Консультация «Использование мнемотехники в разучивании скороговорок с детьми дошкольного возраста с ОНР»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Использование мнемотехники в разучивании скороговорок с детьми дошкольного возраста с ОНР»
Выполнила и подготовила:
воспитатель группы компенсирующей направленности «Полянка»
Бруль Ольга Александровна
Слайд №2
Цель:
- ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;
Слайд №3
Задачи :
- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;
- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников;
- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.
- дать понятие мнемотехники,раскрыть актуальность,познакомить с особенностями,этапами работы;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
Практическая значимость :
данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты :
- получение педагогами представления о мнемотехнике ;
- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.
Форма проведения:
Педагоги, без участия детей.
Сообщение и практическая работа.
Слайд №4
Ход:
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас приветствовать на консультации: «Использование мнемотехники в разучивании скороговорок с детьми дошкольного возраста с ОНР»
На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
Сегодня я хочу показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые использую в речевой работе с детьми.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я использую приём мнемотехники.
Слайд №5
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Основной “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), дошкольник вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь “секрет”!
Что такое мнемотехника
Мнемотехника – это техника развития памяти. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.
Слайд №6
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:
Развивать связную речь.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.
Обучать детей правильному звукопроизношению.
Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений, пословиц, скороговорок, составления рассказов, пересказов сказок более простым, интересным, творческим.
Мнемотехника
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и систематизировать материал.
Слайд №7
К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Слайд №8
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Это лист бумаги, на котором схематично изображается какой – либо предмет или действие, либо признак. Могут использоваться в различных играх придумывании загадок.
Мнемодорожка – это ряд мнемоквадратов (3-5), расположенных в определённой последовательности и объединённых одной темой, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
Мнемотаблица – это совокупность большого количества мнемоквадратов, расположенных в определённой последовательности и объединённых одной темой, в которых закодирован уже гораздо больший объём информации, чем в мнемодорожках. Это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.)
Слайд №9
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью:
- Заучивания стихов, потешек;
Слайд №10
- Мнемотаблицы, отображающие последовательность действий;
Слайд №11
При отгадывании и загадывании загадок;
Слайд №12
Проговаривание чистоговорок
Слайд №13
Проговаривание пословиц и поговорок.
Слайд №14
При пересказе текстов;
Слайд №15
- Проговаривание скороговорок;
Скороговорка — это недлинная фраза, составленная из слов с часто повторяющимися звуками, вызывающими трудность при произношении. Как правило, одна скороговорка «отрабатывает» произношение какого-либо одного звука или его сочетаний.
Слайд №16
Достоинства таких упражнений в логопедической практике очевидны:
- в первую очередь они помогают успешно добиться цели — развить артикуляционный аппарат, сделать речь понятной и чёткой,
- формируют критическое отношение к собственной речи, внимательное проговаривание окончаний слов, выдерживание единого ритма;
- развитие внимания к собеседнику. Прослушивая скороговорку, произнесенную педагогом или товарищем, нужно сконцентрироваться, чтобы ничего не пропустить;
- Улучшение памяти. «Сложную» фразу и запомнить труднее.
Ну и помимо всего прочего, разучивать скороговорки — это очень увлекательно и весело.
Слайд №17
Как учить скороговорки используя мнемотаблицы
Схема работы с скороговорками выглядит следующим образом:
- Прослушивание текста четко проговариваемого педагогом.
- Заучивание скороговорки. На этом этапе и создается мнемотаблица.
- Повторение фразы в беззвучном режиме, с четкой артикуляцией.
- Далее скороговорку нужно произнести шепотом. Медленно и четко.
- Проговаривание текста ребенком в очень медленном темпе, не повышая голос и не модулируя.
- На этапе ускорения темпа снова вступает в силу требование говорить шепотом.
- Когда скороговорка звучит ровно и уверенно, нужно проговаривать ее в полный голос, используя различные виды интонации.
Самое главное правило работы с мнемотаблицей – это передавать условно-наглядную схему так, чтобы нарисованное было понятным.
Слайд №18
А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания скороговорки на закрепления звука Ш
«Кошка на окошке шапку шьет,
мышка в сапожках избушку метет».
Запомнить такую фразу сходу ребенку нелегко. Как ее схематично изобразить?
- В самом начале говорится о кошке — значит, в первом окошке изображаем кошку. Следующее окно – окошко, третье окно – шапка, четвертое окно –иглу
- На вторую строку в первом окне изображаем мышку, во втором-сапоги, в третьем домик, в четвертом- метлу.
Дети довольно быстро схватывают принцип составления мнемотаблиц. При объяснении педагог сначала помогает им, ориентируя на основные признаки предмета или понятия и задавая наводящие вопросы.
В дальнейшем ребенок сам воспроизводит текст скороговорки с опорой на мнемотаблицу.
Слайд №19
На последующих этапах работы можно использовать разрезанную на отдельные карточки таблицу, и ребенок будет воспроизводить последовательность самостоятельно.
Слайд №20
Варианты работы с пиктограммами могут быть самыми разными:
— срисовывание скороговорки;
— зарисовывание по памяти;
— проговаривание скороговорки с различными интонациями, высотой и силой голоса, с изменением темпа речи;
— воспроизведение скороговорки справа налево (перестроение фразы) и т.д.
Слайд №21
Использование данного метода повышает эффективность коррекционного процесса. Время запоминания речевого материала значительно сокращается. Вместе с тем у детей развиваются ассоциативное мышление, способности к замещению и пространственному моделированию. Многие дети пробуют самостоятельно использовать язык символов, «зашифровывая» придуманные фразы. Графическое воспроизведение мнемотаблиц доступно детям и способствует развитию мелкой моторики рук.
Работа с «зашифрованными» скороговорками делает обучение интересным и увлекательным, позволяет добиться многократного проговаривания отрабатываемых звуков, слов, фраз, что ускоряет процесс автоматизации поставленных звуков.
А сейчас я предлагаю расшифровать скороговорки
Слайд №22 «Во дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора»
Слайд №23 «Жаба в луже сидела, на жука глядела; жук жужжал, жужжал, жужжал и на ужин к ней попал»
Слайд №24 «Из колодца две девицы носят ведрами водицу»
А теперь давайте попробуем составить скороговорку из отдельных частей:
Слайд №25
«Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.»
Слайд №26
«Во дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора»
Рефлексия прием "Чемодан, корзина, мясорубка":
Перед вами три картинки, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.
Чемодан - необходимо нарисовать или написать наиболее важный момент, который вам понравился от работы, готов забрать с собой и использовать в своей деятельности.
Мусорная корзина – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусор».
Мясорубка – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Что нужно еще додумать, доработать, «докрутить». На листочках пишете и по мере готовности приклеиваете к картинам самостоятельно.
| |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. Журнал "Теория и практика образования в современном мире", Санкт-Петербург,2014
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание н...

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. (Копилка)
Использованы материалы из открытых источников сети интернет.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16737346","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"396","width":"480"}}]]Од...

Учебно-методическое пособие "Использование ИКТ и приёмов мнемотехники при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста."
Применение модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с па...

Использование мнемотехники при разучивании стихов в старшем дошкольном возрасте
Наверное, нет необходимости объяснять, какое значение для гармоничного развития ребёнка имеет знакомство с художественным словом, поэтическими формами, а так же разучивание и декламация стихов наизуст...
Консультация для родителей ”Использование приёмов мнемотехники при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста”.
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. ...
«Использование мнемотехники в разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Использование мнемотехники в разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста...
Использование мнемотехники в разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста
Презентация к родительскому собранию...
