Перспективный план использования дидактических игр по формированию осязательного восприятия у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сорока Наталья Александровна

Перспективный план

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _perspektivnyy_plan_.docx40.99 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план использования дидактических игр по формированию осязательного восприятия у  детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста

Месяц

неделя

Организованная образовательная деятельность

Свободная деятельность детей

Режимные моменты

Первая неделя

Дидактическая игра

«Найди пару»

Цель: развитие поисковых движений кисти руки, дифференцировка поверхности, выполненной из разных материалов.

 «Курочка»

Цель: развитие слухового внимания, мелкой моторики рук.

Дидактическая игра «Геометрик»

Цель: развитие мелкой моторики рук, памяти, воображения, логического мышления.

Дидактическая игра «Сухой бассейн»

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев.

Дидактическая игра «Логокуб»

Цель: развитие познавательных, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики рук.

Дидактическая игра «Сухой дождь»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, закрепление знаний о цвете, учить находить местоположение прищепки по цвету.

Вторая неделя

Дидактическая игра «Бусы»

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по форме, цвету, величине.

Дидактическая игра «Веселые гонки»

Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, его устойчивость и способность к переключению; развитие слухового внимания.

Дидактическая игра «Цветочная поляна»

Цель: Развитие мелкой моторики рук, усидчивости, внимания.

Дидактическая игра «Прищепки»

Цель:развитие тактильных ощущений, мелкой моторики .

Дидактическая игра «Пуговицы»

Цель:развитие тактильнойчувтвительности, координации движений.

Дидактическая игра «Угадай животных»

Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия формы.

Третья неделя

Дидактическая игра «Деревянные катушки»

Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия цвета; закрепление представлений о цвете.

Дидактическая игра «Цилиндры»

Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия формы.

Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки»

Цель: развитие зрительного восприятия; закрепление представлений о цвете.

Дидактическая игра «Найди такой же»

Цель: коррекция развития восприятия формы.

Дидактическая игра «У кого большой мяч?»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Дидактическая игра «Бусы»

Цель: развитие зрительного восприятия; развитие тонкой моторики рук; закреплять представления о форме.

Четвертая неделя

Дидактическая игра «Пуговки»

Цель: развитие зрительного восприятия; развитие тонкой моторики рук.

Дидактическая игра «Волшебные картинки »

Цель: развитие зрительного восприятия, памяти, мышления.

Дидактическая игра «Сложи пуговицы в коробки»

Цель:развитие тактильных ощущений, сенсорной интеграции и мелкой моторики.

Дидактическая игра «Из каких фигур предметы? »

Цель:развитие умений классифицировать геометрические фигуры.

Дидактическая игра «Составь фигуры»

Цель:развитие умений различать, классифицировать, геометрические фигуры.

Дидактическая игра «Составь кубик»

Цель:развитие тактильного восприятия.

Пятая неделя

Дидактическая игра «Какой формы предметы?»

Цель:развитие тактильного восприятия , навыков пространственного мышления

Дидактическая игра «Прятки»

Цель:развитие тактильного восприятия, пространственной ориентации

Дидактическая игра «Исправь ошибки»

Цель:развитие аналитического мышления, внимательности.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель:развитие тактильного восприятия, внимания, памяти.

Дидактическая игра «Найди отличия»

Цель:развитие навыков зрительного восприятия и анализа.

Дидактическая игра «Почини коврик»

Цель:развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики

Шестая неделя

Дидактическая игра «Назови величину»

Цели: формирование  у детей дифференцированное восприятие качеств величины.

Дидактическая игра  «Назови форму предмета»

Цели: закрепление умений зрительно соотносить форму предмета с эталоном.

Дидактическая игра «Кто больше запомнит»

Цели: закрепление у детей умений зрительно узнавать в окружающем пространстве  цвет, форму, величину предметов, развивать зрительное внимание, память.

Дидактическая игра «Найди такую же фигуру»

Цель:Развитие тактильного восприятия, навыков зрительного распознавания форм.

