Коррекционно-развивающая работа учителя -дефектолога по формированию моторики рук у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)
В статье описываются способы формирования и развития движения пальцев руки детей дошкольного возраста с ДЦП.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая работа по формированию моторики рук у детей дошкольного возраста с ДЦП.
Аннотация. В статье описываются способы формирования и развития движений пальцев руки детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Умственное развитие ребёнка начинают формироваться очень рано и не само собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе развитии общей двигательной моторики и мелкой моторики рук. Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром.
Между тем у детей с моторными нарушениями с течением времени накапливается огромный дефицит такого опыта, а значит, становится невозможным равномерное развитие всех психических процессов.
Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы. Ведущим нарушением в развитии является поражение двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Двигательные нарушения представляют своеобразный феномен моторного развития (задержано или нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, ползания, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности и т.д.), который без ранней и соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на формирование психического развития ребёнка [6].
В структуре двигательного дефекта у детей с церебральным параличом особое место занимают нарушения функции рук, которые затрудняют формирование хватательной функции кистей и пальцев, формирование тактильного восприятия, манипулятивной и игровой деятельности, навыков самообслуживания [7].
Особый вклад в изучение различных аспектов этого заболевания внесён нашими отечественными учёными: К.А. Семеновой, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой, М.В. Ипполитовой, Э.С. Калижнюк, О.Г. Приходько, Л.М. Шипицыной, И.И. Мамайчук, А.В. Кротковой, Л.А. Даниловой, И.Г. Синельниковой и др.
Степень тяжести поражения рук широко варьируется. При различных формах ДЦП отмечается:
· патологическое состояние кистей рук;
· недостаточность или отсутствие зрительно-моторной координации;
· недостаточность или отсутствие хватания и манипулятивной деятельности;
· в большинстве случаев кисти рук сжаты в кулаки, приведен к ладони большой палец;
· ослаблена функция разгибания и разведения пальцев кисти, а также их противопоставления большому пальцу;
· почти у всех детей даже в более позднем – дошкольном и школьном возрасте нарушены тонкие дифференцированные движения пальцев, что мешает формированию навыков самообслуживания, изобразительной деятельности, письма.
Проводя работу с разновозрастными детьми с тяжелыми нарушениями развития ,имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе тяжелой двигательной патологией мы убедилась, что одним из основных и главных направлений в коррекционно-развивающей работе является формирование и развитие моторики рук детей. Эта деятельность включается в организованную образовательную деятельность педагогов с детьми, а также развитие разнообразных движений пальцев и кисти рук связано с их игровой деятельностью, с социально – бытовыми навыками.
Прежде чем начинать работу по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП, нужно сначала выявить уровень или степень её развития.
При организации педагогической работы необходимо учитывать функциональные этапы становления моторики кисти и пальцев рук:
· развитие опорной функции на раскрытые кисти;
· осуществление произвольного захвата предметов кистью;
· включение пальцевого захвата;
· противопоставление пальцев;
· постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия;
· дифференцированные движения пальцев рук [5]
Организовывая коррекционно-развивающую работу и предметно-развивающую среду группы, педагогам важно создать условия для формирования всех функций руки: опорной, указывающей, отталкивающей, хватательной, осязательной, манипулятивной, предметно-практической, зрительно-моторной.
Перед проведением работы по формированию функциональных возможностей кистей и пальцев рук необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей. Расслаблению мышц способствует потряхивание руки по методике Фелпса (захватив предплечье ребёнка в средней трети, производятся лёгкие качающее - потряхивающие движения).
Далее проводится массаж и пассивные затем пассивно-активные и, наконец, активные упражнения кистей и пальцев рук. Все движения тренируются на специальных занятиях, а так же во время бодрствовании ребёнка – при одевании, приёме пищи, игре.
В ходе коррекционной работы сначала отрабатываются координированные движения с более крупными предметами, затем - с более мелкими. Необходимо обучать ребёнка захватывать предметы, удерживать и опускать их. Для этого специально подбирают игрушки, предметы обихода, различные по размеру, форме, цвету и тяжести. Важно научать ребёнка перекладывать предметы с одного определённого места на другое. Для этого подготавливают контуры различных предметов на плотной бумаге, и ребёнок по заданию помещает соответствующий предмет на "своё" место. Можно попросить рассортировать игрушки, предметы по размеру, цвету, определить их вес и выбрать одинаковые по тяжести [8].
Для развития более тонких движений пальцев формируем захват сначала тремя, а позже двумя пальцами (пинцетный захват). Здесь будут полезны упражнения в нанизывании бус, колец, пуговиц на нитку; можно также учить ребёнка передвигать косточки на счётах; подбирать и завинчивать (или отвинчивать) крышки к разным флаконам; раскладывать мелкие предметы (пуговицы, бусины, палочки, зёрна и т. д.) по небольшим коробочкам, тарелочкам или мешочкам. Так же следует проводить работу по развитию указательного жеста.
