Инновационный проект "Логоритмика"
проект по коррекционной педагогике

Горбунова Светлана Николаевна

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения. В логоритмике применяется интегративный принцип, позволяющий исправлять речевые нарушения за счет развития двигательной сферы, и корректировать двигательные нарушения за счет включения в двигательные процессы речевого контроля. В логоритмике выделяют два основных направления. Первое направление логоритмической работы – развитие неречевых процессов. Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти. Второе направление – развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_proekt_logoritmika.doc302.5 КБ

Предварительный просмотр:

             

Описание: логотип

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 21 «Сказочный теремок» комбинированного вида

г. Новотроицка Оренбургской области»

Инновационный проект

«ЛОГОРИТМИКА»

преодоление речевых нарушений

у детей с ограниченными

возможностями здоровья (ТНР)

в процессе логоритмических занятий с использованием фонопедического метода                        В. В. Емельянова и интерактивных технологий

авторы:

Горбунова Светлана Николаевна,

музыкальный руководитель,

Кацман Людмила Николаевна,

учитель-логопед

Описание проекта «Логоритмика»

Цель: преодоление речевых нарушений (снятие или смена диагноза «тяжелые нарушения речи») у 70% детей 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья в ходе коррекционно-развивающего процесса с использованием логоритмики.

Задачи:

  1. Организовать условия в МДОАУ «Детский сад № 21» для проведения коррекционно-развивающих занятий с группой детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием логоритмики.
  2. Внедрить в коррекционно-развивающий процесс с детьми с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) логоритмические занятия, включающие элементы фонопедического метода развития голоса В. В. Емельянова.
  3. Скорректировать авторскую образовательную программу «Говорушки» по логоритмике с учетом использования ИКТ и элементов фонопедического метода В.В. Емельянова.      
  4. Организовать проведение логоритмических занятий с учителем-логопедом, музыкальным руководителем, воспитателями комбинированных групп.
  5. Использовать оборудование Мультистудии для создания графического сопровождения фонопедических упражнений.

Целевая группа. Дети 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Социальные партнеры: родители воспитанников (организационные мероприятия по комплектованию целевой группы, работа детско-родительского клуба «Лопотушки», проведение совместных мероприятий с детьми и родителями), городская ПМПК (диагностирование детей с ОВЗ, рекомендации по индивидуальной коррекционной работе),  МАУДО «Детская музыкальная школа» (совместные мероприятия по ознакомлению детей с живым  звучанием различных музыкальных инструментов, консультирование по использованию методик на развитие голосового и артикуляционного аппарата), НОКС ТВ (освещение реализации в СМИ).

Актуальность проекта:

В МДОАУ «Детский сад № 21» инклюзивное образование реализуется  в следующих направлениях:

  • создание безбарьерной развивающей предметно-пространственной среды для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами;
  • коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями речи с использованием средств сенсорной комнаты, песочной терапии, мультистудии;
  • создание детско-родительского клуба «Лопотушки», обеспечивающего эффективное взаимодействие ДОУ и семей воспитанников;
  • обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Стабильно растущее число детей детского сада, нуждающихся в коррекции речевого развития  требует внедрение новых, более эффективных коррекционно-развивающих технологий и средств. Некоторые из них (активная мульттерапия, хромотерапия, песочная терапия, занятия с использованием средств сенсорной комнаты) уже реализуются в ДОУ.

После проведения диагностики развития двигательных качеств у детей старшего дошкольного возраста, мы обратили внимание на то, что показатели детей с ОВЗ и здоровых детей отличаются: дети с ОВЗ показывают более низкие результаты. Затем мы просмотрели диагностику за 3 последних года и сделали вывод – развитие двигательных качеств у детей с ОВЗ стабильно ниже. Такая картина складывается из-за того, что в последние годы все чаще в детский сад приходят дети, имеющие не просто речевые нарушения, а нарушения речи, возникшие вследствие различных синдромов в сочетании с нарушениями двигательной сферы.

В ДОУ было проведено совещание с участием учителя-логопеда, педагогов комбинированных групп, родителей детей с ОВЗ, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре. В ходе дискуссии педагоги вспомнили положительный опыт, который уже реализовался в ДОУ в работе с детьми с ОВЗ - это проведение логоритмических занятий.

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения. В логоритмике применяется интегративный принцип, позволяющий исправлять речевые нарушения за счет развития двигательной сферы, и корректировать двигательные нарушения за счет включения в двигательные процессы речевого контроля. В логоритмике выделяют два основных направления. Первое направление логоритмической работы – развитие неречевых процессов. Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти. Второе направление – развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение. 

На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:

  • уточнение артикуляции – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
  • развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  • расширение лексического запаса;
  • развитие слухового внимания и зрительной памяти;
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Структура логоритмических занятий включает: двигательные импровизации под музыку, упражнения в различных видах ходьбы и бега; танец (хоровод); ритмодекламации, сопровождаемые движениями; пение, сопровождаемое звучащими жестами; артикуляционная гимнастика; психогимнастика, включающая мимические упражнения, этюды на расслабление и напряжение отдельных групп мышц и релаксацию; самомассаж и гимнастика для глаз; пальчиковая игра; подвижная или коммуникативная игра. В зависимости от сюжета занятие может включать чистоговорки, речевые или музыкальные игры; упражнения на развитие чувства ритма или внимания.

