Главные вкладки

    «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке». Комплексная программа воспитания и развития «Детский сад 2100»
    статья (обучение грамоте, подготовительная группа) по теме

    Ефимова Валентина Геннадьевна

     

    Мы знаем, что большое значение в развитии ребёнка имеет речь. Основная цель работы в данном направлении - формирование правильной, грамотной речи, развитие которой осуществляется в различных видах деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moe_vystupl_itogovoe.docx19.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу

     «По дороге к азбуке». Комплексная программа воспитания

    и развития «Детский сад  2100»

    Мы знаем, что большое значение в развитии ребёнка имеет речь. Основная цель работы в данном направлении - формирование правильной, грамотной речи, развитие которой осуществляется в различных видах деятельности.

    Хочу рассказать, как проходило обучение грамоте, совершенствование и развитие речи в подготовительной группе. Мой многолетний опыт показал, что необходимо проводить дополнительную работу к специально организованной образовательной деятельности детей,  имеющих проблемы в речевом развитии.

    Часто встречающиеся трудности: не умение определять на слух звуки речи, дифференцировать их, слабо развитый фонематический слух, слуховое внимание и другие (бедный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, слабо развитая связная речь). 

     Учитывая данные проблемы, после проведенного анкетирования родителей в старшей группе, я организовала кружок «Речевик». Работу построила по этапам («Звуковая культура речи», «Словарный запас», «Грамматические навыки», «Связная речь»).

    В первый год работы кружка больше внимания уделяла формированию у детей общей ориентировки в звуковой системе языка. Как известно, основным при обучении звуковому анализу является «интонирование». Дети учились протяжно произносить звуки слова, или выделять его голосом, различать на слух, находить местоположение звука в слове; рассказывали, в каком положении находится артикуляционный аппарат, используя при этом зеркала. Чтобы ясно излагать свои мысли и понимать других людей, учила правильно использовать слова в речи, синонимы, антонимы, слова с обобщающим значением. Для развития связной речи придумывали истории, фантастические рассказы и сказки, что особенно увлекало детей.

    Мои воспитанники научились приёмам определения количества слогов в слове, а также определения «длинных и коротких» слов. В подготовительной группе кружковую работу я продолжила. Использование такой формы обучения пробудило у детей интерес к новым знаниям. Дети играли в дидактические игры с буквами, со словами;  отгадывали кроссворды, схемы, решали ребусы.  

    Занятия детей в кружке, позволили им с наименьшими трудностями обучаться по курсу «По дороге к Азбуке», основной акцент которого ставится на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

    Исходя из ФГТ («Федеральных  государственных  образовательных требований»), устанавливающих принципиально иной способ взаимодействия, использовала принцип интеграции образовательных областей. Все это способствовало  повышенному интересу, активности моих воспитанников. Конспекты, предложенные в методических рекомендациях, перерабатывала, регулируя объём учебного материала.

    На каждом занятии детей ожидали приключения игрушек – персонажей: Ёжика, Лисёнка, Мудрой Совы. В ходе этих событий происходило знакомство с новым звуком, его артикуляторной и акустической характеристикой, и условным звуковым обозначением. Сюжетные картинки использовала для работы над связной речью. Дети пересказывали прослушанную историю или составляли свой рассказ по картинке, или же я рассказывала первую часть истории о приключениях героев, а продолжение истории придумывали самостоятельно.

    Известно, что старшие дошкольники тяжело усваивают абстрактные понятия. Ребенку не просто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение. Поэтому я использовала звуковую символику: каждому звуку соответствует определённая звуковая картинка. Запоминая эти картинки, дети не только чётко усваивают разницу между звуком и буквой, но и легче овладевают навыками соединения звуков в слове.

    У каждого звука есть свой хозяин: человечек «звуковичок». С его помощью дети определяют акустическую характеристику звука.

    Разнообразные речевые  и дидактические игры способствовали развитию умений у детей звукового и слогового анализа, а игры «Разгадай ребус», «Отгадай загадку», «Реши пример» - развитию логического мышления.

    Для подготовки руки ребёнка к письму, неоценимую помощь оказывали прописи по данному курсу. Эту работу планировала в совместной и самостоятельной деятельности утром или после сна.

    В группе систематически обновляла и пополняла предметно–развивающую среду. При подборе игр учитывала их направленность на развитие речи детей, а также на развитие высших психических функций. Большую помощь в образовательной деятельности оказывали родители моих воспитанников.

    Благодаря правильно спланированной и проведенной работе, 95% моих воспитанников в полном объеме овладели звукослоговым анализом, что является основой для формирования чтения и письма. Научились осознанно употреблять слова и правильно согласовывать их в предложении, составлять рассказы и пересказывать тексты, приобрели навыки учебной деятельности, умение работать в коллективе. Как правило, эти дети не испытывают трудностей в обучении грамоте в школе, что подтверждает просмотр открытых уроков, беседа с учителем начальных классов и родителями выпускников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей. Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»

    Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»...

    Создание условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста (по программе «Развитие» Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко)

    В работе педагогов из МБДОУ "ДС "Дельфин" по программе «Развитие» используется прием наглядного моделирования, где дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качеств...

    Комплексно-тематическое планирование по Теме : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»

    Комплексно-тематическое планирование поТеме : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»...

    Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме

    1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

    Программа психолого-педагогической коррекции развития речи детей старшего дошкольного возраста.

    Представленная здесь программа обеспечивает расширение и активизацию речевого запаса слов, автоматизацию усвоенных навыков  в свободной и самостоятельной речи....

    Презентация к НОД по теме "Звуки [ЙА]" для детей старшего дошкольного возраста по курсу "По дороге к азбуке"

    Презентация к НОД по теме  "Звуки [ЙА]" для детей старшего дошкольного возраста по курсу "По дороге к азбуке"...

    Ознакомление с поэтическими произведениями при реализации программы третьего часа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

    Основная часть образовательной программы предполагает небольшое количество занятий, связанных с ознакомлением с поэтическими произведениями и их заучиванием (в среднем 4 – 5 занятий в год). Поми...