Коррекционно-развивающая работа по предупреждению ошибок чтения и письма у детей c нарушением речи и ЗПР.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Шляхтенко Юлия Борисовна

Очень много детей , поступающих в школу уже имеют  нарушения чтения и письма , у детей чаще всего возникает это в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического.

Для обучения чтению и письму необходимо, чтобы у ребенка было достаточно развито мышление, речевой слух и «особое» зрение на буквы .

Для детей с задержкой психического развития,  наряду с речевым нарушением, характерно отставание в формировании различных видов восприятия, низкий уровень развития основных свойств внимания, заметно снижена память и продуктивность запоминания, отмечается низкая активность припоминания, имеется отставание в развитие наглядно-образного мышления, трудности в овладении анализом и синтезом, наряду с недоразвитием общей моторики имеет место недоразвитие мелкой моторики пальцев рук.

В связи с этим дошкольники с задержкой психического развития испытывают большие трудности в овладении грамотой. У большинства детей к шести годам не сформирована знаковая система, дети плохо запоминают  буквы и цифры, долгое время при чтении путают и не запоминают образ буквы, пишут в зеркальном отображении.

Поэтому в  подготовительной к школе группе на занятиях  обязательно включаются упражнения по профилактике дисграфии и дислексии.

Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного и пространственного  восприятия, определяющий успешность освоения базовых навыков письма и чтения в начальной школе.

От сформированности зрительного восприятия и пространственных отношений зависит и полноценное развитие устной и письменной речи. Задача педагога заключается в том, чтобы вовремя выявить трудности зрительного восприятия, найти их причину и по возможности скорректировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_po_preduprezhdeniyu_oshibok_chteniya_i_pisma.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая работа по предупреждению ошибок

чтения и письма у детей c нарушением речи и ЗПР.

Очень много детей , поступающих в школу уже имеют  нарушения чтения и письма , у детей чаще всего возникает это в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического.

Для обучения чтению и письму необходимо, чтобы у ребенка было достаточно развито мышление, речевой слух и «особое» зрение на буквы .

Для детей с задержкой психического развития,  наряду с речевым нарушением, характерно отставание в формировании различных видов восприятия, низкий уровень развития основных свойств внимания, заметно снижена память и продуктивность запоминания, отмечается низкая активность припоминания, имеется отставание в развитие наглядно-образного мышления, трудности в овладении анализом и синтезом, наряду с недоразвитием общей моторики имеет место недоразвитие мелкой моторики пальцев рук.

В связи с этим дошкольники с задержкой психического развития испытывают большие трудности в овладении грамотой. У большинства детей к шести годам не сформирована знаковая система, дети плохо запоминают  буквы и цифры, долгое время при чтении путают и не запоминают образ буквы, пишут в зеркальном отображении.

Поэтому в  подготовительной к школе группе на занятиях  обязательно включаются упражнения по профилактике дисграфии и дислексии.

Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного и пространственного  восприятия, определяющий успешность освоения базовых навыков письма и чтения в начальной школе.

От сформированности зрительного восприятия и пространственных отношений зависит и полноценное развитие устной и письменной речи. Задача педагога заключается в том, чтобы вовремя выявить трудности зрительного восприятия, найти их причину и по возможности скорректировать.

Пропедевтическая работа по предупреждению ошибок чтения и письма начинается с того момента, когда ребенок начинает посещать группу для детей с задержкой психического развития .

Она включает в себя несколько этапов:

1.диагностический

2.подготовительный

3.обучающий

1 блок Диагностический

Цель: выявление предрасположенности к дислексии , дисграфии (Методика раннего выявления дислексии А.Н. Корнев)

2 блок Подготовительный

Цель: подготовить к анализу и синтезу знаков ( букв и цифр) на демонстрационном  материале.

3 блок Обучающий

Цель: научить выполнять упражнения, направленные на развитие зрительного внимания, пространственных ориентировок, уточнение правильного написания печатных букв русского языка, вызвать познавательный интерес к  играм с буквами и словами.

2 блок Подготовительный

1 этап

Рассматривание целого рисунка.

(Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.)

2 этап    

Рассматривание частей рисунка

3 этап

Нахождение геометрических фигур в рисунках.

а) развитие восприятия цвета;

б) развитие восприятия формы;

в) развитие восприятия размера и величины.

4 этап

Рассматривание анализ графических рисунков.

Анализ:

  1. Из каких элементов состоит этот рисунок?
  2. Сколько, каких элементов?
  3. Все ли элементы одинаковы, на что похожи?

