по заданию учителя-логопеда, дефектолога, игры, свободная деятельность детей | |
Занятия воспитателя с детьми по подгруппам | – (55) |
Самостоятельная деятельность детей в центрах развития, чтение художественной литературы | – 16. 55 |
Подготовка к ужину, ужин |
|
Подготовка к прогулке, прогулка: организованная и самостоятельная игровая деятельность детей. |
|
Возвращение с прогулки. Уход детей домой. |
|
Теплый период года
Мероприятия | Время проведения |
Прием детей, игры, общественно полезный труд, утренняя гимнастика |
|
Свободные игры, самостоятельная деятельность | |
Подготовка к завтраку, завтрак | |
Подготовка к прогулке | |
Прогулка: игры, наблюдения, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей, воздушные и солнечные процедуры | |
Прогулка, возвращение с прогулки, водные процедуры | |
Подготовка к обеду, обед | |
Подготовка к дневному сну, сон | |
Постепенный подъем, оздоровительная гимнастика | |
Подготовка к полднику, полдник | |
Индивидуальная работа воспитателя с детьми. Игры, самостоятельная деятельность в центрах развития |
|
Подготовка к ужину, ужин | |
Вечерняя прогулка. Игровая деятельность. Уход детей домой |
- Анотация
РП учителя-логопеда рассчитана на 1 учебный год для построения коррекционно-развивающей работы с детьми.
РП состоит из трех разделов: целевой, содержательный, организационный. Начинается РП с общих положений.
В целевом разделе описаны цель, задачи РП, принципы организации коррекционно-развивающей работы, характеристика воспитанников с ЗПР на учебный год, планируемые результаты коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с ЗПР.
В содержательном разделе дано описание содержания коррекционно-развивающей работы учителя-логопед по образовательным областям, взаимодействия педагогического коллектива с родителями (законными представителями) обучающихся, с социальными партнерами, мероприятий по реализации программы воспитания ДОУ.
Организационный раздел содержит описание психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка с ЗПР, организации развивающей предметно-пространственной среды учителя-логопеда и в группе, приводятся учебный план, график и особенности работы учителя-дефектолога, комплексно-тематическое планирование, режим дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альбом взаимодействия учителя - логопеда с воспитателями в подготовительной группе комбинированной направленности для детей с ТНР
Дидактические игры и упражнения коррекционной направленности по лексическим темам для детей с ОВЗ (ТНР) для работы воспитателей с детьми во время коррекционного часа по разделам: -словарь, -лекс...
План совместной деятельности учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса групп комбинированной направленности для детей с ОНР
Пояснительная записка У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движени...

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности для детей 5- 7лет
Детей с речевыми нарушениями рассматривают, как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психологические особенности затрудняют успешное овладение и...

специфика деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в инклюзивной (комбинированной) группе
особенности работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе инклюзивной...

Рабочая программа учителя-логопеда Гетта О.Г. старшей группы комбинированной направленности на 2020-2021 уч. год
Рабочая программа учителя-логопеда Гетта О.Г. старшей группы комбинированной направленности на 2020-2021 уч. год...

Конспект интегрированной образовательной деятельности воспитателя, учителя-логопеда и детей в старшей группе комбинированной направленности (ТНР) по формированию лексико-грамматических основ речи «Незнайка идет в армию».
Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждениедетский сад № 29муниципального образованияКаневской район Конспектинтегрированной образовательной деятельностиу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
комплексная программа учителя-логопеда с детьми старшей группы ДОУ для детей с ТНР...
