Консультация "Развитие артикуляционной моторики"
консультация по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
Развитие артикуляционной моторики — это процесс, направленный на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, принимающих участие в речи.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.
Виды артикуляционных упражнений:
- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребёнок научился удерживать артикуляционную позицию 5–10 секунд (например, «Бегемот», «Ворота», «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка», «Грибок»).
- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6–8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость (например, «Часики», «Качели», «Футбол», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Чистим зубки»).
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:
- Проводить её нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3–4 раза в день по 3–5 минут.
- Не следует предлагать детям более 2–3 упражнений за раз — лучше разбить комплекс на весь день.
- Начинать гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10–15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.
- На первых занятиях упражнение повторяется 2–3 раза, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10–15 раз.
- При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Перед проведением упражнений для артикуляционной моторики дома рекомендуется проконсультироваться с логопедом.
Некоторые упражнения, которые можно выполнять дома:
- «Дудочка». Сложить губы в трубочку и максимально вытянуть вперёд.
- «Заборчик». Широко улыбнуться, показав верхние и нижние зубы. Часто упражнения «Дудочка» и «Заборчик» связывают в один комплекс, чередуя их с повтором 5–7 раз.
- «Лошадка». Пощелкать языком, имитируя цокот копыт.
- «Злая лошадка». Изобразить фырканье лошади: набрать воздух и с силой выдохнуть его, не раскрывая рта.
- «Кролик». Приподнять верхнюю губу, чтобы приоткрыть верхние зубы. Удерживать позу 6–7 секунд.
- «Рыбка». Втянуть щёки и удерживать их в таком положении.
- «Чистим зубки». Кончиком языка провести сначала по верхним, а затем по нижним зубам, можно двигаться внутри рта по кругу несколько раз.
- «Хомячок». Надуть обе щёки, затем поочерёдно левую и правую.
- «Лопни шарик». Надуть щёки, затем указательными пальцами слегка ударить по ним, чтобы выпустить воздух. Повторить 5 раз.
- «Пятачок». Вытянуть губы трубочкой и начать вращать ими по кругу в сомкнутом положении.
- «Иголочка». Язычок высовывается и тянется как можно дальше (язык — узкий).
- «Грибок». Язык поднимается к небу и удерживается в таком положении 5–7 секунд.
- «Часики». Нужно слегка приоткрыть рот и касаться кончиком языка то правого, то левого угла рта.
- «Качели». Открыть рот, слегка высонуть язык и поочерёдно поднимать его вверх и опускать вниз.
- «Гудит пароход». Широкая улыбка, слегка прикусывать язычок (фиксировать его) и долго тянуть звук «ы».
- «Вкусное варенье». Широким языком облизывать верхнюю губу.
- «Кусачий щенок». Широко улыбнуться, приоткрыть рот, слегка покусывать кончик и центр языка.
- «Где конфета». Плотно закрыть рот, надавливать изнутри кончиком языка то на одну, то на другую щёку. Движение должно быть заметно со стороны.
- «Бублик». Зубы сомкнуть, губы округлять и слегка вытягивать вперёд. Удерживать в таком положении 10 секунд, расслаблять. При округлении губ видны верхние и нижние резцы.
- «Обезьянка». Рот немного приоткрыть и поместить язык между нижними зубами и нижней губой. Губы сближены. Удерживать в таком положении 10 секунд.
- «Бульдог». Механика упражнения аналогична «Обезьянке», но работа ведётся с верхней губой.
Рекомендуется выполнять упражнения перед зеркалом, чтобы ребёнок мог самостоятельно контролировать правильность выполнения.
Для достижения наилучших результатов упражнения для артикуляционной моторики нужно выполнять регулярно, желательно 2–3 раза в день.
Однако важно не допускать переутомления: первым признаком утомления считается снижение качества движения, в таком случае упражнение нужно временно прекратить.
Для каждого человека комплекс упражнений составляется индивидуально, поэтому перед началом занятий рекомендуется проконсультироваться с логопедом.
Несколько рекомендаций по выполнению упражнений для артикуляционной моторики:
- Проводить занятия в положении сидя. Нужно следить, чтобы спина была прямой, а тело — расслаблено.
- Заниматься перед большим зеркалом. В нём нужно видеть лицо взрослого, который проводит занятие, и своё собственное.
