Участие в городской стажировочной площадке на тему: "Методы и приемы в работе с детьми с ЗПР"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Сюлаева Людмила Николаевна

Из опыта работы учителей - дефектологов с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение                                              детский сад компенсирующего  вида №3

 города Кузнецка

«Методы и приёмы, применяемые в работе с детьми

дошкольного возраста

с задержкой психического развития»

Подготовили:

 учителя – дефектологи

 Сюлаева Л.Н., Макарова О. В.

Добрый день, уважаемые коллеги!

                   

  • Для начала, давайте выясним, кто это же такой ребенок с ЗПР в вашем понимании.  

Какие, по-вашему, характерные черты ему присущи? У вас на столах лежат  красные кейсы, в которых даны характеристики детей. Вам нужно выбрать те характеристики, которые раскрывают особенности развития ребенка с ЗПР,  и назвать их. Пожалуйста, приступайте.                                                                                                                 (Педагоги работают, по окончании каждая команда раскрывает свои особенности).

  • Пожалуйста, какая команда готова? Вам слово…  Какие вы увидели черты ребенка с ЗПР?

(Ребёнок с ЗПР:

Пониженный уровень сформированности основных мыслительных операций

Неустойчивое, кратковременное внимание

Снижение объема памяти и скорости запоминания

Ограниченность  запаса знаний и представлений об окружающем мире

Отставание в развитии общей и мелкой моторики

Бедность словарного запаса, несформированность развитого речевого высказывания.

Трудности освоения пространственно-временных представлений

Низкая работоспособность, повышенная утомляемость

Незрелость эмоционально-волевой сферы

Низкий уровень познавательной активности)

  • Вот портрет ребенка с задержкой психического развития: у ребёнка наблюдается недостаточная сформированность познавательной сферы, недостаточность общего запаса знаний, незрелость психических процессов, преобладание игровых мотивов и интересов.                                                                                                                                          Задержка психического развития обратима, ребенок развивается в том же направлении, что и обычные дети, но значительно медленнее.
  • (Упражнение «Салфетки»). Каждый ребёнок индивидуален. Коллеги, возьмите по салфетке, сложите, как вам нравится, но, главное, оторвите  все уголки… Разверните салфетку. Покажите ее.

Как видите, нет ни одной одинаковой салфетки. Так и в обучении: дети слышат и видят одно и то же, но понимают всё по-своему. Соответственно,  для более эффективной коррекционной работы и качественного усвоения изучаемого материала педагоги должны учитывать  индивидуальные особенности каждого ребёнка, его темперамент, настроение  и уметь подбирать эффективные методы и приёмы, традиционные и нетрадиционные.

  • Упражнение «Методы и приемы»

Предлагаю вам вспомнить, что относится к традиционным методам.

Вопрос  залу: какие вы знаете методы и приемы работы с детьми-дошкольниками?

1. Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ).

2. Наглядные (наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем).

3. Практические (практические упражнения, опыты, эксперименты).

    А теперь мы расскажем о некоторых особенностях применения этих методов и приемов в работе с детьми с ЗПР.

При использовании словесных методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР необходимо иметь виду, что вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и четко сформулированы и должны быть доступны детям.

         Например, при составлении рассказа по сюжетной картине вместо инструкции «Составь рассказ» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи». Выполнение сложных инструкций детьми с ЗПР затруднено.

    Предлагаю вам поупражняться в составлении инструкций для детей ЗПР. В кейсах синего цвета находится задание.

Карточка № 1. Педагог говорит детям: «Послушайте слова и хлопните в ладоши, если услышите слово со звуком «т».

Слова: такси, лодка, корабль, трамвай, поезд, троллейбус, танк, грузовик, трактор.

Задание: Раздробите данную инструкцию на более короткие блоки.

(Ответ, пояснение дефектолога: Задание представляет собой многоступенчатую инструкцию: ребенок должен услышать слово, после этого понять, есть ли в данном слове звук «Т», и только потом хлопнуть в ладоши. Данную инструкцию можно раздробить на более короткие блоки и после каждого блока делать паузу на выполнение.

Например:

«Такси» – повтори, что я сказала»

«В этом слове есть звук Т?»

«Что надо сделать, если слышишь звук Т»)

Карточка № 2. Педагог говорит детям: «Если я называю водный вид транспорта – покажите рукой «волну», воздушный – поднимите руки вверх, наземный – присядьте».  

