Особенности работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
материал по коррекционной педагогике
Обучающийся с ОВЗ — это ребенок, который нуждается специальных условиях для доступного и качественного образования. Например, у слабослышащего ребенка может быть статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как он нуждается в специальном техническом приспособлении и в специальных пособиях для обучения. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Кто такие дети с ОВЗ?
По «Закону об образовании в РФ» существует две категории детей с Особыми Образовательными Потребностями (ООП) :
-дети – инвалиды
Инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты
Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»
Статус инвалида присваивает бюро медико — социальной экспертизы.
— Дети с ОВЗ
Дети с ОВЗ (Ограниченными возможностями здоровья) — это дети, имеющие недостатки в психическом или (и) физическом развитии, подтвержденные психолого — медико — педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальный условий.
Федеральный закон №273 «Об образовании в РФ»
В чем разница статусов? Обучающийся с ОВЗ — это ребенок, который нуждается специальных условиях для доступного и качественного образования. Например, у слабослышащего ребенка может быть статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как он нуждается в специальном техническом приспособлении и в специальных пособиях для обучения. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.
И не каждому ребенку — инвалиду требуются специальные условия для получения образования. Например, ребенок с сахарным диабетом не нуждается в специальных условиях для обучения. Следовательно, он не имеет статус ребенка с ОВЗ.
Статус ребенка с ОВЗ и ребенка – инвалида может быть и у одного ребенка. Например, глухой ребенок получает статус — инвалид и статус ребенка с ОВЗ.
Категория «Обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничения по здоровью, а с точки зрения создания специальных условий для получения образования, исходя из решения ПМПК.
Формы обучения детей с ОВЗ бывают такие:
— в инклюзивной группе общеобразовательного сада,
— в коррекционной группе,
— в коррекционном саду,
— надомное образование (организация учебного процесса на дому или в медицинском учреждении),
— семейное образование.
Если ребенок с ОВЗ обучается в общеобразовательной группе для него создают:
АОП (Адаптированную образовательную программу для конкретного ребенка),
АООП (Адаптированную основную образовательную программу, которая пишется на уровень образования — например, младшее звено),
Психологические особенности детей с ОВЗ
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект.
По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым
различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Существуют причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья
1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:
- пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные
срывы, травмы, наследственность;
- натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;
- постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.
2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического
характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм и т.д.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы
общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной
истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной
расторможенности.
11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу
психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность
психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ
1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны
представления об окружающем мире;
2. Темп выполнения заданий очень низкий;
3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;
4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
5. Низкий уровень развития речи, мышления;
6. Трудности в понимании инструкций;
7. Инфантилизм;
8. Нарушение координации движений;
9. Низкая самооценка;
10. Повышенная тревожность. Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной
впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
11. Высокий уровень психомышечного напряжения;
12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они
быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом
сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство,
склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
Дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения встречаются практически в каждой группе ДОУ. Это гиперактивные, расторможенные, с гиперопекой, неврозами, страхами, повышенной утомляемостью, с нарушениями навыков общения и
самообслуживания. А также не стоит забывать о детях с неустановленными диагнозами, которым также необходим особый подход со стороны воспитателей и специалистов. Часто педагоги испытывают страх и неуверенность в своих силах, когда в общеобразовательную группу впервые
приходит "особый" ребенок. Это вполне оправданно, ведь такому ребенку требуется больше внимания и создание специальных условий для обучения и развития. Притом что не всегда родители заранее информируют педагогов о проблемах, например, с поведением (гиперактивный ребенок, ребенок с СДВГ).
В таких случаях, на педагога ложится двойная нагрузка в виде нового ребенка в группе и его «проблем». Педагог должен внутренне принять такого ребенка, ведь от этого зависит то, как малыша будут воспринимать другие ребята, как отнесутся к появлению ребенка с ОВЗ в группе родители нормально развивающихся детей. На что необходимо обратить внимание педагогам при работе с детьми с ОВЗ?
Для ребенка с ОВЗ очень важно постоянное поощрение его взрослым за малейшие успехи – это развивает в нем веру в собственные силы и возможности. Поэтому, хвалите ребенка даже за незначительные достижения! Следует помнить о том, что детям с ОВЗ необходимы другие методы и способы подачи информации. Например, такие
дети, тяжело воспринимают сложные инструкции, зачастую им требуется больше времени для выполнения задания, чем другим детям.
Педагог ни в коем случае не должен сравнивать "особого" ребенка с другими детьми, ведь его развитие идет другим, собственным путем.
