Укрепление психоэмоционального здоровья ребенка
консультация по коррекционной педагогике

Епифанова Оксана Витальевна

Эмоциональное здоровье детей — один из важнейших аспектов общего развития и благополучия ребёнка. Это понятие включает в себя способность ребёнка осознавать свои эмоции, управлять ими, адаптироваться к изменениям, строить гармоничные отношения с окружающими и справляться с трудностями. Поддержка эмоционального здоровья детей требует внимания и заботы как со стороны родителей, педагогов, так и общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukreplenie_psihoemotsionalnogo_zdorovya_rebenka.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Укрепление психоэмоционального здоровья ребенка

   По определению Всемирной организации здравоохранения, психическое здоровье — это состояние психического благополучия, которое позволяет людям справляться со стрессовыми ситуациями в жизни, реализовывать свой потенциал, успешно учиться и работать, а также вносить вклад в жизнь общества.

Такие образом, психическое здоровье выступает основой мировосприятия человека, его эмоционального и энергетического состояния. От его полноты зависит, какие личностные качества сформируются у ребёнка: предприимчивость или безынициативность, организованность или недисциплинированность, трудолюбие или лень.

   Иногда взрослые думают, что валяться в истерике на полу — это каприз, а трудности переходного возраста — это сказки. Такое мнение свидетельствует о том, что родители мало разговаривают с детьми. Нужно набраться терпения и научиться выделять время для качественного душевного общения.

   Просто говорить «нельзя» — бесполезно. Имейте терпение объяснять, какие поступки к каким последствиям ведут. Тогда в будущем ребёнок будет адекватно оценивать происходящее, свои возможности и ограничения. Он сможет принимать рациональные решения, и у него не будет проблем с самоуважением в любой ситуации.

   Родителям следует поддерживать стремление ребенка проявлять себя, действовать, преодолевать трудности, осознавать и исправлять ошибки, развивать самооценку за счёт достижений. В трудные моменты важно сесть рядом, обнять, успокоить и узнать, что чувствует ребёнок, что его беспокоит, почему, обсудить, как можно преодолеть ситуацию. Такие эмоциональные разборы закладывают азы психологического здоровья. Ребёнок может испытывать стресс по многим причинам: у него развивается гормональная система, с взрослением к нему приходит больше осознаний и понимания, он сравнивает себя с другими, борется со страхами и комплексами, пытается найти себя и свои интересы и пр.

   Важно помнить о тесной связи психического и соматического здоровья ребёнка и приучать его соблюдать режим дня и питания, поощрять его физическую активность (спорт, прогулки, танцы), не допускать умственных и эмоциональных перегрузок. При этом взрослым самим необходимо следить за своим психологическим состоянием и эмоциональной стабильностью: дети всё чувствуют и перенимают.

Развитие эмоционального интеллекта ребенка – это постепенное обучение ребенка:

- Замечать свои чувства и понимать их

Этот навык помогает детям лучше осознавать свои сильные и слабые качества, мыслить позитивно и иметь здоровую самооценку.

- Управлять собой

Это необходимо для того, чтобы ребенок мог контролировать себя в стрессовых ситуациях, самостоятельно мотивировать себя на постановку определенных целей и их достижение.

- Сочувствовать и помогать другим

Сюда входит умение понимать и принимать других, сочувствовать и поддерживать в сложных ситуациях.

- Общаться

Этот навык помогает заводить новые знакомства, поддерживать отношения, давать отпор при необходимости, постоять за себя. Сюда входит: умение выслушать, умение общаться и вести конструктивные переговоры.

- Быть решительным и ответственным

Это про принятие решений и осознание ответственности за последствия. Ребенок с развитым эмоциональным интеллектом взвесит все «за» и «против», прежде чем отважится на серьезный шаг. Например, стоит ли присоединяться к сомнительной компании, либо пробовать что-то запрещенное?

За психическое и эмоциональное здоровье ребенка в первую очередь несут ответственность мама и папа. Хотя описанные ниже действия могут показаться простыми, они требуют терпения и регулярной практики. Потому что дети хорошо обучаются в условиях, когда с ними все происходит плавно и постепенно.

  1. Будьте внимательны к ребенку: наблюдайте, как он себя ведет, интересуйтесь, все ли у него хорошо.
  2. Общайтесь на различные темы, анализируйте его поступки.
  3. Покажите, как можно выражать свои чувства с помощью рисунка, в играх и т.д.
  4. Учите самоконтролю, мягко поясняя, как и где себя можно вести.
  5. Поддерживайте идеи ребенка и помогайте ему в их реализации.

   Психологическое благополучие является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Таким образом, психологическое благополучие характеризуется как комфортное эмоциональное состояние.

   Психологически благополучный ребёнок – это прежде всего ребёнок спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом принимает ценность и уникальность окружающих его людей.

   Психологическое благополучие ребёнка обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт. Именно эмоциональное благополучие является наиболее ёмким понятием для определения успешности развития ребёнка.

   Главная роль в развитии у ребёнка эмоций как основы дальнейшего нравственного развития принадлежит семье. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

   Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность ребёнка – быть принятым всерьёз и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей. Семья даёт ребёнку главное – интимно-личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи – психологический тыл, защита, убежище.

   Семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребёнка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребёнка. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.

Чтобы сохранить психологическое благополучие ребёнка, необходим благоприятный психологический климат в семье.

   Психологический климат семьи определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие детей. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей "Психоэмоциональное здоровье ребенка в ДОУ"

Познакомить с методами и приемами способствующими развитию психоэмоционального состояния детей....

Деятельность педагога-психолога в условиях обновления дошкольного образования: сохранение психоэмоционального здоровья ребенка.

Здоровый образ жизни - единственно верное решение для любого нормального человека. Это постулат, в истинности которого не сомневается никто. Дошкольный возраст, занимая по шкале физического разви...

Мастер-класс «Сохранение и укрепление психоэмоционального здоровья педагогов»

Создание условий для профессионального самосовершенствования  педагогов-психологов по сохранению и укреплению психоэмоционального здоровья  педагогов  ДОУ....