Материал к семинару-практикуму для воспитателей подготовительных к школе групп
статья (подготовительная группа) по теме
В Программе «От рождения до школы» на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrativn_kach-va.docx | 29.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал к семинару-практикуму для воспитателей подготовительных
к школе групп
В Программе «От рождения до школы» на первый план выдвигается развивающая функция обра зования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирую щая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует совре менным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование ду ховных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетен ций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для пол ноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование ос нов базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и фи зических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской де ятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследо вательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отно шения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительны ми, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятель ности, их интеграция в целях повышения эффективности воспита тельно-образовательного процесса;
- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволя ющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклоннос тями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемствен ности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутс твие давления предметного обучения
Программа предполагает развитие следующих интегративных качеств выпускника дошкольного учреждения.
Интегративное качество «Физически развитый,
овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Сформированы основные физические качества и потребность в двига тельной активности.
Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Интегративное качество «Любознательный, активный»
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).
Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).
В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Диагностируется в процессе наблюдений в соответствии с предложенной таблицей
Примерные игры и упражнения:
- «Учимся находить противоречия (ТРИЗ)
Игра "X" и "П".
Дети выбирают фигурки, на обратной стороне которых написаны буквы "Х" и "П". Так они делятся на две команды. Определить эмоцию для анализа. Команда «Х» называет, чем она хороша, команда "П" - чем плоха. За каждый правильный ответ даётся жетон. Побеждает та команда, которая дает больно жетонов.
- Рисунок «То, чего не может быть»;
Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»
Откликается на эмоции близких людей и друзей.
Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Диагностические методики:
изучение осознания своих эмоций (Методика Урунтаевой Г.А.)
Методика исследования эмоционального состояния (поЭ.Т.Дорофеевой)
Игры и упражнения:
- «Учимся понимать друг друга»,
- «Поможем бабе Яге победить зло» (ТРИЗ);
- «Пропоём ласковое имя соседа»,
- «Рисуем море».
Прочитав отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» дети рисуют море, настроение которого меняется с каждым приходом старика:
- вот пришел он к морю видит,
море слегка разыгралось;
- вот пришел он к синему морю,
помутилось синее море;
- пошел старик к синему морю,
неспокойно синее море;
- старичок отправился к синему морю,
почернело синее море;
- вот идет он к синему морю,
видит: на море черная буря,
так и вздулись сердитые волны,
так и ходят, так воем и воют
В процессе рисования можно предложить детям на следующие вопросы: почему изменилось настроение моря, как меняется цвет моря с каждым приходом старика, что нужно было сделать, чтобы море снова стало синим, голубым, спокойным?
- «Спаси птенца»
Скажите детям: «Представь, что у каждого из вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенчика, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и посмотрите, как птенец радостно взлетел; улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к каждому из вас!»
Интегративное качество «Овладевший средствами общения
и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодейст вия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в за висимости от ситуации.
Применяемы диагностические методики: Диагностика форм общения М.И. Лисиной.
Упражнения, способствующие развитию данных умений:
- Упражнение «Солнечные лучики»
Дети протягивают руки вперед и по очереди кладут ладошки друг на друга.
. Давайте направим всю свою доброту и тепло к ладошкам. У нас получилось большое, доброе, ласковое и теплое солнышко. Попробуйте прочувствовать его тепло...
- Упражнение «Вы еще не знаете обо мне, что я...»
Подходит для группы, участники которой уже знакомы между собой. Участники по кругу, по очереди, называют свое имя, и далее продолжают фразу «Вы еще не знаете обо мне, что я...»
- .Игра “Доброе животное”
Психолог говорит: «Мы одно большое доброе животное, давайте послушаем, как оно дышит, все прислушиваются к дыханию: своему и стоящего рядом. А теперь подышим вместе с ним: вдох – шаг в круг,
выдох – шаг из круга,
вдох – два шага в круг,
выдох – два шага из круга,
вдох – три шага в круг,
выдох – три шага из круга.
Так не только дышит большое доброе животное, так стучит его сердце:
стук – шаг в круг,
стук – шаг из круга,
(повторить несколько раз).
Мы все берем дыхание, сердцебиение, доброту и уверенность в себе у этого большого, доброго животного.
