«Особенности применения кинезиологических упражнений и нейроигр в работе дефектолога с детьми ЗПР»
статья по коррекционной педагогике

Пукиш Наталья Нугзаровна

    Подготовили: учитель-дефектолог Данилова Л.С., учитель-дефектолог Пукиш Н.Н.

На современном этапе развития образования, острой становится проблема увеличения количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Специалисты отмечают усложнение структуры дефекта, обилие дисфункций детского организма, а также высокую степень неоднородности, рассматриваемой категории детей.

 Задержка психического развития (ЗПР) у детей - это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.

 Работая с детьми данной категории (ЗПР) мы искали методы и приемы которые помогли бы нам добиться хороших результатов в коррекционно-развивающей работе наряду с традиционными методами.  Одним из таких методов, на наш взгляд, является образовательная кинезиология – наука о развитии умственных способностей, через определенные двигательные упражнения, которые позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Так нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин задержки психического развития ребенка, а нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_primeneniya_kineziologicheskih_uprazhneniy_i.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности применения кинезиологических упражнений и
нейроигр в работе дефектолога с детьми ЗПР».

    На современном этапе развития образования, острой становится проблема увеличения количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Специалисты отмечают усложнение структуры дефекта, обилие дисфункций детского организма, а также высокую степень неоднородности, рассматриваемой категории детей.

 Задержка психического развития (ЗПР) у детей - это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.

 Работая с детьми данной категории (ЗПР) мы искали методы и приемы которые помогли бы нам добиться хороших результатов в коррекционно-развивающей работе наряду с традиционными методами.  Одним из таких методов, на наш взгляд, является образовательная кинезиология – наука о развитии умственных способностей, через определенные двигательные упражнения, которые позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Так нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин задержки психического развития ребенка, а нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней.

Специалисты Е. И. Аркин, Н. А. Берштейн, Д. Б. Эльконин утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждая связь тонкой моторики с развитием мозга. Чем лучше развита способность к движениям, тем больше потенциал к обучению и развитию интеллектуальных способностей.
        Данный подход (кинезиологический) является и здоровье сберегающей и игровой технологией. Выделяют двигательную и когнитивную методики. Они помогают сформировать основные функции и процессы, необходимые для правильного дальнейшего развития (внимания, памяти, мышления, моторики, речи, эмоционального реагирования и самоконтроля).

Цель: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

           Задачи:

  • Синхронизация работы полушарий.
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Формирование когнитивных способностей
  • Формирование произвольности.
  • Снятие эмоциональной напряженности.

 (Данный подход позволяет помочь детям с ЗПР справиться с нестабильным эмоциональным состоянием, развивает речь, высшие психические функции, интеллектуальные способности, активизирует мыслительную деятельность).

В своей практике при работе с детьми ЗПР, мы используем

определенный комплекс упражнений

1.        Игры для развития мелкой моторики – развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкезии). Стимулируют речевые зоны головного мозга.

2.        Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Восстанавливают и формируют правильное дыхание.

3.   Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие способствуют профилактике глазных заболеваний.

4. Растяжки – нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

5. Телесные движения - развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

6. Упражнения на релаксацию - способствуют расслаблению и снятию напряжения.

7. .   Нейроигры (когнитивное развитие) – учат чувствовать пространство, развивают зрительно – моторную координацию (глаз-рука), учат последовательно выполнять действия, развивают слуховое и зрительное внимание, память, внимание, мышление.

Виды упражнений:

1.  Кинезиологические упражнения (растяжки, телесные движения, упражнения на релаксацию)

2.        Игры на развитие зрительно-моторной координации;

3.        Игры на развитие мелкой моторики;

4.        Дыхательные упражнения;

5.        Глазодвигательные упражнения.

Для грамотного включения кинезиологических упражнений и игр в коррекционно-развивающую работу, мы учитываем трудности, которые испытывают дети с ЗПР.

  • Сниженная работоспособность;
  • Повышенная утомляемость;
  • Неустойчивость внимания;
  • Более низкий уровень развития восприятия;
  • Недостаточная продуктивность произвольной памяти;
  • Отставание в развитии всех форм мышления;
  • Низкий навык самоконтроля;
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы.

Чтобы упражнения принесли максимальную пользу, нужно следовать нескольким правилам:

  • Заниматься необходимо регулярно и систематически, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизическое развитие, возраст, возможности и настроение - одному ребенку достаточно будет небольшого колмчетва повторения, другому необходимо многократное повторение и показ, кому - то со временем можно исключить показ и ориентироваться только на голос педагога или самостоятельное проговаривание, некоторым детям необходима на протяжении всех занятий схема по показу.