Рассмотрим некоторые характеристики развития детей с
ограниченными возможностями и особенности организации работы с отдельными категориями детей.
Дети с нарушением слуха
Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Выделяют следующие группы детей с недостатками слуха:
Неслышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может
использоваться для накопления речевого запаса.
Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие.
Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и поведения неслышащего и слабослышащего ребенка, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени.
Важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные,
осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.
Особенности мышления детей с нарушениями слуха связаны с замедленным
овладением словесной речью. Наиболее ярко это проявляется в развитии словесно-логического мышления. При этом наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих детей также имеет своеобразные черты. Нарушение слуха оказывает влияние на формирование всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в использовании теоретических знаний на практике.
У ребенка с нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, регулирующей). Поэтому дети, страдающие глубокими нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих сверстников.
Для того чтобы выстроить свою работу максимально эффективно, в данном случае, педагогу необходимо знать,что:
• Нельзя внезапно появляться перед плохослышащим ребёнком. Вы можете сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки.
• Побеседовав с родителями, необходимо выяснить, как построена система общения с ребенком дома, в семье. Это нужно для того, чтобы предъявлять к ребенку одинаковые требования и не подвергать его стрессовой ситуации.
• Стараться говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ.
•Главная задача педагога: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое —левое, в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.
Дети с нарушением зрения
Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения,
работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными особенностями детей.
С окружающим миром знакомятся в большей степени через осязание и слух. Вследствие чего, их представление о мире формируется иначе, чем у видящих детей. Качество и структура чувственных образов также иные. Например, птицу или транспорт дети узнают по звукам, а не по их внешним признакам. Поэтому один из главных моментов в воспитании детей с такими проблемами – акцентирование внимания на разных звуках.
Как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная
эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению. Поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения.
Для слабовидящих детей характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный коммуникативный план.
Игры таких детей отличаются меньшей развернутостью по сравнению с играми обычных детей.
Если в группе слабовидящий ребенок
Отсутствие зрительного контроля за движениями осложняет формирование координации движений. Поэтому движения скованны, некрасивы, неуверенны, нет точности в их выполнении. При обучении ребенка какому-либо действию, его повторяют многократно до тех пор, пока его выполнение не дойдет до автоматизма. Сопровождается обучение словами и комментариями для того, чтобы ребёнок понимал – что именно он делает и зачем.
У слабовидящих отмечают изменения в выражении эмоциональных состояний. Все выразительные движения (кроме вокальной мимики) ослаблены. Даже безусловно-рефлекторные выразительные движения, которые в норме сопровождают состояние горя, радости, гнева и др., проявляются в ослабленном виде. Исключение составляют только оборонительные движения, которые сопровождают переживание страха.
Вялое, порой неадекватное внешнее проявление эмоций у ребят с нарушением зрения зачастую сочетается с навязчивыми движениями. Это и частое потряхивание руками, и подскоки на пружинящих ногах, и надавливание пальцем на веки, и ритмичные покачивания туловищем или головой и др. Слабовидящие при разговоре часто "наступают" на собеседника. Это вызвано желанием разглядеть собеседника и, если он отступает, то дети двигаются за ним.
«Взгляд в сторону» слабовидящего может быть вызван глубоким нарушением зрения. Например, человек с боковым полем зрения при рассматривании собеседника вынужден направлять взгляд в сторону, так как на собеседника в таком случае будет направлена видящая часть глаза. Но такой взгляд зрячими воспринимается как выражение сомнения и подозрения.
Наиболее сложная проблема для незрячего – это ориентирование в пространстве. Ребенок должен знать основные ориентиры зала, где проводятся занятия, путь к своему месту. В связи с этим не следует менять обстановку и место ребенка, особенно на первых порах, пока он не выработает автоматизма движения в знакомом помещении.
Педагогу необходимо проводить специальную работу по ориентировке ребенка в пространстве музыкального зала, детского сада, а также в схеме собственного тела.
При этом важно использовать все сохранные и нарушенные анализаторы. Задача педагога через коллективные игры формировать позитивные свойства личности ребенка, мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию.
Дети с тяжелыми нарушениями речи
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей
сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены. В пении такие дети отличаются вялостью лицевых мышц, нижней челюсти, зажатостью плечевого пояса, что в значительной мере затрудняет выработку правильного певческого дыхания. Дети не поют, а говорят, не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука. Плохо запоминают тексты песен, не согласовывают движения с музыкой, пением, словом. Затрудняются в передаче ритмического рисунка.
