Статья "Психолого-педагогическая сущность развития речи детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом."
статья (старшая группа)

Горемыкина Альбина Александровна

В настоящее время, этиология о детском церебральном параличе остается дискуссионным. Наибольшее значение в возникновении заболевания придается поражению мозга во внутриутробном периоде и в момент родов. Так, из каждых 100 случаев ДЦП 30 возникает внутриутробно, 60 – в момент родов, 10 – после рождения [367]. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая сущность развития речи детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной

системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Большинство ученых, исследовавших детский церебральных паралич (Зигмунд Фрейд, Уильям Литтл, Уильям Ослер и др.), выявили, что эта патология, скорее всего, существовала еще и в древние времена. Однако дети с ДЦП долгое время не попадали в поле зрения науки, возможно, по той причине, что производили впечатление безнадежных калек, рано погибавших без специального ухода.

В медицинской литературе первые упоминания о детях с ДЦП относятся к 1826 году. Врачи Денис, Биллард и Крувейлхиер пишут о возможной связи между внутричерепным кровоизлияние при рождении младенца и последующим развитием у него церебрального паралича.

В настоящее время, этиология о детском церебральном параличе остается дискуссионным. Наибольшее значение в возникновении заболевания придается поражению мозга во внутриутробном периоде и в момент родов. Так, из каждых 100 случаев ДЦП 30 возникает внутриутробно, 60 – в момент родов, 10 – после рождения [367].  

Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом представляет существенные трудности в связи с многообразием проявлений нарушений двигательного, психического и речевого развития этих детей. Двигательные нарушение в сочетании с нарушениями зрения и слуха, неразборчивая речь затрудняют организацию обследования ребенка и ограничивают возможности применения экспериментальных методик и тестовых заданий.

Детский церебральный паралич происходит в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. Наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга – большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич может проявляется в различных двигательных, психических, речевых нарушений. Важнейшими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые чаще всего сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками.

Степень тяжести опорно-двигательного аппарата варьируется в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нарушения, на другом – минимальные. Психические и речевые расстройства, так же, как и двигательные, имеют разную степень выраженности, и может наблюдаться гамма различных сочетаний. К примеру, при легких двигательных нарушениях могут наблюдаться грубые психические и речевые расстройства и, наоборот, при грубых двигательных нарушениях психические расстройства могут отсутствовать или быть минимальными [22].

Двигательные нарушения при детском церебральном параличе являются ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.

Детский церебральный паралич – это сложная патология развития, начинающаяся внутриутробно, в период родов или ранний постнатальный период, обусловленная органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Клиника детского центрального паралича различна в зависимости от того, как и на какие отделы мозга преимущественно распространился патологический процесс. Основным клиническим симптомом при ДЦП является нарушение двигательных функций, неспособность произвольно управлять процессом мышечного движения. Также дети с ДЦП имеют место нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта. У них наблюдаются судорожные припадки, наиболее ясное и лаконичное определение эмпатии можно найти у М.В. Гамезо и И.А. Домашенко в «Атласе по психологии»: «эмпатия – процесс сопереживания, включения в эмоциональное состояние другого человека, способность понять переживание другого» [10, с. 162].

Независимо от степени двигательных расстройств у детей могут быть нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, наблюдается снижение интеллекта, судорожный синдром и нарушения зрения, снижение слуха. Для многих детей с церебральным параличом характерны нарушения умственной работоспособности в виде повышенной утомляемости. В процессе целенаправленной деятельности они быстро становятся вялыми или раздражительными, с трудом сосредоточиваются на задании. У большинства детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. Ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулировать, гримасничать, у него усиливаются насильственные движения, появляется слюнотечение. Организованность в произвольной деятельности у детей формируется с большим трудом.

Особое место в клинике детского церебрального паралича занимают расстройства речи. По данным Л.С. Волковой, В.В. Шиленкова 80 % детей с детским церебральным параличом имеют речевые нарушения [40, 66]. Время и локализация поражения головного мозга являются основными факторами, влияющими на степень нарушения речи. Вторичные нарушения также имеют большое значение, они происходят в постнатальном развитии ребенка.

У детей с ДЦП отмечается задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической.

Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. Наряду с повреждением определенных мозговых структур большое значение в механизмах речевых расстройств у детей с церебральным параличом имеет вторичное недоразвитие или более позднее формирование тех отделов коры головного мозга, которые наиболее интенсивно развиваются уже после рождения. Это – онтогенетически молодые отделы мозга, имеющие важнейшее значение в психической и речевой деятельности человека: премоторно-лобная, теменно-височная области коры головного мозга.

В основе нарушений речи при ДЦП находится не только повреждение определенных структур мозга, однако наиболее позднее формирование или недоразвитие тех отделов коры головного мозга, которые имеют важнейшее значение в речевой и психической деятельности.

Отставание в развитии речи у детей с ДЦП связано не только с более медленным темпом созревания поздно формирующихся корковых отделов мозга, но и в частности корковых речевых зон, но и с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно-практической деятельности и социальных контактов.

При воспитании ребенка с церебральным параличом родители чрезмерно опекают его, стремясь всё сделать для него и предупреждают все его желания, а также выполняют их в ответ на жест или взгляд. При этом у ребенка не формируется потребность в деятельности и тем более в речевом развитие. Больные дети имеют сравнительно небольшой жизненный опыт, общаются с весьма небольшим кругом людей, как сверстников, так и со взрослыми. И многие родители не замечают, как они сами могут составить неблагоприятное влияние своего ребенка на развитие речи так, как допускают некоторые ошибки в воспитании.

Огромное значение в патогенезе речевых нарушений у детей с ДЦП имеет сама двигательная патология, ограничивающая возможности передвижения и познания окружающего мира у ребенка. Выделяется клиническая и патогенетическая общность между речевыми и двигательными нарушениями у ребенка с церебральным параличом. Длительное сохранение патологических тонических рефлексов оказывает негативное влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата.

Выраженность тонических рефлексов у ребенка повышает тонус мышц языка, затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, а также движения языка вперед и вверх. Все эти нарушения артикуляционной моторки задерживают формирование голосовой активности и тем самым нарушают звуко-произносительную сторону речи у детей с церебральным параличом.

В связи с недостаточностью кинестетического восприятия у ребенка не только возникают трудности в выполнении движений, но и слабо ощущается положение и движение органов артикуляции и конечностей. Выделяется определенная зависимость между тяжестью нарушений артикуляционной моторики и тяжестью нарушений функции рук.

Взаимосвязь нарушений общей и речевой моторики при детском церебральном параличе проявляется также в том, что тяжесть артикуляционной моторики обычно связано с тяжестью нарушений функций рук при ДЦП [5].

В. М. Бехтерев в 1928 году описал взаимосвязь движений руки с речью, стимуляция движений рук способствует развитию речи. На основе специально проведенных исследований М.М. Кольцовой (1973 г.) было высказано предположение, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы (ЦНС) и ускоряют развитие речи ребенка. Наиболее тяжелые нарушения артикуляционной моторики отмечаются у детей, у которых значительно поражены верхние конечности.

В следствии органического поражения речедвигательного анализатора у ребенка с ДЦП отмечаются нарушения как звукопроизношения, так и голоса, дыхания, темпо-ритмического рисунка речи. И. Н. Иваницкая говорит о том, что речевые нарушения у детей с церебральным параличом достаточно распространены и многообразны, в связи с тем, что поражены корковые и подкорковые структуры головного мозга, что приводит к недоразвитию или замедленному созреванию речевых зон мозга [19].

У детей с детским церебральным параличом являются основными фoнeтикo-фoнeмaтичeскиe нарушения, в первую очередь, дизартрия. Дизартрия является самым частым нарушением речи при детском церебральном параличе. Особенностью дизартрии при ДЦП является общность нарушений общей и речевой моторики, связь разных форм дизартрии с определенными формами детского церебрального паралича. Дизартрия является отражающей общность нарушений скелетной и речевой мускулатуры и тем самым является недостаточностью кинестетического восприятия.

Все перечисленные факторы определяют специфику нарушений доречевого и речевого развития детей с церебральным параличом.

Различные нарушения двигательной сферы обусловливают разнообразие речевых расстройств.

Для каждой формы детского церебрального паралича характерны специфические нарушения речи. При ДЦП речевые расстройства затрудняют общение детей с окружающими и отрицательно сказываются на всем их развитии.

Итак, проведенный нами анализ педагогической литературы по проблеме исследования, сделанный на данном этапе, позволили нам сделать следующее выводы:

- детский церебральный паралич – это тяжелое заболевание нервной системы, которые приводит к инвалидности ребенка;

- детский церебральный паралич – это патология, которая существовала ещё в древние времена, но не попадала в поле зрения науки;

- детский церебральный паралич возникает в результате недоразвития или поврежденного головного мозга в раннем онтогенезе. При этом очень тяжело страдают «молодые» отделы головного мозга, такие как, большие полушария, которые реагируют на произвольные движения, речь и корковые функции;

- у детей с церебральным параличом в большей степени проявляются различные нарушения речи, в среднем их частота составляет около 70-80%;

- особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависят, в первую очередь, от локализации и тяжести поражения мозга;

- при детском церебральном параличе отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых нарушений скелетной и речевой мускулатуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке». Комплексная программа воспитания и развития «Детский сад 2100»

Мы знаем, что большое значение в развитии ребёнка имеет речь. Основная цель работы в данном направлении - формирование правильной, грамотной речи, развитие которой осуществляется в различных вид...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

Протокол семинара-практикума "Развитие саязной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома"

Протокол данного семинара-практикума включает повестку собрания, которая состоит из трех частей и ход самого собрания, где кратко описан деятельность воспитателя, родителей и детей. Семинар-практикум ...

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...

Семинар- практикум для родителей. тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома».

Семинар- практикум для родителей.тема:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома»....