Статья "Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике
Развитие межполушарного взаимодействия имеет важное значение для улучшения когнитивных функций, коммуникации и общего развития ребёнка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.51 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет важное значение для улучшения когнитивных функций, коммуникации и общего развития ребёнка.
Некоторые способы развития межполушарного взаимодействия:
- Игры с использованием обоих рук. Например, игры с конструктором, мозаикой или пазлами, где ребёнку необходимо скоординировать движения обеих рук для достижения цели.
- Музыкальные занятия. Музыка стимулирует оба полушария мозга. Можно использовать музыкальные инструменты и ритмические упражнения.
- Визуально-пространственные задания. Например, попросить ребёнка нарисовать картину с использованием различных цветов и форм или составить геометрические фигуры из конструктора.
- Упражнения на развитие памяти. Например, показать ребёнку набор картинок, а затем попросить его вспомнить, какие картинки были показаны и в каком порядке.
- Игры со словами. Например, можно предложить ребёнку составлять слова из букв, расположенных в случайном порядке, или играть в игры на ассоциации слов.
- Игры на развитие координации движений. Например, игры с мячом, прыжками через препятствия или танцы помогут развить межполушарное взаимодействие и координацию движений.
Также для развития межполушарного взаимодействия можно использовать межполушарные доски — тренажёр в виде деревянной дощечки с лабиринтом из спирали. Ребёнок приводит фишки по спиралям из одного конца лабиринта в другой, пользуясь одной рукой и двумя руками (по очереди или одновременно работая с фишками).
Для подбора индивидуальных занятий и упражнений рекомендуется обратиться к специалисту.
Для детей с ОВЗ можно использовать различные игры, направленные на развитие координации движений, в зависимости от желаемого результата. Некоторые из них:
- «Невод». Цель — улучшение координации движений, формирование способности вести совместные действия с партнёром, развитие точности движений. Во время речитатива «рыбки» плавают, выполняя различные плавные движения руками. После слов «Мы хотим тебя поймать» «рыбки» разбегаются по поляне, а «рыбаки» ловят их.
- «Два барана». Цель — развитие равновесия, координации движений, формирование мышечного корсета. Два ребёнка сидят на фитболах и пытаются столкнуть партнёра с мяча или с «моста». Выигрывает сильнейший, а на «мост» приглашаются следующие участники.
- «Весёлый мяч». Цель — формирование вертикальной позы в положении сидя, навыка правильной осанки, пространственного ориентирования, речи. Дети сидят по-турецки в кругу и, проговаривая стихи про мяч, перекатывают фитбол от одного к другому в произвольном направлении.
- «Горячий камень». Цель — развитие у детей внимания, способности ориентироваться в пространстве, дифференциации мышечных усилий, взаимодействия двигательного и зрительного анализаторов, формирование навыков коллективного взаимодействия.
Выбор игр и методика их проведения диктуются степенью ограничения подвижности ребёнка, его физическими и психическими возможностями. При этом учитывается истинный возраст, соответствующий уровню развития ребёнка на данный момент.
Адаптация игр для детей с разными уровнями ОВЗ может включать в себя изменение интерфейса, корректировку заданий, упрощение или усложнение механик, добавление дополнительных инструментов поддержки.
Некоторые примеры адаптации игр:
- Для детей с нарушениями зрения используют контрастные цвета, крупные шрифты, голосовое сопровождение и возможность навигации с помощью сенсорных технологий.
- Для детей с нарушениями слуха обеспечивают визуальное сопровождение звуковых эффектов, субтитры или тактильную обратную связь.
- Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата настраивают управление: делают возможным взаимодействие с игрой с помощью одного нажатия, голосового управления или адаптивных контроллеров.
- Для детей с когнитивными нарушениями (нарушениями интеллекта, расстройствами аутистического спектра или ЗПР) рекомендуют упрощение интерфейса, поэтапное обучение, использование наглядных примеров и минимизацию отвлекающих элементов.
- Для детей с нарушениями речи используют карточки с изображениями, чтобы они могли визуально ассоциировать слова с предметами.
Также важно учитывать возрастные особенности. Для детей младшего возраста предлагают простые логические задачи, для детей старшего возраста — игры с элементами стратегии.
Ещё один аспект адаптации — учёт сенсорных особенностей детей. Некоторые дети с ОВЗ могут испытывать повышенную чувствительность к свету, звукам, тактильным ощущениям. Для них предусматривают возможность настройки яркости экрана, регулирования громкости, выбора удобных инструментов взаимодействия с игрой.
Важно, чтобы игры были интересными. Для этого используют игровые элементы, такие как награды или баллы, которые будут мотивировать детей.
При адаптации игр для детей с ОВЗ необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности и потребности каждого ребёнка.
Несколько игровых элементов, которые делают игры интересными для детей с ОВЗ:
- Сюжетный вымысел и ролевые действия. Например, театрализованные игры, в которых дети познают мир и себя в нём, участвуя в различных событиях.
- Творческие игры и инсценировки. Они позволяют выразить свои замыслы и фантазии, абстрагироваться от дефекта. Например, игры со строительным материалом: «Лего», конструкторы, кубики.
- Элементы соревнования. Такие игры пробуждают интерес к победе, стимулируют быть быстрым, собранным, чётко выполнять задания и соблюдать правила игры.
- Задания творческого характера. Например, кроссворды, анаграммы, игры-путешествия, в которых нужно разгадать тему, загадку, ребус, рисунки или карточки с заданием.
- Интерактивные игры. Игры, в которых дети могут взаимодействовать друг с другом, помогают улучшить социальные навыки.
- Интуитивно понятный интерфейс. Чтобы игра была доступна для каждого ребёнка, важно, чтобы управление ею было понятным и простым.
При подборе игр для детей с ОВЗ также важно учитывать возраст ребёнка, структуру дефекта, индивидуальные особенности, принцип смены видов деятельности и другие факторы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование приемов логопедического массажа для развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста"
Развитие межполушарного взаимодействия - основа интеллектуального развития ребёнка. Его несформированность - основная причина трудностей в учёбе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией. Корр...

Мастер-класс "Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ через кинезиологические упражнения"
Информация о пользе кинезиологических упражнений для умственного развития ребенка с точки зрения науки о развитии головного мозга . Даны описания некоторых упражнений....

Нейропсихолгичкские приемы развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.
В материале представлены комплексы упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей....

Нейрогимнастика для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.
В последнии годы увеличивается количество детей имеющих отклонении в развитии когнитивных и эмоционально-волевых процессов, и как следствие этого возникают проблемы с адаптацией, трудности в обучении,...

Буклет для родителей "Развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия у детей"
Буклет раскрывает актуальность развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста, знакомит с комплексом упражнений, способствующих развитию межполушарного взаимодействия, мелкой мото...


