Рабочая программа учителя-логопеда Гетта О.Г. старшей группы комбинированной направленности на 2020-2021 уч. год
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Гетта Ольга Геннадиевна

Рабочая программа учителя-логопеда Гетта О.Г. старшей группы комбинированной направленности на 2020-2021 уч. год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 254»

Принято                                                                                                                        Утверждаю

На педагогическом                                                                          Заведующий МБДОУ №254

Совете                                                                                                       ______ Т.Н.Волощенко

Протокол №___                                                                      приказ №  ___________________

От __________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ № 5

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

(ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ)

Разработчик программы:

Учитель-логопед Гетта О.Г.

Ростов-на-Дону

2020 - 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дети с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) всех уровней – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте, они представляют собой сложную  разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения.

Дошкольники с ОНР овладевают грамматическими формами словоизменения, словообразования, типами предложений, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

Коррекционная помощь детям с различными речевыми нарушениями является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена следующими факторами: с одной стороны, растет число детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте.

        Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт МБДОУ № 254, разработанный на основе «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с ТНР МДОУ № 254».

Рабочая программа предполагает:

-  конкретизацию  планируемых результатов и целевых ориентиров для детей разных возрастных групп с учетом  особенностей речеязыковых нарушений и сопутствующих проявлений;

- направление коррекционно-развивающей работы, способствующей квалифицированной коррекции недостатков  речеязыкового развития  детей, психологической, моторно-двигательной базы речи,  профилактике  потенциально возможных трудностей в  овладении грамотой и   обучении в целом;

- определение содержания программы коррекционной работы с детьми, имеющими ОНР с учетом структуры дефекта, с обоснованным привлечением  методических и дидактических  пособий и иных содержательных ресурсов, предназначенных для использования в работе с детьми, имеющими речеязыковые нарушения и сопутствующие проявления в общей структуре дефекта.

Реализация рабочей программы подразумевает квалифицированную коррекцию нарушений развития детей  в форме проведения фронтальных/подгрупповых занятий.

Рабочая программа и комплексно-тематическое планирование разработаны для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи со вторым, третьим и четвертым уровнями речевого развития, а также с ФФНР. Для детей с первым уровнем речевого развития составляются индивидуальные планы развития.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, - что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах. Лексический материал отбирается с учетом  этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Концентрированное изучение материала служит эффективным средством установления более тесных связей между специалистами.

Программа рассчитана на один учебный год, который длится с 1 сентября до 1 июня. Периодичность фронтальных занятий – 1 раз в неделю; подгрупповых занятий – 2-3 раза в неделю;  общее количество фронтальных занятий – 31. Продолжительность занятия в старшей группе – 20 минут.

Целью данной рабочей программы  является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей  с общим недоразвитием речи, имеющих разные уровни речевого развития, в возрасте от 5 до 6 лет. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с общим недоразвитием речи. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей, то есть одним из основных принципов программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Кроме того, программа имеет в своей основе также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации по всем направлениям работы, что позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и, в конечном итоге, обеспечивает поступательное развитие.

Главной задачей рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Объём учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятияв соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой, учитель-логопед решает следующие задачи:

  • укрепление психического здоровья и осуществление необходимой коррекции недостатков в психическом развитии воспитанников;
  • создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
  • обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития детей;
  • воспитание любви к окружающей природе, Родине, семье, уважения к правам и свободам человека;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
  • развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
  • пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.

Основными задачами коррекционной работы с детьми, имеющими ОНР является создание условий для:

- овладения речью как средством общения и культуры;

- обогащения активного словаря;

- развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развития речевого творчества;

- развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомства с книжной культурой, детской литературой;

- развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

-  профилактики речевых нарушений и их системных последствий.

Коррекционно-развивающая работавключает:

- системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у детей с ОНР);

- социально-коммуникативное развитие;

- развитие и коррекцию сенсорных, моторных, психических функций  у детей с ОНР;

- познавательное развитие,

- развитие высших психических функций;

- коррекцию нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребёнка с ОНР.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии;  с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии,  ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.

Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения,  фонематического слуха, лексико-грамматического строя  разной степени выраженности. Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи.

