Итоги смотра логопедических центров на наличие игр и пособий по формированию артикуляционной моторики и речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Марченко Наталья Яковлевна

Смотр проведен с целью повышения педагогического мастерства педагогов ДОУ и для пополнения наглядным материалом логоцентров группы по заданной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Итоги смотра44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17»

Итоги смотра

«На наличие игр и пособий

по формированию артикуляционной моторики

и речевого дыхания

у детей дошкольного возраста»

                                                                                                               Подготовили:

учителя – логопеды

                                                                                                                        Марченко Н.Я.

                                                                                                                        Ковылина С.А.

Новокузнецк, 2021г.

Результаты проведения смотра

«На наличие игр и пособий

по формированию артикуляционной моторики

и речевого дыхания

у детей дошкольного возраста»

В ноябре 2021года в детском саду прошел смотр «На наличие игр и пособий по формированию артикуляционной моторики и речевого дыхания у детей дошкольного возраста».

Его целью являлось:

  1. Повышение педагогического мастерства педагогов ДОУ в вопросе применения специальных логопедических приёмов для профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
  2. Пополнение и обновление наглядного материала для развития артикуляционного аппарата и дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями.

В смотре приняли участие воспитатели всех возрастных групп детского сада. 

Предварительно было разработано Положение о смотре, с которым были ознакомлены все педагоги:

  1. Индивидуальные зеркала
  2. Наглядный материал для развития артикуляционной моторики
  3. Игры и пособия для развития речевого дыхания
  4. Эстетичность
  5. Современность
  6. Разнообразие
  7. Безопасность
  8. Соответствие возрасту воспитанников

В ходе смотра проанализировано содержание материала речевой среды, отражающее работу педагогов по данным направлениям становления и развития речи дошкольников: органов артикуляции и дыхания.

Воспитатели 11-ти групп создали и оформили игры и пособия с учетом возрастных особенностей воспитанников.

В 1, 2 и 3 группах исключено наличие индивидуальных зеркал, в целях безопасности малышей.  

В данных возрастных группах (ясли и первая младшая) в достаточном количестве  игр и пособий для развития длительного направленного выдоха, в которые дети играют под наблюдением воспитателя:

- в 1 группе:

«Снежная карусель» с использованием одноразовых трубочек,

«Вертушки» в количестве на каждого ребенка,

«Фейерверк», «Тучка и дождик», мыльные пузыри, дудочки, игры на поддувание – перышки, шарики.

Примечание: подписано название всех игр и цели к играм.

- во 2 группе:

«Веселые медузы», «Остуди чай», «Солнышко и дождик», «Подуй на бабочку», «Прожорливые фрукты», «Веселые зверята».

- в 3 группе:

«Тучки», «Загони машину в гараж», «Остуди чай», игры на поддувание, вертушки на каждого, индивидуальные Трубочки-язычки.

Для развития артикуляционной моторики:

- в 1 группе:

картотека артикуляционной гимнастики, гимнастики для язычка в стихах, с ребятами и со зверятами.

- во 2 группе:

«живет» игрушка Царевна-лягушка, которая показывает малышам разные движения своим язычком,

есть логопедические кубики, игра «Делай как я!»,

картотека артикуляционных упражнений и сборник сказок «Веселый язычок».

- в 3 группе:

Содержимое «Артикуляционного чемоданчика» - это комплекс артикуляционной гимнастики для младшей группы и  игры, знакомящие с эмоциями и настроением человека.

Примечание: изготовить игры и пособия для развития артикуляции.

Рекомендации педагогам 1, 2, 3 групп: пополнить предметно-развивающую среду играми для развития артикуляционного аппарата (например, «Чудесный мешочек», палочка-скакалочка «Лошадка»).

В 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 (2-ых младших, средних, старших и подготовительных) группах – в наличии зеркала для каждого ребенка.

Воспитатели данных групп обновили и пополнили речевые центры разнообразным наглядным материалом для развития органов артикуляции и дыхания, в которые можно играть индивидуально, в паре или подгруппой детей.