Например:

«водный» – показывают руками волну; «воздушный» – поднимают руки вверх; «наземный» – приседают. Слова: самолет, трамвай, лодка, машина, вертолет, ракета,

катер, грузовик, автобус, корабль.

Задание: Раздробите данную инструкцию на более короткие блоки.

Ответ: «Самолет» – это какой вид транспорта?» «Что надо сделать, если это воздушный транспорт?»

Карточка № 3. Педагог дает детям инструкцию при рассматривании картины: «Посчитайте, сколько самолетов летит в небе, поставьте столько же машин на дорогу и обозначьте число цифрой.

Задание: Раздробите данную инструкцию на более короткие блоки.

Ответ: Посчитай самолеты в небе. Сколько машин ты поставишь? Подбери соответствующую цифру.       ( педагоги выполняют задание)

          Как вы поняли, задания для детей с ЗПР требуется адаптировать для того, чтобы полноценно включать ребенка в любые формы деятельности по развитию речи, организованные педагогом. Для этого используем следующие основные приемы: разделение инструкции на более простые, использование наглядности, активизация познавательной деятельности, включение движений и игровых моментов.

  • Особенно широко в нашей работе применяются наглядные методы. Следует помнить, что у детей с ЗПР замедленный темп восприятия, сужен объем активного внимания, нарушена концентрация и переключаемость. Поэтому ребенку необходимо предъявлять только тот предмет, который рассматривается на данном этапе. Остальные – не показывать.

   При рассматривании иллюстраций материал должен быть ярким, красочным, без лишних деталей, соответствовать реальности  и изучаемой теме. Если используются схемы, то они должны быть доступными пониманию ребенка, иметь четкую графику, соответствовать  возрасту, нет нагромождений, много второстепенных деталей.  Кроме иллюстративной наглядности в своей работе мы можем использовать игрушки, натуральные предметы.

Из общепринятых практических методов  наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость многократного использования упражнений и игр обусловлена слабой мыслительной активностью детей, ослабленной памятью, трудностями восприятия. Поэтому одну и ту же игру нужно использовать несколько раз в процессе изучения материала.

         Интересным современным пособием, которое мы используем,  является набор «Кубики историй». В игре 9 кубиков с картинками. «Кубики историй» помогают детям научиться составлять рассказ, удерживать сюжетную линию рассказа, развивать воображение.  Как играть? Очень просто!                                                              Выбрасываем кубики и придумываем историю, которая объединит все изображения, выпавшие на кубиках. Начать можно со слов: «Однажды..», «В некотором царстве..», «Жили-были…» и т.д.                                                                                                                       С какого кубика начинать рассказ? С любого! Не существует плохих историй, цель игры дать возможность картинкам пробудить воображение детей.

(педагоги придумывают рассказ).

Рассказы у вас получились интересные!

        С детьми с ЗПР используем  разнообразные варианты игры с помощью этих кубиков:

  • Ребенок бросает кубики и по выпавшей комбинации картинок придумывает историю.
  • Если детей несколько, то они придумывают рассказ по цепочке.
  •  Можно бросать по одному кубику и придумывать продолжение рассказа.

     

       В дополнении к традиционным методам воздействия, используются и нетрадиционные формы и методы работы. Они помогают в достижении максимальных возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.  

      В своей работе  с детьми, мы применяем современные инновационные технологии, которые адаптируем к нашим особенным детям. Это и развитие глазодвигательных функций,  психогимнастика,  различные виды релаксации,  кинезилогичекая терапия, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых театрализованных приемов в работе с детьми раннего возраста»

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осозна...

Методы и приемы словарной работы с детьми раннего возраста

Словарная работа в каждой группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач....

Участие в заочной конференции (г.Барнаул) 2017 г.: "Методы и приемы коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья".

В статье описываются общие рекомендации, комплекс коррекционно-развивающих заданий,  интеллектуальных игр и  упражнений, направленных на развитие мыслительной деятельности и мнемических проц...

Теоретический доклад из опыта работы: «Сказкотерапия, как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ.»

Теоретический доклад из опыта работы: «Сказкотерапия, как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ.»...

Выступление на муниципальной стажировочной площадке для молодых специалистов "Дидактические игры в работе с дошкольниками"

Сообщение из опыта работы. Рассказывала о дидактической игре и ее роли в работе с дошкольниками....