Упражнения такого рода следует разнообразить, но при этом для закрепления одного и того же упражнения необходимо многократное повторение, чтобы выработать прочный стереотип, а успехи ребёнка нужно всячески поощрять.
Для достижения лучшего результата работа проводится учителем-дефектологом совместно с воспитателями, музыкальным руководителем, инструкторами по физической культуре, родителями, врачами (неврологом, ортопедом, физиотерапевтом, педиатром), специалистом по ЛФК или АФК, специалистом по сенсорной интеграции, массажистом.
На основе движения и определённых видов практической деятельности развиваются мышечные и тактильные ощущения, расширяется кругозор, формируются процессы восприятия, познавательная активность, стимулируется творческое воображение ребенка.
Таким образом, своевременно начатая комплексная и систематическая работа всех специалистов направленная на развитие движений пальцев руки подготавливает успешное овладение ручной умелостью, способствует развитию самостоятельности ребёнка с ДЦП в овладении бытовыми навыками , навыками самообслуживания, развитию его умственных способностей, что в конечном итоге облегчит будущее обучение и социализацию в обществе.
Список литературы
1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. – Киев: Здоровья, 1988. – 328 с.
2. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе. – Л.: Медицина, 1986. – 176 с.
3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997 - 224 с.
4. Детский церебральный паралич /Авторы: Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. -СПб., Изд-"Дидактика Плюс", —2001, 272 с.
5. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. —— М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
6. Лечебная помощь детям с церебральными параличами. - Метод. пособие. Под ред. М.Н. Гончаровой. - Л.: Медицина, 1962 г.
7. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации. Монография – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 208 с.
8. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога по формированию моторики рук у детей дошкольного возраста с ДЦП.
Аннотация. В статье описываются способы формирования и развития движений пальцев руки детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Умственное развитие ребёнка начинают формироваться очень рано и не само собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе развитии общей двигательной моторики и мелкой моторики рук. Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром.
Между тем у детей с моторными нарушениями с течением времени накапливается огромный дефицит такого опыта, а значит, становится невозможным равномерное развитие всех психических процессов.
Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы. Ведущим нарушением в развитии является поражение двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Двигательные нарушения представляют своеобразный феномен моторного развития (задержано или нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, ползания, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности и т.д.), который без ранней и соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на формирование психического развития ребёнка [6].
В структуре двигательного дефекта у детей с церебральным параличом особое место занимают нарушения функции рук, которые затрудняют формирование хватательной функции кистей и пальцев, формирование тактильного восприятия, манипулятивной и игровой деятельности, навыков самообслуживания [7].
Особый вклад в изучение различных аспектов этого заболевания внесён нашими отечественными учёными: К.А. Семеновой, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой, М.В. Ипполитовой, Э.С. Калижнюк, О.Г. Приходько, Л.М. Шипицыной, И.И. Мамайчук, А.В. Кротковой, Л.А. Даниловой, И.Г. Синельниковой и др.
Степень тяжести поражения рук широко варьируется. При различных формах ДЦП отмечается:
· патологическое состояние кистей рук;
· недостаточность или отсутствие зрительно-моторной координации;
· недостаточность или отсутствие хватания и манипулятивной деятельности;
· в большинстве случаев кисти рук сжаты в кулаки, приведен к ладони большой палец;
· ослаблена функция разгибания и разведения пальцев кисти, а также их противопоставления большому пальцу;
· почти у всех детей даже в более позднем – дошкольном и школьном возрасте нарушены тонкие дифференцированные движения пальцев, что мешает формированию навыков самообслуживания, изобразительной деятельности, письма.
Проводя работу с разновозрастными детьми с тяжелыми нарушениями развития ,имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе тяжелой двигательной патологией мы убедилась, что одним из основных и главных направлений в коррекционно-развивающей работе является формирование и развитие моторики рук детей. Эта деятельность включается в организованную образовательную деятельность педагогов с детьми, а также развитие разнообразных движений пальцев и кисти рук связано с их игровой деятельностью, с социально – бытовыми навыками.
Прежде чем начинать работу по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП, нужно сначала выявить уровень или степень её развития.
При организации педагогической работы необходимо учитывать функциональные этапы становления моторики кисти и пальцев рук:
· развитие опорной функции на раскрытые кисти;
· осуществление произвольного захвата предметов кистью;
· включение пальцевого захвата;
· противопоставление пальцев;
· постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия;
· дифференцированные движения пальцев рук [5]