На I уровне речевого развития у ребёнка наблюдается полное отсутствие  или резкое ограничение словесных средств общения. Словарный запас  состоит из отдельных лепетных слов,  звуковых или звукоподражательных комплексов,  сопровождающихся жестами и мимикой;

на II уровне речевого развития  в речи ребенка присутствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из  слов простой слоговой структуры (чаще существительные, глаголы, качественные прилагательные), но, наряду с этим,  произносительные возможности ребенка значительно отстают  от возрастной нормы;

на III уровне речевого развития  в речи ребенка появляется развернутая фразовая речь с выраженными  элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития;

на IV уровне речевого развития  при наличии развернутой фразовой речи  наблюдаются остаточные  проявления недоразвития всех компонентов  языковой системы.

 Дети с ОНР имеют, по сравнению с возрастной нормой, особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности, поэтому взаимосвязь речевой деятельности со всеми сторонами психического развития детей находится в центре внимания учителя-логопеда. Параллельно с речевой работой ведётся работа по развитию у детей внимания, памяти, мышления, навыков конструирования и т.п.

Группу посещают дети шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи 2 и 3 уровней речевого развития).

Основное содержание коррекционной работы
с детьми старшего дошкольного возраста

У дошкольников со вторым уровнем речевого развития активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Содержание коррекционной работы в среднем дошкольном возрасте направлено на формирование у детей с ОНР потребности в речевом общении и коммуникативных умений. Основной акцент делается на формирование связной речи.

В этот период основное значение придается стимулированию речевой активности детей с ОНР, формированию мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности, развитию когнитивных предпосылок речевой деятельности. Дети учатся вербализовывать свое отношение к окружающему миру, предметам и явлениям, делать элементарные словесные обобщения.

Учитель-логопед стимулирует желание детей свободно общаться, используя вербальные и невербальные средства общения, поощряет даже минимальную речевую активность детей в различных ситуациях. Педагог направляет внимание на формирование у каждого ребенка с ОНР устойчивого эмоционального контакта со взрослыми и со сверстниками.

Взрослый, стремясь развить коммуникативные способности ребенка среднего дошкольного возраста с ОНР, учитывает особенности развития его игровой деятельности: сформированность игровых действий, возможности и коммуникативные умения взаимодействия со взрослым и сверстниками.

У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причём замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структурыю. Понимание речи приближается к норме.

Ведущим направлением коррекционной работы является формирование связной речи детей с ОНР.

В этот период основное внимание уделяется стимулированию речевой активности детей. У них формируется мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: восприятие, внимание, память, мышление. Одной из важных задач обучения является формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметных понятий становится базой для развития активной речи детей. Для развития фразовой речи детей проводятся занятия с использованием обучения рассказыванию по литературным произведениям, по иллюстративному материалу. Для совершенствования планирующей функции речи детей обучают намечать основные этапы предстоящего выполнения задания. Совместно со взрослым, а затем самостоятельно детям предлагается составлять простейший словесный отчет о содержании и последовательности действий в различных видах деятельности.

Создаются условия для развития коммуникативной активности детей с ОНР. Для этого, в ходе специально организованных игр и в совместной деятельности, ведется формирование средств межличностного взаимодействия детей.

У детей активно развивается способность к использованию речи в повседневном общении.

Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи.

ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)– это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефекта восприятия и произношения фонем. В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу. Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.

В результате освоения Рабочей программы, ребенок с ОНР, преодолевая речевые нарушения, овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Он  положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам. Он достаточно хорошо, при необходимости взаимодействуя со взрослым, владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебный план

Периодичность занятий:  с сентября по май (включительно), проводится в неделю по 2 подгрупповых занятия с каждой подгруппой. Первые две недели сентября и последние две недели мая проводится диагностика.

Продолжительность занятия: в старшей группе – 20 минут.

Каждый ребёнок 2 раза в неделю занимается индивидуально с логопедом и воспитателем.

В середине учебного года (январь) и в начале мая для воспитанников организуются каникулы.

В июне коррекционно-развивающие занятия не проводятся.

СЕТКА ЗАНЯТИЙ

учителя-логопеда Гетта О.Г.

