«Нейроигры для дошкольников с речевыми нарушениями»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Образцова Ольга Анатольевна

«Нейроигры для дошкольников с речевыми нарушениями»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigry_dlya_doshkolnikov_s_rechevymi_narusheniyami.docx716.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Солнышко»

Консультация для родителей на тему:

«Нейроигры для дошкольников с речевыми нарушениями»


С рождения и до школы у ребёнка активно формируются все сенсорные системы: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» всю поступающую информацию. Если у ребенка слабая активная деятельность, то и речь у него, как правило, тоже страдает. Давно замечено нейропсихологами, что при выполнении определённых физических действий образуется огромное количество нейронных   связей и как следствие, повышается способность к обучению. Помочь в этом могут нейропсихологические упражнения и игры. Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений и игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.

Каким детям необходима нейрогимнастика:

  • Ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;
  • У ребёнка присутствует эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;
  • Постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;
  • Плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;
  • Присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.);
  • Ребёнок быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;
  • Речевые нарушения;
  • Наблюдается слабая познавательная деятельность;
  • Плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.

На что направлены нейропсихологические

игры и упражнения:

  • Развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;
  • Развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
  • Работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
  • Активизация речи;
  • Работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т. д.

Упражнения и игры на зрительное восприятие

  1. Корректурные пробы с фигурами и буквами.

Цель – формирование правильного восприятия и ориентировки на листе бумаги: слева- направо и сверху-вниз.

2. Раскраски с буквами.

3. Аппликация и лепка с буквами.

4. Выкладывание букв из камешков, палочек, верёвочек.

5. Работа с зашумленными картинками, узнавание зашумленных букв.

6. Какая буква получится из частей? (карточки с элементами букв)

7. Игра «Дорисуй букву». Ребёнку даётся половинка буквы, надо дорисовать недостающую часть.

Варианты работы с зашумленными рисунками:

1. Найди и выдели среди овощей – фрукт (или среди фруктов – овощ).

2. Найди и выдели среди домашних животных – дикого животного (или среди диких животных – домашнего).

 3. Найди и выдели заданную цифру и букву.

4. Найди и назови картинки со звуком… Заданный силуэт дети могут выделять различными способами: • называть, обводка, штриховка, раскрашивание красками, фломастерами, карандашами, мелками; • с помощью песка или манной крупы (найденный силуэт закрашиваем клеем ПВА, затем посыпаем песком или манной крупой); • вырезать силуэт с помощью ножниц.

Су-Джок

Это колючие мячики с металлическими колечками внутри. Ими легко пользоваться, они продаются в ортопедических салонах и стоят недорого. На руках находится множество биологических точек, и при прокатывании Су-Джок между ладонями происходит стимуляции этих точек. Металлические колечки надеваются и снимаются на каждый пальчик. Такой массаж ребёнок может делать самостоятельно под присмотром взрослого. Здесь не страшно ошибиться: любое действие с «ёжиками» принесёт пользу.

Вместо Су-Джок можно воспользоваться дарами природы: шишки, каштаны, орехи. Подойдут также любые колючие мячики, например, для стиральной машинки.

Межполушарное рисование

Если полушария работают не слажено, то дети часто испытывают трудности в обучении, так как не происходит полноценного обмена информацией между мозговитыми «соседями». Межполушарное рисование позволяет улучшить эти связи. Предложите ребёнку нарисовать одновременно двумя руками какую-либо фигуру.

А помогут в этом пособия Т. П. Трясоруковой «Развитие межполушарного взаимодействия у детей».

Кинезиологические упражнения

Они бодрят, тонизируют. Выполнять их можно вместе с детьми, потому что лишние нейронные связи взрослым тоже не помешают.

Упражнение «Кулак – ладонь» . Положить на стол ладони. Одну – сжать в кулак, вторая – лежит на столе. Одновременно менять положение рук. Постепенно наращивать скорость выполнения упражнения.

Упражнение «Червячок в яблочке»

Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотворением:

Червяк дорогу сверху вниз

В огромном яблоке прогрыз.

Упражнение «Класс – заяц»

Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.

Упражнение «Кольцо».

По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука — от указательного пальца к мизинцу, а левая – от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение можно повторять в прямом порядке и в обратном.

Игры на мозжечковую стимуляцию.

Мозжечковая стимуляция - система упражнений, направленная на совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и поведения ребенка.

  1. Игры с мячами (обычными, прыгунами, кинезиологическими) и кинезомешочками: -перекладывание (перекатывание) из правой руки в левую и наоборот; -передача соседу и наоборот; (Игры: «Скажи наоборот», «Один-много») -перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая). Основные виды движений с одним мячом или мешочком: -броски вниз двумя руками, вверх двумя руками; -броски вниз правой, левой рукой, используя разные виды захвата при броске ловле мяча; с хлопками.

Использую эти упражнения на автоматизацию звуков, «Живое-неживое», «Летает-не летает» и т.д. Например: на звук Ш отбивать правой рукой мячик, на звук Ж - левой. 

Также существуют такие нейротренажеры, как: НЕЙРОСКАКАЛКА, НЕЙРОВОСЬМЕРКА и БАЛАНСИРОВОЧНАЯ ДОСКА.

Тренажеры развивают способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов.

Дыхательная гимнастика

Сильный речевой выдох – залог успешной коррекции звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус деятельности мозга.

Что делать:

• пускать мыльные пузыри;

• дуть через соломинку;

• дуть на игрушечный флюгер/ветродуй;

• задувать свечки;

• сдувать бумажную салфетку или перо со стола;

• дуть на бумажные кораблики, плавающие в чаше с водой;

• самостоятельно сделать из бумаги бабочку/снежинку/листик, подвесить фигуру на ниточку и просить ребёнка на неё подуть и т. д.

https://detsad5.yaguo.ru/wp-content/uploads/2020/09/%D0%A3%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3%D0%B0.jpg

https://detsad5.yaguo.ru/wp-content/uploads/2020/09/%D0%A3%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3%D0%B02.jpg

https://tacon.ru/wp-content/uploads/d/7/b/d7badda2537c48110d60ff52a349fc21.jpeg

https://inteq-bau.ru/wp-content/uploads/9/6/9/969704a65deba4320c015da98a73722d.jpeg

Таким образом, использование нейроигр способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: речевых, двигательных, поведенческих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков дошкольников с речевыми нарушениями».

Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков у дошкольников с речевыми нарушениями....

Здоровьесберегающая методика: Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания,нормализовать его ритм, выработать плавный, цельный, экономный выдох.Возраст: с 3-х летВариативность1)    Начинать занятия сл...

Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Игры, входящие в данный набор помогут организовать работу по формированию речевого дыхания с детьми – логопатами, заинтересовать и увлечь их игрой. Изготовить данные игры может любой желающий, как спе...

Педагогический проект логопеда "Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями".

Данный материал включает в себя непосредственно проект, мероприятия по его реализации и итоговую НОД для детей с ОНР подготовительной к школе  группы....

Образовательный проект «Моя инициатива в образовании» «Изотерапия, как метод предупреждения нарушения письма у дошкольников с речевыми нарушениями»

Образовательный проект на тему: «Изотерапия, как метод предупреждения нарушения письма у дошкольников с речевыми нарушениями»...

Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями.

При поступлении ребёнка в школу начинается новый этап приобретения знаний, умений и навыков, в том числе и в области освоения пространства. Изучение письменных знаков связано с развитием простра...

«Нейроигры для дошкольников с речевыми нарушениями»

laquo;Нейроигры для дошкольников с речевыми нарушениями»...