Например: «Кулак – ребро -  ладонь».  Ребенок делает вместе с педагогом работаем над техникой выполнения каждого движения. Ребенок выполняет самостоятельно по схеме. Выполняет самостоятельно, без схемы.  Выполняет самостоятельно по тематическим схемам.

  • Чтобы достичь желаемого результата стоит начинать с действий, которые достаточно просты для выполнения, и постепенно увеличивать уровень сложности. С каждым разом, за счёт роста нейронных связей, мозг увеличивает свой уровень организации и эффективности, позволяя со временем перейти на новый уровень сложности упражнений.
  • Коррекционная работа должна быть направлена «снизу - вверх» (от движения к мышлению), а не наоборот. «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
  • Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.
  • Стараемся активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
  • Для развитие восприятия на забываем включать задания на развитие мелкой моторики и временно-пространственные понятия, задействуем двигательный анализатор со зрительным восприятием, плюс развиваем зрително-слуховое восприятие.
  • В большинстве упражнений используется, стихотворная форма, которая дает большой потенциал для развития ребенка. Повторяя за взрослым, ребенок активизирует свою речь.
  • Кинезиологические упражнения дают постепенный, накапливающийся эффект.

Нами была составлена система упражнений, которая предполагает использование двигательных упражнений как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах.

В чем же заключается особенность применения кинезиологических упражнений и нейроигр в работе с детьми ЗПР:

  1. Нейроигры (нейроплакаты и нейродорожки) применяемые в начале занятия помогают лучше организовать детей, настроить их на работу, создать необходимую атмосферу, раскрепостить, снять напряжение или чувство страха.  Кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка, т.к. дети с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности на новую (фото).
  2. Пальчиковая гимнастика и нейросказки, активно развивают общую и тонкую моторику. Через нейросказки мы учим детей выступать в роли ведущего (показываем детям норма), что способствует повышению их самооценки, раскрепощённости, формируется уверенность при публичных выступлениях. (фото или видео)
  3. «Пальчиковые дорожки». Развиваем способность ставить и удерживать цель деятельности, формируем самоконтроль, пространственную ориентировку. Дорожки состоят из нескольких видов таблиц с определенными ориентирами для «ходьбы» пальцами и составлена с учетом педагогического принципа от простого к сложному, т.е. от простых схем, где участвуют 1—2 пальца, к сложным. Развивая движения пальцев на каждой руке, мы постепенно переходим к движениям двумя руками. Здесь можем использовать шаблоны кукол, рисование пальчиками, развивая творческие способности ребенка, цветовосприяте. (фото)
  4. Рисование двумя руками. Одновременные движения обеих рук активизируют работу сразу обоих полушарий. Создаются новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Рисовать можно не только на листах, но и на крупе манке или кинетическом песке. (фото)
  5. Игры на развитие зрительно-моторной координации (ладошки, цифры, звоночки) направленны на синхронизацию работы полушарий. Они улучшают работу долговременной и кратковременной памяти, концентрацию внимания, формирование абстрактного мышления; (показать две - три игры)
  6. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Как раз в эти моменты мы применяем физминутки (под музыку) или игры на расслабление и отвлечение (игры с карандашами, орт шариками, шарики су-джок, орт коврики). Но в тоже время мы решаем и образовательные задачи. Например, развиваем пространственную ориентировку (лево, право).

- Используем орт коврики, которые укрепляют мышцы и суставы ног, улучшают кровообращение во всем организме, повышают иммунитет и стимулируют работу головного мозга. (видео)

При использовании в работе нейропсихологических игр и упражнений, мы увидели, что происходят положительные изменения:

  1. Ребенок учится чувствовать пространство свое тело.
  2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)
  3. Формируется правильное взаимодействие ног и рук.
  4. Развивается слуховое и зрительное внимание.
  5. Ребенок учится последовательно выполнять действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое применение кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.

Кинезиологические упражнения помогают педагогам дошкольного воспитания повышать стрессоустойчивость организма у детей, синхронизировать работу полушарий головного мозга, улучшать мыслительную деятельн...

«Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»

Перед современными дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в ...

Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

laquo;Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно» Академик  Н.М. Амосов....

Опыт применения кинезиологических упражнений с детьми с ОВЗ дошкольного возраста в дистанционной работе учителя-дефектолога

В марте 2020 года образовательные учреждения вынуждены были перейти на дистанционный формат работы в связи с объявленной во всем мире пандемией. Педагогам пришлось искать пути решения задач в режиме ц...

«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ»

Стасья предназначена для воспитателей, инструкторов по физической культуре, узких специалистов...

«Особенности применения кинезиологического метода в работе с детьми 3-4 лет»

Статья описывает опыт применения нейроупражнений....

«Особенности применения кинезиологического метода в работе с детьми 3-4 лет»

laquo;Особенности применения кинезиологического метода в работе с детьми 3-4 лет»...