Развитие физиологического и речевого дыхания у детей.
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. У детей с ОВЗ часто наблюдается несформированность речевого дыхания.
Дыхание можно тренировать! В материале описаны игры, направленные на развитие физиологического и речевого дыхания.
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 577.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие физиологического и речевого дыхания у детей.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
Дышать надо обязательно через нос. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, имеющего сообщение с носоглоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга.
Почему вредно дышать через рот? Во-первых, воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода. Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожевывать пищу. Обоняние притупляется из-за "плохого носа”, пропадает аппетит. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может развиться кариес. И это не все. Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные для нервной системы вещества. Поэтому дети, которые дышат ртом, раздражительны, плаксивы, рассеянны и вялы.
Данные факты убеждают, как важно следить за дыханием маленьких детей. Если ваш малыш, поднимаясь по лестнице, делая зарядку, занимаясь какими-то своими делами, держит рот открытым или спит с открытым ртом, если он часто дышит, стал вялым, бледным, а губы у него постоянно обветрены и покрыты трещинами - это первые симптомы того, что он привыкает дышать неправильно. Что же делать, если ребенок дышит ртом? Прежде всего набраться терпения и настойчивости. Дыхание можно тренировать.
При правильном речевом дыхании малыш сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Основа речевого дыхания – это плавный и длительный выдох. Малышу надо научиться контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно и направлять воздушную струю в нужном направлении.
Правильное физиологическое дыхание не предполагает, правильное речевое дыхание. Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Речевое дыхание происходит произвольно (человек сам себя контролирует), неречевое же выполняется автоматически.
Как показывает опыт, маленькие дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе или на остаточном выдохе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.
Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов.
Правила дыхательной гимнастики
- занимаемся после влажной уборки;
- НЕ занимаемся после плотного ужина или обеда.
- занимаемся только в свободной одежде;
- следим, чтобы мышцы рук, шеи и груди не напрягались.
Во что будем играть?
Покачай игрушку на своем животике.
Ребенок находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот “хорошо дышит”. Положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2-3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.
Задуй свечку
Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на “свечу” так, чтобы пламя “свечи” отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на “свечу”.
Лопнула шина
Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг - “шину”. На выдохе дети произносят медленно звук “ш-ш-ш”. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Накачать шину
Детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “с-с-с”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно.
Воздушный шар
Выполнение упражнения аналогично упражнению “Лопнула шина”, но во время выдоха дети произносят звук “ф-ф-ф”.
Ежик
Исходное положение: руки согнуть в локтях и поставить на пояс. Выдыхая, дети произносят “пых-пых-пых”, двигая локтями вперед. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Ворона
Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно “К-а-а-а-р”. Логопед хвалит тех “ворон”, которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Гуси
Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно “Г-а-а-а”. Принимая исходное положение, производится вдох.
Делаем пену (только со взрослыми!!!)
Это развлечение обожают малыши, но, как показывает практика, даже школьники с удовольствием придаются этому хулиганству.
Вам потребуется большой поднос (или застелите стол клеенкой), 2-3 стакана или мисочки с водой. Лучше прозрачных. В каждую наливаем воду, добавляем пару капель моющего средства и волшебный ингредиент – пищевой краситель. Количество цветов безгранично как вы понимаете.
Вооружаем детей соломинками и начинаем активно дуть. Разноцветная пена вызывает абсолютный восторг у всех.
Ею, кстати, можно рисовать. Достаточно раскатать рулон бумаги под всеми этими стаканами.
Играем в футбол.
Это самая распространенная игра для дыхательной гимнастики, но от этого не менее прекрасная. Один процесс сооружения ворот из подручных средств чего стоит. А дальше катаем небольшой шарик из бумаги или салфетки и начинаем играть. Только вместо ног используем дыхание. Можно играть вдвоем или целой компанией.
Игра не просто развивает дыхание, но и учит управлять его силой и направлением. И конечно тренирует тот самый длинный выдох, который дольше, чем вдох.
Воздушный волейбол.
