Семинар-практикум для родителей "Готовимся к школе в игре"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития психических процессов.
Задачи:
- Способствовать повышению интереса родителей (законных представителей) к использованию игр на развитие познавательных процессов (внимание, мышление, память, речь) у детей.
- Познакомить родителей (законных представителей) с игровыми приемами формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
- Создать благоприятный психологический настрой, способствующий сплочению коллектива родителей.
Форма проведения: семинар - практикум
Участники: родители (законные представители)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект семинара-практикума для родителей (законных представителей) «Готовимся к школе в игре»
Ход мероприятия
1. Организационная часть
Приветствие «Слева друг и справа друг»
У нас очень хорошее настроение и мы хотим поделиться им с вами. Давайте возьмемся за руки, посмотрим, друг на друга, улыбнемся.
Слева друг и справа друг,
Очень дружный, общий круг.
Все мы за руки возьмемся.
И, друг другу улыбнемся.
Теплота от наших рук
Побежит вокруг, вокруг.
День начнется с теплоты.
С теплоты и доброты.
Согревают нас улыбки,
И сбываются мечты.
Поздороваемся друг с другом: «Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!».
2. Основная часть
Готовить к школе – это не значит учить читать, писать и считать. Конечно, эти навыки важны, практически все современные школы принимают детей, владеющих чтением и счетом, но для того, чтобы ребенок хорошо их усвоил, необходимо сформировать психические функции, которые будут прочным фундаментом для успешного освоения школьных навыков. Какие это психические функции? Это так называемые высшие психические функции человека:
-произвольное, то есть направляемое лобными отделами, внимание. Именно такое внимание обеспечивает сосредоточенность на учебных задачах;
-произвольная память, также управляемая лобными отделами. Она позволяет осознанно запоминать необходимый материал, как зрительный, так и слухоречевой;
-логическое мышление. В раннем возрасте ребенок научается наглядно-действенному мышлению, когда целенаправленно вставляет фигурки в нужное отверстие, складывает пирамидку с учетом размера колец и т.д. В дошкольном возрасте развивается наглядно-образное мышление, оно вбирает в себя умения наглядно-действенного - ребенок уже способен сложить целую картинку из частей, составить последовательность событий, опираясь на изображения, нарисовать несложный сюжет. К концу дошкольного детства на арену выходит словесно-логический компонент мышления, который включает уже и наглядно-действенный и наглядно-образный компоненты. Это мышление развивается постепенно, для его становления необходимо качественное развитие речи, наполненность образами, определенная широта кругозора;
- Речь. Развитая произвольная речь – один из столпов успешного обучения ребенка. Речь выражает мысли, речь управляет поведением, речь обеспечивает коммуникацию более высокого уровня.
Сегодня мы предлагаем вам выполнить упражнения, которые помогут создать необходимый базис для последующего успешного обучения школьным навыкам.
Игра «Дама сдавала в багаж»
РППС: мяч.
Участники стоят в кругу, ведущий выбирает тематику, например: овощи, фрукты, марки машин, имена девочек и т.д. Первый участник произносит: «Дама сдавала в багаж» - и называет слово. Передает мяч другому участнику, он также произносит начальную фразу, повторяет слово предыдущего участника и добавляет свое. Последний должен повторить все, что назвали предыдущие.
Игра «Какого цвета»
РППС: несколько небольших предметов разного цвета. Например, красный карандаш, синяя резинка для волос, желтый кубик, зелена пуговица и т.д.
Сначала предлагается рассмотреть, потрогать предметы и запомнить, убрать их в мешочек. Затем участникам нужно на ощупь угадать предмет и его цвет.
Очень часто ребенок знает, где у него правая рука, а где левая рука, но почему - то у него есть трудности в ориентировке на листе. Все потому, что пространственные представления – это не только понимание право-лево, это большая иерархически выстроенная система ориентировки. Пространственные представления закладываются очень рано, и их развитие начинается от ощущений собственного тела. Для обучения в школе ребенку важно на уровне чувств и речевых обозначений научится ориентироваться в схеме собственного тела, в окружающей обстановке, на листе бумаги и понимать смысл предлогов.
