Развитие мелкой моторики пальцев рук и речевого дыхания
консультация (старшая группа) на тему

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Исследованиями института физиологии детей и подростков установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_motorika_i_dyhanie.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ

ПАЛЬЦЕВ  РУК

          У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

         Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Исследованиями института физиологии детей и подростков установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

         Так, на основе проведенных  опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах  возрастной нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

          В семье работу по тренировке пальцев рук можно и нужно начинать с детьми в возрасте 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кисти рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и такое упражнение: брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его. Так нужно делать по 2-3 минуты ежедневно. С 10-месячного возраста следует давать ребенку перебирать сначала крупные ярко окрашенные предметы, а затем более мелкие предметы. Для этих целей хороши деревянные раскрашенные бусы, нанизанные на резинку. Можно использовать и кольца от пирамидок.

          Японские врачи создали оздоравливающую методику воздействия на руки. Они утверждают, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

         По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает  функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

          Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит -развивать речь ребенка.

          Для развития мелких мышц пальцев и кистей рук используются следующие виды работ:

        1) Пальчиковые игры. Они как бы отображают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе. Самым простым является  изображение при помощи пальчиков различных фигурок.

        2) Теневая игра. Комната, в которой она проводится должна быть затемнена. Источник света освещает экран, располагаясь на расстоянии 3-4 м. от него. Между экраном и источником света производятся движения руками, от которых падает  тень на освещенный экран.

        3) Составление фигурок из счетных палочек или спичек.  

        4) Из толстых ниток либо тонких веревочек выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и связывание веревочек.

        5) Упражнения без речевого сопровождения, так называемая пальчиковая гимнастика.

        6) Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.

        7) Самомассаж кистей и пальцев рук.

         А также   развитию  мелкой моторики пальцев рук способствуют:

         раскладывание пуговиц, зерен, желудей, нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом, пирамидками, матрешками, изобразительная деятельность, лепка из пластилина  и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, работа с прописями, рисование карандашами и красками, разнообразная работа с ножницами, поделки из природного материала.

        Уважаемые родители, обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, потому что тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

       

        Терпения и удачи вам в занятиях со своими детьми.

     

РАЗВИТИЕ  РЕЧЕВОГО  ДЫХАНИЯ

      Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

     Речевое дыхание, в отличие от неречевого, автоматического, является произвольным.

     При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.

     Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен.

    При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза.

    При речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.

    Правильное речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

    Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.

    Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

     Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ В РАБОТЕ НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:

  1. Вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох, используя специальные игровые упражнения;
  2. Путём подражания речи взрослого, воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

     Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь своему ребенку выработать правильное речевое дыхание. Рекомендуем начать с непроизвольных и таких забавных для ребенка игровых упражнений:

                  - дутьё через соломинку в стакан с водой;

                  - надувание воздушных шариков;

                  - дутьё на разноцветные вертушки;

                  - игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;

                  - пускание мыльных пузырей;

                  - дутьё на одуванчики весной и летом.

     При всех этих забавах ребенок непроизвольно учится делать вдох через нос и выдох через рот.

     А как интересно сделать игры для развития выдоха своими руками. Сезонные игрушки: зимой – снежки, прикрепленные ниточками к игрушечным рукавичкам; осенние листочки, падающие на корзинки с грибами. Хороши и бумажные бабочки и стрекозы, порхающие на тесемочках над вырезанными из бумаги цветами; легкие птички, летающие над облачками из ваты. Для мальчиков – вертолётики и самолётики. А для девочек – улетающие по воле ветра от кукол шляпки. Лыжники, убегающие от соперников; мальчики на быстрых самокатах. Как все интересно! Такой игрушкой можно гордиться – ведь сделана она руками домашних.

     Работая над развитием непроизвольного выдоха, вы постепенно подведете ребенка к осознанию акта дыхания. Дайте ему маленькое зеркальце и предложите, дыша на него, сделать:

                 а) вдох и выдох через нос;

                 б) вдох и выдох через рот;

                 в) вдох через нос, выдох через рот;

                 г) вдох через рот, выдох через нос.

Такую игру мы называем «Осенний туман».

     А ещё интересно «тянуть» гласные звуки на выдохе: кто дольше? Можно петь и сочетания из гласных АО, УЫ, ИЭ, ЭАУ, УОА и другие. Только не забывайте напоминать ребёнку, сделать вдох носом м начинать «пение» на выдохе. Следите, чтобы ребенок не раздувал крылья носа на вдохе и не поднимал слишком высоко плечи.

УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ  РАЗВИТИЯ  ДЫХАНИЯ ДЕТЕЙ

С  НАРУШЕНИЯМИ  РЕЧИ

     Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать  упражнения, при  которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

     Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО  ПРОВЕДЕНИЮ  ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ:

  1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
  2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час. Еще лучше, если занятия проводятся натощак.
  3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движений.
  4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

УПРАЖНЕНИЯ  ДЫХАТЕЛЬНОЙ  ГИМНАСТИКИ:

  1. СНЕГ.

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребенка должны быть округлены и слегка вытянуты вперед. Желательно не надувать щёки, при выполнении этого упражнения.

2. КОРАБЛИКИ.

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплывёт. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

  1. ФУТБОЛ.

     Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь знать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру «Кто быстрее».

    4. БУЛЬ-БУЛЬКИ.

    Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «буль-бульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «Буль-бульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много,  мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку.

   

  1. ВОЛШЕБНЫЕ ПУЗЫРЬКИ.

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

  1. ДУДОЧКА.

Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырёк засвистел, как дудочка.

  1. ГУБНАЯ ГАРМОШКА.

Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимания на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в неё же.

  1. ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН.

Предложите ребенку глубоко и медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

 

  1. СВЕЧА.

Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребёнку, затем постепенно удалять её.

  1.  КОСАРИ.

Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в  сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».