Развитие социальной уверенности дошкольников средствами обогащения сенсорной среды
статья по коррекционной педагогике
Развитие социальной уверенности дошкольников средствами обогащения сенсорной среды
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие социальной уверенности дошкольников средствами обогащения сенсорной среды
Социально уверенный ребенок – это дошкольник, гармонично взаимодействующий с самим собой, внешним миров и социумом. Социально неуверенный ребенок дисгармоничен во взаимоотношении с социумом. И, следовательно, социальные проблемы порождают внутриличностные проблемы и конфликты.
Социально неуверенный ребенок на внешнем уровне испытывает сложности в коммуникациях, застенчивый, тихий, неактивный. На внутреннем личностном уровне это выражается как неуверенность в себе, в своей уместности в социуме, проявляться может и как гиперактивность и как агрессивность. Гиперактивность и гипоактивность - это чаще всего неадекватные формы защитных механизмов социально неуверенных детей.
Одной из задач в работе педагога является формирование у детей уверенности в себе, повышение самооценки, работа с позитивным мышлением.
Выявление социальной неуверенности в себе на невербальном уровне: сниженная моторная активность, эмоциональная неустойчивость, вялая мимика, нет контакта взглядом, отводит глаза. Вербальный уровень, характеризующий социальную неуверенность ребенка: сложность в выражении вербально свои эмоциональные состояния, тихая речь, замкнутость, сложность в высказываниях.
Уровень социальных контактов, свидетельствующий о социальной неуверенности ребенка: обособленное поведение, ребенок не играет со сверстниками, большая привязанность к близким и родственникам, нежелание покидать дом, паника в трудных ситуациях, отказ от новых социальных контактов, сложности взаимодействия.
Признаки, которые перечислены на невербальном, вербальном и социальном уровне свидетельствую о важности работы по формирования социальной уверенности у детей. Обогащая сенсорную среду и формируя социальные навыки у детей дошкольного возраста, через все виды деятельности мы формируем социальную уверенность, повышаем внимание ребенка к себе и к своим переживаниям и потребностям, влияем на мотивацию деятельности и расширяем поле для социального взаимодействия ребенка.
Обогащение сенсорной среды это предоставление возможности ребенку для познания своих чувственных ощущений, расширения опыта в возможности делать выбор в сложных ситуациях, умение выражать и обосновывать свое мнение, заявление о своих желаниях, нахождение способов для самовыражения и самораскрытия. Основу сенсорной среды составляют специальные средства, средства сенсорного развития – это предметы или их совокупность способствующие развитию сенсорного восприятия окружающего мира.
К средствам сенсорного развития относятся:
- предметная среда (мебель, вещи, игрушки, мягкие модули, музыка, свет, запахи);
- объекты живой и неживой природы (камни, песок, ракушки, растения, вода и т.д.);
- дидактические игры по сенсорному воспитанию;
- наборы для творчества;
- предметы быта и специальные предметы (гладильная доска, грабли и т.д.)
Методы и приемы сенсорного развития – это способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности педагога и ребёнка, направленной на решение задач сенсорного воспитания и развития в процессе формирования социальных навыков.
К методам и приемам сенсорного развития можно отнести практические методы обучения, которые используются для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Во время их применения используются следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, регулирование, анализ результатов.
Практические методы сенсорного развития бывают следующими:
- упражнения;
- исследовательские действия (выявление свойств, эксперимент, сравнение, наблюдение);
- игра.
Важно умение говорить о своих ощущения, а так же умение слушать других. Мотивация деятельности детей носит игровой характер. Ребенок должен получать удовольствие от деятельности, а не стремиться сделать правильно.
Человек нуждается в одобрении со стороны других людей. В дошкольном возрасте значимое окружение это семья, важно, чтобы в семье к ребенку относились с уважением, пониманием и формировали чувство собственной значимости.
Ребенок оценивает себя, используя оценки социума. От этого зависит самооценка, самопринятие, и как следствие социальный статус.
Ребенок, который не был в ситуации успеха, не умеет позитивно общаться и решать конфликтные ситуации не может быть психически сильным.
Социально компетентное поведение дает возможность ребенку адекватно относиться к негативным и позитивным ситуациям. Социально компетентное поведение это:
- умение сказать «нет»,
- умение выражать свои потребности, желания, предпочтения,
- достаточно развитые навыки коммуникации, способность наладить эффективное общение, умения урегулировать конфликт, умение вести диалог.
Литература
- Запорожец А.В., Неверович Я.З., Кошелева А.Д. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Науч.-исслед. Институт дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.
- Мещеряков Б.Г., Зинченко В.И. Большой психологический словарь. – СПб.: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 с.
- Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 336 с.
- Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 224 с.
- Сидорова И.В. Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 80с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Развитие социальной уверенности дошкольников с нарушением зрения
Развитие социальной уверенности дошкольников с нарушением зрения в процессе интеграции «Социально-коммуникативной» и «Художественно-эстетической» образовательных областей»...

Программа саморазвития педагога на 2015-2016 год в межаттестационный период тема: Расширение и обогащение социального опыта дошкольников средствами «Социального туризма»
Пояснительная записка Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с у...

Проект «Развитие социальной уверенности дошкольников».
Материал будет полезен для педагогов ДОУ при организации работы по созданиюусловий для самопознания ребенка, правильного эмоционального развития, пробуждения в нем добрых чувств, стремления к сотрудни...

Развитие социального интереса дошкольников средствами театрально-игровых технологий
Медникова К. А.Санкт-Петербург РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Понятие "социальный ...

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Медникова К. А.Санкт-Петербург РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Понятие "социальный ...

Из опыта работы: «Развитие социальной уверенности у детей с ОВЗ в разновозрастной группе 3 -7 лет через обогащение сенсорного опыта»
Сегодня я хочу поделиться своим опытом «Развитие социальной уверенности у детей с ОВЗ 3 -7 лет через обогащение сенсорного опыта» Мой девиз в работе:...
Развитие социальных навыков дошкольников средствами искусства
Развитие социальных навыков средствами искусства...