Игра «Стана «Движундия»
Участники выполняют инструкцию ведущего. «Сейчас я буду говорить вам, какие движения будете делать. Внимательно слушайте и выполняйте точно, как я скажу».
-Коснитесь левой рукой левого уха
-Прыгните на двух ногах вправо
-Вытяните вперед правую руку, а левую поднимете вверх
-Коснитесь правой рукой левого уха
-Сделайте один шаг назад и подпрыгните 2 раза на левой ноге
- Дотроньтесь указательным пальцем левой руки до правой коленки, а большим пальцем правой руки- до левой коленки
- Коснутесь правой рукой своего носа, повернуть голову влево, топнуть правой ногой.
- Прыгните вправо, сделайте один шаг вперёд, присядьте.
- Прыгните три раза на правой ноге, поставьте руки на пояс и один раз повернитесь вокруг себя.
Игра «Разложи предметы»
Участники выполняют инструкцию ведущего:
- Положи карандаш на тетрадь.
- Положи тетрадь на карандаш.
- Положи тетрадь между ластиком и карандашом.
- Положи карандаш так, чтобы он оказался одновременно под тетрадью и ластиком.
- Положи ластик ближе к карандашу, чем к тетради.
- Положи тетрадь слева от карандаша, но справа от ластика.
Для успешной учебы ребенку важно хорошо и правильно говорить:
Грамотно выстраивать фразы и предложения, не переставлять предлоги;
К 5,5-6 годам без искажений произносить все звуки родного языка;
Хорошо различать звуки родного языка и понимать обращенную речь.
Грамотная, правильная речь – это 90% успеха в овладении грамотным письмом и чтением. Ребенку, идущему в школу, полезно играть в слуховое лото, отгадывая звуки природы и животных. Распознавать по звучанию различные инструменты, в целом угадывать звуки – все это хорошо тренирует слуховое внимание и положительно сказывается на развитии интонационно-мелодического компонента речи, что дополняет слуховые образы и формирует базу для усвоения знаков препинания.
Игра «Глухие телефончики».
Ведущий задумывает слово и на ухо говорит шепотом следующему участнику, который передает другому. Последний из участников должен назвать загаданное ведущим слово. В этой игре ребенок учится правильно и четко произносить слова, чтобы они были узнаны. Также у него формируется острота слухового внимания, так как нужно сосредоточиться на том, что тебе говорят.
Если мы хотим, чтобы речь ребенка была богатой, правильной и грамотной, нужно читать ему стихи, сказки, рассказы, разгадывать загадки, обсуждать смысл поговорок и пословиц. Библиотека ребенка должна быть разнообразной и в доступе для него. Заведите семейные ритуалы: например, вечерние чтения, когда выбирается какая-то книга и пред сном взрослый читает, а ребенок слушает. Важно при этом объяснять ребенку незнакомые слова, побуждать его задавать вопросы. После прочтения, обязательно обсуждать: каких героев ребенок запомнил, почему они поступили тем или иным образом?
А сейчас мы предлагаем вам, уважаемые родители, выполнить упражнения, которые направлены на развитие словарного запаса ребенка. Чем выше уровень развития речи ребенка, тем необычнее его мышление и тем прочнее основа для формирования навыков чтения и грамотного письма, неразрывно связанных с развитие памяти, внимания и регуляции поведения. А способность красиво говорить, точно и правильно излагать свои мысли, запоминать учебный материал, руководствоваться определенными правилами, быть внимательным в процессе учебы – необходимые составляющие успешного обучения в школе и, следовательно, успешной жизни.