Кроме того, в ход логоритмических занятий планируется включение фонопедических упражнений по методике В. В. Емельянова. Фонопедия – коррекция голоса специальными упражнениями. Применение фонопедии необходимо не только в устранении голосовых расстройств, но и расстройств, входящих в структуру речевых дефектов при тяжелых нарушениях речи. Фонопедические упражнения  стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании, укрепляют речевое дыхание, развивают артикуляцию, силу голоса, повышают устойчивость голосового аппарата к нагрузкам. Включают: артикуляционную гимнастику, интонационно-фонетические упражнения, голосовые сигналы доречевой коммуникации. Эти забавные и странные на первый взгляд упражнения приносят огромную пользу детям с тяжелыми нарушениями речи.

Закрытие логопедической группы, смена узких специалистов – все это повлияло на прекращение проведения логоритмических занятий. Было решено возродить имеющийся опыт, но на более высоком уровне. Чтобы материал логоритмических занятий усваивался детьми эффективнее, необходимо задействовать как можно больше анализаторов - как слуховых и тактильных, так и зрительных. Яркие движущиеся картинки, мультяшные персонажи привлекают детей, активизируют их внимание. Для этого недавно появилось в продаже интерактивное пособие «Лого Ритмика».

Программа реализует комплексный метод коррекционной работы с дошкольниками и служит для нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи. В основе метода лежит связь слова, музыки и движения. Упражнения в разделе «Движения и ритм» направлены на развитие крупной моторики и зрительно-слухового восприятия ритма, темпа — навыков, связанных с развитием речи. Видеосюжеты демонстрируют разнообразные упражнения, с помощью которых отрабатываются основные движения — ходьба, бег, прыжки, а также упражнения на координацию. Уникальные и интересные упражнения в разделе «Звуки и ритм» нацелены на развитие слухового восприятия неречевых звуков, различение темпа, ритма, тембра, громкости, ударных звуков и т.д. Упражнения подготавливают к восприятию речи, расширяют представления ребенка в области музыкального образования, побуждают его к творческой активности. Декламирование стихов и пение в разделе «Слова и ритм» способствуют выработке правильного произношения и интонирования, развивают слуховую память, плавность и беглость речи, способность к пониманию смыслового содержания речи. Упражнения предполагают прослушивание стихов и песен, запоминание слов, исполнение вместе с диктором и самостоятельно, а также запись и прослушивание голоса ребенка.

Дополнительные возможности программы:

Демонстрация ответов. Демонстрация верных ответов может служит как в обучающих целях, так и для проверки ответов ребенка.

Рабочие листы. Программа включает богатый набор печатных материалов, которые содержат задания для развития графических навыков, мелкой моторики, внимания, памяти, зрительного и зрительно-пространственного восприятия, настольные игры для развития голосовых функций.

Виртуальное пианино и Создатель мелодий. Эти дополнительные опции позволяют создавать мелодии, прослушивать их на различных инструментах, распечатывать нотные записи.

Словарь. Справочный раздел, поясняющий музыкальные термины.

Мастер занятий. Эта опция позволяет составлять последовательности упражнений как из ресурсов программы, так и с использованием собственных материалов, созданных вне программы «Лого Ритмика» в соответствии с задачами педагога и потребностями детей.

Для использования интерактивной программы «Лого Ритмика» и правильного выполнения фонопедических упражнений планируется использовать графическое изображение движения голоса в виде самостоятельно сделанных мультфильмов (продолжение проекта «Мультистудия», реализованного в 2017-18 учебном году). Поэтому детскому саду требуется необходимое оборудование – ноутбук, интерактивная приставка, которая превратит любую поверхность в интерактивную доску.

Направления деятельности в рамках проекта:

  • Проведение логоритмических занятий с детьми с участием музыкального руководителя, учителя-логопеда, воспитателей комбинированных групп с использованием ИКТ и фонопедического метода В. В. Емельянова.
  • Проведение совместных логоритмических занятий и развлечений с детьми и родителями на базе детско-родительского клуба «Лопотушки»; проведение бесед, консультация для родителей (проводят учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель), обучающие тренинги по использованию фонопедического метода В. В. Емельянова.
  • Диссеминация опыта работы: организация мастер-классов по использованию  фонопедического метода В. В. Емельянова и интерактивного пособия «Лого Ритмика» для музыкальных руководителей ДОУ города, публикации о проекте в СМИ и профессиональных периодических изданиях.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный.

  • Определение группы детей 5-6 лет, имеющих тяжелые нарушения речи по заключению ПМПК и согласию родителей.
  • Согласие родителей на проведение коррекционно-развивающей работы с детьми, в том числе с использованием логоритмических занятий. Проведение с семьями воспитанников просветительской работы с целью повышения компетентности в вопросах коррекции нарушений речи; консультирование.
  • Приобретение необходимого оборудования для реализации проекта.

2 этап. Организационный.