Поэтому необходимо использование специальных упражнений на развитие дыхания, упражнений на тренировку основных видов движений, ориентацию в пространстве, координации движений, упражнений, воспитывающих чувство музыкального ритма.
Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Песни необходимо подбирать в медленном и среднем темпе, обладающие слитностью звучания. В тексте песен должно быть много гласных и звонких согласных, так как глухие согласные прерывают вокальную линию, мешают правильному звукообразованию, затрудняют обучение правильной певческой дикции. Для выбора песен необходимы: соответствие возрасту, простота и запоминаемость мелодии, логическое расположение текста в отношении ударных звуков, несложность аккомпанемента, возможность инсценирования.
Во время пения нужно следить за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова.
На первом этапе работы над песней важно применять наглядный и словесный методы. Так как у детей с нарушением речи нарушено фонематическое восприятие, смысл многих фраз и выражений дети не понимают. Поэтому нельзя начинать разучивать песню, пока не будет проведена предварительная словарная работа и текст не будет понятен такому ребенку. При разучивании песни большое внимание уделяется показу четкой артикуляции На втором этапе работы над песней дети осваивают певческие навыки, запоминают и воспроизводят мелодию, ритм песни, выразительные нюансы. Для успешного усвоения этих навыков используются показ движения мелодии рукой, прохлопывание ритма, графическое изображение, дидактические игры и др.
В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильным положением губ.
На третьем этапе работы над песней идет ее закрепление и работа над выразительностью исполнения.
3. Музыкально-ритмические движения – вид исполнительской деятельности детей, который включает упражнения, пляски, игры. Очень большое значение этот вид исполнительской деятельности имеет в логопедических группах: он оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Снижается возбудимость и нервозность дошкольников.
В упражнениях часто используются предметы: мячи, флажки, султанчики, платочки, погремушки, ленточки и т. д. Применение таких атрибутов способствует развитию мелкой моторики и дает возможность максимально разнообразить детские игры и пляски. Движения детей с речевыми проблемами по объему весьма ограничены, невыразительны. Музыка в сочетании с яркими разнообразными пособиями и игрушками вызывают у детей желание играть, выполнять упражнения, танцевать.
При выборе танца важен правильный выбор музыки. Музыка должна иметь ярко выраженные характерные части, настраивающие на определенное движение. Следует также учитывать двигательные навыки детей : справится ли большинство из них с движениями? Желательно выбирать танцы с ритмическими заданиями (хлопки, притопы, приседания, прыжки, а также с заданиями на развитие ориентировки в пространстве.
Танцы, игры с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения. Они могут использоваться и в самостоятельной музыкальной деятельности, т. е. гораздо чаще, чем другие виды танцев.
Дети с соматическими заболеваниями
Дети с соматическими заболеваниями, не имеющие видимых дефектов, имеющие
сохранный интеллект и с первого взгляда ничем не отличающиеся от остальных. У таких
детей слабо развита познавательная сфера, отмечается недоразвитие личности,
интеллектуальная пассивность, ограниченный объем принятой информации, низкая
способность к обобщениям, быстрая потеря интереса к занятиям.
Дети с умственной отсталостью
Умственная отсталость или олигофрения - одно из самых распространенных нарушений психического развития. Это врожденное или приобретенное до трех лет общее недоразвитие, при котором страдают все стороны познавательной сферы, психическая деятельность. От возрастной нормы отстают интеллект, память, внимание, мышление, воображение, речь, игра, социальные навыки, система мотивов и ценностей.
Умственно отсталые дети требуют особого такта и терпения педагога. С ними трудно работать, потому что они реагируют иначе, чем нормотипичные дети. Застревают в каком-либо состоянии или становятся гиперактивными, отвлекаются или раздражаются во время монотонных занятий, активны в подвижных играх и при виде новых игрушек. Могут заплакать или засмеяться, подражая сверстникам, но, не осознавая причин этого поведения. Плохо обучаемы, требуют повторения элементарных действий для закрепления материала, дополнительных заданий, большего количества времени для его выполнения.
В некоторых случаях работа с особенными детьми осложняется негативным отношением к такому ребенку из-за его внешнего вида, неопрятности, поведения. В этом случае стоит восполнить свой недостаток знаний и опыта работы с такими детьми и воспользоваться рекомендациями психологов, которые помогут воспитателям справиться с необъективными оценками в отношении ребенка с умственной отсталостью. В работе с такими детьми использовать «Правило трех нет и трех да»:
Не унижать и не сравнивать в негативном ключе умственно отсталого ребенка с другими детьми. Так как ребенок понимает, что о нем говорят или что с ним делают.
Не опускать руки. Необходимо создавать среду, в которой он попробует разные новые действия, воспитатель познакомит его с ними. Это будет развивать его умения, и обогащать его жизнь.
Не стыдить. Такой ребенок не может усилием воли или под влиянием этого чувства стать умнее, выполнить задание правильно или быстрее понять педагога.
Давать много заданий на развитие мелкой моторики и восприятия. С сенсорной стимуляции начинается стимуляция психического развития.
Подкреплять положительные действия и умения важные для ребенка. Это помогает закрепить у него необходимые качества и навыки. Поэтому хвалите, проявляйте внимание, демонстрируйте радость и гордость за его достижения или действия.
Наблюдайте за ребенком, фиксируйте динамику его эмоций, когниции, мотивации и поведения. Любой прогресс по каждому из этих показателей – это большой шаг в развитии ребенка.
Дети с задержкой психического развитии (ЗПР)
Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются
периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей, удержать на протяжении той или иной деятельности.
У детей с ЗПР недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. многие испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций.
Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.
Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной
деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Для них вызывает сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.
У детей с ЗПР отмечается выраженная тревожность по отношению к взрослому, от которого они зависят. Такая тревожность имеет тенденцию с возрастом прогрессировать.
Дети склонны преимущественно к конфликтному или избегающему способу
взаимодействия. Дети с ЗПР предпочитают контактировать с детьми более младшего возраста, в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут контактировать, устанавливать взаимоотношения, вызывает у них тревогу. У них преобладают ситуативно-деловые формы общения, основывающиеся на предметно-практических операциях. У
детей с ЗПР, выявлена сниженная потребность в общении. В процессе общения дошкольников с ЗПР на первый план выдвигается недостаточная сформированность его мотивационной основы. Потребность в игре у этих детей резко снижена.
Рекомендации педагогам по организации деятельности
• К детям с ЗПР должны предъявляться краткие, четкие инструкции. Например, ребенку с интеллектуальной нормой можно дать инструкцию «Маша, возьми мяч, положи его на стол, вернись на свое место», то ребенку с ЗПР необходимо пошагово делить данную инструкцию «Паша, возьми мяч (ребенок осуществляет действие, положи на стол (осуществление инструкции, вернись на свое место (ребенок выполнил ту же инструкцию, но пошагово)».
• Нельзя предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.
• Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанесите учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью; внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха.
Если дети массовой группы зачастую могут организовать себя, то ребенку с задержкой психического развития это недоступно. Его режим полностью должен зависеть от педагога.
• Педагог обязательно должен поощрять детей за любые, даже малейшие успехи, поскольку дети указанной категории не проявляют достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; они мало активны, безынициативны, не стремятся улучшить свой результат, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.
• Занятия необходимо строить на интересном материале, с большим количеством наглядности по принципу от простого к сложному. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
Детский церебральный паралич – болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга – внутриутробно, при родах или в период новорожденности, характеризуется двигательными расстройствами, а также нарушениями психоречевых функций.
Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняетсязамедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга),связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать
возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной. При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент "детскости".
Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью. Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному. Это может быть и повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то, чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.
Особенности нарушения познавательной деятельности при ДЦП
1. Неравномерный характер нарушений отдельных психических функций.
2. Выраженность астенических проявлений – повышенная
утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением ЦНС.
3. Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.
Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и временных
представлений.
Особенности организации работы с дошкольниками с ДЦП
1.На занятиях необходимо соблюдение двигательного режима:
· фиксация в специальном стуле, удерживающем вертикальное положение ребенка сидя или стоя;
· применение утяжелителей для детей с размашистыми гиперкинезами (насильственными движениями), осложняющими захват предмета (ручки, книги или др.);
· обязательный перерыв в занятии на динамическую паузу.
2.В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию.
3.Для детей с усиленным слюнотечением требуется контролирующая помощь со стороны педагога с напоминанием проглотить слюну для формирования у ребенка устойчивой привычки – контроля за слюнотечением.
4.Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; например, гиперкинезы и спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания или попытке его выполнить).
6.На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.
7.Необходима адаптация объёма и характера материала к познавательным возможностям ребенка. учебный материал преподносить набольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий.
12.Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.
13.Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой ребёнка поддерживать использованием красочного дидактического материала, введением игровых моментов.
14.Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон педагога, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов.
