Консультация для воспитателей: "Развитие полисенсорного восприятия слепых дошкольников посредством занятий в сенсорной комнате"
консультация по коррекционной педагогике
Данные материалы раскрывают работу по развитию полисенсорного восприятия слепых дошкольтников в сенсорной комнате. Представлено оборудование по развитию зрительного, осязательного и слухового восприятия.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Комитет по образованию администрации городского округа
«Город Калининград»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ДЕТСКИЙ САД № 113
Консультация для воспитателей:
«Развитие полисенсорного восприятия слепых дошкольников посредством занятий в сенсорной комнате»
Учитель-дефектолог
Буздырина Ольга Борисовна
Калининград 2025
Особая сенсорная комната для детей с тяжелыми нарушениями (слепые дети) впервые была разработана в скандинавских странах.
В России первая сенсорная комната появилась в 2003 году под руководством Елены Насибуловой. Проект получил название «Звезда Надежды» и был реализован на базе детского сада №224 (г. Москва).
В нашем детском саду используется опыт передовых инновационных технологий зарубежных и отечественных специалистов. В сенсорной комнате мы проводим занятия со световым оборудованием, фибероптическими изделиями, игровыми и развивающими модулями, специальными приборами.
С помощью специализированного реабилитационного оборудования решаются следующие задачи:
- развитие зрения и зрительного восприятия;
- развитие тактильного и слухового восприятия;
- развитие ориентировки в пространстве;
- сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья.
В ходе проведения занятий и упражнений у детей развивается логическое мышление, память, внимание, пространственное мышление; расширяется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, развивается связная речь.
Особенность занятий заключается в том, что дети, имеющие лишь светоощущение, не теряют способности видеть яркий свет в свечении приборов. Это развивает их зрительное восприятие. Занятия на приборах «Графика», «Тактильная акустическая панель», «Акустическое кресло-подушка» и др., развивают ориентировку в пространстве, тактильное и слуховое восприятие, способствует релаксации.
В нашем дошкольном учреждении приобретено оборудование для работы со слепыми детьми.
Прибор «Пузырьковая панель»
Воздушно-пузырьковая панель предназначена для релаксации, сенсорного развития, развития зрительной концентрации и навыков идентификации цветов. Так же используется как декоративное оформление для создания уютной и успокаивающей атмосферы.
Игровая панель «Бесконечность»
Игровая панель «Бесконечность» представляет собой панно из фибероптических нитей и зеркала. Спокойная цветовая гамма, мерцающий свет расслабляют, создают уют в сенсорной комнате. Отражение волокон в зеркале доставляет огромное удовольствие от создаваемых визуальных образов.
Упражнения и занятия с зеркалом способствует эмоциональному расслаблению; психологическому комфорту, мотивируя на дальнейшую работу; активизации кинестетических ощущений; развивают воображение, познавательные процессы, формируют представление о цвете.
Кроме того, работа с зеркалом способствует развитию зрительного восприятия, формированию фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительной координации, а также создает возможность находиться под воздействием сложного сенсорного потока светового раздражителя, что способствует развитию сенсорно-перцептивных ощущений.
Подвесной фибермодуль «Тучка»
Фибероптические волокна точечного бокового свечения свисают с несущей, выполненной в виде тучи платформы, имитируя многочисленные разноцветные капли дождя. Волокна можно перебирать, держать в руках, обматывать вокруг частей тела, познавать их свойства зрительно и тактильно. Волокна светятся и изменяют цвет по всей длине. При последовательном освещении возникают разнообразные световые эффекты, напоминающие струи воды. Каскад света завораживает, привлекает внимание и обладает успокаивающим эффектом, формирует представление о цвете.
Тактильная акустическая панель
Фибероптическая тактильно-акустическая панель представляет собой основание из натурального дерева в деревянном обрамлении. На панели расположены различные по фактуре, цвету и форме элементы. Посередине располагается окошечко в виде звезды, в котором закреплена картина с изображением и вплетенными фибероптическими нитями. Источник света встроенный. Смена цветов подсветки, светоэффектов фибероптического волокна производится с пульта дистанционного управления.
Фибероптическая тактильно-акустическая панель предназначена для развития тактильных ощущений, моторики, зрительной памяти и профилактики зрения; развития логического мышления, причинно-следственных связей и пространственного мышления.
Акустическое кресло-подушка
При звучании музыки гармоничные звуки благотворно воздействуют на психику, а мягкая вибрация наполняет пространство и слегка приятно проникает в тело. Встроенные в конструкцию мягкого музыкального кресла-подушки колонки музыкального центра обеспечивают позитивные ощущения. Сеансы с использованием музыкального кресла-подушки позволяют расслабиться, нормализовать тонус мышц, снять нервное напряжение, стрессы и тревожность. Для слепых дошкольников мы используем аудиозапись: «Звуки природы», «Шумы улицы», голоса птиц и животных и др. Это способствует развитию слухового восприятия и обогащению представлений об окружающем мире.
Прибор «Графика»
Прибор «Графика» - это учебное пособие, предназначенное для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Пособие способствует развитию зрительных функций и может быть использовано для выполнения заданий по ориентировке для слепых детей, формированию не стереоскопических способов изображения пространства, человека и его эмоций, математических представлений, по обучению грамоте.
Прибор «Воздушно-пузырьковая колонна»
Прибор представляет собой стеклянную колбу, обрамленную двумя зеркалами. При включении прибора снизу поднимаются пузырьки, которые подсвечиваются яркими цветами. Дети рассматривают цвет пузырьков, держатся за колонну, которая издает вибрацию.
В процессе игры происходит подзарядка положительными эмоциями; развитие коммуникативных навыков; стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие цветового восприятия; релаксационный эффект.
Вывод: занятия слепых дошкольников на специальных приборах и оборудовании в сенсорной комнате развивает у них полисенсорное восприятие, что способствует их успешной социализации в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр»
В дошкольном возрасте наблюдается развитии всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем, возрастает распределение внимания. Внимание становится более устойчивым. Однако без целе...

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности"
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности...
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования»
Творческие способности необходимо развивать с раннего возраста. Важно поддержать интерес к рисованию....

Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных умений детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Консультация для воспитателей...

Консультация для воспитателей «Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом»
laquo;Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом»...

Консультация для воспитателей "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир людей, играя, ребенок развивается. Понятие «развитие интеллекта» включает в себя раз...

Консультация для воспитателей: "Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности"
Консультация для воспитателей: "Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности"...