Дидактическая игра «Раз, два, три - назови»

Цели: Закрепление умений узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание, ориентировку в микропространстве.

Дидактическая игра «Коробочки»

Цели: развитие умений зрительно соотносить предметы по цвету, развивать цветоразличение, внимание.

Седьмая неделя

Дидактическая игра «Сложи картинку»

Цель: развитие зрительного восприятия

Дидактическая игра «Половинки»

Цель:развитие тактильной чувствительности, пространственной ориентации

Дидактическая игра «Подбери предмет по цвету»

Цели: закрепление умение соотносить цвет как основной признак с цветностью предметов

Дидактическая игра «Разложи, как я скажу»

Цель: развитие зрительной памяти, дифференцировку плоских геометрических фигур, зрительное внимание, ориентировку в микропространстве.

Дидактическая игра «Что пропало?»

Цель: развитие зрительного внимания, зрительную память, предметные представления.

Дидактическая игра «Угадай-ка»

Цель: развитие представлений о том, что один и тот же предмет выглядит по-разному в зависимости от наблюдателя.

Восьмая неделя

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: обучение  узнавать предметы по характерным признакам с помощью одного из анализаторов.

Дидактическая игра «Привяжем к шарику ниточку»

Цель: обучение группированию предметов по цвету, величине, ширине.

Дидактическая игра «Какого цвета предметы в нашей группе»

Цель: обучение  детей называть цвет с указанием признака.

Дидактическая игра «Опиши по памяти»

Цель: развитие зрительной памяти у ребёнка.

Дидактическая игра «Где ты находишься»

Цель: ориентирование в пространстве.

Дидактическая игра «Найди на ощупь названную часть тела»

Цель: Формирование у детей представление о собственном теле, с помощью тактильных ощущений.

Дидактическая игра «Узнай друга»

Цель: Развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти.


Дидактическая игра «Найди пару»

          Цель: развитие поисковых движений кисти руки, дифференцировка поверхности, выполненной из разных материалов, осуществление действий по цветовому или осязательному сигналу, развитие внимания

Задачи:Расширять знания об окружающем мире, Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Оборудование: парные пластины 30х60 мм с различными поверхностями (бархат, фланель, наждак, фольга и тд.)

Ход игры: ребенку дается одна пластина, он должен найти пару. По мере усвоения игры здания усложняются: детям предлагается найти пары пластин самостоятельно.

Дидактическая игра «Курочка»

Цель: развитие слухового внимания.

Задачи:обогащение словарного запаса, развитие мелкой моторики .

Материал: игрушка курочка с кармашками, киндер коробочки с различными наполнениями.

Ход игры: рассмотреть курочку, у которой много яичек.

Курочка моя, Умница моя,

Вот пшено, водичка!

Дай ты мне яичко, Умница моя!

Предложить детям погреметь и отгадать, что находится внутри.

Дидактическая игра «Геометрик»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Задачи: развитие памяти, воображения, логического мышления.

Материал: доска с гвоздями, резинки.

Ход игры: сказать детям, что на поле спрятались различные геометрические фигуры и предложить с помощью волшебной резинки их отыскать; предложить создать рисунок на ковре; выложить большой и маленький домик, цифры, буквы.

Дидактическая игра «Сухой бассейн»

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев.

Задачи:Развитие классификации по различным признакам .Развитие фонематических процессов, звуко-буквенного анализа. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.

Материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.)

Ход игры: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.

Дидактическая игра «Логокуб»

Цель: развитие познавательных, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики рук; развитие пространственных представлений.

Задачи: активизация в речи предлогов для обозначения пространственного расположения предметов; развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления (развитие анализа и синтеза)

Материал: куб, у которого грани разного цвета, картинки с изображением предметов разной формы и цвета.

Дидактическая игра «Сухой дождь»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики,  учить находить местоположение прищепки по цвету.

Задачи:закрепление знаний о цвете.

