« Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук с использованием инновационных методов».
статья по логопедии

Пограничная Екатерина Геннадьевна


Профилактика речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_artikulyatsionnoy_motoriki_dlya_vystupleniya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

« Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук с использование инновационных методов».

     Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита речь у ребёнка, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребёнка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, в том числе и звукопроизношение.

    Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно и её развитие зависит от многих причин. Основными условиями нормального становления является полноценная работа артикуляционного аппарата, а также правильное речевое дыхание и хорошо развитая моторика пальцев рук.

Хочу немного рассказать о том, какие игры и упражнения   в работе использую я.

 Всем известно, что работа учителя-логопеда на логопункте предполагает работу с детьми старшего дошкольного возраста. Наш детский сад является самым большим во  районе: 12 групп. Детей с речевыми нарушениями с каждым годом становится всё больше, и остро встаёт вопрос о необходимости ранней профилактической работы с детьми младшего дошкольного возраста. В связи с этим, на установочном педагогическом совете было принято решение о том, что с детьми от 3 до 4 лет будет проводиться работа по развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук.

 Работа началась в октябре 2018 года. Так как группы набирались новые,  дети были не адаптированы к условиям детского сада: они не умели правильно держать ложку во время еды,  карандаш и кисть во время проведения НОД, что меня как специалиста не могло оставить равнодушной..  И я нашла выход – ежедневно провожу в течение непродолжительного времени  пальчиковые игры. Перед обедом и, пока накрывают на стол, мы с детьми играем.  Вместе с воспитателями этих групп была составлена картотека игр для решения данной проблемы. Наиболее простые и распространённые игры с детьми ежедневно во второй половине дня, в индивидуальной работе проводят воспитатели (порой, даже младшие воспитатели).

Самые эффективные и интересные игры – это  игры с карандашами, цветными шариками Марблс, развивающие игры В. Воскобовича «Волшебная восьмёрка», «Прозрачный квадрат».  В дальнейшем обязательно буду осваивать и использовать  другие игры этого автора, а так же игры с аппликатором Кузнецова.

За этот небольшой период профилактической работы могу с уверенностью сказать, что положительный результат очевиден. Дети научились правильно держать ложку и карандаш. Стали намного аккуратнее работать в тетрадях, раскрасках.

Детский сад состоит он из трёх зданий: 2 двух- и 1 одноэтажного. В одноэтажном корпусе ДОУ расположились группы для детей от 3 до 4 лет, т.е. II младшие группы. Их у нас три. Мой кабинет также находится в одноэтажном корпусе и  мне очень удобно  контролировать детей и воспитателей.

Так же очень хочется отметить, что хотя группы не очень большие, нет отдельных спален, у нас всё-таки есть возможность создавать  уголки для развития мелкой моторики. Пока такой уголок один, но мы с заведующим планируем сделать такой для каждой группы. А так же в каждой раздевалке в уголках для родителей даны рекомендации по развитию мелкой моторки пальцев рук в домашних условиях с использованием сухого «бассейна».

Практическая часть.

Артикуляционная моторика.

Статические упражнения:

«Чашечка»- рот приоткрыть, широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу и удержать в таком положении 10 секунд. Следить, чтобы язык не дрожал.

 «Иголочка» -  высунуть узкий, напряжённый язык вперёд и удержать 10 секунд.

«Парус»- рот широко открыть, поднять вверх узкий язык, коснуться бугорков(альвеол) за верхними зубами. Удерживать в таком положении 10 секунд.

«Горка»- рот приоткрыть, сделать язык широким. Боковые края языка прижать к верхним зубам. Кончик языка упереть в передние нижние зубы.

Динамические упражнения:

«Часики»- рот приоткрыть, высунуть узкий язык. Тянуть язык попеременно то к правой, то к левой щеке не торопясь (тик-так).

«Качели»- рот открыть, высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Выполнять не торопясь, под счёт взрослого.

«Маляр»- сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по поверхности нёба вперёд-назад. Делать не торопясь, под счёт взрослого.

«Громкий барабан»- рот широко открыть. Кончик широкого языка поднять вверх. Произносит громко, отрывисто, многократно, не опуская кончика языка: ддддддддд.

 Мелкой моторика пальцев рук:

Игра 1 «Добывание огня»

Игра начинается с рассказа детям о том, как в древние времена добывали огонь. Пусть попробуют «добыть» искру с помощью карандаша. Карандаш положить между ладошками, держа его вертикально, перекатывать карандаш от кончиков пальцев к запястью. Сначала медленно, потом быстрее. Усложнить игру можно, взяв в руки два или три карандаша. 


Игра 2 «Раскатывание теста»

Положить карандаш на стол. Каждый ребенок ладонью перекатывает карандаш вперед-назад, как будто раскатывает тесто. 


Игра 3 «Юла»

Карандаш лежит на столе. Указательным и большим пальцами крутить карандаш по центру, как юлу. Можно прокручивать по часовой стрелке и против, попробовать сделать это же большим и средним пальцами.


Игра 4 «Пианино»

Карандаш находится на столе. Ребенок должен дотронуться до него поочередно каждым пальчиком, как будто играя на пианино.


Игра 5 «Рыбак»

Карандаш лежит на краю стола таким образом, что один конец висит в воздухе. Ребенку необходимо поднять и подцепить карандаш одним указательным пальцем, как бы «словить на крючок».


Игра 6 «Вертолет»

Взять карандаш тремя пальцами: большим, указательным и средним. Прокручивать карандаш между пальцами как лопасти вертолета. 

Развитие речевого дыхания.

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, одновременно через нос и рот следует пауза. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически. Речевой выдох происходит в основном через рот, он несколько замедлен. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. По продолжительности они примерно одинаковы.

Упражнение «Песня ветра»

Оборудование: китайский колокольчик «песня ветра».

Содержание игры. Подвесьте колокольчик на удобном расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание ребенка на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее — звук стал громче.

Упражнение научит ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания. Упражнение можно выполнять как индивидуально, так и в группе детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Картотека игр на развитие творческого воображения, сенсорных эталонов и мелкой моторики пальцев рук детей 2-3 лет

В данной методической разработке подобраны игры и упражнения направленные на развитие творческого воображения и сенсорных эталонов детей 2-3 лет...

Развитие мелкой моторики пальцев рук и речевого дыхания

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Исследованиями института физиологии детей и подростков установлено, что уровен...

Картотека игр на развитие творческого воображения, сенсорных эталонов и мелкой моторики пальцев рук.

Картотека игр на развитие творческого воображения, сенсорных эталонов и мелкой моторики пальцев рук....

Дидактические пособия для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук для детей дошкольного возраста

Дидактические пособия для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук для детей дошкольного возраста...

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук....

Методическая разработка на тему "Развитие координации речи с движением и мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста"

laquo;На самолете» (р/у)Раз, два, три, четыре, пять(хлопки в ладоши 5 раз)Будем острова искать(посмотреть из-под ладони)В самолете мы летим, острова найти хотим(руки расставить в стороны)Полети...

«Развитие речевого дыхания и мелкой моторики с использованием нейропсихологических игр и упражнений для детей с ТНР»

laquo;Развитие речевого дыхания и мелкой моторики    с использованием нейропсихологических игр и         упражнений для детей с ТНР»...