- Сначала взрослый показывает, как делать упражнение, потом контролирует, насколько качественно его выполняют. Нужно следить, чтобы движения были точными, плавными, с правильным темпом.
- Если что-то не получается, движения можно скорректировать с помощью ручки, чайной ложки, медицинского шпателя или просто чистого пальца.
- Начинать с самых простых упражнений, потом переходить к более сложным.
- Следить за качеством выполнения — если оно начнёт снижаться, это может свидетельствовать о переутомлении.
- Стараться, чтобы занятия проходили увлекательно. В противном случае необходимость выполнять их ежедневно приведёт к потере интереса и снижению эффективности.
Перед занятиями рекомендуется проконсультироваться с логопедом, чтобы исключить противопоказания и подобрать наилучший вариант упражнений.
Некоторые ошибки, которые часто допускают при выполнении упражнений для артикуляционной моторики:
- Выполнение без зеркала. Чтобы контролировать правильность движений, нужно видеть своё лицо.
- Неправильное положение губ. Например, при выполнении упражнений «заборчик» или «улыбка» должны быть видны верхние и нижние зубы.
- Подвижность нижней челюсти. Например, при выполнении упражнения «лошадка» должен двигаться только язык, а нижняя челюсть должна быть статичной.
- Недостаточное количество повторений. Каждое упражнение нужно выполнять от 5 до 10 раз.
- Неправильное положение зубов. Например, в упражнении «заборчик» нельзя ставить зубы нижней челюсти ровно под зубы верхней челюсти. Верхние зубы должны немного перекрывать нижние (примерно на 1 или 2 миллиметра).
- Движение языка в неправильном направлении. Например, в упражнении «вкусное варенье» язык должен двигаться сверху вниз, а не влево-вправо.
- Перед началом занятий рекомендуется проконсультироваться с логопедом.
Несколько специалистов, которые помогают с артикуляционной моторикой:
- Логопед. Проводит специализированные артикуляционные упражнения, направленные на укрепление и развитие мышц речевого аппарата. Логопеды работают как с детьми, так и со взрослыми, предлагая индивидуально подобранные методики и подходы.
- Миофункциональный терапевт. Специалист занимается восстановлением мышечного баланса челюстно-лицевой системы. Его цель — научить человека правильно глотать, жевать, произносить звуки, управлять мышцами лица.
- Логопедический массажист. Проводит процедуру, которая стимулирует органы артикуляции и влияет на их работу. Логопедический массаж входит в комплекс реабилитационных упражнений и даёт ощутимые результаты в работе с детьми, подростками и взрослыми.
- В зависимости от ситуации могут также потребоваться консультации невролога, педагога-психолога, реабилитолога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие артикуляционной моторики как основа правильного звукопроизношения дошкольников"
Консультация по теме "Развитие артикуляционной моторики как основа правильного звукопроизношения дошкольников" рассчитана на воспитателей и родителей. Дополнением к ней презентация, которая поможет пр...

Практические занятия и рекомендации,которые способствуют развитию мелкой моторики,фонематического слуха,артикуляционной моторики в игровой форме по В. В. Цвынтарному."Играем,слушаем,подражаем- звуки получаем.
Уникальное по простоте и эффективности пособие для родителей,воспитателей,логопедов домов ребёнка и логопедических групп детских садов....

Консультация для родителей на тему: «Упражнения развивающие артикуляционную моторику и артикуляционный праксис»
Упражнения для тренировки различных типов выдоха, способствующие формированию правильного речевого дыхания...

« Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук с использованием инновационных методов».
Профилактика речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте....

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть I Обследование артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики.
Подробная программа обследования артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического материала....

Упражнения,развивающие артикуляционную моторику и артикуляционный праксис.
Артикуляционный праксис-это совокупность специальных упражнений,направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата , развитие подвижности и движение органов , участвующих в речевом процессе....

Упражнения, развивающие артикуляционную моторику и артикуляционный праксис.
Для детей старшего дошкольного возраста....