Материал: дуга, на которую прикреплены разноцветные атласные ленты, прищепки.

Ход игры: рассмотреть и потрогать с детьми ленточки. Сказать, что это дождь.

Вспомнить в какое время года идут дожди. Например: «Зеленый дождь идет весной, он веселый и радостный, потому что распускаются почки на деревьях, появляется травка и т.д. Варианты ассоциаций: красный-лето, желтый – золотая осень, синий – холодный дождь поздней осени. Предложить найти прищепки соответствующего цвета и прикрепить их на ленту.

Дидактическая игра «Бусы»

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по форме, цвету, величине.

Задачи: Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения. Обучение приемам работы по образцам и создание собственного произведения.

Материал: бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки.

Ход игры: на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной последовательности.

Дидактическая игра «Веселые гонки»

Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, его устойчивость и способность к переключению

Задачи:развитие слухового внимания.

Материал: панель, трубки, шарики.

Ход игры: варианты: «Слушай и лови», «Где какого цвета шарик?», «Прокати и поймай шарик», «Кто быстрее?»

Дидактическая игра «Цветочная поляна»

Цель: Развитие мелкой моторики рук, усидчивости, внимания.

Задачи:развитие ориентировки в пространстве

Материал: полянка с нашитыми пуговицами, цветы из фетра разного цвета.

Ход игры: предложить детям посадить цветы на полянке. Можно придумать разные варианты цветов, украсить насекомыми.

Дидактическая игра «Прищепки»

Цель: развитие  тактильных ощущений, моторики рук и координации движений через манипуляции с прищепками различных форм и цветов. 

Задачи: формированию навыков классификации и сортировки, улучшению внимания и памяти

Материалы: прищепки, картонные заготовки.

Ход: Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветочек». Можно  оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите снять все прищепки, а затем прикрепить обратно. Можно наклеить на картон цифры и предложить ребенку прикреплять столько прищепок, какая цифра на картоне. Если прищепок много, они разного цвета, то дети сами могут придумывать множество поделок. Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно – двигательную координацию.

Дидактическая игра «Пуговицы»

Цель:развитие тактильной чувствительности, координации движений и пространственного восприятия.

Задачи:улучшение навыков классификации и сопоставление, развитие внимания и памяти.

Материалы:пуговицы разных цветов

 Ход: Смешайте несколько комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать. Игра развивает зрительное внимание, восприятие. Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше. Игра развивает зрительно – моторную координацию, моторику рук. Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. Игра развивает зрительное внимание.

Дидактическая игра «Угадай животных»

Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия формы.

Задачи:развитие ассоциативного мышления, памяти и внимания.

Материал: 2 набора картинок: 1). Предметные картинки, на которых изображены животные (дикие и домашние); 2). Картинки с изображением теней животных (диких и домашних).

Ход игры: 1. Взрослый предлагает рассмотреть картинки с изображением животных и назвать их.

2. Взрослый просит ребенка подобрать картинку, на которой изображена тень животного, к предметной картинке, на которой изображено само животное.

3. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку и отгадать, какого животного тень изображена на ней, без опоры на предметные картинки.

Дидактическая игра «Деревянные катушки»

Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия цвета; закрепление представлений о цвете.

Задачи:развитие навыков поиска и сравнений

Материал: деревянные катушки с разноцветными нитками.

Ход игры: 1. Назови и покажи - детям даются деревянные катушки с разноцветными нитками контрастного цвета. Дети должны назвать их цвет.

2. Возьми и назови - взрослый дает ребенку катушку и просит назвать ее цвет. После чего дает вторую катушку такого же цвета и говорит – они одинаковые. Такое действие выполняют со всеми парами катушек.

3.  «Найди такую же катушку». Взрослый перемешивает все катушки и ребенок должен найти такую же катушку как показал ему взрослый.

Дидактическая игра «Цилиндры»

Цель: развитие зрительного восприятия

Задачи:закрепление знаний о форме

Материал: цилиндры.

