Статья на тему: "Дидактическая игра, её роль в развитии дошкольников с ЗПР"
статья по коррекционной педагогике
Задержка психического развития (ЗПР) у дошкольников требует особого подхода к обучению и развитию. Одним из эффективных инструментов, позволяющих решать задачи коррекции и компенсации, является дидактическая игра. Она позволяет формировать необходимые знания, умения и навыки в увлекательной и доступной форме, учитывая особенности развития детей с ЗПР.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дидактическая игра, её роль в развитии дошкольников с ЗПР».
В дошкольном возрасте игра – основной вид деятельности детей. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любых рассказов, сказок. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и актуальной деятельности, нравственных и эстетических представлений. В дидактической игре создаются условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действительный и чувствительный опыт.
Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
К основным функциям дидактической игры можно отнести: — формирование мотивации к обучению, снятия напряжения; — коррекция и развитие психических функций; — формирование общих учебных умений, навыков самостоятельной работы; — формирование самоконтроля и самооценки; — формирование адекватных взаимоотношений с окружающими и освоение социальных ролей.
Некоторые виды дидактических игр:
- Свободные игры. Возникают спонтанно, подготовка к игровому процессу отсутствует, правила не определены заранее.
- Игры по правилам. Проведение таких игр планируется заранее, у них есть правила, с которыми должны быть ознакомлены все участники.
- Предметные игры. Требуют наличия обязательных игровых атрибутов — игрушек и иных объектов, с которыми дети формируют сюжетную линию, распределяют роли. Например, нанизывание колец в определённом порядке, перекладывание бочонков, сбор/разбор матрёшки, одевание кукол, сбор конструктора, кукольный театр.
- Настольные игры. Носят интеллектуальную направленность. К таким играм относятся игры в домино, шашки, шахматы, сложение кубиков, сбор пазлов. Они способствуют развитию аналитических навыков, обобщению данных, формированию умения сравнивать и сопоставлять объекты.
- Словесные игры. Ориентированы на развитие у ребёнка слухового восприятия информации, умения дать ответ на поставленный вопрос, мысленно отыскать ход решения какой-то задачи. Могут быть использованы разнообразные загадки, вопрос-ответ, игры-беседы, игры-путешествия.
- Игры-моделирования. Ориентированы на построение модели педагогического процесса. Реализуются путём создания микромодели прохождения какого-то этапа обучения.
- Коллективные дидактические игры. Реализуются путём подразделения учащихся на отдельные группы. Каждая группа получает персональное или совместное задание, выполнение которого ориентировано на решение учебных задач, информационный поиск, выполнение какого-то упражнения. Игровое задание строится таким образом, что его выполнение одним ребёнком невозможно, оно требует командной работы.
В отличие от обычных игр, дидактические игры для детей с ЗПР имеют ряд особенностей, обусловленных их потребностями:
- Четкость и простота правил: Правила должны быть предельно ясными, конкретными и немногочисленными, чтобы дети могли легко их понять и запомнить.
- Пошаговость: Игра должна быть разделена на небольшие, последовательные этапы, чтобы ребенок мог постепенно усваивать материал и не перегружаться информацией.
- Многократное повторение: Важно повторять игровые действия и правила, чтобы закрепить полученные знания и умения.
- Наглядность и сенсорность: Использование ярких, красочных материалов, а также вовлечение различных органов чувств (зрения, слуха, тактильного восприятия) способствует лучшему запоминанию и пониманию материала.
- Индивидуализация: Учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка позволяет адаптировать игру под его потребности и уровень развития.
- Положительное подкрепление: Похвала, поощрение и поддержка со стороны педагога мотивируют ребенка на дальнейшие успехи и формируют положительное отношение к обучению.
Дидактическая игра играет важную роль в развитии детей с ЗПР, способствуя, развитию познавательных процессов: внимания - игры с правилами и заданиями, требующими концентрации, развивают устойчивость и переключаемость внимания; памяти - игры на запоминание предметов, картинок, последовательностей способствуют развитию различных видов памяти; мышления -игры на классификацию, обобщение, сравнение и анализ развивают логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи; воображения - игры с ролевыми элементами и творческими заданиями стимулируют развитие воображения и фантазии; восприятия - игры с сенсорными материалами (форма, цвет, размер, текстура) формируют полноценное восприятие окружающего мира.
Дидактические игры способствуют развитию речи у детей с ЗПР, игры с использованием предметных картинок, словесные игры способствуют обогащению активного и пассивного словаря, игры на согласование слов в предложении, образование множественного числа и другие грамматические упражнения помогают овладеть правильной грамматической структурой речи, игры на составление рассказов по картинкам, пересказ историй, описание предметов способствуют развитию связной и логичной речи.
Дидактическая игра является мощным инструментом в развитии дошкольников с ЗПР. Правильно подобранные и организованные игры позволяют эффективно решать задачи коррекции и компенсации, способствуют развитию познавательных процессов, речи, социально-коммуникативных навыков и мелкой моторики. Важно помнить о необходимости индивидуального подхода к каждому ребенку, четком планировании и организации игр, а также создании положительной эмоциональной атмосферы, чтобы процесс обучения был не только эффективным, но и приятным для детей. Использование дидактической игры позволяет детям с ЗПР почувствовать себя успешными, уверенными в своих силах и подготовиться к дальнейшему обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра, её роль в развитии дошкольников
Материалы для родителей...

Презентация «Дидактическая игра, её роль в развитии дошкольников первой младшей группы»
«Дидактическая игра, её роль в развитии дошкольников первой младшей группы»...

Презентацияна тему«Дидактическая игра, её роль в развитии дошкольников первой младшей группы»
Презентацияна тему«Дидактическая игра, её роль в развитии дошкольников первой младшей группы»...
Презентация на тему:" Дидактическая игра, её роль в развитии дошкольников первой младшей группы."
Дидактическая игра – это такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначе...

Раскраска к Празднику Победы. Раскрашивание играет много ролей в развитии дошкольника – развитие пространственного мышления, глазомера, развитие мелкой моторики, воспитание работоспособности, терпеливости, аккуратности, чувства цветовой гармонии, стимули
Раскраска к Празднику Победы. Раскрашивание играет много ролей в развитии дошкольника – развитие пространственного мышления, глазомера, развитие мелкой моторики, воспитание работоспособност...

