Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевой патологией.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

В статье указаны проблемы преодоления  развития речевого дыхания у детей с речевой патологией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речевого дыхания у дошкольников.

Нормализация речевого дыхания. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Развитие речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Речевое дыхание оказывает влияние на плавность звучания речи. При этом оно часто зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения. У детей дошкольного возраста механизм координации между дыханием, фонацией и артикуляцией формируется постепенно. Следовательно, постепенно развивается и речевое дыхание.

Диафрагмально-рёберное дыхание обеспечивает комфортное речевое дыхание. В дошкольном возрасте тренировку диафрагмального дыхания начинать следует в положении ребенка лежа, т. к. мышцы тела расслаблены и диафрагмальное дыхание устанавливается спонтанно, автоматически.

В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа детей имеющих различные речевые нарушения. Наиболее часто встречающимся речевым нарушением является стертая форма дизартрии.

Речевое дыхание дошкольника с речевыми нарушениями отличается от речевого дыхания сверстника с нормальной речью: оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. У дошкольников превалирует верхне-грудное дыхание, сопровождающееся подъемом плеч, а многие дети не умеют экономно расходовать речевой выдох и добирают (вдыхают) в процессе речевого высказывания перед каждым словом. У детей со стертой дизартрией речевой выдох усугубляется недостаточностью иннервации мышц диафрагмы. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе. Это еще больше нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией.

Работа по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста носит комплексный характер. Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, эта работа включает в себя нормализацию физиологического и речевого дыхания. «Нормализация» осуществляется педагогами специализированного учреждения путем поэтапного формирования у воспитанников правильного речевого дыхания:

- формирование неречевого дыхания;

- формирование речевого дыхания.

При формировании неречевого дыхания решаются следующие задачи:

1. Знакомство с органами дыхания.

2. Формирование диафрагмального типа дыхания.

3. Совершенствование функции дыхания (выработка глубокого вдоха и длительного выдоха).

 При формировании речевого дыхания решаются задачи:

1. Развитие фонационного (озвученного) выдоха

2. Развитие речевого дыхания в процессе произнесения слогов, слов, фраз.

3.Тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста (стихи, рассказы, песни).

Вся работа по формированию физиологического и речевого дыхания, которая проводится в дошкольном образовательном учреждении, требует участия следующих специалистов: логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников.

Для повышения эффективности следует вести эту работу систематически. Виды работы:

1. Дыхательные пятиминутки (перед завтраком, после дневного сна…).

2. Специальные игры, как фрагмент логопедического занятия (5 минут).

3. Дыхательные игры, как фрагмент физкультурного занятия.

4. Дидактические игры, как фрагмент занятия, проводимого воспитателем.

5. Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.

6. Использование дыхательных игр и упражнений вне занятий (утренняя гимнастика, прогулки, развлечения).

 При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать правила:

- не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

- температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

- одежда не должна стеснять движений;

- не заниматься сразу после приема пищи (через 30 – 40 минут);

- не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии;

- не переутомлять ребенка, дозировать количество и темп упражнений

 Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя и стоя.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

Игры и упражнения для формирования диафрагмального типа дыхания:

«Бегемотики», «Качели» и др.

Игры и упражнения для развитие функции носового дыхания:

«Ароматные коробочки», «Отгадай по запаху» и др.

Упражнение № 1. Ребенок в положении лежа на спине. Одна рука находится на животе, а другая на груди. При вдохе через нос живот поднимается, при выдохе через рот живот опадает (опускается).

Упражнение № 2. Исходное положение то же самое. Вдох–выдох осуществляется через рот. На вдох живот поднимается, а на выдох опускается.

Упражнение № 3. Исходное положение ребенка сидя. Положение рук такое же, как в предыдущих упражнениях. При вдохе надувается живот, а при выдохе опускается. Эти движения контролируются руками ребенка.

Упражнение № 4. Исходное положение ребенка стоя. Положение рук такое же, как в предыдущих упражнениях. Ребенок контролирует своими руками движения мышц живота. [1]

Необходимо постепенное развитие, движение от простого к сложному. Перечисленные ниже игры научат ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания.

 В играх для развития речевого дыхания взрослый постоянно следит за тем, чтобы при произнесении слогов, слов и фраз ребенок правильно использовал дыхание: говорил только на выдохе, не добирал воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делал осмысленные паузы.

Дальнейшая работа по развитию речевого дыхания - произнесение длинных фраз, чтение стихотворений, пение детских песен, обучение рассказу и пересказу, работа над плавностью, темпом и ритмом речи - проводится на следующих этапах логопедической работы с детьми.

Литература:

1.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург, «АРД ЛТД», 1999

2.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Санкт-Петербург, «Союз», 2001.

3. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М., «Просвещение», 1979.

4.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., «Просвещение», 1989.

5.Епифанова О. Е. Логопедия. Разработки занятий с детьми дошкольного возраста: Выпуск 1 Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.

Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М., «Просвещение», 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей с речевой патологией.

Для поддержания и укрепления здоровья детей в нашем детском саду используются  здоровьесберегающие технологии формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста. Здоровьесберегаю...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Здоровьесберегающая методика: Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания,нормализовать его ритм, выработать плавный, цельный, экономный выдох.Возраст: с 3-х летВариативность1)    Начинать занятия сл...

Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Игры, входящие в данный набор помогут организовать работу по формированию речевого дыхания с детьми – логопатами, заинтересовать и увлечь их игрой. Изготовить данные игры может любой желающий, как спе...

Итоги смотра логопедических центров на наличие игр и пособий по формированию артикуляционной моторики и речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Смотр проведен с целью повышения педагогического мастерства педагогов ДОУ и для пополнения наглядным материалом логоцентров группы по заданной теме....

Консультация для родителей Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы "учитель-логопед - ребенок - родитель"

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....