Ход игры: Используются цилиндры, которые находятся в углублениях разной величины, но одного и того же диаметра. Дети изучают цилиндры с помощью пальчиков, затем пытаются вложить цилиндры в нужную нишу.

Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки»

Цель: развитие зрительного восприятия; закрепление представлений о цвете.

Задачи:развитие цветового восприятия.

Метериал: четыре цветка большого размера, выполненных из картона, красного, синего, желтого, белого цвета, для наборного полотна; 4 плоскостные фигуры бабочек таких же цветов, как и цветы, трафареты с изображением цветов и бабочек по числу детей.

Ход игры: Взрослый выставляет на наборное полотно цветки четырех цветов и говорит: Дети, сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите на эти цветы,  какого цвета этот цветок? Дети называют  4 цвета. А вот видите бабочек, они хотят найти свои цветы, чтобы спрятаться. Нужно помочь бабочкам спрятаться. На какой цветок нужно сесть бабочкам, чтобы  им можно было спрятаться. Надо желтую бабочку спрятать на желтый цветок. Начинают играть.

После игры подводим итоги, какого цвета были бабочки? Какого цвета были цветочки?

Дидактическая игра «У кого большой мяч?»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Задачи:формирование навыков сравнения путем осязания.

Материал: Мячи разной величины по количеству детей.

Ход игры: Дети сидят на стульях полукругом, а взрослый за маленьким столом. Сегодня мы с вами будем играть в новую для вас игру. У меня под салфеткой лежат мячи, сейчас ко мне подойдут  Маша и Наташа и возьмут по мячу.

Дети, какой мяч у Маши (маленький), а какой мяч у Наташи? (большой).  Верно, у Маши маленький мяч, а у Наташи большой мяч.

Миша отвернись пожалуйста, А в это время взрослый меняет у Маши мяч на большой. Не давая Наташе повернуться, спрашиваю: Какой у тебя мяч? Маленький и поворачивается. Какой у Наташе мяч? Маленький.

Такие перемены производятся несколько раз. Затем взрослый вызывает другую пару и так же меняет им мячи, начиная от самого большого до самого маленького, выкладывая их вряд на столе.

Где самый большой мяч? Убирает его. И так, пока останется два мяча. Затем те же действия производят в обратном порядке – от маленького к большому.

Дидактическая игра «Найди такой же»

Цель: коррекция развития восприятия формы.

Задачи:формирование навыков сравнения

Материал: Пять больших кругов, пять маленьких кругов.

Ход работы: Взрослый показывает все круги ребенку и делает акцент на том, что они разные. Сперва показываете большие круги по одному, затем маленькие и говорит при этом - «Это круги большие, а это маленькие».  

После демонстрации большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие – в другую. Затем взрослый прикладывает два маленьких круга друг к другу, подчеркивая, что они одинаковые. Далее взрослый показывает круг, например большой, и спрашивает у ребенка, куда положим этот круг? И предлагает ребенку разложить оставшиеся круги. Ребенок раскладывает круги. Как варианты усложнения можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и пр.

Дидактическая игра «Бусы»

Цель: развитие зрительного восприятия

Задачи: развитие тонкой моторики рук; закреплять представления о форме.

Материал: Большие квадратные и большие круглые бусины, шнур.

Ход игры: Взрослый объясняет ребенку, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик.

Варианты усложнения: нанизывание по очереди бусин одинаковой формы и цвета, но разного размера или одинаковых по форме и размеру, но двух цветов.

Дидактическая игра «Пуговки»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Задачи: развитие тонкой моторики рук.

Материал: Волшебный мешочек, пуговицы разного цвета и размера.

Ход игры: Взрослый показывает детям, что у него есть в волшебном мешочке. Просит детей вынуть по очереди пуговки из мешочка. Затем взрослый выкладывает рисунок, после чего просит ребенка сделать такой же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложить ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Вариант усложнения: выложить фигуру из пуговок по заданию взрослого без опоры на образец.