 на 2020-2021 уч. год на 1,5 ставки 

из которых:

  1 ставка – подготовительная группа и 0,5 ставки – старшая группа

ПОНЕДЕЛЬНИК

11.00 – 13. 00 – Индивидуальные занятия (подготовительная группа)

13.00 – 15.00 - Организационная работа

15.00 – 17.00 - Индивидуальные занятия (старшая группа)

ВТОРНИК

9.00 – 10.40 – Подгрупповые занятия

10.40 – 13.00 - Индивидуальные занятия (подготовительная группа)

13.00 – 15.00 - Организационная работа

СРЕДА

11.00 – 13. 00 – Индивидуальные занятия (подготовительная группа)

13.00 – 15.00 - Организационная работа

15.00 – 17.00 - Индивидуальные занятия (старшая группа)

ЧЕТВЕРГ

9.00 – 10.40 – Подгрупповые занятия

10.40 – 13.00 - Индивидуальные занятия (подготовительная группа)

13.00 – 15.00 - Организационная работа

ПЯТНИЦА

9.00 – 10.40 – Подгрупповые занятия

10.40 – 13.00 - Индивидуальные занятия (подготовительная группа)

13.00 – 15.00 - Организационная работа

 

  График работы

учителя-логопеда Гетта О.Г.

на 2020 – 2021 учебный год

ДЕНЬ НЕДЕЛИ

ЧАСЫ РАБОТЫ

Понедельник

11.00 – 17.00

Вторник

9.00 – 15.00

Среда

11.00 – 17.00

Четверг

9.00 – 15.00

Пятница

9.00 – 15.00

  1. Циклограмма работы

                                     учителя – логопеда Гетта О.Г.

на 2020-2021 учебный год на 1,5 ставки из которых:

  1 ставка – подготовительная группа и 0,5 ставки – старшая группа

День недели

Время начала и окончания трудового действия

Форма организации коррекционно-развивающей и образовательной деятельности, реализация профессиональной функции

Затраты времени

пн

11.00 – 12.30

Подг.гр

Индивидуальные формы образовательной деятельности.

90 мин

12.30 – 12.48

Ст. гр.

Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем.

18 мин.

12.48-13.00

Подг.гр

Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем.

12 мин

13.00 – 14.20

Подг. гр

Заполнение документов, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей.

80 мин

14.20 – 15.00

Ст. гр

Заполнение документов, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей.

40 мин

15.00 – 17.00

Ст.гр.

Индивидуальные формы образовательной деятельности

120 мин

вт

9.00- 09.34

Ст. гр.

Подгрупповые формы непосредственной образовательной деятельности, включая организационный перерыв и формирование мотивации к занятиям (подгр. №1)

34 мин

09.34 – 10.40

Подг. Гр.

Подгрупповые формы непосредственной образовательной деятельности, включая организационный перерыв и формирование мотивации к занятиям  ( подгр. № 1, №2)

66 мин

10.40 – 12.30

Подг. гр

Индивидуальные формы образовательной деятельности

110 мин

12.30 – 12.48

Ст. гр.

Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем.

18 мин.

12.48-13.00

Подг.гр

Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем.

12 мин

13.00 – 14.20

Подг. гр

Заполнение документов, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей.

80 мин

14.20 – 15.00

Ст. гр

Заполнение документов, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей.

40 мин

ср

11.00 – 12.30

Подг. Гр.

Индивидуальные формы образовательной деятельности

90 мин

12.30 – 12.48

Ст. гр.

Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем.

18 мин

12.48-13.00

Подг.гр

Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем.

12 мин

13.00 – 14.20

Подг. гр

Заполнение тетрадей домашних заданий детям, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей.

80 мин

14.20 – 15.00

Ст. гр

Заполнение тетрадей домашних заданий детям, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей.

40 мин

15.00 – 17.00

Ст. гр.

Индивидуальные формы образовательной деятельности

120 мин

чт

9.00 – 9.33

Ст. гр.

Подгрупповые формы непосредственной образовательной деятельности, включая организационный перерыв и формирование мотивации к занятиям (подгр. №1)

33 мин

9.33 – 10.40

Подг. гр

Подгрупповые формы непосредственной образовательной деятельности, включая организационный перерыв и формирование мотивации к занятиям (подгр. №1, №2)

67 мин

10.40 – 12.30

Подг. Гр.

Индивидуальные формы образовательной деятельности

110 мин

12.30 – 12.48

Ст. гр.

Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем.

18 мин

12.48-13.00

Подг.гр

Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем.

12 мин

13.00 – 14.20

Подг. гр

Заполнение документов, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей.

