Применение цифровых технологий в работе педагога-психолога в коррекционно-развивающем сопровождении детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Карамышева Инна Алексеевна

Применение цифровых технологий в работе педагога-психолога в коррекционно-развивающем сопровождении детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifr.tehnologii_karamysheva.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Применение цифровых технологий в работе педагога-психолога в коррекционно-развивающем сопровождении детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ

Понятие «цифровые технологии» - это те технологии, с помощью которых информация представляется в универсальном цифровом виде. Это понятие объединяет технологии, которые позволяют создавать, хранить и распространять данные. К цифровым технологиям относят все то, что связано с электронными вычислениями и преобразованием данных: гаджеты, электронные устройства, технологии, программы.

Цифровые технологии в ДОУ призваны расширять возможности познания ребенком окружающей действительности и развитии способностей дошкольника.

Цифровые технологии позволяют донести материал до ребенка посредством игры, не перегружая его, смоделировать процесс, который можно визуализировать в реальных условиях.

Цифровые и мультимедийные средства улучшают качество подачи материала, обеспечивают обратную связь с ребенком, помогают в организации как индивидуальной, так и групповой работы, стимулируют мотивацию воспитанника, побуждают ребенка к поисковой, исследовательской работе совместно с педагогом или родителями. Цифровая среда делает дошкольный образовательный процесс более наглядным, формирует информационную культуру ребенка, стимулирует развитие мыслительно-аналитических, исследовательских способностей.

При проведении коррекционно-психологического сопровождения с детьми, дополнительно применяю цифровые технологии, которые помогают закреплять детям полученные знания и опыт на еще более динамичном ресурсе. Как известно дети с особыми образовательными потребностями занимаются по определенной адаптированной образовательной программе, поэтому в образовательном пространстве кабинетов и групп считаю необходимым применение цифровых технологий в ДОУ, так как все это в комплексе направлено на развитие и коррекцию познавательной мотивационной, эмоционально-волевой сфер деятельности детей.

Взаимодействие с воспитателями на группе компенсирующей направленности позволяет создать единый положительный эмоциональный фон у детей, а также носит системный характер, что способствует созданию единой образовательной среды, где учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Как и у педагога-психолога, так и в группе компенсирующей направленности есть центр «Сова», который позволяет дополнить образовательный процесс цифровыми технологиями. В существующей программе цифрового центра «Сова» есть программа «Волшебная поляна», которая подразделяется на подпрограммы: общего развития, творческого развития и психологической разгрузки. Подпрограмма психологической разгрузки подразделяется также на «эффекты», «аквариум» и «волшебники». Педагоги на группе могут применять данные программы в совместной деятельности с детьми, пелагог-психолог также может применять уже знакомые элементы психологической разгрузки в коррекционно-развивающем сопровождении.

Взаимодействие с учителем-логопедом на группе компенсирующей направленности происходит по принципу оказания комплексной коррекционно-развивающей помощи как на групповых занятиях, так и в индивидуальном сопровождении детей с ОВЗ. Например, у детей вызывает интерес задания, в которых необходимо составить рассказ по серии сюжетных картинок или описать игрушку по предложенной схеме на игровом центре «Сова», а педагог-психолог также предлагает задания на развитие связной речи (описать любую другую игрушку по данной схеме).

Много заданий представлено в игровом центре «Сова» по развитию речи – «Говорить – легко!», заданий на развитие словесно-логического мышления, на тренировку умения классифицировать предметы, подбирать аналогии, развитие слухового и зрительного восприятия, внимания.

Также в работе педагога-психолога и учителя-логопеда используются элементы балансотерапии, а именно стабиломер («Мерсибо»). Игры «Стабиломера» отличаются сказочным сюжетом и дружелюбными персонажами, которые реагируют на действия ребенка. Занятия на стабилотренажере активно задействуют опорно-двигательную систему и высшие психические функции.

За счет этого происходит комплексное воздействие на развитие речевых центров. Игра «Накорми обезьянку» помогает ребенку понять, как управлять платформой, перекидывая вес тела вперед и назад. Педагог-психолог использует их для улучшения качества внимания, поведения, улучшения зрительно-моторной координации, графомоторной функции и развитию общей когнитивной сферы. Учитель-логопед использует данное оборудование для артикуляционной гимнастики, отработки звуков, слогов, слов, предложения с теми звуками, которые поставили, проговаривания чистоговорок и скороговорок.

Занятия с детьми мы строим не на полном использовании описанного оборудования, а включаем его частично, чередуя классические методы работ с инновационными.

Таким образом, применение цифровых технологий в работе педагога-психолога в системе работы со специалистами, педагогами ДОУ и родителями дает большой положительный эффект для развития психофизиологических функций ребенка, обеспечивающих готовность к обучению в школе (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); - обогащение кругозора; - помощь в освоении социальной роли; - формирование учебной мотивации; - развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); - организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных средств в работе педагога-психолога С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цели:1.       Развитие зрительного восприятия (цвет, величина).2.       Развитие мышления (группировка предметов по цвету и вели...

"Работа педагога-психолога в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Предоставлен опыт работы по развитию творческого воображения и мышления детей дошкольного возраста (5-6 лет), посещающие детское дошкольное учреждение. Ззначимость  работы состоит в том, что мате...

Музыкотерапия, как эффективный метод в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми младшего и старшего дошкольного возраста

Использование Музыкотерапии, как эффективный метод в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста...

Опыт работы педагога-психолога по теме: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

Любая, даже самая сложная работакажется проще, если понятно,для чего она нужна.Патрик Форсайт          Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни ...

Рабочая программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста(5-7 лет)

Программа построена на основе систематизации психологического и тематического материала. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Структура...

Из опыта работы "Применение игровых технологий в работе педагога-психолога при организации психолого - педагогического сопровождения воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста."

Первое с чем сталкивается педагог-психолог прийдя в детский сад–это психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в рамках адаптации к условиям ДОУ.   Под ...

Эффективные формы работы с семьей в процессе сопровождения обучающихся дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ.

Для того, чтобы сотрудничество учителя-логопеда и семьи было эффективным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно:приобщить родителей к коррекционной работе, ...