Дидактическая игра «Волшебные картинки »

Цель: развитие зрительного восприятия, памяти, мышления.

Задачи:развитие навыков сотрудничества

Материал: предметные и сюжетные картинки, цветные карандаши.

Ход игры: ребёнку по очереди предъявляют картинки и педагог просит раскрасить их, ориентируясь на условные обозначения, которые написаны в нижней части листа.

Дидактическая игра «Сложи пуговицы в коробки»

Цель:развитие цветового восприятия и логического мышления

Задачи:формирование навыков сравнения

Материал: картинка, на которой изображены пуговицы разной формы, цветные карандаши.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит раскрасить пуговицы разными цветами в соответствии с их формой. Затем разложить пуговицы в коробки нужной формы, соединяя пуговицу с коробкой волшебной ниточкой.

Дидактическая игра «Из каких фигур предметы? »

Цель:развитие умений различать и классифицировать геометрические фигуры

Задачи:формирование навыков пространственного восприятия

Метериал: карточка с изображением предметов, составленных из геометрических фигур различной формы, цветные карандаши.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит рассмотреть нарисованные на ней предметы: «Из каких геометрических фигур состоят эти рисунки? » После рассматривания педагог предлагает раскрасить их в соответствии с заданием на карточке.

Дидактическая игра «Составь фигуры»

Цель:формирование пространственного мышления , улучшение координации движений .

Задачи:развитие креативности и воображения

Материал: карточки с заданием, цветные карандаши.

Ход игры: ребёнку предлагается карточка и педагог просит раскрасить только те детали, из которых можно составить геометрическую форму (круг, прямоугольник).

Дидактическая игра «Составь кубик»

Цель:развитие тактильного восприятия, пространственного мышления.

Задачи:формирование уверенности в своих силах и креативности при создании различных конструкций.

Материал: карточка с заданием, цветные карандаши.

Проведение: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит найти на карточке к каждому кубику недостающий кусочек. Затем взять цветные карандаши и раскрасить кубики и соответствующие им кусочки в один цвет.

Дидактическая игра «Какой формы предметы?»

Цель:развитие тактильного восприятия.

Задачи:формирование умений классифицировать предметы по их форме.

Оборудование: картинка, на левой стороне которой нарисованы геометрически фигуры, на правой - различные изображения предметов, простой карандаш.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит рассмотреть изображённые на ней предметы и ответить на вопрос: «Какой формы эти предметы? » Затем предлагает взять карандаш и соединить линией предмет и ту форму, на которую он похож.

Дидактическая игра «Прятки»

Цель:развитие тактильного восприятия, ориентировки в пространстве.

Задачи:развитие слухового восприятия и внимания.

Материал: карточка с заданием, цветные карандаши.

Ход игры: ребёнку предъявляют карточку и педагог просит рассмотреть фигурки изображённые в верхней части карточки, затем даёт инструкцию: «Эти фигурки спрятались среди других фигурок, они надели на себя разные украшения. Найди их на нижней части картинки и соедини их линиями».

Дидактическая игра «Исправь ошибки»

Цель:развитие аналитического мышления, внимательности.

Задачи:обучение распознавать ошибки и исправлять их.

Материал: карточка, на которой правильно и зеркально изображены буквенные и цифровые знаки, простой карандаш.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку карточку и задаёт вопрос: «Какие буквы и цифры написаны неправильно? Найди и зачеркни их ».

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель:развитие тактильного восприятия, внимания, памяти.

Задачи:формирование навыков сопоставления классификации предметов .

Материал: карточки с нарисованными в ряд предметами, на которых изображены парные и лишние изображения, простой карандаш .

Ход игры: ребёнку по очереди предъявляют карточки и педагог просит рассмотреть картинку и найти 2 одинаковых рисунка в каждом ряду.

Усложнение: сначала показывают цветные изображения, затем контурные и теневые.

Дидактическая игра «Найди отличия»

Цель:развитие навыков зрительного восприяти, и анализа.

Задачи:развитие аналитического мышления, памяти.

Материал: парные картинки с изображением похожих, но не одинаковых предметов, например, чашки, одинаковые по форме, но разные по цвету, карточки с различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д. .

Ход игры: педагог предъявляет два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие отличия, затем предлагает найти эти отличия и раскрасить картинки.

Варианты:

- нахождение различий у нескольких предметных изображений (до 6) ;

- нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок;

- используются парные игрушки;

-предъявляют предмет и его изображение.

Дидактическая игра «Почини коврик»

Цель:развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики.

Задачи:развитие креативность, развитие навыков сотрудничества

Материал: 2 варианта картинок, на которых изображён коврик, с «вырезанными» в нём отверстиями (1, 2 отверстия) и нарисованными к нему «заплатками», простой и цветные карандаши.

Ход игры: 1 вариант - педагог предъявляет ребёнку картинку и просит подобрать из нескольких кусочков материала, такой который бы подошёл к рисунку коврика, затем взять карандаш и показать его стрелочкой.

2 вариант - педагог предъявляет ребёнку картинку и задаёт вопрос: «Какая заплатка подходит к этому коврику? » Затем просит раскрасить коврик и подходящие к нему заплатки.

Дидактическая игра «Найди такую же фигуру»

Цель:развитие тактильного восприятия, пространственного мышления.

Задачи:улучшение навыков сравнения и классификации.

Материал: карточка, на левой стороне которой изображён предмет, а на правой – свободное пространство, простой карандаш.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку карточку и даёт инструкцию: «Посмотри, слева нарисована фигура, возьми карандаш и постарайся справа нарисовать точно такую же фигуру ».

Дидактическая игра «Половинки»

Цель:развитие тактильной чувствительности, способности к анализу и синтезу информации .

Задачи:формирование навыков взаимодействия и сотрудничества.

Материал: карточка с нарисованными по разные стороны половинками фигур, цветные карандаши.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит найти и соединить две половинки так, чтобы получилась фигура и их раскрасить.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: обучение узнавать предметы по характерным признакам с помощью одного из анализаторов.

Задачи:стимулирование внимания и концентрации

Стимульный материал: Мешочек, предметы (можно использовать предметы по лексической теме: геометрические фигуры / посуда / ...)

Правила игры: Педагог показывает детям «чудесный мешочек» и предлагает не глядя взять 1 предмет определить на ощупь, что он взял.

Материал: картинка, на которой нарисован путь Красной Шапочки, простой карандаш.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит нарисовать её путь до домика бабушки, начиная от нарисованной на ней стрелки.

Дидактическая игра «Привяжем к шарику ниточку»

Цель: обучение группированию предметов по цвету, ширине.

Задачи:обучение детей распознавать величину предметов.

Дидактический материал: разноцветные кружочки (овалы), палочки / ленточки таких же цветов.

Ход игры:

– Разложи шарики по цвету. Найди все красные (желтые, зеленые, синие) шарики.

– Собери все большие шарики (маленькие, средние)

Рассматриваются ленточки, дети называют цвета и ширину

– Подбери к каждой ленточке шарик

Дидактическая игра «Какого цвета предметы в нашей группе»

Цель: обучение детей называть цвет с указанием признака.

Задачи:стимулирование внимательности и наблюдательности при осмотре интерьера группы

Материал: интерьер группы, посуда, игрушки и другие вещи.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть цвет стен, мебели. Затем вызывает ребёнка и предлагает сказать, какого цвета стол, если ответ верный все хлопают в ладоши. Задание даётся поочерёдно, дети определяют цвет предмета, сравнивают предмет по цвету

Дидактическая игра «Опиши по памяти»

Цель: развитие зрительной памяти у ребёнка.

Задачи:развитие умений описывать и использовать прилагательных для характеристик предметов.