Дома очень часто не хватает подвижных игр. Соседи снизу не очень любят футбол и прыжки, соседи сбоку не радуются стуку мяча об стену. То ли дело воздушный волейбол, когда можно и дыхание прокачать и вволю наиграться.
Правила простые: нужно передавать друг другу воздушный шар без помощи рук и ног. Только одним дыханием. Есть конечно риск, что дети будут носиться по комнате. Но оно того стоит.
Если же очень хочется, чтобы игра была тихой, предложите поддерживать воздушный шар в воздухе на время. Кто дольше сможет удерживать его на весу? Кстати, попробуйте посоревноваться с детьми. Не факт, что вы выиграете.
Оркестр.
Используйте детские дудочки, они помогут вам в тренировке у ребенка плавного и длительного выдоха.
Губная гармошка – идеальный музыкальный инструмент для дыхательной и артикуляционной гимнастики. Предложите ребенку попробовать на ней сыграть. Если ему удастся извлечь хотя бы один звук – это уже успех.
Устроим снегопад.
Самая веселая игра, но и самая хлопотная. Так что лучше заранее договоритесь с ребенком, что после хулиганства убираться вы будете вместе.
Снег может быть из ваты, мелкой бумаги или салфеток, а также из пушинок, кусочков синтепона и перышек. Если захочется более яркой игры, можно использовать опавшие листья или лепестки роз.
Набираем полные ладошки «снега», округляем губы, слегка вытягиваем их вперед и устраиваем порыв ветра. Единственное, следите, чтобы ребенок не надувал щеки во время этой игры. Иначе нужного эффекта от упражнения не будет достигнуто.
Морской бой.
Если в доме есть братья и сестры, то это просто идеальная игра. Собственно, нужно два участника (но можно и больше), емкость с водой (тазик на столе тоже подойдет), флотилия (можно использовать бумажные кораблики, а можно использовать упаковки из-под киндер сюрпризов, снабдив их парусом из бумаги, например).
Итак, регата начинается. Чей кораблик первым доберется до финиша? Здесь дыхание должно быть легким и направленным, чтобы кораблик не перевернулся, сильным, чтобы плыл дальше других и размеренным, чтобы дыхания хватило довести корабль до финиша.
По аналогии можно устраивать гонки бумажных шариков на столе, разметив его предварительно скотчем. В соревновании должны участвовать все члены семьи: у кого самое сильное дыхание? Конечно, ребенок-чемпион!
Буря в стакане.
Дети обожают булькать чаем, какао и не очень любят вытирать после этих игр стол. Отлично. Тогда предлагаем им в совершенстве овладеть навыками бульканья.
Берем два стакана, лучше прозрачных. В один наливаем много воды, во второй чуть-чуть. Задача: максимально долго булькать, но так, чтобы пузырьки поднимались до края, но ни капли не пролилось мимо.
Попробуйте сами: это не так уж и просто. Игра прокачает навык контроля за силой выдоха и за его правильным распределением.
Битва на пузырях.
Мыльные пузыри – беспроигрышный вариант для детей любого возраста. Причем их же можно не только учиться выдувать, но еще и уклоняться от атаки мыльными пузырями. Смысл простой: один выдувает мыльные пузыри в сторону другого, а тот дыханием их отбивает. Игра веселая, но энергозатратная, и пол придется мыть вместе.
Ароматное лото.
Большинство игр заточены на тренировку выдоха и владения именно им. Однако и техника вдоха тоже очень важна. Можно использовать сквиши (они сейчас в ассортименте всех цветов и оттенков запахов), можно использовать эфирные масла (одной капли на кусок материи будет более чем достаточно), а также цветы, специи, фрукты и вообще все, что имеет запах. Вдох, ощутили запах и на выдохе сказали: Ах!
Фантазируйте, творите, играйте! Удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа воспитателей над развитием физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
Дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающей непрерывное снабжение всех органов и тканей кислородом....

Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Из опыта работы правильного формирования физиологического и речевого дыхания у детей....

Развитие физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
Дыхание - физиологический процесс, не зависимый от сознания человека, основанный на вдохе и выдохе. Жизнедеятельность живого организма связана с поглощением им кислорода и выделением углекислого...

Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое п...

Рекомендации родителям для развития правильного физиологического и речевого дыхания у детей c ДЦП
Дыхательная система человека состоит из тканей и органов, обеспечивающих лёгочную вентиляцию и лёгочное дыхание. К воздухоносным органам относятся нос и носовая полость, ротовая полость, гортань, трах...

Календарный план работы по теме самообразования «Развитие физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)»
В календарном плане представлено содержание работы, проведение мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности, педагогами, родителями, а также изготовление пос...
Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевой патологией
Развитие физиологического и речевого дыхания - залог четкого произношения звуков и ясной дикции....















