Консультация «Использование мнемотехники в разучивании скороговорок с детьми дошкольного возраста с ОНР»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Бруль Ольга Александровна

ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_mnemotehnika_dlya_doshkolyat_.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Использование мнемотехники в разучивании скороговорок с детьми дошкольного возраста с ОНР»

                                                                                Выполнила и подготовила:

                                                           воспитатель группы компенсирующей       направленности «Полянка»  

                                                                                 Бруль Ольга Александровна

Слайд №2

Цель:

 - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;

Слайд №3

Задачи :

- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;

- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников;

- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.

 - дать понятие мнемотехники,раскрыть актуальность,познакомить с особенностями,этапами работы;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

 

 

Практическая значимость :

 данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

 

Ожидаемые результаты :

 - получение педагогами представления о мнемотехнике ;

- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

 

Форма проведения:

 Педагоги, без участия детей.

Сообщение и практическая работа.

 

Слайд №4

Ход:

 - Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать на консультации: «Использование мнемотехники в разучивании скороговорок с детьми дошкольного возраста с ОНР»

На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Сегодня я хочу показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые  использую в речевой работе с детьми.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я использую приём мнемотехники.

Слайд №5

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Основной “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), дошкольник вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь “секрет”!

Что такое мнемотехника

Мнемотехника – это техника развития памяти. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.

Слайд №6

С помощью мнемотехники можно  решать следующие задачи:

Развивать связную речь.

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.

Обучать детей правильному звукопроизношению.

Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений, пословиц, скороговорок, составления рассказов, пересказов сказок более простым, интересным, творческим.

Мнемотехника

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и систематизировать материал.

Слайд №7

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Слайд №8

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Это лист бумаги, на котором схематично изображается какой – либо предмет или действие, либо признак. Могут использоваться в различных играх придумывании загадок.

Мнемодорожка – это ряд мнемоквадратов (3-5), расположенных в определённой последовательности и объединённых одной темой, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

Мнемотаблица это совокупность большого количества мнемоквадратов, расположенных в определённой последовательности и объединённых одной темой, в которых закодирован уже гораздо больший объём информации, чем в мнемодорожках. Это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.)

Слайд №9

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью:

  • Заучивания стихов, потешек;

Слайд №10

  • Мнемотаблицы, отображающие последовательность действий;

Слайд №11

При отгадывании и загадывании загадок;

Слайд №12

Проговаривание чистоговорок

Слайд №13

Проговаривание пословиц и поговорок.

Слайд №14

При пересказе текстов;

Слайд №15

  • Проговаривание  скороговорок;

Скороговорка — это недлинная фраза, составленная из слов с часто повторяющимися звуками, вызывающими трудность при произношении. Как правило, одна скороговорка «отрабатывает» произношение какого-либо одного звука или его сочетаний.

Слайд №16

Достоинства таких упражнений в логопедической практике очевидны:

  • в первую очередь они помогают успешно добиться цели — развить артикуляционный аппарат, сделать речь понятной и чёткой,
  • формируют критическое отношение к собственной речи, внимательное проговаривание окончаний слов, выдерживание единого ритма;
  • развитие внимания к собеседнику. Прослушивая скороговорку, произнесенную педагогом или товарищем, нужно сконцентрироваться, чтобы ничего не пропустить;
  • Улучшение памяти. «Сложную» фразу и запомнить труднее.

Ну и помимо всего прочего, разучивать скороговорки — это очень увлекательно и весело.

Слайд №17

Как учить скороговорки используя мнемотаблицы

Схема работы с скороговорками выглядит следующим образом:

  • Прослушивание текста четко проговариваемого педагогом.
  • Заучивание скороговорки. На этом этапе и создается мнемотаблица.
  • Повторение фразы в беззвучном режиме, с четкой артикуляцией.
  • Далее скороговорку нужно произнести шепотом. Медленно и четко.
  • Проговаривание текста ребенком в очень медленном темпе, не повышая голос и не модулируя.
  • На этапе ускорения темпа снова вступает в силу требование говорить шепотом.
  • Когда скороговорка звучит ровно и уверенно, нужно проговаривать ее в полный голос, используя различные виды интонации.

