Консультация для воспитателей: "Развитие полисенсорного восприятия слепых дошкольников посредством занятий в сенсорной комнате"
консультация по коррекционной педагогике

Данные материалы раскрывают работу по развитию полисенсорного восприятия слепых дошкольтников в сенсорной комнате. Представлено оборудование по развитию зрительного, осязательного и слухового восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_polisensornogo_vospriyatiya_slepyh_doshkolnikov.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

  Российская Федерация

Комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ДЕТСКИЙ САД № 113

Консультация для воспитателей:

«Развитие полисенсорного восприятия слепых дошкольников посредством занятий в сенсорной комнате»

                                                       

                                                       Учитель-дефектолог

         Буздырина Ольга Борисовна

        

Калининград 2025

        Особая сенсорная комната для детей с тяжелыми нарушениями (слепые дети) впервые была разработана в скандинавских странах.

В России первая сенсорная комната появилась в 2003 году под руководством Елены Насибуловой. Проект получил название «Звезда Надежды» и был реализован на базе детского сада №224 (г. Москва).

      В нашем детском саду используется опыт передовых инновационных технологий зарубежных и отечественных специалистов. В сенсорной комнате мы проводим занятия со световым оборудованием, фибероптическими изделиями, игровыми и развивающими модулями, специальными приборами.  

      С помощью специализированного реабилитационного оборудования решаются следующие задачи:

 - развитие зрения и зрительного восприятия;

- развитие тактильного и слухового восприятия;

- развитие ориентировки в пространстве;

- сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья.

       В  ходе  проведения  занятий и упражнений у детей развивается  логическое мышление, память, внимание,  пространственное  мышление;  расширяется  словарный  запас, совершенствуется  грамматический  строй  речи,  развивается  связная  речь.

       Особенность занятий заключается в том, что дети, имеющие лишь светоощущение, не теряют способности видеть яркий свет в свечении приборов. Это развивает их зрительное восприятие. Занятия на приборах «Графика»,  «Тактильная акустическая панель»,  «Акустическое  кресло-подушка» и др.,  развивают ориентировку в пространстве, тактильное и слуховое восприятие, способствует релаксации.

         В нашем дошкольном учреждении приобретено оборудование для работы со слепыми детьми.

Прибор  «Пузырьковая  панель»

       Воздушно-пузырьковая  панель  предназначена  для  релаксации,  сенсорного  развития,  развития  зрительной  концентрации  и  навыков  идентификации  цветов. Так же  используется  как  декоративное  оформление  для  создания  уютной  и  успокаивающей  атмосферы.

Игровая  панель  «Бесконечность»

       Игровая  панель  «Бесконечность»  представляет  собой  панно  из  фибероптических  нитей  и  зеркала. Спокойная  цветовая  гамма,  мерцающий  свет  расслабляют,  создают  уют  в  сенсорной  комнате. Отражение  волокон  в  зеркале  доставляет  огромное  удовольствие  от  создаваемых  визуальных  образов.

   Упражнения  и  занятия  с  зеркалом  способствует  эмоциональному  расслаблению;  психологическому  комфорту,  мотивируя  на  дальнейшую  работу; активизации  кинестетических  ощущений;  развивают  воображение,  познавательные  процессы,  формируют  представление  о  цвете.

    Кроме  того,  работа  с  зеркалом  способствует  развитию  зрительного  восприятия,  формированию  фиксации  взора,  концентрации  внимания,  плавного  прослеживания  и  зрительной  координации,  а  также  создает  возможность  находиться  под  воздействием  сложного  сенсорного  потока  светового  раздражителя,  что  способствует  развитию  сенсорно-перцептивных  ощущений.

Подвесной  фибермодуль «Тучка»

          Фибероптические  волокна  точечного  бокового  свечения  свисают  с  несущей,  выполненной  в  виде  тучи  платформы,  имитируя  многочисленные  разноцветные  капли  дождя. Волокна  можно  перебирать,  держать  в  руках,  обматывать  вокруг  частей  тела,  познавать  их  свойства  зрительно  и  тактильно. Волокна  светятся  и  изменяют  цвет  по  всей  длине. При  последовательном  освещении  возникают  разнообразные  световые  эффекты,  напоминающие  струи  воды. Каскад  света  завораживает,  привлекает  внимание  и  обладает  успокаивающим  эффектом, формирует представление о цвете.

Тактильная  акустическая  панель

            Фибероптическая  тактильно-акустическая  панель  представляет  собой  основание  из  натурального  дерева  в  деревянном  обрамлении. На  панели  расположены  различные  по  фактуре,  цвету  и  форме элементы. Посередине  располагается  окошечко  в  виде  звезды,  в  котором закреплена  картина  с  изображением  и  вплетенными  фибероптическими  нитями. Источник  света  встроенный. Смена  цветов  подсветки,  светоэффектов  фибероптического  волокна  производится  с  пульта дистанционного управления.

        Фибероптическая  тактильно-акустическая  панель  предназначена  для  развития  тактильных  ощущений,  моторики, зрительной  памяти  и  профилактики  зрения; развития  логического  мышления, причинно-следственных  связей  и  пространственного  мышления.

Акустическое  кресло-подушка

          При звучании музыки гармоничные звуки благотворно воздействуют на психику, а мягкая вибрация наполняет пространство и слегка приятно проникает в тело. Встроенные в конструкцию мягкого музыкального кресла-подушки колонки музыкального центра обеспечивают позитивные ощущения. Сеансы с использованием музыкального кресла-подушки позволяют расслабиться, нормализовать тонус мышц, снять нервное напряжение, стрессы и тревожность. Для слепых дошкольников мы используем аудиозапись: «Звуки природы», «Шумы улицы», голоса птиц и животных и др. Это способствует развитию слухового восприятия и обогащению представлений об окружающем мире.

Прибор  «Графика»

       Прибор  «Графика»  - это  учебное  пособие,  предназначенное  для  коррекционной  работы    с  детьми  дошкольного  возраста. Пособие  способствует  развитию  зрительных  функций  и  может  быть  использовано  для  выполнения  заданий  по  ориентировке для слепых детей, формированию  не стереоскопических  способов  изображения  пространства,  человека  и  его  эмоций,  математических  представлений,  по  обучению  грамоте.

Прибор «Воздушно-пузырьковая колонна»

      Прибор представляет собой стеклянную колбу, обрамленную двумя зеркалами. При включении прибора снизу поднимаются пузырьки, которые подсвечиваются яркими цветами. Дети рассматривают цвет пузырьков, держатся за колонну, которая издает вибрацию.

      В процессе игры происходит подзарядка положительными эмоциями; развитие коммуникативных навыков; стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие цветового восприятия; релаксационный эффект.

     Вывод:  занятия слепых дошкольников на специальных приборах и оборудовании в сенсорной комнате развивает у них полисенсорное восприятие, что способствует их успешной социализации в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр»

 В дошкольном возрасте наблюдается развитии всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем, возрастает распределение внимания. Внимание становится более устойчивым. Однако без целе...

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности"

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности...

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования»

Творческие способности необходимо развивать с раннего возраста. Важно поддержать интерес к рисованию....

Консультация для воспитателей «Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом»

laquo;Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом»...

Консультация для воспитателей "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир людей, играя, ребенок развивается. Понятие  «развитие интеллекта»  включает в себя раз...

Консультация для воспитателей: "Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности"

Консультация для воспитателей: "Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности"...