Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных групп Тема: «Скоро в школу»
консультация

Поступление в школу - серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секреи, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sem.-prak._skoro_v_shkolu.docx33.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №8» города Агрыз Агрызского муниципального района

Республики Татарстан

 

         

Семинар-практикум для родителей

воспитанников подготовительных групп

Тема: «Скоро в школу»

 

 

Подготовила:

старший воспитатель Жижина Е.С.

г. Агрыз

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

Л.А. Венгер

В. 1: Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Нелегко приходится и родителям. За лето ребёнок вырос, ему необходимо купить ранец, одежду, обувь, учебники.

Но при всём уважении к родительским хлопотам можно с уверенностью сказать, что у будущего школьника забот куда больше, чем у мамы с папой: он открывает для себя совершенно новый мир.

Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребёнок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». Словом, у ребёнка, поступающего в школу, больше причин для беспокойства, чем у родителей.

Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребёнка. В качестве основных проблем, с которыми ему придётся столкнуться в школе, можно выделить:

  • смену режима дня и питания;
  • увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом;
  • необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании;
  • необходимость организовать своё рабочее место за партой;
  • требования правильно реагировать на звонки с урока и на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакции;
  • необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;
  • возможный неуспех в деятельности;
  • увеличение объёма интеллектуальной нагрузки.

Поступление в школу – качественно новый этап в развитии ребёнка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет.

Период адаптации к школе занимает от месяца до полугода. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, их переживания требуют от ребенка пересмотра, а иногда и серьезной корректировки созданной им картины мира.

Главное, что необходимо ребенку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.

Причем «оценка» и «пятерка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребенок уверен, что будет хорошим учеником, так как видел, что мама купила для него все необходимое к школе. Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи родителями и воспитателями ДОУ. Многие родители стараются создать привлекательный образ школы: «ты у нас отличником будешь», «у тебя появятся друзья», «учителя любят таких умненьких, как ты».

Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же будущий школьник, настроенный на радостную увлекательную деятельность, может надолго потерять интерес к учебе, испытав даже незначительные негативные эмоции. Причин для переживания подобных эмоций школа предполагает предостаточно:

  • неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности;
  • трудности в поиске друзей среди одноклассников;
  • расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и т.д.

Иногда родители и педагоги используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «за такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут», «ты же двух слов связать не можешь, как ты будешь на уроках отвечать». Такие напутствия вряд ли воодушевят ребенка.

Таким образом, важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет все, если постарается.

В. 2: На этой неделе мы провели беседу-интервью с детьми подготовительных групп, с целью выяснения их мотивационной готовности к школе, характера отношения к обучению и способах эмоциональной поддержки, ожидаемых ребёнком от взрослых.

В беседе приняли участие 36 детей. Она состояла из 4-х вопросов.

На первый вопрос «Как ты понимаешь слово школа?»:

  • 17 человек ответили: «Там, где учатся».
  • 3 человека ответили: «Там нужно учиться».

Остальные ответы были индивидуальными:

  • Где учатся на «5».
  • Это здание, где учатся.
  • Это такое здание, где работают учителя, директор.
  • Там, когда будешь учиться, надо отвечать.
  • Там можно писать.
  • Это где учат всяким вещам.
  • Там учатся, спортом занимаются.
  • Это такой дом, куда дети ходят учиться.
  • Где учатся рисовать, считать, читать.
  • Там учат чему-нибудь, подготавливают.
  • Где учатся, пишут, перемены бывают.
  • Там учат математике, лепят, английский изучают.
  • Где пишут, и перемены, когда звонок звенит, и там все учатся. А ещё туда ходит мой брат и приносит оценки: иногда хорошие, иногда плохие.

На второй вопрос «Ты хочешь учиться в школе?» все дети ответили положительно.

На третий вопрос «Если бы ты мог выбирать – учиться дома с мамой или в школе с учительницей, - что бы ты выбрал(а)? Почему?»

  • 4 детей ответили: «В школе, с учительницей», не пояснив почему.
  • 2 детей: «В школе, потому, что там интересно».
  • 2 детей: «В школе, с учительницей, потому, что она задаёт всякие задания».

У остальных детей мнения разделились:

  • В школе, с учительницей, потому, что мама что-то не знает, а в школе всё знают.
  • В школе, с учительницей, потому, что там много чему обучают.
  • В школе, с учительницей, потому, что учитель знает всё.
  • С мамой (без пояснения).
  • В школе, с учительницей, потому, что там много знаний получают, а у мамы не бывает времени.
  • С мамой, она всё знает.
  • В школе, с учительницей, потому, что в школе учат интересно.
  • С мамой, она хорошо учит.
  • В школе, с учительницей, потому, что у мамы бы не хватало времени.
  • В школе, потому, что учитель учит детей.
  • С мамой, потому, что она всё мне делает правильно.
  • В школе, потому, что там лучше.
  • В школе, потому, что там есть перемены.
  • В школе, потому, что там есть парты, есть друзья.
  • С мамой, потому, что мама сможет исправить ошибки, а учительница скажет, чтобы ты сама исправила.
  • В школе, потому, что там задают очень много.
  • В школе, потому, что мне охота заниматься с учительницей, в школе разные уроки.

Последний вопрос звучал следующим образом: «Чего бы ты хотел, чтобы родители сделали или пожелали тебе, когда ты первый раз пойдёшь в школу?»

  • 5 детей ответили: «Чтобы я получал(а) «5».
  • 4 детей: «Чтобы хорошо училась (учился)».
  • 2 детей сказали: «Счастья, здоровья, чтобы хорошо училась».
  • 2 детей сказали: «Хорошо учиться, на «4» и «5».

Остальные ответы были следующими:

  • Чтобы получал «5», чтобы был здоров.
  • Ты хорошая.
  • Счастья, здоровья, чтобы училась на «5».
  • Удачи, чтобы было много друзей, пятёрок.
  • Аделя, получи «5», хорошо учись.
  • Чтобы была удача, всё хорошо было.
  • Удачи, хороших оценок.
  • Быть доброй, слушаться учительницу.
  • Отличных оценок.
  • Счастья, послушания, любви и доброты.
  • Счастья, добра и удачи.
  • Добра, послушания.
  • Добра, хорошего настроения.
  • Счастья, послушания, чтобы не болел.
  • Чтобы я на «5» училась, ничего не забывала.
  • Счастья, здоровья, чтобы «5» и «4» получал.
  • Иди, доча, в школу, чтобы «2» не получала.
  • Чтобы поцеловала, обняла и сказала «пока».
  •  Что гордятся мною, чтобы внимательно слушала учительницу, получала «5».

В. 2: Вот какие рассудительные ваши дети.

В. 1: А что же такое школьная зрелость? Под школьной зрелостью подразумевается совокупность интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелости.

Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет состоит в умении слышать задание, выделять фигуру из фона, способности концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможности логического запоминания, а также развитии моторики рук.

Эмоциональная зрелость – это умение долго выполнять не очень привлекательную работу, сформированная произвольность поведения.

Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками, умение общаться с ними и умение слушать и выполнять указания воспитателя.

На последнем родительском собрании педагог-психолог нашего детского сада уверила нас в том, что все воспитанники подготовительных групп готовы к обучению в школе.

Эта статистика очень радует как Вас, уважаемые родители, так и нас сотрудников. И я думаю, вы со мной согласитесь, что главная заслуга таких результатов – систематическая, планомерная работа с детьми воспитателей подготовительных групп Обуховой Елены Юрьевны и Агаповой Винеры Петровны.

Педагоги детского сада прилагают максимум усилий для того, чтобы дети пошли в школу с достаточным запасом знаний, умений и навыков. Но если эти знания не будут подкрепляться, они со временем забудутся. Поэтому, Вы, уважаемые родители, должны помочь своим детям сохранить их. Но не старайтесь научить своих детей сложению и вычитанию или чтению по слогам, гораздо важнее развивать у них память, внимание, мышление, воображение, умение чётко произносить звуки, строить и высказываться полным предложением. Также не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкую моторику рук: лепка, рисование, аппликация, игры с конструктором «Лего» – всё это создаёт предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребёнка.

В. 1: А сейчас я предоставляю слово учителю-логопеду Шигаповой Р.Р.

Л: Успешность обучения ребенка грамоте во многом определяется его речевой готовностью. Насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи, поскольку при помощи букв обозначаются звуки устной речи. Для того чтобы усвоить буквы, необходимо очень четко ориентироваться в звуках: уметь правильно их произносить, безошибочно различать на слух, определять наличие или отсутствие, а так же приблизительное место расположения заданного звука в слове. Если же поступивший в школу ребенок не владеет названными умениями, то его или вообще не удастся обучить грамоте, или в лучшем случае, он будет писать с многочисленными специфическими ошибками, которые не могут быть преодолены без специальной логопедической помощи.

Диагностика звукопроизношения.

Л: Очень важно  выяснить, все ли речевые звуки ребёнок различает на слух. Эта необходимость связана с тем, что запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то во время письма он неизбежно будет испытывать трудности при выборе соответствующих этим звукам букв. Исследование слуховой дифференциации звуков проводится по специально подобранным картинкам, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Картинки называет взрослый, а ребенок лишь молча на них показывает. Картинки называются только одним словом, употребляемым в именительном падеже. Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд. Взрослому не следует смотреть на называемую картинку.

Демонстрация слайдов №2 - №12.

Л: Ребенок должен не только уметь отличать друг от друга все составляющие этого слова звуки, но и отчетливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом слов. На выявление умения выделять отдельные звуки в слове можно предложить ребенку следующие задания.