Взялись за руки, закрыли глаза, почувствовали дыхание, сердцебиение, тепло, доброе отношение друг к другу, уверенность в своих и наших общих силах (пауза). Откройте глаза»
- “Клеевой дождик”
Детям предлагают встать друг за другом и положить руку на плечо впереди стоящего. Затем психолог говорит, что пошел клеевой дождик и всех склеил, дети приклеились и им нельзя расклеиваться. После чего он дает команду, все дети начинают двигаться, условия движения меняются. Например, подняться и сойти со стула, пройти под столом, обойти вокруг обруча т т.д.
Интегративное качество «Способный управлять своим поведением
и планировать свои действия на основе первичных ценностных
представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы
и правила поведения»
Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в обще ственных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
Диагностика : Графический диктант Эльконина.
Примерные игры и упражнения:
- «Стой, кто идёт?»,
- «Пограничник на посту»,
Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные
и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»
Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы де ятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрос лым, гак и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Диагностическая методика: «интеллектуальная готовность к школе» Овчаровой Р.В.
- Игры и упражнения: рашание задач с помощью алгоритмов ТРИЗ,
Интегративное качество «имеющий первичные представления
о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе"
Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принад лежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родствен ных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государст ве и принадлежности к нему; о мире.
Диагностика: Метод неоконченных предложений (анкета),
Опрос :
- Что ты любишь больше всего на свете?
- Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать
все? - Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь
и пр. - Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть не
можешь). - Тебе все нравится в детском саду? Что бы хотелось изменить?
- Я волшебница и могу выполнить любое твое желание. Что ты
хочешь попросить?, - Рисунок семьи
Примерные игры и упражнения:
- Телесно-ориентированная игра «Ласковый мелок»
Ход игры: Существует хорошее развлечение - рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т. к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому мы предлагаем модификацию данной игры.
Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце „ласковым" мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим „ласковым" хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.
- Упражнение «Рисую себя и госпожу Удачу»
На листе бумаги нарисуйте себя таким, каким вы видите себя со стороны, на своем «мысленном» экране. Рядом нарисуйте очень красивую, в белом длинном платье госпожу Удачу. А теперь снова нарисуйте себя, обязательно с улыбкой на лице, за руку или под руку с госпожой Удачей.
– Как вы думаете, что мы сейчас делали? Привлекали к себе удачу.
Словесный код удачи очень простой – как можно чаще желайте ее всем людям.
- Рисунок «Я в будущем»
Цель: Упражнение позволяет осознать возможность преодоления
замкнутости, дать ребенку перспективу на будущее и
уверенность в своих силах.
Ребенку дается задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спросите, как он будет выглядеть, как будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или сестрой, с одноклассниками, с друзьями.
- «Друг к дружке» (рука к руке, нога к ноге…)
Цель: познакомить детей друг с другом, сплочение группы.
Количество игроков – нечетное. Ведущий просит пары встать
Рука к руке или нога к ноге и т.д.
- Упражнение на вербальную и невербальную коммуникацию.
Передача воображаемого предмета. Необходимо принять и
передать по кругу воображаемый предмет или предложить
свой.
Интегративное качество «Овладевший универсальными
предпосылками учебной деятельности»
Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выпол нять его инструкции.
Диагностика:Тест Керна Йирасека, тест Банкова
Интегративное качество «Овладевший необходимыми
умениями и навыками»
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществ ления различных видов детской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительный материал к семинару-практикуму для родителей "Поощрение и наказание ребенка"
Презентация "Исскуство поощрять и наказывать"...
Раздаточный материал к семинару-практикуму
В раздаточном материале изложено краткое содержание досугов по теме:«Формирование и развитие навыков самостоятельной двигательной деятельности у детей средних, старших, подготовительных групп с ...
Материал к семинару - практикуму по развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
3 декабря в рамках реализации педагогического проекта "Пальчиками играем - речь развиваем", проходил семинар-практикум для родителей по развитию мелкой моторики у детей с ОНР в домашних условиях...
Презентация "Видеотека в помощь педагогу..." (материал к семинару практикуму)
Плюсы использования видеотеки : *видеоматериал несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание дет...
Родительское собрание в форме семинара-практикума в подготовительной к школе группе «Подготовка к обучению грамоте» (с использованием ИКТ)
Семинар-практикум поможет родителям познакомиться с практическими методами и приёмами подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....
Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных групп Тема: «Скоро в школу»
Поступление в школу - серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секреи, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю....