Опыт взаимодействия дошкольной организации с семьёй воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в рамках проекта «Семейная академия»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Головко Людмила Борисовна

Опыт взаимодействия воспитателя с семьёй воспитанников с ограниченными возможностями здоровья через вовлечение их в различные формы совместной деятельности в рамках проекта "Семейная академия".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Опыт взаимодействия дошкольной организации с семьёй воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в рамках проекта «Семейная академия»

Цель работы с родителями — это создание единого образовательного пространства «детский сад – семья».

В работе с родителями мы решаем следующие, для нашей группы, приоритетные задачи:

  1. Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей.
  2.  Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
  3. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
  4.  Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
  5.  Реализовывать дифференцированный подход в работе с родителями.

Все эти задачи в своей работе с родителями, имеющими детей с ОВЗ мы реализуем через долгосрочный проект (9 месяцев) «Семейная академия».

Давайте попробуем сформулировать что такое «проект». 

В переводе с греческого – проект – это путь к исследованию.

Мы в педагогике понимаем под проектом самостоятельную и коллективную творчески завершенную работу, имеющую социально-значимый результат.

Что же такое проектная деятельность, в которой участвуют дошкольники?

Это прежде всего погружение в какую-либо проблему, тему.

А что значит «погружение»?

Это рассмотрение проблемы со всех сторон, в разных видах деятельности (игровой, продуктивной, познавательной, двигательной), приобретая знания, навыки, которые ему пригодятся в дальнейшем.

Если человек что-то не знает, а узнать хочет, как он может это сделать? (прочитать в книге, в Интернете, посмотреть телевизионную передачу и т.д.)

Все это могут использовать и дошкольники. Но все ли могут самостоятельно это сделать?

Конечно, нет, им необходима помощь: читать они не умеют, пользоваться интернетом абсолютно самостоятельно не могут, найти необходимую литературу нет возможности. Т. е. им во всем нужна помощь взрослых: педагогов и их родителей.

В нашем проекте «Семейная академия» мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, а также помогали детям с ОВЗ освоить программу обучения в старшей и подготовительной группе и адаптироваться к обучению в школе.

«Семейная академия» помогает родителям детей с ОВЗ, установить доброжелательные и доверительные отношения со своим ребенком, учит родителей видеть и понимать «особые» потребности развития ребенка с ОВЗ. Даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует педагогические умения и навыки родителей, учит работать в команде. Это ведет к сплочению коллектива детей и родителей группы, развитию их коммуникативных навыков. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело.

«Семейная академия» включает в себя:

- Утреннюю гимнастику с папой.

- Встречи с интересными людьми.

- «Умелые ручки» (изготовление поделок совместно с родителями).

- Пятничные чтения (чтение литературных произведении с родителями).

- Участие в подготовке и проведении досуговых мероприятий.

- Организация выставок поделок, рисунков.

- Экскурсии выходного дня.

- Презентацию родителями перед группой какой-либо темы проекта.

1. Утренняя гимнастика с папой. 

Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности – кровообращение, обмен веществ, дыхание. При периодических занятиях улучшается сон, аппетит, повышается трудоспособность. Это прекрасное средство укрепления здоровья полезно всем – а особенно детям с ОВЗ. Личный пример родителей – большая сила в воспитании детей. Зарядка с родителями позволяет родителям вспомнить, каково это – быть ребенком и играть. Дети, в свою очередь, получают возможность взглянуть на родителей с нового ракурса, помогают им справляться с трудностями и гордиться их достижениями. Совместно пережитые положительные эмоции способствуют сплочению семьи. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь, а специально подобранные упражнения способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи. Таким образом, утренняя коррекционно-оздоровительная гимнастика является весомым звеном коррекционной работы.

2. Встреча с интересными людьми.

Является одной из эффективных форм работы с семьями воспитанников, где родители – не пассивные зрители, а активные участники. Она позволяет обогатить представления детей об окружающем мире, развивает познавательный интерес, коммуникативные навыки. Результатом детско-родительских встреч является повышение родительского авторитета, укрепление детско-родительских отношений, укрепление позитивного отношения родителей к дошкольному учреждению. Такие встречи всегда приносят много положительных эмоций и благотворно сказываются на развитии детей, позволяют познакомить воспитанников с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, их хобби и увлечениями, внести в жизнь воспитанников радость от общения с интересными людьми, а также привить детям определённые культурные ценности.

3. Мастерская «Умелые ручки».

Одна из форм, которая помогает решать задачу ФОП ДО, а именно непосредственное вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс. Эта форма работы позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, позволяет обмениваться эмоциями, знаниями, опытом. Родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками коррекционно-образовательного процесса. Совместно с педагогом они осваивают, например, нетрадиционные методы рисования, увлекательные спортивные упражнения, игровые упражнения на развитие речи и мелкой моторики и т.д.

4. Пятничные чтения. 

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений, дает возможность ребенку познавать окружающий мир, расширяет пассивный и активный словарный запас. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности. Совместное чтение – прекрасный способ дать ребёнку возможность почувствовать себя любимым. Воспоминания об этих счастливых моментах остаются с нами на всю жизнь. Для ребенка очень важно, чтобы в каждый момент он учился. Правильно организованное пространство значительно ускоряет путь к успеху ребенка с ОВЗ. Нередко то, что осваивается медленно и с трудом, приносит большую радость, чем то, что осваивается легко. Родители значительно ускорят путь ребенка к успеху.

  1. Участие родителей в досугах. 

Это становление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Совместные мероприятия по организации досуговой деятельности в группе, помогли наладить взаимоотношения с семьями воспитанников, установить теплые неформальные и доверительные отношения, эмоциональный контакт между родителями и детьми. Родители лучше знают своего ребенка, его таланты и способности, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке. Одни мероприятия направлены на эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, другие – развивали сообразительность и смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяло их общее – воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. 

Успешная коррекция речевого недоразвития осуществляется в результате многоаспектного воздействия на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Нужно стремиться привлекать семью в жизнь группы, в общение с другими членами коллектива детского сада. В процессе общения происходит обмен мнений, информаций, родительского опыта. Родители, принимая участие в различных мероприятиях, видят положительный опыт успешной интеграции других детей в социум, их умение свободно и безбоязненно передвигаться в пространстве. Всё это будет побуждать стремиться в воспитании их детей применять успешный опыт и приёмы по воспитанию самостоятельности и ответственности детей.

Встречи в «Семейной академии» предполагают, что воспитатели, родители могут провести маленький урок, т.е. поделиться опытом работы по определённому направлению, продемонстрировать свои достижения в той или иной области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.

Презентация о работе психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ, оформление документации. ...

Разработка содержания деятельности по взаимодействию специалиста с родителями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста в рамках родительского клуба "Все преодолеем"

Конспект проведения мастер - класса специалиста во взаимойдействии с родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья на тему: "Как закрепить знания о форме и цвете у детей с ОВЗ" (предполаг...

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ....

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Принятие ФГОС дошкольного образования оказывает  значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ....

Из опыта работы по реализации проекта: «Совершенствование процесса организации одевания воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (разновозрастная группа 5-7 лет) на прогулку в холодное время года»

Из опыта работы по реализации лин-проекта: «Совершенствование процесса организации одевания воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (разновозрастная группа 5-7 лет) на прогулку в хо...

Описание практики "Модель взаимодействия педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной организации"

Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка. Реа...