Здоровьесберегающая методика: Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания,

нормализовать его ритм, выработать плавный, цельный, экономный выдох.

Возраст: с 3-х лет

Вариативность

1)    Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания.

Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения.

Их цель: координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.

2)    Работа по развитию речевого дыхания проводится в следующей последовательности:

·        без участия речи,

·        на материале гласных звуков,

·        согласных звуков,

·        слогов,

·        слов,

·        предложений ,

·        фраз.

 

Фазы: вдох – пауза -  выдох

Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо

Вдох и выдох через рот

Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3). Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох

Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3). Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох

 

І. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи

 

Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

•       «Цветочек».

•         «Одуванчик»

•         «Узнай по запаху»

•         «Свеча» («Задуй свечу»)

•         «Костер» («раздуть угасающий костер»)

•         «Чей пароход (паровоз) дольше гудит?»

•         «Погрей руки»

•         «Султанчик»

•         «Листья шелестят»

•         «Флажок»

•         «Чья птичка дальше улетит»

•      «Покатай карандаш».

•      «Трубочка».

•      «Бурлящая вода».

•      «Пускание мыльных пузырей».

•      «Снежинки летят».

•      «Бабочки».

•      «Кто спрятался за занавеской?»

•      «Кто забьет больше голов?»

•      «Загони машину в гараж»

 

 

ІІ. Дыхательно-голосовые игры и упражнения

 на материале гласных звуков

 

Цель: Отработка удлиненного выдоха через рот

с одновременным произношением гласных звуков.

 

Инструкция к выполнению.

Вдох через рот – быстрый, пауза,

выдох медленный с одновременным

произношением гласных сначала шепотом,

затем громко.

 

 

ІІІ. Дыхательно-голосовые игры и упражнения

 на материале       согласных звуков

 

Цель. Отработка удлиненного выдоха

через рот с одновременным

произношением согласных звуков.

 

ІV. Дыхательно-голосовые игры и упражнения

 на материале   слогов 

 

Цель. Тренировка удлиненного выдоха

через рот с одновременным

произношением слогов.

 

V. Дыхательно-голосовые игры и упражнения

на материале     слов 

Цель. Тренировка удлиненного выдоха

через рот с одновременным

проговариванием слов                                                        

с изменением силы и высоты голоса.

 

VІ. Дыхательно-голосовые игры и упражнения

на материале    предложений, фраз  

 

Цель. Тренировка удлиненного выдоха

через рот с одновременным

произнесением фразы.

 

Упражнения включаем в коррекционно-развивающие занятия, индивидуально-совместную деятельность

Проводятся в кабинете логопеда, в групповом помещении, в музыкальном зале,  на улице в теплый период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая методика

 Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Цель дыхательных упражнений  увеличить объем дыхания,

нормализовать его ритм, выработать плавный, цельный, экономный выдох.

Возраст: с 3-х лет

Вариативность

  1. Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания.

Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения.

Их цель: координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.

  1. Работа по развитию речевого дыхания проводится в следующей последовательности:
  • без участия речи,
  • на материале гласных звуков,
  • согласных звуков,
  • слогов,
  • слов,
  • предложений ,
  • фраз.

Фазы: вдох – пауза -  выдох

Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо

Вдох и выдох через рот

Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3). Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох

Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3). Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох

І. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи

Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

  •  «Цветочек».
  • «Одуванчик»
  • «Узнай по запаху»
  • «Свеча» («Задуй свечу»)
  • «Костер» («раздуть угасающий костер»)
  • «Чей пароход (паровоз) дольше гудит?»
  • «Погрей руки»
  • «Султанчик»
  • «Листья шелестят»
  • «Флажок»
  • «Чья птичка дальше улетит»
  • «Покатай карандаш».
  • «Трубочка».
  • «Бурлящая вода».
  • «Пускание мыльных пузырей».
  • «Снежинки летят».
  • «Бабочки».
  • «Кто спрятался за занавеской?»
  • «Кто забьет больше голов?»
  • «Загони машину в гараж»

ІІ. Дыхательно-голосовые игры и упражнения

 на материале гласных звуков

Цель: Отработка удлиненного выдоха через рот

с одновременным произношением гласных звуков.

Инструкция к выполнению.

Вдох через рот – быстрый, пауза,

выдох медленный с одновременным

произношением гласных сначала шепотом,

затем громко.

ІІІ. Дыхательно-голосовые игры и упражнения

 на материале       согласных звуков

Цель. Отработка удлиненного выдоха

через рот с одновременным

произношением согласных звуков.

ІV. Дыхательно-голосовые игры и упражнения

 на материале   слогов  

Цель. Тренировка удлиненного выдоха

через рот с одновременным

произношением слогов.

V. Дыхательно-голосовые игры и упражнения

на материале     слов  

Цель. Тренировка удлиненного выдоха

через рот с одновременным

проговариванием слов         

с изменением силы и высоты голоса.

VІ. Дыхательно-голосовые игры и упражнения

на материале    предложений, фраз  

Цель. Тренировка удлиненного выдоха

через рот с одновременным

произнесением фразы.

Упражнения включаем в коррекционно-развивающие занятия, индивидуально-совместную деятельность

Проводятся в кабинете логопеда, в групповом помещении, в музыкальном зале,  на улице в теплый период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., ШИШКОВА Т.Г. Б 43 Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Методическое пособие является итогом совместной научно-практической работы преподавателей кафедры логопедии МПГУ и педагогов ГДОУ № 2246 (заведующая Н.А.Трохина) Северного окружного управления Московс...

Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевой патологией.

В статье указаны проблемы преодоления  развития речевого дыхания у детей с речевой патологией....

Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Игры, входящие в данный набор помогут организовать работу по формированию речевого дыхания с детьми – логопатами, заинтересовать и увлечь их игрой. Изготовить данные игры может любой желающий, как спе...

Итоги смотра логопедических центров на наличие игр и пособий по формированию артикуляционной моторики и речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Смотр проведен с целью повышения педагогического мастерства педагогов ДОУ и для пополнения наглядным материалом логоцентров группы по заданной теме....

Консультация для родителей Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы "учитель-логопед - ребенок - родитель"

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....

Развитие речевого дыхания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Презентация "Развитие речевого дыхания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи". Автор: учитель-логопед Келлер Е. В....