80 мин

14.20 – 15.00

Ст. гр

Заполнение документов, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей.

40 мин

пт

09.00-09.33

Ст. гр

Подгрупповые формы совместной образовательной деятельности (подгр. № 1)

33 мин

9.33 – 10.40

Подг. гр

Подгрупповые формы непосредственной образовательной деятельности, включая организационный перерыв и формирование мотивации к занятиям (подгр. №1, №2)

67 мин

10.40 – 12.30

Подг. гр

Индивидуальные формы образовательной деятельности

110 мин

12.30 – 12.48

Ст. гр.

Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем.

18 мин

12.48-13.00

Подг.гр

Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем.

12 мин

13.00 – 14.20

Подг. гр

Заполнение документов, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей, консультирование родителей.

80 мин

14.20 – 15.00

Ст. гр

Заполнение документов, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей, консультирование родителей.

40 мин

Итого в неделю всего:

30 часов или 1800 минут

Комментарии: Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда построена из учета 6 часов рабочего времени (на 1,5 ставки), из которых 3,5ч. в день отводятся на непосредственную работу с детьми,  0,5 ч. – на индивидуальную поддержку детей в режимных моментах и 2 ч. – на организационно-методическую работу (ведение документации, подготовку к занятиям, работу с индивидуальными тетрадями детей, изучение новинок методической литературы; участие в педагогических часах, семинарах,  проведение консультаций для воспитателей, повышение квалификации, пополнение картотеки, оборудование кабинета, изготовление демонстрационного материала для логопедических занятий).

План непрерывной образовательной деятельности учителя-логопеда Гетта О.Г. на 2020/2021 уч. год (на 1,5 ставки)

День недели

Время работы

Вид коррекционной деятельности, формы образовательной деятельности

Образовательная область, коррекционный раздел

пн

11.00 – 12.30

Подг.гр

Индивидуальные формы образовательной деятельности.

ОО «Речевое развитие», «Познавательное развитие», индивидуальная коррекционно-педагогическая деятельность

12.30 – 12.48

Ст. гр.

Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем.

ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», индивидуальное сопровождение

12.48-13.00

Подг.гр

Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем.

ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», индивидуальное сопровождение

13.00 – 15.00

Заполнение документов, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей.

ОО «Речевое развитие», организация взаимодействия специалистов.

15.00 – 17.00

Ст.гр.

Индивидуальные формы образовательной деятельности

ОО «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», индивидуальная коррекционно-педагогическая деятельность

вт

9.00- 09.34

Старшая группа

Подгрупповые формы непосредственной образовательной деятельности, включая организационный перерыв и формирование мотивации к занятиям          (подгр. №1)

ОО «Речевое развитие», коррекционно-педагогическая деятельность по развитию речи (развитие слухового и фонематического восприятия, обучение произношению)

09.34 – 10.40

Подг. Гр.

Подгрупповые формы непосредственной образовательной деятельности, включая организационный перерыв и формирование мотивации к занятиям          (подгр. № 1, №2)

ОО «Речевое развитие», коррекционно-педагогическая деятельность по развитию речи (развитие слухового и фонематического восприятия, обучение произношению)

10.40 – 12.30

Подг. гр

Индивидуальные формы образовательной деятельности

ОО «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», индивидуальная коррекционно-педагогическая деятельность

12.30 – 12.48

Ст. гр.

Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем.

ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», индивидуальное сопровождение

12.48-13.00

Подг.гр

Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем.

ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», индивидуальное сопровождение

13.00 – 15.00

Заполнение документов, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей.

ОО «Речевое развитие», организация взаимодействия специалистов.

ср

11.00 – 12.30

Подг. Гр.

Индивидуальные формы образовательной деятельности

ОО «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», индивидуальная коррекционно-педагогическая деятельность

12.30 – 12.48

Ст. гр.

Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем.

ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», индивидуальное сопровождение

12.48-13.00

Подг.гр

Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем.

ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», индивидуальное сопровождение

13.00 – 15.00

Заполнение тетрадей домашних заданий детям, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей.

ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», организация совместной деятельности детей с родителями; организация взаимодействия специалистов.

15.00 – 17.00

Ст. гр.