Задание № 1.

Л: Выделение звука на фоне слова. Ребенку предлагается узнать, есть ли в предъявляемых ему словах заданный звук. Например: «Если услышишь звук Р – хлопни в ладоши:

КАРТИНА, СЫР, СУШКА, ВОРОНА.
САНКИ, ПАРАШЮТ, ВЕТЕР, СТРУНА.
ШКАТУЛКА, РАНЕЦ, КАРАНДАШ.
ЛУНА, ТЕТРАДЬ, ПЕНАЛ, ТОПОР.
ГОРА, СУГРОБ, ОБЛАКО.

Задание № 2.

Л: Существует множество дидактических игр, на определение звуков в слове. Например, игра «Отгадай слово по первым звукам».

Приглашаются родители, им раздаются карточки с картинками.

 - Ваша задача назвать каждое слово на карточке по порядку, определить первый звук каждого слова. Затем необходимо соединить первые звуки названий предметов, которые нарисованы на картинках. Соединяя звуки, дети с интересом отгадывают зашифрованное слово. Со временем, научившись быстро отгадывать, дети сами начинают шифровать слова.

Л: В детском саду с детьми проводятся занятия по обучению дошкольников грамоте, на которых мы учим детей выполнять полный звуковой анализ слова. Сейчас мы с вами попробуем выполнить звуковой анализ слова ШКОЛА. Аналогично вы дома сможете со своим ребенком разобрать любое другое слово.

Приглашаются родители к столу, на котором лежат схемы, тарелочки с фишками.

- Пожалуйста, сосчитайте сколько слогов в этом слове. Давайте вместе отхлопаем слоги.

- Как еще можно проверить сколько слогов в слове?

- Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов. Назовите гласные звуки в слове ШКОЛА.

 - Сосчитайте сколько звуков в этом слове. Отметьте эти звуки фишками. Гласные звуки обозначаем красными фишками, твердые согласные – синей фишкой, мягкие согласные – зеленой фишкой, ударение – черной фишкой.

Диагностика словарного запаса ребенка.

Л: Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи – существительные, прилагательные, глаголы, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы, обобщающие слова (н/р: ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПОСУДА, ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, ОВОЩИ и т. д.)

Предлагаю несколько заданий.

Задание №1

Л: Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов.

- Образуйте от данных слов новые. Например: большой стакан, а маленький… (стаканчик).

Демонстрация слайдов №13,14.

Задание №2

Л: Образование глаголов при помощи приставок.

 - Закончите начатые мной предложения:

  • Весной птицы прилетают, а осень…

Демонстрация слайда №15.

Задание №3

Л: Образование имен прилагательных.

- Каждый предмет из чего-то сделан. Расскажите, какой он? Например: стул из дерева – ДЕРЕВЯННЫЙ.      

  • Дом из камня - …

Демонстрация слайдов №16,17.

Л: Также есть очень интересный прием, который поможет ребенку в дальнейшем в обучении грамоте – это нахождение коротких слов в длинном слове. Сейчас я предлагаю вам поиграть в эту игру, для этого мы визуально разделим зал на команду группы №11 и №12. Каждая команда по очереди находит и называет слово, победит та команда, которая последней назовет слово. А слово у нас ПРЯМОУГОЛЬНИК.

Демонстрация слайда №18.

Л: Сегодня я познакомила вас с играми и приемами работы, которые помогут вам подготовить вашего ребенка к обучению в школе. Спасибо за внимание!

В. 2: Уважаемые родители, как Вы считаете, без чего ребёнок не может пойти в школу?

В. 2: Конечно же, без портфеля или ранца. И совсем скоро вам придётся покупать для вашего сына или дочки эту нужную вещь. А чтобы вам было легче справиться с этой нелёгкой задачей мы хотим раздать вам памятки с требованиями, которые предъявляются к покупке ранца для первоклассника.

В. 2: Закончить нашу встречу мы хотели бы пожеланием, какими бы ни оказались успехи вашего ребёнка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором ребёнок стремился бы к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что его любят! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе, тема: «Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать?»

Данное заняти направлено на развитие интереса к исследованию и эксперементированию, развитие умения делать выводы и четко излагать свои мысли, способствование развитию познавательной активности детей,...

Интегрированная деятельность детей в подготовительной группе. Тема: «Скоро в школу»

Интегрированная деятельность детей в подготовительной группе на тему: " Скоро в школу"Цель: Формирование мотивации и готовности к обучению детей в школе....

Родительское собрание в подготовительной группе Тема: «Скоро в школу»

Родительское собрание в подготовительной группе  Тема: «Скоро в школу»...

Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе, тема: «Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать?»

Научить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы.Развивать интерес к ис...

Конспект итогового занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: «Скоро в школу нам шагать — что там будем изучать?»

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по теме: "Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать?"...