Во всех логопедических уголках имеются:

- картотеки артикуляционных и дыхательных гимнастик,

- сборники игр в картинках, стихах и сказках,

- комплексы упражнений для определенных групп звуков,

- игры на поддувание,

- пособия, вызывающие длительный направленный выдох и др.

Но, каждая группа отличалась своей оригинальностью:

В 4 группе много материала для развития артикуляции, несколько логокубиков, фотографии артикуляционных положений, пособие «Чудо дом», игры «Ловкий мячик», «Футбол», «Прожорливые фрукты» и др., изготовлены буклеты для родителей по данным направлениям становления и развития речи дошкольников.

В 5 группе продумана система хранения всего материала, подписаны названия всех игр, цели. Пособие «Веселая лягушка», логокубики помогают выполнять артикуляционную гимнастику. Все тренажеры для развития дыхания не содержат мелких деталей. Дети учатся забивать голы Смешарикам, надувать мыльные пузыри, раздувать конфетти в стакане и др.

В 6 группе все игры соответствуют возрасту воспитанников и привлекают яркостью исполнения: кубики для артикуляционной гимнастики, «Радуга и ее подружки», «Веселые бабочки», «Загони машину в гараж», «Попади в ворота» в двух вариантах, «Подуй на дождик» и другие.

В 7 группе педагоги пополнили логопедический центр следующими оригинальными новинками: «Поймай рыбку», «Чудесный мешочек», «Волшебный жезл», «Кто в домике» и «Воздушное лото» - это игры 2 в 1, «Снежный и цветной фейерверки», «Закрути шар», а игра «Аэробол» закуплена для каждого ребенка.

В 8 группе воспитатели тоже отлично продумали систему хранения, прописали названия игр, цели на каждом контейнере и блеснули новинками: «Теневой лабиринт», «Накорми ежика», «Собери гусеницу», «Повтори за лягушкой», «Игры на мимику»,  «Зверобоулинг», «Волшебный песок», «Веселые зайки», «Забавные лисички», «Воздушная труба», «Умный пылесос», «Аэробол» - на подгруппу детей, «Аэротрек», «Разноцветная тучка», «Солнышки», а на шаблонах для рисования ребенок наглядно видит дальность выдыхаемого воздуха.

В 9 группе педагоги продемонстрировали свой творческий подход к пополнению речевого центра играми: «Спрячь зайчика», «Закрой грибочки», «Помоги мышке», «Сдуй листики», «Веселая горка», игра-соревнование «Кто вперед по дорожке». Интересное применение нашли вентилятору с заводным механизмом, создав схемы на карточке (ребенок в заданной последовательности чередует нажатие на кнопку вентилятора и  дует на вентилятор).

В 10 группе воспитатели показали (как и 8 группа) наибольшее количество нового материала на заданную тему: «Помоги ежику собрать яблоки», «Наряди елочки», «Рыболов», «Собери капельки в ведро», «Собери пирамидку», «Веселая гусеница», артикуляционные дорожки,  бродилки, сказки; «Шапито», «Аэробол», «Футбол», «Волшебные рамки», игра-соревнование «Дыхательная трасса», «Собери букет» и второй вариант данной игры «Сорви букет». Приобрели игру «Воздушное лото» с тематическими карточками и песочными часами. В дополнении ко всем этим играм, воспитатели используют на занятиях «Видеотеку упражнений для развития артикуляции и речевого дыхания».

В 11 группе весь материал на заданную тему систематизирован в логопедическом кейсе, в котором собраны только новые игровые пособия по формированию речевого дыхания и развитию органов артикуляции: «Зарядка с Катей», «Веселый язычок», «Рамочки» в двух вариантах - большие и маленькие, «Задуй свечу», «Тучки настроения», «Веселые медузы», «Футбол»,  «Подводный мир» и другие игры.

По результатам смотра можно сделать следующие выводы:

  1. Весь представленный наглядный материал

         - соответствует Положению смотра,

- многофункционален – развивает артикуляционную моторику, речевое дыхание, мелкую моторику, тренирует координацию движения, учит счету, закрепляет цвета и др.

  1. Работа педагогического коллектива детского сада по созданию условий для становления и развития речи воспитанников ведется целенаправленно, планомерно, систематично.