Ход игры. На короткое время покажите детям одного из сверстников или картинку, затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие волосы, какое платье, какие глаза и т.д.

Дидактическая игра «Где ты находишься»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

Задачи:развитие умений ориентироваться по звукам, сигналам.

Ход игры. Дети находятся в детском саду в разных помещениях, с использованием сохранных анализаторов( обоняние, слуха, осязания) должны сказать где они находятся и найти дорогу в группу.

Дидактическая игра «Найди на ощупь названную часть тела»

Цель: развитие тактильных ощущений

Задачи: Формирование у детей представлений о собственном теле, с помощью тактильных ощущений.

Ход игры. Дети должны стать парами и с закрытыми глазами найти друг у друга названные педагогом части тела, объяснить, где они находятся, используя в речи «выше», «ниже», «впереди», «сзади».

Дидактическая игра «Узнай друга»

Цель: Развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти.

Задачи:формирование навыков  работать в команде

Ход игры: Одной половине детей завязывают глаза и дают возможность походить. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук. Затем дети меняются местами.

Дидактическая игра  «Назови форму предмета»

Цели: закрепление умений зрительно соотносить форму предмета с эталоном.

Задачи:развитие навыков определения и называния форм предметов

Ход игры: дети делятся на две команды. Одна команда называет предметы прямоугольной формы, а другая - квадратной. За каждый названный предмет дети получают фишку. В конце игры выясняется, сколько фишек заработала каждая команда.

Усложнение: считать можно предметы объемной формы, определенного цвета.

Дидактическая игра «Назови величину»

Цели: формирование у детей дифференцированного восприятия качеств величины.

Задачи:развитие навыков сравнения

Ход игры: дети стоят вокруг стола. На столе разложены картинки с изображением предметов разной величины по кругу. Например: карандаш длинный и  короткий. В середине круга лежит стрелка. Дети ее раскручивают и говорят слова: «Стрелка, стрелка покружись, всем картинкам покажись. Покажи нам поскорее, какая из них тебе милее. Дети берут картинку, на которую указывает стрелка, и называют величину предметов.

Дидактическая игра «Кто больше запомнит»

Цели: закрепление у детей умений зрительно узнавать в окружающем пространстве  цвет, форму, величину предметов.

Задачи: развитие зрительного внимания, памяти.

Ход игры: В игре принимают участие несколько детей. Им предлагается в течение нескольких минут увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, величины, формы. По сигналу один ребенок начинает называть, а другой дополняет.

Дидактическая игра «Коробочки»

Цели: развитие умений зрительно соотносить предметы по цвету.

Задачи:развитие цветоразличений и внимания.

Ход игры: Играет 5-6 человек. На подносе лежат мелкие игрушки четырех основных цветов. Педагог показывает  4 коробочки. На дне каждой есть кружок определенного цвета (из 4х). Идя по кругу, педагог открывает одну из коробочек. Дети должны взять с подноса и положить в эту коробочку игрушку такого же цвета, какого цвета кружок в коробочке. Слова: «На донышке в коробочке огонек горит, какие брать игрушки. Он нам говорит. Смотри не перепутай, внимательно следи, что такого цвета, в коробочку клади.

Дидактическая игра «Раз, два, три - назови»

Цели: Закрепление умений узнавать сенсорные признаки предметов.

Задачи: развитие зрительного внимания, ориентировку в микропространстве.

Ход игры: Дети шагают по кругу под счет раз, два, три. Потом педагог говорит: «Раз, два, три - цвет предмета назови» и показывает какой-нибудь предмет. Дети называют цвет предмета. Снова шагают по кругу и на слова «раз, два, три - форму предмета назови», называют форму показываемого предмета. Можно называть объемную форму предметов, величину двух предметов, цвет, оттенки цвета.

Дидактическая игра «Подбери предмет по цвету»

Цели: закрепление умений соотносить цвет как основной признак с цветностью предметов.

Задачи: развитие зрительного внимания, памяти, ориентировку в пространстве.