Организовывая коррекционно-развивающую работу и предметно-развивающую среду группы, педагогам важно создать условия для формирования всех функций руки: опорной, указывающей, отталкивающей, хватательной, осязательной, манипулятивной, предметно-практической, зрительно-моторной.
Перед проведением работы по формированию функциональных возможностей кистей и пальцев рук необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей. Расслаблению мышц способствует потряхивание руки по методике Фелпса (захватив предплечье ребёнка в средней трети, производятся лёгкие качающее - потряхивающие движения).
Далее проводится массаж и пассивные затем пассивно-активные и, наконец, активные упражнения кистей и пальцев рук. Все движения тренируются на специальных занятиях, а так же во время бодрствовании ребёнка – при одевании, приёме пищи, игре.
В ходе коррекционной работы сначала отрабатываются координированные движения с более крупными предметами, затем - с более мелкими. Необходимо обучать ребёнка захватывать предметы, удерживать и опускать их. Для этого специально подбирают игрушки, предметы обихода, различные по размеру, форме, цвету и тяжести. Важно научать ребёнка перекладывать предметы с одного определённого места на другое. Для этого подготавливают контуры различных предметов на плотной бумаге, и ребёнок по заданию помещает соответствующий предмет на "своё" место. Можно попросить рассортировать игрушки, предметы по размеру, цвету, определить их вес и выбрать одинаковые по тяжести [8].
Для развития более тонких движений пальцев формируем захват сначала тремя, а позже двумя пальцами (пинцетный захват). Здесь будут полезны упражнения в нанизывании бус, колец, пуговиц на нитку; можно также учить ребёнка передвигать косточки на счётах; подбирать и завинчивать (или отвинчивать) крышки к разным флаконам; раскладывать мелкие предметы (пуговицы, бусины, палочки, зёрна и т. д.) по небольшим коробочкам, тарелочкам или мешочкам. Так же следует проводить работу по развитию указательного жеста.
Упражнения такого рода следует разнообразить, но при этом для закрепления одного и того же упражнения необходимо многократное повторение, чтобы выработать прочный стереотип, а успехи ребёнка нужно всячески поощрять.
Для достижения лучшего результата работа проводится учителем-дефектологом совместно с воспитателями, музыкальным руководителем, инструкторами по физической культуре, родителями, врачами (неврологом, ортопедом, физиотерапевтом, педиатром), специалистом по ЛФК или АФК, специалистом по сенсорной интеграции, массажистом.
На основе движения и определённых видов практической деятельности развиваются мышечные и тактильные ощущения, расширяется кругозор, формируются процессы восприятия, познавательная активность, стимулируется творческое воображение ребенка.
Таким образом, своевременно начатая комплексная и систематическая работа всех специалистов направленная на развитие движений пальцев руки подготавливает успешное овладение ручной умелостью, способствует развитию самостоятельности ребёнка с ДЦП в овладении бытовыми навыками , навыками самообслуживания, развитию его умственных способностей, что в конечном итоге облегчит будущее обучение и социализацию в обществе.
Список литературы
1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. – Киев: Здоровья, 1988. – 328 с.
2. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе. – Л.: Медицина, 1986. – 176 с.
3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997 - 224 с.
4. Детский церебральный паралич /Авторы: Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. -СПб., Изд-"Дидактика Плюс", —2001, 272 с.
5. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. —— М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
6. Лечебная помощь детям с церебральными параличами. - Метод. пособие. Под ред. М.Н. Гончаровой. - Л.: Медицина, 1962 г.
7. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации. Монография – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 208 с.
8. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование моторных функций у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Особенности общей моторики у детей с детским церебральным параличом.Специфика мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом....
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ.
Цель: максимально использовать свои двигательные возможности в формировании пространственных представлений. Необходимо обеспечить естественную потребность детей в движении, в ощущении владения с...

Методика проведения коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций у детей раннего возраста с детским церебральным параличом в условиях Лекотеки
Проектная работа...

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом
По данным Всемирной организации здравоохранения количество детей с нарушениями функций опорно - двигательного аппарата растет. В России на тысячу детского населения шесть страдает детским ...

Коммуникативное развитие детей раннего возраста с детским церебральным параличом
В данной статье описывается проблема коммуникативного развития детей раннего возраста с ДЦП. Отмечается роль коммуникации в развитии психики и личности ребёнка на ранних этапах онтогенеза. Выделены ос...

Статья "Психолого-педагогическая сущность развития речи детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом."
В настоящее время, этиология о детском церебральном параличе остается дискуссионным. Наибольшее значение в возникновении заболевания придается поражению мозга во внутриутробном периоде и в момент родо...

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом в процессе овладения пространственными представлениями
Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом в процессе овладения пространственными представлениями...
