Из опыта работы "Применение игровых технологий в работе педагога-психолога при организации психолого - педагогического сопровождения воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста."
презентация к уроку (младшая группа)

Панина Наталья Сергеевна

Первое с чем сталкивается педагог-психолог прийдя в детский сад–это психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в рамках адаптации к условиям ДОУ.

   Под адаптацией детей к условиям ДОУ, по мнению А. С. Русакова, «принято понимать процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям». Адаптация ребенка к детскому саду – процесс двухсторонний. Это и биологическое приспособление, связанное с изменением времени, особенностей всех форм физиологических отправлений организма (сна, питания и т.д.). С другой стороны, это адаптация к новым социальным условиям, поскольку идет изменение привычных форм жизни ребенка, характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду.

   Одна из основных задач  педагога – психолога на данном этапе является взаимодействие с участниками образовательных отношений. Например,

в рамках сопровождения детей младшего дошкольного возраста выступают   игровые технологии, которые направлены на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок» к социуму в целом.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №56 «Солнышко» города Белгорода . « ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ » Педагог-психолог Болховитина Н.С . 2019г.

Слайд 2

. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ участников образовательных отношений Педагог-психолог ДЕТИ ПЕДАГОГИ РОДИТЕЛИ

Слайд 3

. Игровые технологии

Слайд 4

.

Слайд 5

. Просветительская и профилактическая деятельность с педагогами

Слайд 6

. Консультативно- просветительская деятельность с родителя вновь прибывших детей

Слайд 7

.

Слайд 8

. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

  Тема выступления: «Игровые технологии педагога-психолога в работе  с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Педагог-психолог Болховитина Н.С.

МБДОУ д/с №56

   Первое с чем сталкивается педагог-психолог прийдя в детский сад–это психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в рамках адаптации к условиям ДОУ.

   Под адаптацией детей к условиям ДОУ, по мнению А. С. Русакова, «принято понимать процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям». Адаптация ребенка к детскому саду – процесс двухсторонний. Это и биологическое приспособление, связанное с изменением времени, особенностей всех форм физиологических отправлений организма (сна, питания и т.д.). С другой стороны, это адаптация к новым социальным условиям, поскольку идет изменение привычных форм жизни ребенка, характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду.

   Одна из основных задач  педагога – психолога на данном этапе является взаимодействие с участниками образовательных отношений. Например,

в рамках сопровождения детей младшего дошкольного возраста выступают   игровые технологии, которые направлены на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок» к социуму в целом.

   Они имеют два направления:

1.Игры, способствующие накоплению детьми опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми.

Задача: сформировать положительный эмоциональный настрой; снижение эмоционального напряжения и тревоги.

2.Игры по освоению социального пространства ДОУ.

Задача: создание условий для накопления уникального опыта первичной социализации.

   Для реализации задач данных направлений работы предлагаются мероприятия в форме сюжетов по освоению социального пространства, которые включают в себя подвижные игры, музыкально ритмические движения с речевым сопровождением, театрализованные игры,игры-эксперементирования, игры-забавы, игры- развлечения, игры с кинетическим песком, игровые упражнения.

   Игровой сюжет помогает малышам преодолеть страх, преодолеть стрессовые состояния, вызванные расставанием с родителем, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей; поможет им адекватно воспринимать себя и других детей, овладеть конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности.

Первые игры фронтальные, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения.

   Инициатором игр всегда выступает взрослый т.к. дети двух-трех лет еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут наблюдать друг за другом, прыгать, и оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка.

Слайд 2 (игровые технологии педагога-психолога  с детьми младшего дошкольного возраста )

   Далее не менее важная часть подготовки детей к детскому саду, является взаимодействие с педагогами.

Педагог-психолог организует деятельность с педагогами ДОУ в следующих направлениях:

Слайд 3 (виды направлений деятельности с педагогами)

  • Консультирование;
  • Просвещение;
  • Профилактика;
  • Диагностика.

   Консультирование по результатам диагностических обследований, наблюдений за детьми младшего дошкольного возраста. Затем составляются рекомендации и составляются памятки. Совместно с педагогами разрабатывается индивидуально-образовательный маршрут на детей испытывающих проблемы в адаптации.

   Проводятся семинары практикумы, тренинги, которые направлены на оптимизацию взаимоотношений с детьми, родителями.

   Также были даны рекомендации по взаимодействию педагогов с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период:

   Слайд 4 (игровые приемы при взаимодействии с детьми в период адаптации)

-использование элементов телесной терапии;

-через аудиозаписи прослушивать сказки или колыбельные перед сном;

-создание положительной установки у ребенка на посещение в детский сад (использование мягкой большой игрушки во время приема детей и режимных моментов, приклеивание на детские шкафчики семейные фотографии ребенка и др.);

-использование «Центра воды и песка» для стабилизации эмоционального состояния ребенка в течение дня;

-речевые игры;

-игровые массажи.

  Тесное сотрудничество с воспитателем помогает наиболее точно определить пути решения проблемы адаптации ребенка к условиям ДОУ, укрепить резервные возможности детского организма и способствовать процессу ранней социализации ребенка в обществе.

   Также для оптимизации адаптационного периода детей к условиям ДОУ включены родители вновь прибывших детей.

   Педагог-психолог организует деятельность с родителями вновь прибывших детей в ДОУ в следующих направлениях:

Слайд 4 (виды направлений деятельности с родителями вновь прибывших детей)

  • Консультирование/ по средством компьютерной  программы Skypе ;
  • Просветительская деятельность;
  • Профилактика.

Консультирование с родителями и результаты наблюдения за ребенком в детском саду помогают разобраться в причинах сложного протекания адаптации, разработать индивидуальные рекомендации для предупреждения «срыва», протеста против посещения детского сада.

  Слайд 5 (организация просветительской и профилактическая деятельности педагога-психолога.)

Для родителей готовится информация в родительский уголок младших групп, информационный стенд  «Советы психолога», в информационный модуль в фае детского сада: «Приглашение в детский сад», «Я хожу в сад», "С детьми работают…", "Детские капризы", "Детская самостоятельность" и т.д.

   Также педагог-психолог учавствет в родительских собраниях младших групп, где знакомит родителей с возрастными особенностями детей младшего дошкольного возраста, с особенностями кризиса «Я сам» т тд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Организация психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"

"Организация психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"...

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...

Формы организации психолого-педагогической поддержки социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Презентация к выступлению из опыта работы воспитателя, где представлены различные формы организации психолого-педагогической поддержки социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста....

"Организация психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ"

Ранее психолого-педагогическое сопровождение является одним из наиболее эффективных способов помощи ребенку раннего возраста и его семье, так как семья оказывает особое значение на становление личност...

Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ»

В настоящее время  в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей кра...