Ход игры: Дети стоят в кругу. В середине стоит стол. На нем лежит карта с кружками разного цвета

(в зависимости от возраста). В середине карты – стрелка. Карта круглая. Дети по очереди поворачивают стрелку, приговаривая слова «стрелка, стрелка покружись, всем кружочкам покажись. И какой тебе милее, укажи нам поскорее! Стоп!» На какой цветной кружок  укажет стрелка, такого цвета предмет на картинке надо поло жить рядом с кружком. Карточки с контурами и силуэтами предметов лежат на другом столе. Например: стрелка остановилась на бордовом кружке. Рядом с этим кружком нужно положить силуэт или контур свеклы. Стрелку крутят все по очереди. Усложнение: можно подбирать к цветному кружку несколько силуэтов или контуров предметов данного цвета.

Дидактическая игра «Разложи, как я скажу»

Цель: развитие зрительной памяти, дифференцировку плоских геометрических фигур, зрительное внимание, ориентировку в микропространстве.

Задачи:развитие умений работать в команде

Ход игры: Перед детьми лежат разные геометрические фигуры. Педагог убеждается, что дети знают их названия. Затем педагог предлагает детям выложить эти фигуры в определенном порядке. Порядок может быть самый разный: слева направо, сверху вниз, по образцу, по памяти, в определенной последовательности, по счету (выложить так, чтобы второй была трапеция, четвертым - ромб и т. д.).

Дидактическая игра «Что пропало?»

Цель: развитие зрительного внимания, зрительной памяти, предметные представления.

Задачи:формирование знаний о предметах и их характеристиках

Ход игры: На подставке стоят предметы по любой теме: овощи, животные, посуда и т. д.  Или на фланелеграфе картинки или силуэты, геометрические фигуры. Для малышей педагог показывает зайчика и говорит, что он хочет поиграть с детьми. Но сначала надо запомнить картинки или предметы. Дети запоминают, бегают, прыгают вместе с зайчиком. Педагог произносит слова: «Зайка к деткам прискакал, прыгал, бегал и играл. А когда он ускакал, что-то он с собою взял».

Дидактическая игра «Угадай-ка»

Цель: развитие представлений о том, что один и тот же предмет выглядит по-разному в зависимости от наблюдателя.

Задачи:развитие навыков рисования и графического представления объектов

Ход игры: дети сидят парами за столами напротив друг друга. На середине каждого стола стоит предмет, имеющий ярко выраженные различия передней и задней сторон (часы, неваляшка, чайник и т. д. ) Выбирается один водящий. Он отворачивается и произносит считалку. Остальные дети в это время схематично зарисовывают стоящий перед ними предмет так, как они его видят. Затем все рисунки перемешиваются и произносятся слова: «угадай-ка, угадай, чей рисунок - отгадай» Водящий поворачивается, берет рисунок и старается найти автора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА

В статье рассматривается проблема взаимоотношений, взаимодействия, взаимопонимания между детьми с нарушением зрения и их здоровыми сверстниками, которая  является важной в работе учителя-дефектол...

«Дидактические пособия по формированию элементарных математических представлений для детей с тяжелыми нарушениями зрения старшего дошкольного возраста»

laquo;Дидактические пособия по формированию элементарных математических представлений для детей с тяжелыми нарушениями зрения старшего дошкольного возраста»...

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. И ощущения и восприятия – звенья единого процесса чувственного поз...

Конспект образовательной деятельности детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста по ознакомлению с предметным миром и развитию зрительного восприятия

Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталк...

Коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста

      Издание 1-ое,  написанное  в соответствии с ФГОС ДО. Книга может быть интересна и полезна тифлопедагогам, учителям-дефектологам, воспитателям, работающим в коррек...

Диагностика зрительного восприятия детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста

Данная диагностика позволит выявить уровень зрительного восприятия цвета, формы, величины, пространственного восприятия, сложной формы, сюжетной картины у детей с нарушением зрения старшего дошкольног...