  • Коррекция авторской образовательной программы «Говорушки» по логоритмике с учетом использования интерактивного пособия «Лого Ритмика» и элементов фонопедического метода В.В. Емельянова, а также учебного плана проведения коррекционно-развивающих занятий.
  • Разработка плана работы детско-родительского клуба «Лопотушки».

3 этап. Практический.

  • Проведение логоритмических занятий с музыкальным руководителем, учителем-логопедом, воспитателями комбинированных групп.
  • Проведение совместных мероприятий с детьми и родителями на базе детско-родительского клуба «Лопотушки»: проведение бесед, консультация для родителей (проводят учитель-логопед, музыкальный руководитель), обучающие тренинги по использованию фонопедического метода В. В. Емельянова.
  • Издание листовок, буклетов, стенгазет и другой печатной продукции по проблеме нарушений речи у детей дошкольного возраста.

4 этап. Аналитический.

  • Проведение диагностики коррекции речевых нарушений у детей целевой группы, а также  состояния неречевых психических функций.
  • Отчет музыкального руководителя и учителя-логопеда о проделанной коррекционно-развивающей работе, о динамике коррекции речевых нарушений в течение учебного года.

          Ожидаемые результаты:

Количественные показатели:

  • у 70% детей 5-6 лет с ТНР по результатам диагностики будет положительная динамика  в преодолении речевых нарушений (диагностики нарушения речи – см. Приложение 1, 2).

Качественные показатели:

  • положительная динамика состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий  (диагностика  Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахи), включающих развитие слухового внимания, восприятия и воспроизведения ритма, ориентирование в пространстве, состояние общей и мелкой моторики (см. Приложение 3);
  • привлечение 100 % родителей воспитанников с ОВЗ к участию в совместных мероприятиях.

         

Приложения:

Приложение 1 Список литературы по диагностике нарушений речи у детей дошкольного возраста

Приложение 2  Карта диагностики речевого развития детей 5-6 лет целевой группы проекта «Логоритмика»

Приложение 3 Диагностика неречевых психических функций по Н.В.Серебряковой и Л. С. Соломахе.

Приложение 1

Список литературы по диагностике нарушений речи

у детей дошкольного возраста

  1. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ / составители В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктов и др.
  2. О. Б. Иншакова. Альбом для логопеда.
  3. Г. А. Волкова. Методика психолого-логопедического  обследования детей с нарушениями речи.
  4. О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина. Логопедическое обследование детей.
  5. Н. В. Нищева. Речевая карта ребенка с ОНР.
  6. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Коррекционное обучение и воспитание с общим недоразвитием речи

Приложение 2

Карта диагностики речевого развития детей 5-6 лет

целевой группы проекта «Логоритмика»

Ф.И.

ребенка

Диагноз

Параметры

Импрессивная речь

Фонематические представления

Звукопроизношение

Словарный запас

Слоговая структура

Словообразование

Связная речь

Условные обозначения:

В – высокий уровень; С – средний уровень; Н – низкий уровень

Приложение 3

ДИАГНОСТИКА НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)

Диагностика проводится в начале учебного года старшим воспитателем, учителем-логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Промежуточая диагностика проводится в середине учебного года с целью коррекции планирования проведения логоритмических занятий. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

Критерии:

Слуховое внимание.

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

Восприятие и воспроизведение ритма.

1-й элемент: - - .. -

2-й элемент: - .. - -

3-й элемент: - - …

4-й элемент: … - -

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве.

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики.

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

  • силу движений,
  • точность движений,
  • темп движений,
  • координацию движений,
  • переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики.

1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.

3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение от одного движения к другому.

  • «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
  • Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
  • Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.

Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.

Карта диагностики неречевых психических функций

№ 

п/п

Фамилия, имя ребенка

Слуховое внимание

Восприятие и воспроизведение ритма

Ориентирование в пространстве

Состояние общей моторики

Состояние мелкой моторики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт старшего воспитателя по теме «Инновационные подходы в оздоровлении дошкольников и формировании у них потребности в здоровом образе жизни в условиях ДОУ»

Поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности.Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры в дош...

Инновационный проект "Создание единого языкового пространства "Детский сад и семья", лауреат городского конкурса инновационных продуктов «Современная майкопская школа: вызовы и перспективы», 2012г.

Проект направлен на создание условий, поиск новых форм взаимодействия с родителями и социумом  для коммуникативного развития детей дошкольного возраста...

Инновационный проект (размещение собственного инновационного опыта)

« Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду

Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт  реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...

Инновационный проект на тему: «Инновационные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста».

«На свете есть много различных профессий,И в каждой есть прелесть своя.Но нет благородней, нужней и чудеснейЧем та, кем работаю я!!!»...

Инновационный проект "Защита прав детей в дошкольной образовательной организации как инновационный ресурс сохранения самоценности Детства"

В данном проекте, рассматривается вопрос по защите прав детсва и его реализация в рамках ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Профессия воспитателя – одна из самых сложных и ответственных.  Найти подход к каждому ребёнку, познакомить его с окружающим миром, помочь раскрыть его способности, найти общий язык со сверс...