Индивидуальные формы образовательной деятельности

ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», индивидуальная коррекционно-педагогическая деятельность

чт

9.00- 09.33

Подгрупповые формы непосредственной образовательной деятельности, включая организационный перерыв и формирование мотивации к занятиям         (подгр. №1)

ОО «Речевое развитие», коррекционно-педагогическая деятельность по развитию речи (формирование лексико-грамматических представлений)

9.33 – 10.40

Подг. гр

Подгрупповые формы непосредственной образовательной деятельности, включая организационный перерыв и формирование мотивации к занятиям         (подгр. №1, №2)

ОО «Речевое развитие», коррекционно-педагогическая деятельность по развитию речи (формирование лексико-грамматических представлений)

10.40 – 12.30

Подг. Гр.

Индивидуальные формы образовательной деятельности

ОО «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», индивидуальная коррекционно-педагогическая деятельность

12.30 – 12.48

Ст. гр.

Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем.

ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», индивидуальное сопровождение

12.48-13.00

Подг.гр

Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем.

ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», индивидуальное сопровождение

13.00 – 15.00

Заполнение документов, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей.

ОО «Речевое развитие», организация взаимодействия специалистов.

пт

09.00-09.33

Ст. гр

Подгрупповые формы непосредственной образовательной деятельности, включая организационный перерыв и формирование мотивации к занятиям         (подгр. №1)

ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие»,  коррекционно-педагогическая деятельность по развитию речи (развитие связной речи)

9.33 – 10.40

Подг. гр

Подгрупповые формы непосредственной образовательной деятельности, включая организационный перерыв и формирование мотивации к занятиям         (подгр. №1, №2)

ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие»,  коррекционно-педагогическая деятельность по развитию речи (развитие связной речи)

10.40 – 12.30

Подг. гр

Индивидуальные формы образовательной деятельности

ОО «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», индивидуальная коррекционно-педагогическая деятельность

12.30 – 12.48

Ст. гр.

Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем.

ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», индивидуальное сопровождение

12.48-13.00

Подг.гр

Индивидуальная поддержка детей в режимных моментах, взаимодействие с воспитателем.

ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», индивидуальное сопровождение

13.00 – 15.00

Заполнение документов, взаимодействие с воспитателем и специалистами, мониторинг индивидуального развития детей, консультирование родителей.

ОО «Речевое развитие», организация взаимодействия специалистов.

Программа коррекционной работы предусматривает:

- проведение индивидуальной и подгрупповой логопедической работы, обеспечивающей удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ТНР с целью преодоления неречевых и речевых расстройств;  

- достижение  уровня  речевого  развития,  оптимального  для ребёнка, и обеспечивающего возможность использования освоенных умений и навыков в разных видах  детской деятельности и в различных коммуникативных ситуациях;

- обеспечение коррекционной направленности  при реализации содержания образовательных областей  и воспитательных мероприятий;  

- психолого-педагогическое  сопровождение  семьи  (законных представителей) с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с детьми; организацию партнерских отношений с родителями (законными представителями).

Форма планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлена в виде комплексно-тематического планирования.

Календарно – тематическое планирование работы

в старшей группе с детьми ТНР ( ОНР)

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Фонетико-фонематическая сторона речи

Грамматический строй речи

Сентябрь

Обследование детей старшей группы № 5

Октябрь

1

Осень. Труд взрослых.

Звук У

Одушевленные и неодушевленные существительные

2

Овощи

Звук А

Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами -чик, -очк, -ечк.

3

Фрукты

Звуки А-У

Именительные падеж множественного числа существительных

4

Сад-огород

Звук И

3 лицо единственного и множественного числа глаголов настоящего времени

5

Сад-огород

Звук Н

Существительные с уменьшительно-ласкательным значением

Ноябрь

1

Лес, грибы, ягоды, деревья

Звук П

Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ

2

Перелет

ные птицы

Звук Т

Глаголы прошедшего времени единственного числа

3

Одежда

Звук К

Винительный падеж единственного числа существительных.

4

Обувь, головные уборы

Звук К-Т

Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У

Декабрь

1

Ателье

Звуки П-Т

Приставочные глаголы

2

Зима. Зимние забавы

Звуки П-Т -К

Предлог НА

3

Мебель. Части мебели

Звук Х

Предлоги НА, С

4

Новогодний праздник

Семья.

Звуки К-Х

Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам

Январь

1

Каникулы

2

Каникулы

3

Зимующие птицы

Звук О

Предлоги НАД, ПОД

4

Животные зимой.