Самое главное правило работы с мнемотаблицей – это передавать условно-наглядную схему так, чтобы нарисованное было понятным.

Слайд №18

  А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания скороговорки на закрепления звука Ш

«Кошка на окошке шапку шьет,

мышка в сапожках избушку метет».

 Запомнить такую фразу сходу ребенку нелегко. Как ее схематично изобразить?

  • В самом начале говорится о кошке — значит, в первом окошке изображаем кошку. Следующее окно – окошко, третье окно – шапка, четвертое окно –иглу
  • На вторую строку в первом окне изображаем мышку, во втором-сапоги, в третьем домик, в четвертом- метлу.

Дети довольно быстро схватывают принцип составления мнемотаблиц. При объяснении педагог сначала помогает им, ориентируя на основные признаки предмета или понятия и задавая наводящие вопросы.

В дальнейшем ребенок сам воспроизводит текст скороговорки с опорой на мнемотаблицу.

Слайд №19

На последующих этапах работы можно использовать разрезанную на отдельные карточки таблицу, и ребенок будет воспроизводить последовательность самостоятельно.

Слайд №20

Варианты работы с пиктограммами могут быть самыми разными:

— срисовывание скороговорки;

— зарисовывание по памяти;

— проговаривание скороговорки с различными интонациями, высотой и силой голоса, с изменением темпа речи;

— воспроизведение скороговорки справа налево (перестроение фразы) и т.д.

Слайд №21

Использование данного метода повышает эффективность коррекционного процесса. Время запоминания речевого материала значительно сокращается. Вместе с тем у детей развиваются ассоциативное мышление, способности к замещению и пространственному моделированию. Многие дети пробуют самостоятельно использовать язык символов, «зашифровывая» придуманные фразы. Графическое воспроизведение мнемотаблиц доступно детям и способствует развитию мелкой моторики рук.

Работа с «зашифрованными» скороговорками делает обучение интересным и увлекательным, позволяет добиться многократного проговаривания отрабатываемых звуков, слов, фраз, что ускоряет процесс автоматизации поставленных звуков.

А сейчас я предлагаю расшифровать скороговорки

Слайд №22 «Во дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора»

Слайд №23 «Жаба в луже сидела, на жука глядела; жук жужжал, жужжал, жужжал и на ужин к ней попал»

Слайд №24 «Из колодца две девицы носят ведрами водицу»

А теперь давайте попробуем составить скороговорку из отдельных частей:

Слайд №25

«Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.»

Слайд №26

«Во дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора»

Рефлексия прием "Чемодан, корзина, мясорубка":

Перед вами  три картинки, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.
Чемодан - необходимо нарисовать или написать наиболее важный момент, который вам понравился от работы, готов забрать с собой и использовать в своей деятельности.
Мусорная корзина – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусор».
Мясорубка – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Что нужно еще додумать, доработать, «докрутить». На листочках  пишете и по мере готовности приклеиваете  к картинам самостоятельно.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. Журнал "Теория и практика образования в современном мире", Санкт-Петербург,2014

 Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание н...

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. (Копилка)

Использованы материалы из открытых источников сети интернет.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16737346","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"396","width":"480"}}]]Од...

Учебно-методическое пособие "Использование ИКТ и приёмов мнемотехники при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста."

     Применение модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с па...

Использование мнемотехники при разучивании стихов в старшем дошкольном возрасте

Наверное, нет необходимости объяснять, какое значение для гармоничного развития ребёнка имеет знакомство с художественным словом, поэтическими формами, а так же разучивание и декламация стихов наизуст...

Консультация для родителей ”Использование приёмов мнемотехники при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста”.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.      ...

«Использование мнемотехники в разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Использование мнемотехники в разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста...