«Особенности работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
статья по логопедии

Статья на тему: «Особенности работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 компенсирующего вида Петроградского района

Санкт ‒ Петербурга

Статья

Тема: «Особенности работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Разработал воспитатель Леонова Елена Юрьевна

Санкт-Петербург 2019

В развитии ребенка все познавательные процессы взаимосвязаны. И нарушения, возникающие в одном из них, непременно окажут свое влияние и на другие процессы. Речь‒ является одним из наиважнейших познавательных процессов, развитие которого влияет на взаимоотношения человека с окружающим миром, а значит, и на само развитие личности человека. Поэтому понимание особенностей работы с детьми с общим недоразвитием речи является необходимым.

«Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте ».[3]. При этом общее недоразвитие речи носит системный характер, то есть, в речи ребенка происходит нарушение развития всех сторон речи: лексической. грамматической, синтаксической, произносительной. Общее недоразвитие речи принято считать внешним проявлением таких диагнозов, как: дизартрия, ринолалия, заикание, алалия, нарушение слуха, снижение интеллекта, недостаточность фонематического слуха.

Выделяют следующие уровни общего недоразвития речи[2]:

1.Речь у ребенка практически отсутствует. Активный словарь скудный. При формировании речевых высказываний ребенок использует преимущественно лепетные слова, первые слоги, звукоподражание. Ребенок активно использует жесты и мимику, понимает обращенную к нему речь (богатый пассивный словарный запас). Можно сказать, что у ребенка с первым уровнем общего недоразвитие речи свой специфический «язык» общения с окружающим миром.

2. Ребенок употребляет в своей речи определенное ограниченное количество слов. Бедный активный словарный запас, слова произносятся в искаженном виде. Не умеет объединять предметы в группу, не знает основных признаков предметов, может произносить простые слова в зависимости от их числа, нет согласования слов в простых предложениях. Ребенок может составить связный рассказ, но в основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого.

3. Общее недоразвитие речи проявляется в отставании грамматического и фонематического развития речи. Большой активный и пассивный словарный запас, ребенок использует развернутые фразы, активная экспрессивная речь. Нечеткое произношение звуков, зачастую происходит замена более сложных звуков на простые. Свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты‒ самые  сложные звуки для произношения. Ребенок затрудняется в грамматическом согласовании слов, особенно имен существительных с числительными. Может составить рассказ, который содержит в себе определенную последовательность действий.

4.Звукопроизношение правильное, но неправильная артикуляция, а значит и речь невнятна. Иногда ребенок пропускает слоги в словах, переставляет их местами или заменяет звуки. Затрудняется в использовании слов, обозначающих признак предмета. Процесс словообразования также затруднен, особенно при помощи суффиксов. Согласования слов в предложении, особенно существительных с прилагательными, вызывают затруднения.

Для детей с общим недоразвитием речи характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушены внимание и память; нарушены пальцевая и артикуляционная моторика; недостаточно сформировано словесно-логическое мышление. Так как речь и мышление тесно связаны между собой, то и словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием ниже возрастной нормы. Общее недоразвитие речи влияет также на поведение, самочувствие ребенка. Поэтому необходимо прививать таким детям нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание. Несомненно, воспитатель и логопед должны работать в тандеме. Задача воспитателя заключается в закреплении речевых навыков детей, постоянном пополнении словарного запаса детей. Воспитателю необходимо осуществлять контроль за произносительной стороной речи, при необходимости, корректно и тактично поправлять речь ребенка. необходимо уделять особое внимание совершенствованию артикуляционного аппарата, мелкой моторики, поскольку ее развитие напрямую связано с умственным, а значит, и речевым развитие ребенка. Поэтому, особую роль в развитии ребенка будут играть занятия по конструированию, лепке, аппликации, рисованию. При проведении индивидуальных занятий по заданию логопеда, воспитатель намеренно акцентирует голосом внимание ребенка на словах, звуках, вызывающих особые затруднения. Все задания по развитию речи для таких детей обязательно должны подкрепляться наглядным материалом. Именно поэтому. индивидуальные занятия с такими детьми рекомендуется проводить в различных помещениях детского сада(в группе, в общем холле, в раздевалке и т.д.). Во время прогулок, можно акцентировать внимание ребенка с ОНР на сравнении признаков, свойств окружающих его предметов живой и неживой природы.  Не менее важна работа с родителями, поскольку семья ‒является осуществляет первичную социализацию ребенка. Можно ненавязчиво, деликатно рекомендовать родителям те или иные упражнения, задания, игры, которые способствовали бы развитию их ребенка[1].

Таким образом, особенности работы с детьми дошкольного возраста с ОНР заключаются в: согласованной работе воспитателя, логопеда и родителей ребенка; в особом внимании к вопросу развития произносительной стороны речи, которое заключается в непрерывной, ежедневной, систематической работе по развитию произносительной стороны речи ребенка, пополнению его словарного запаса.

Библиографический список

1.Ельникова Е.А. Особенности логопедической работы с детьми, имеющими не резковыраженное общее недоразвитие речи // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(36).

2.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с

3.Сергеева О. А., Шульга А. В. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Молодой ученый.  2015.  №6.  С. 682-684.