Психомоторное развитие детей дошкольного возраста. Обзор методического материала.
статья по коррекционной педагогике

Иванова Наталья Геннадьевна

Начиная с рождения ребёнка двигательный компонент играет особую роль в развитии психомоторики.  Любое движение, выполняемое, ребёнком является жизненным опытом. Полное удовлетворение потребности в движениях, особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, для правильного формирования всех основных систем и функций организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihomotornoe_razvitie._statya.docx14.93 КБ

Предварительный просмотр:

 Психомоторное развитие детей дошкольного возраста.

Количество дошкольников с отклонениями психомоторного развития в нашей стране   становится всё больше. Разнообразные биологические, психологические и социальные факторы способствует увеличению числа детей с психомоторными расстройствами.

         В процессе развития ребенка возникают различные трудности и препятствия. Согласно многочисленным исследованиям, полученным данным и методическим рекомендациям, начинать проводить диагностику психомоторного развития необходимо   с раннего возраста. Чтобы выявить симптомы, отклонения и уточнить, при необходимости, диагноз.

Доказано что психомоторные отклонения препятствуют процессу развития ребенка, нарушая его характерный ритм и темп. Отклонения развития психомоторных качеств, нарушают нормальный рост и развитие ребёнка.

В научно – методических работах   накоплен определенный теоретический и практический материал по изучению психомоторной сферы. Одни из важнейших исследований — это изучение психомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.  Изучением этого вопроса занимались: Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, И.К. Шац.  Работу по разработке диагностик выявления уровней развития психомоторных качеств проводили   Н. И. Озерецкий, М. О. Гуревич и др.

          Высоко оценивая значимость данных исследований, стоит отметить, что проблема развития и нарушений психомоторной сферы актуальна в наше время и постоянно осмысляется психологической наукой.

В настоящее время в психологии психомоторика рассматривается широко как единство двигательного, познавательного и эмоционального компонентов. То есть, если сказать кратко, то психомоторика – это связь движения с психическими процессами (познавательными, речевыми, эмоционально-волевыми).

Начиная с рождения ребёнка двигательный компонент играет особую роль в развитии психомоторики.  Любое движение, выполняемое, ребёнком является жизненным опытом. Его  сопровождают  ощущения, которые исходят не только от предметов внешнего мира, но и от  собственных мышц, связок и сухожилий, снабженных чувствительными нервами (так называемые проприоцептивные нервы) и, с другой стороны, если нет восприятий, нет ощущений и представлений без движений и, следовательно, без связанных с ними двигательных ощущений. Это свидетельство тесной связи между становлением двигательной и познавательной сферы. Не только первые сознательные ощущения и мысли порождаются у ребенка движениями, но и в последующем двигательная активность способствует работе мозга. Соответственно задержка в развитии двигательной сферы сопровождается запаздыванием в становлении высшей нервной деятельности (Н.А. Бернштейн, 1966; М.М. Кольцова, 1973

Овладение движениями играет огромную роль в физическом развитии ребенка, т.к. они обеспечивают становление самостоятельности и относительной независимости от взрослых. Даже простая возможность сидеть, стоять, ходить, необычайно важна, так как «она приводит к значительному расширению сферы действительности, доступной для познания ребенка».

Как  отмечает   М.Д. Маханева, от состояния двигательной сферы и соответственно возможностей в овладении теми или иными движениями, моторными актами, двигательной деятельностью в целом очень многое зависит в жизни человека: от развития жизненно необходимых способов передвижения (лазанье, ходьба, бег и др.) и формирования элементарных навыков самообслуживания в раннем и дошкольном детстве до овладения учебно-трудовой деятельностью в школьном возрасте и, наконец выбора в будущем желаемой профессии, требующей высокого уровня координации движений.

Исследование М.М. Кольцовой указывает на то, что двигательная функциональная система оказывает благотворное влияние на весь организм, и особенно на деятельность мозга. В своей работе она указывает, что двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Как свидетельствуют проведённые специальные исследования в этой области, именно прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большой мере определяет прогресс развития функций мозга человека.

По мнению физиологов движение это врождённая жизненно необходимая потребность человека. Полное удовлетворение потребности в движениях, особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, для правильного формирования всех основных систем и функций организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы с дидактическими пособиями, направленными на психомоторное развитие детей дошкольного возраста

Воркшоп (по К. Фопелю) – учебное мероприятие, на котором участники учатся, прежде всего, благодаря собственной активной работе. Учебный процесс, на котором в центре внимания – переживания участников, ...

Педагогический проект "Логоритмика как средство психомоторного развития детей дошкольного возраста"

Настоящий проект направлен на психомоторное и речевое развитие детей методами логоритмики. Рекомендовани для использования воспитателями и специалистами ДОУ, педагогами дополнительного образования, уч...

Современные методы психомоторного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Методическое пособие, в котором представлен цикл занятий, которые помогут детям в возрасте 5-7 лет с нарушениями ОДА преодолеть трудности в овладении своим телом.Упражнения, составляющие основу каждог...

" Психомоторное развитие детей дошкольного возраста"

Великий русский физиолог И.М. Сеченов писал: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге, ...

Методика работы по психомоторному развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ с примерными комплексами занятий

Теоритический материал с примерными комплексами занятий по психомоторной коррекции...

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста

Мастер-класс для педагогов ДОУ с доступными для применения в условиях дошкольного учреждения методиками определения психомоторного развития детей....

Программа психомоторного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ

В программе представлен цикл занятий, которые помогут детям в возрасте 5-7 лет с нарушениями преодолеть трудности в овладении своим телом.Упражнения, составляющие основу каждого комплекса, подобраны с...