«Особенности применения кинезиологических упражнений и нейроигр в работе дефектолога с детьми ЗПР»
статья по коррекционной педагогике
Подготовили: учитель-дефектолог Данилова Л.С., учитель-дефектолог Пукиш Н.Н.
На современном этапе развития образования, острой становится проблема увеличения количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Специалисты отмечают усложнение структуры дефекта, обилие дисфункций детского организма, а также высокую степень неоднородности, рассматриваемой категории детей.
Задержка психического развития (ЗПР) у детей - это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.
Работая с детьми данной категории (ЗПР) мы искали методы и приемы которые помогли бы нам добиться хороших результатов в коррекционно-развивающей работе наряду с традиционными методами. Одним из таких методов, на наш взгляд, является образовательная кинезиология – наука о развитии умственных способностей, через определенные двигательные упражнения, которые позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.
Так нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин задержки психического развития ребенка, а нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности применения кинезиологических упражнений и
нейроигр в работе дефектолога с детьми ЗПР».
На современном этапе развития образования, острой становится проблема увеличения количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Специалисты отмечают усложнение структуры дефекта, обилие дисфункций детского организма, а также высокую степень неоднородности, рассматриваемой категории детей.
Задержка психического развития (ЗПР) у детей - это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.
Работая с детьми данной категории (ЗПР) мы искали методы и приемы которые помогли бы нам добиться хороших результатов в коррекционно-развивающей работе наряду с традиционными методами. Одним из таких методов, на наш взгляд, является образовательная кинезиология – наука о развитии умственных способностей, через определенные двигательные упражнения, которые позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.
Так нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин задержки психического развития ребенка, а нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней.
Специалисты Е. И. Аркин, Н. А. Берштейн, Д. Б. Эльконин утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждая связь тонкой моторики с развитием мозга. Чем лучше развита способность к движениям, тем больше потенциал к обучению и развитию интеллектуальных способностей.
Данный подход (кинезиологический) является и здоровье сберегающей и игровой технологией. Выделяют двигательную и когнитивную методики. Они помогают сформировать основные функции и процессы, необходимые для правильного дальнейшего развития (внимания, памяти, мышления, моторики, речи, эмоционального реагирования и самоконтроля).
Цель: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи:
- Синхронизация работы полушарий.
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Формирование когнитивных способностей
- Формирование произвольности.
- Снятие эмоциональной напряженности.
(Данный подход позволяет помочь детям с ЗПР справиться с нестабильным эмоциональным состоянием, развивает речь, высшие психические функции, интеллектуальные способности, активизирует мыслительную деятельность).
В своей практике при работе с детьми ЗПР, мы используем
определенный комплекс упражнений
1. Игры для развития мелкой моторики – развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкезии). Стимулируют речевые зоны головного мозга.
2. Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Восстанавливают и формируют правильное дыхание.
3. Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие способствуют профилактике глазных заболеваний.
4. Растяжки – нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
5. Телесные движения - развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
6. Упражнения на релаксацию - способствуют расслаблению и снятию напряжения.
7. . Нейроигры (когнитивное развитие) – учат чувствовать пространство, развивают зрительно – моторную координацию (глаз-рука), учат последовательно выполнять действия, развивают слуховое и зрительное внимание, память, внимание, мышление.
Виды упражнений:
1. Кинезиологические упражнения (растяжки, телесные движения, упражнения на релаксацию)
2. Игры на развитие зрительно-моторной координации;
3. Игры на развитие мелкой моторики;
4. Дыхательные упражнения;
5. Глазодвигательные упражнения.
Для грамотного включения кинезиологических упражнений и игр в коррекционно-развивающую работу, мы учитываем трудности, которые испытывают дети с ЗПР.
- Сниженная работоспособность;
- Повышенная утомляемость;
- Неустойчивость внимания;
- Более низкий уровень развития восприятия;
- Недостаточная продуктивность произвольной памяти;
- Отставание в развитии всех форм мышления;
- Низкий навык самоконтроля;
- Незрелость эмоционально-волевой сферы.
Чтобы упражнения принесли максимальную пользу, нужно следовать нескольким правилам:
- Заниматься необходимо регулярно и систематически, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизическое развитие, возраст, возможности и настроение - одному ребенку достаточно будет небольшого колмчетва повторения, другому необходимо многократное повторение и показ, кому - то со временем можно исключить показ и ориентироваться только на голос педагога или самостоятельное проговаривание, некоторым детям необходима на протяжении всех занятий схема по показу.
Например: «Кулак – ребро - ладонь». Ребенок делает вместе с педагогом работаем над техникой выполнения каждого движения. Ребенок выполняет самостоятельно по схеме. Выполняет самостоятельно, без схемы. Выполняет самостоятельно по тематическим схемам.
- Чтобы достичь желаемого результата стоит начинать с действий, которые достаточно просты для выполнения, и постепенно увеличивать уровень сложности. С каждым разом, за счёт роста нейронных связей, мозг увеличивает свой уровень организации и эффективности, позволяя со временем перейти на новый уровень сложности упражнений.
- Коррекционная работа должна быть направлена «снизу - вверх» (от движения к мышлению), а не наоборот. «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
- Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.
- Стараемся активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
- Для развитие восприятия на забываем включать задания на развитие мелкой моторики и временно-пространственные понятия, задействуем двигательный анализатор со зрительным восприятием, плюс развиваем зрително-слуховое восприятие.
- В большинстве упражнений используется, стихотворная форма, которая дает большой потенциал для развития ребенка. Повторяя за взрослым, ребенок активизирует свою речь.
- Кинезиологические упражнения дают постепенный, накапливающийся эффект.
Нами была составлена система упражнений, которая предполагает использование двигательных упражнений как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
В чем же заключается особенность применения кинезиологических упражнений и нейроигр в работе с детьми ЗПР:
- Нейроигры (нейроплакаты и нейродорожки) применяемые в начале занятия помогают лучше организовать детей, настроить их на работу, создать необходимую атмосферу, раскрепостить, снять напряжение или чувство страха. Кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка, т.к. дети с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности на новую (фото).
- Пальчиковая гимнастика и нейросказки, активно развивают общую и тонкую моторику. Через нейросказки мы учим детей выступать в роли ведущего (показываем детям норма), что способствует повышению их самооценки, раскрепощённости, формируется уверенность при публичных выступлениях. (фото или видео)
- «Пальчиковые дорожки». Развиваем способность ставить и удерживать цель деятельности, формируем самоконтроль, пространственную ориентировку. Дорожки состоят из нескольких видов таблиц с определенными ориентирами для «ходьбы» пальцами и составлена с учетом педагогического принципа от простого к сложному, т.е. от простых схем, где участвуют 1—2 пальца, к сложным. Развивая движения пальцев на каждой руке, мы постепенно переходим к движениям двумя руками. Здесь можем использовать шаблоны кукол, рисование пальчиками, развивая творческие способности ребенка, цветовосприяте. (фото)
- Рисование двумя руками. Одновременные движения обеих рук активизируют работу сразу обоих полушарий. Создаются новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Рисовать можно не только на листах, но и на крупе манке или кинетическом песке. (фото)
- Игры на развитие зрительно-моторной координации (ладошки, цифры, звоночки) направленны на синхронизацию работы полушарий. Они улучшают работу долговременной и кратковременной памяти, концентрацию внимания, формирование абстрактного мышления; (показать две - три игры)
- Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Как раз в эти моменты мы применяем физминутки (под музыку) или игры на расслабление и отвлечение (игры с карандашами, орт шариками, шарики су-джок, орт коврики). Но в тоже время мы решаем и образовательные задачи. Например, развиваем пространственную ориентировку (лево, право).
- Используем орт коврики, которые укрепляют мышцы и суставы ног, улучшают кровообращение во всем организме, повышают иммунитет и стимулируют работу головного мозга. (видео)
При использовании в работе нейропсихологических игр и упражнений, мы увидели, что происходят положительные изменения:
- Ребенок учится чувствовать пространство свое тело.
- Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)
- Формируется правильное взаимодействие ног и рук.
- Развивается слуховое и зрительное внимание.
- Ребенок учится последовательно выполнять действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое применение кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.
Кинезиологические упражнения помогают педагогам дошкольного воспитания повышать стрессоустойчивость организма у детей, синхронизировать работу полушарий головного мозга, улучшать мыслительную деятельн...

«Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»
Перед современными дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в ...

Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
laquo;Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно» Академик Н.М. Амосов....

Опыт применения кинезиологических упражнений с детьми с ОВЗ дошкольного возраста в дистанционной работе учителя-дефектолога
В марте 2020 года образовательные учреждения вынуждены были перейти на дистанционный формат работы в связи с объявленной во всем мире пандемией. Педагогам пришлось искать пути решения задач в режиме ц...

«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ»
Стасья предназначена для воспитателей, инструкторов по физической культуре, узких специалистов...

«Особенности применения кинезиологического метода в работе с детьми 3-4 лет»
Статья описывает опыт применения нейроупражнений....

«Особенности применения кинезиологического метода в работе с детьми 3-4 лет»
laquo;Особенности применения кинезиологического метода в работе с детьми 3-4 лет»...