3 блок Обучающий

1. Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы.

Виды работ:

лепка из пластилина; выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;

вырезание из цветной бумаги; отгадывание букв с закрытыми глазами ( взрослый пишет на ладони ребенка);узнавание буквы на ощупь; выдавливание очертание букв, письмо на снегу, песке; рисование буквы в воздухе (ребенок пишет, а взрослый отгадывает);из элементов собрать букву.

Перепечатать с полотна буквы, которые состоят:

*из одного элемента ( О,С)

*из двух элементов ( У, Г,З,Р и т.д.);

*из трех элементов и т.д.

Перепечатать с полотна буквы, которые « смотрят»:

*прямо (А,О,П,Т,М, и т.д.)

*вправо( Б,В,Г,Р, и т. д.)

*влево(З,Я,Ч,Л. И т. д.)

-Игра « Буква сломалась»;нахождение букв в геометрических фигурах;

реконструирование букв.( Из буквы П можно сделать букву Н) ;поиск букв, наложенных друг на друга.

2.Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога.

Виды работ:

Придумывание слов на заданный слог; составление схем слогов с использованием цветных квадратов; к данной схеме назвать слог;

чтение слогов по слоговым таблицам; игра «Живые буквы»; из букв составить слог; слоговые линейки.

3.Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова.

Виды работ:

1.Дифференцировать слова, отвечающие на разные вопросы: Кто это?   Что это?    Что делает?  Какой?  Какая?  Какое?     Какие?

2.Деление слов на слоги.

3.Подбор слов к заданной схеме.

4.Составление звуковых схем слов.

5.Подбор родственных слов.

6.Исключение лишних слов.

7.Составление слова из данных слогов.

8.Перестановка слогов так, чтобы получилось новое слово.

9.Слово рассыпалось.

10.Игра « Потерялась буква»

11.Из букв данного слова составить новые слова.

12.Составить из двух слов одно.

13.Подбор синонимов, антонимов.

14.Чтение слов по полубукве.

15.Работа с изографами.

16.Работа с кроссвордами.

4. Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания.

1.Подбор существительного к прилагательному.

2.Подбор существительного к числительному.

3.Исправь ошибку (согласование в роде, числе, падеже)

4.Подбор существительного к данному глаголу с    предлогом ( Прийти к ….дому, отцу, лесу.)

5.Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения.

  1. Составление предложений к схемам.
  2. Перестановка слов в предложении.
  3. Пропуск прилагательных, существительных, глаголов, предлогов.
  4. Деление предложения на слова.                     

Заключение.

Виды работ по предупреждению ошибок чтения и письма помогают детям с задержкой психического развития расширить объём внимания, памяти, развить лексический запас и грамматический строй речи, даёт возможность ребёнку запомнить образ букв, овладеть навыками слогового чтения и письма, совершенствовать пространственные ориентировки. Помогают сформировать базу для овладения школьными знаниями.  

Литература.

1.Ахутина Т.В., Пылаева Н.М.Диагностика развития зрительно-вербальных функций  М.: Издательский центр «Академия», 2003

2. Забрамная  С.Д.От диагностики к развитию - М.: Новая школа , 1998.

3. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Спб.: «Стройлеспечать»,1995.

4.Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо - моторных навыков у детей 5-7 лет М.: ВЛАДОС,2005

5.Гризик Т.И. Подготовка ребёнка к обучению письму.- М.: Просвещение,2007.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация и видеопрезентация для учителей логопедов "Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи"

Из опыта работы с дошкольниками  по подготовке к обучению грамоте.Консультация содержит игры, упражнения, фотографии....

Предупреждение ошибок чтения и письма у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

АннотацияВ данной методической разработке изложен опыт логопедической работы по предупреждению дисграфии (ошибок письма) и дислексии (ошибок чтения) у детей с нарушениями речи....

Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие.

Методические рекомендации — это перечень различных видов работ по предупреждению у детей ошибок чтения и письма. Предлагаемые игровые упражнения рассчитаны на широкую детскую аудиторию: от детей дошко...

Система работы по предупреждению дисграфии и совершенствованию навыков чтения и письма у детей с нарушениями речи

Статья содержит материалы по проведению коррекционной работы по предупреждению возникновения предпосылок нарушения чтения и письма у дошкольников с нарушением речи...

Использование комплекса образовательных методик для эффективного формирования навыков чтения и письма у детей с нарушениями речи

Опыт показывает, что особое внимание необходимо уделять не только полноценному развитию речевой системы, но и формированию навыков чтения и письма, как психических процессов сложнейшего порядка, не по...