Игра «Четыре стихии»
Ведущий объясняет правила игры: «Если я бросаю мяч и называет стихию «Земля», нужно поймав мяч, ударить его об пол и вернуть мне, назвав животное. Если я назову «Воздух» - надо поймав мяч, подбросить его вверх и назвать обитателя воздушного пространства, а затем вернуть мяч мне. Если я говорю «Вода» - надо провести мяч под ногой, назвав обитателя водоёмов и вернуть его мне, а если к вам прилетит стихия «Огонь» - поймав мяч, повернуться вокруг своей оси и вернуть мяч.
Игра «Охотник за словами»
РППС: кинезиологические мячи.
Ведущий зачитывает слова, а задачи участников при названии съедобного предмета - отбить мяч об пол и поймать; при названии несъедобного предмета — отбить мяч и хлопнуть в ладоши; при названии живого предмета — подбросить мяч вверх.
Список слов: кегли, помидор, курица, журавль, лев, стол, дом, суп, торт, кисточка, салат, светофор, попугай, дерево, кабан, пила, жираф, окно, сено, мороженое, телефон, котлета, банан, молоко, фломастер, лошадь, карета, верблюд, пирожок, йогурт, пицца, шоколад, шашлык, самолет, дельфин, заяц, динозавр, яблоко.
3. Подведение итогов. Рефлексия.
Упражнение «Пирамида знаний»
И в завершении я хочу попросить вас собрать «Пирамиду знаний», для того чтобы собрать пирамиду надо ответить на вопрос, а ваши ответы - кольца пирамиды, одно кольцо один ответ. И так вопрос: «Чему вы научились сегодня?»
Вершину вашей «Пирамиды знаний» дострою я. Есть одна притча: «В одном селении жили два мудреца, между ними было постоянное соперничество: кто мудрее. И вот на одном из собраний селения один из мудрецов решил показать, что он мудрее и главнее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: «Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?» А сам подумал: «Если скажет «да», то я сомкну ладони. Если скажет «нет» - то я распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: «Все в твоих руках» (нанизываю верхушку).
В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим детям, достигнут ли они, соответствующих высот, или они останутся нераскрытыми.
Список использованных источников:
1. Комплексная коррекция трудностей обучения в школе/под ред. Ж.М.Глозман, А.Е.Соболевой. 2 изд., стереотипное.- М.: Смысл, 2019. – 544с.
2. Курдюкова С.В., Сунцова А.В. Развиваем внимание с нейропсихологом. Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.-4-ое изд.- М.: Генезис, 2019. – 72 с.
3. Порошина Е. Нейропсихология детей от рождения до 10 лет. Развитие мозга и полезные игры/Елена Порошина.-Москва: Издательство АСТ, 2024. – 288с.
4. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М.: Генезис, 2008.-319с.
5. Семенович А.В.Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. -М.: Генезис,2010.-474с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "СКОРО В ШКОЛУ"
Этот семинар очень хорошо проводить во втором полугодии в подготовительной группе.Провести может и воспитатель, и педагог-психолог, и логопед, а лучше когда все вместе. Семинар- практикум ...
Материал к семинару-практикуму для воспитателей подготовительных к школе групп
В Программе «От рождения до школы» на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особен...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ на тему: «Подготовка руки ребенка к письму»
В данной работе представлен материал для родителей детей подготовительной к школе группе, в котором описываются игры и упражнения, помогающие подготовить руку ребенка к письму....

Семинар-практикум для родителей «Готовимся к школе вместе»
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ!"
Организация семинара-практикума для родителей "Готовимся к школе!" поможет педагогам ДОУ в доступной и интересной форме оказать просветительскую и практическую помощь семьям воспитанников при по...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ -ИГРАЯ» в условиях реализации ФГОС презентация
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...
Семинар-практикум для родителей подготовительной к школе группы «Год до школы»
Семинар-практикум педагога-психолога и учителя-логопеда для родителей подготовительной к школе группы «Год до школы»...