Звук ХЬ

Род. падеж мн. числа.

Февраль

1

Почта

Звук ПЬ

Пересказ сказки «Три медведя» с опорой н на серию картинок с элементами драматизации

2

Транспорт

ЗВУК ТЬ

Пересказ отрывка из сказки «Сказка о золотой рыбки» с опорой на сери. картинок

3

Комнатные растения

Звук КЬ

Род имен существительных

4

Наши защитники. Масленица.

Звук Ы

Понятие «ПРИЗНАК»

Март

1

Весна.  День рождения весны

Звуки И-Ы

Пересказ русской народной сказки «Снегурочка» по серии сюжетных картинок

2

Праздник

8 Марта

Звук ЛЬ

Притяжательные прилагательные с суффиксом –ин-

3

Профессии

Звуки ЛЬ-Й

Составление повествовательного рассказа «Скворечник»

4

Наша пища

Звук В

Составление описательного рассказа «Весна идет» по простым сюжетным картинкам.

Апрель

1

Откуда хлеб пришел?

Звук Ф

Относительные прилагательные

2

Посуда

Звук ФЬ

Относительные прилагательные

3

Мой дом

Звук и буква С

Притяжательные прилагательные  с суффиксом –й-

4

Домашние животные и их детеныши

Звуки СЬ.

Буква С

Сравнительная степень качественных прилагательных

Май

1

Наша страна.

Мой родной край.

Звук и буква Ш.

Заучивание стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики».

2

Человек

Звуки С-Ш

Образование прил. от сущ.

( флаг, гимн, герб России). Согласование слов в предложении.

3

Насекомые

Звук ХЬ

Образование глаголов ед. числа во мн. число. Родит. падеж мн. числа.

4

Лето

Звук З

Употребление прилагательных в сравнительной степени. Образование глаголов прошед. времени.

Планируемые результаты

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Результаты освоения программы коррекционной работы определяются состоянием   компонентов языковой системы и уровнем речевого развития (I уровень; II уровень; III уровень, IV уровень, ФФН), механизмом и видом речевой патологии (анартрия, дизартрия, алалия, афазия, ринолалия, заикание), структурой речевого дефекта обучающихся с ОНР, наличием либо отсутствием предпосылок для появления вторичных речевых нарушений и их системных последствий (дисграфия, дислексия, дискалькулия в школьном возрасте).

Общими  ориентирами  в  достижении  результатов данной программы коррекционной работы являются:

- сформированность фонетического компонента языковой способности в соответствии с онтогенетическими закономерностями его становления;

- совершенствование лексического, морфологического (включая словообразовательный),  синтаксического,  семантического  компонентов языковой способности;

- овладение арсеналом языковых единиц различных уровней, усвоение правил их использования в речевой деятельности;

- сформированность предпосылок метаязыковой деятельности, обеспечивающих выбор определенных языковых единиц и построение их по определенным правилам; сформированность социально-коммуникативных  навыков;  

- сформированность  психофизиологического, психологического и языкового уровней, обеспечивающих в будущем овладение чтением и письмом.

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, основанная на методе наблюдения и включающая:

– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

        Уровень речевого развития дошкольников необходимо выявлять в начале и конце учебного года.

        Для обследования используется пособие О.А. Безруковой,                  О.Н. Каленковой «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» (Москва, Каисса, 2008г.).

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

        Оснащение предметно-пространственной развивающей среды логопедических кабинетов МБДОУ № 254.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в старшей группе комбинированной направленности на 2020-2021 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в старшей группе комбинированной направленности на 2020-2021 учебный год...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Сопровождения ребёнка - инвалида подготовительной к школе группе комбинированной направленности на 2020 - 2021 учебный год

Пояснительная записка Индивидуальная программа сопровождения ребенка - инвалида разработана на основании следующих нормативно-правовых документах: - Закон «Об образовании в Российской ...

Рабочая программа по развитию детей старшей группы комбинированной направленности на 2020-2021 учебный год

разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой...

Рабочая программа по осуществлению образовательной деятельности в старшей группе комбинированной направленности на 2020-2021 уч.год.

Рабочая  программа дошкольного образования  для детей старшей к школе группы (далее - Программа) обеспечивает образовательную деятельность в группе соответствии с образовательной прогр...