Дети с расстройствами раннего детского аутизма
Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:
- полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, или же
недостаточная потребность в них;
- обособленность от окружающего мира;
- слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к матери,
возможно, полное безразличие к ним (аффективная блокада);
- дети, страдающие аутизмом, очень часто чувствительны к слабым раздражителям.
Например, они нередко не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
- однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям, например, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.);
- речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА
наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых больных отмечается повышенный вербализм – ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги;
- характерным для детей-аутистов является такое зрительное поведение, при
котором проявляется непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо.
Рекомендации воспитателям по организации деятельности
ребенка с СДВГ
Воспитатель в своих отношениях с ребенком должен постараться поддерживать позитивную
установку. Чаще хвалите его, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка
в собственных силах, повышает его самооценку. Очень важно! Избегайте повторения
слов «нет» и «нельзя», старайтесь не делать резких замечаний, говорить, «не крутись», «не
бегай», т. к. это мгновенно приводит к возбуждению нервной системы ребенка. Давайте ребенку
только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.Учите
расставлять приоритеты при выполнении задания: что сначала, что потом и что для этого нужно.
Важно, также, учить по ходу действия приспосабливаться к вполне возможным изменениям в
ситуации. Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации
внимания (работа с конструктором, раскрашивание, чтение). Если ребенок захотел
порисовать, воспитатель должен убрать все лишнее со стола. Гиперактивный ребенок не умеет
сам отсекать все, что ему в данный момент мешает. Воспитатель может обговорить с родителями
и создать единую систему поощрений и наказаний гиперактивного ребенка. Требования к ребенку
должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.
Если в группе ребенок с ранним детским аутизмом.
Работа должна строиться на тесной взаимосвязи воспитателя с другими специалистами, которые
занимаются с данным конкретным ребенком. Задача воспитателя - поддерживать
единую выработанную систему обучения и воспитания, при которой ребенок чувствовал бы
себя комфортно, находясь в детском саду. Действовать педагогу необходимо исходя из интересов
ребенка, создавая вокруг него атмосферу доброжелательности, организовывая его мир до тех пор,
пока он в этом нуждается. Помните, что аутизм - это расстройство развития ребенка,
сохраняющееся на протяжении всей жизни и без вашей поддержки ребенку с аутизмом не
обойтись. Вступая во взаимодействие с ребенком, нужно адекватно оценивать его
реальный «эмоциональный» возраст. Необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже
приятными впечатлениями.
Рекомендации по воспитанию ребенка с нарушениями двигательной сферы, вследствие
церебрального паралича
1. На занятиях воспитателю необходимо соблюдать условия двигательного режима:
• Постоянно следить за тем, как сидит ребенок, ровно ли держит спину и плечи (по мере
возможностей, напоминать о том, как важно правильно сидеть.
• Обязательно перерываться на физкультминутку, пальчиковые и зрительные гимнастики
2. В каждое занятие педагогу желательно включать упражнение на пространственную и
временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на
календаре и т. д.).
3. Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и
учитывать его во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная
тревожность, ранимость, обидчивость; например, гиперкинезы и спастика могут усиливаться от
громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания или попытке его
выполнить).
4. На любом занятии требуется особый речевой режим (при наличии у ребенка тяжелых форм
нарушения речи). У воспитателя, обращающегося к такому ребенку, речь должна быть
максимально четкая, разборчивая, без резкого повышения голоса, содержать необходимое число
повторений, подчеркнутое артикулирование.
5. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с
одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.
6. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживать
использованием красочного дидактического материала, введением игровых моментов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности работы с детьми дошкольного возраста в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем,...

Особенности работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР (Консультация для воспитателей)
В материале представлены основные особенности детей с ЗПР дошкольного возраста, описаны трудности, возникающие в работе с такими детьми, а также даны рекомендации для воспитателей по организации учебн...

Особенности работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития
Консультации для педагогов...

Методическая разработка "Особенности работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Задержка психического развития у детей делится на 4 вида:Соматогенная. При данной форме, нарушения вызваны чрезмерной опекой детей родителями, когда близкие все делают за них, не давая проявить с...
«Особенности работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Статья на тему: «Особенности работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»...

Особенности работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР (Консультация для воспитателей)
В материале представлены основные особенности детей с ЗПР дошкольного возраста, описаны трудности, возникающие в работе с такими детьми, а также даны рекомендации для воспитателей по организации учебн...

Дистанционное образование в ДОУ- особенности работы с детьми дошкольного возраста.
Дистанционное образование – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность...

