Деятельность педагога-психолога в условиях обновления дошкольного образования: сохранение психоэмоционального здоровья ребенка.
статья по коррекционной педагогике

Зуева Ирина Юрьевна

В статье представлены материалы из опыта работы педагога-психолога с детьми с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зуева И. Ю., педагог-психолог

ГБДОУ детский сад №89 «Бригантина» Красносельского района
Санкт-Петербурга

Деятельность педагога-психолога в условиях обновления дошкольного   образования: сохранение психоэмоционального здоровья ребенка.

Современный этап развития общества отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса.

Однако тенденция нестабильности жизненного уровня семей, ухудшения  экологической ситуации в России порождает условия, при которых на фоне повышения выживаемости уровень здоровья детей значительно снижается. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности.

Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье и закладываются основы личности. Важной составной частью здоровья человека является его психологическое здоровье. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека — это система, в которой все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга.

Эмоционально-личностное развитие ребёнка является первоосновой его психологического здоровья. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психологическое здоровье и является его надежным индикатором на различные события и факты.

     На современном этапе детский сад становится одной из определяющих ступеней в становлении личности ребенка. Многие индивидуальные особенности и личностные качества ребенка формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.

Особую тревогу в последнее время вызывает значительный рост дошкольников с нарушениями речевого развития, в частности, с общим недоразвитием речи (ОНР). ОНР – это речевые расстройства, вследствие которых нарушено развитие всех компонентов речевой системы, относящихся к ее смысловой и звуковой стороне, при сохранном интеллекте и слухе. Речь дошкольников с ОНР фонетически недостаточно оформлена, имеет аграмматизмы. Отмечаются нарушения фонематического восприятия, синтаксических и морфологических норм. Активный и пассивный словарный запас беден. Характерным признаком также является недостаточное развитие экспрессивной речи и низкая речевая активность.

Данные нарушения оказывают значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы ребенка. Это обусловлено связью между развитием речи и другими сторонами психического развития ребенка. Большинство детей критично относятся к своему дефекту. Как следствие этого, особенностями развития личности дошкольника с ОНР становятся тревожность, низкая самооценка, пониженный фон настроения, ипохондричность, страхи, нарушение коммуникативной функции.

Здоровьесберегающие технологии находят все более широкое применение  в  оптимизации образовательного процесса, сохранении и укреплении здоровья воспитанников. Они способствуют физиологической активации процессов саморегуляции и мобилизации защитных сил организма, хорошей совместимости с другими оздоровительными средствами и методами восстановления и укрепления здоровья детей.

Воздействуя на эмоциональное состояние двигательными, дыхательными, музыкальными, психологическими упражнениями, можно добиться снятия эмоциональной напряженности, создания положительного эмоционального настроя, синхронизации работы полушарий головного мозга, динамики в развитии общей и мелкой моторики, улучшения памяти, внимания, воображения, мышления и, благодаря этому, получить значительный скачок в улучшении речи, а также способствовать профилактике дислексии и дисграфии.

Приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление психического и физического здоровья воспитанников. Данный опыт работы является логическим звеном в общей системе работы детского сада и ставит своей целью организацию работы педагога-психолога, воспитателей и профильных специалистов, обеспечивающую формирование положительного эмоционального состояния с использованием возможностей современных образовательных технологий, как основы психологического здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие методы и технологии такие как: кинезиологические упражнения, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, музыкальная релаксация (музыкотерапия), игровая терапия, сказкотерапия, арттерапия, дыхательные упражнения, мнемотехнические приемы используются совместно педагогами и профильными специалистами во всех видах детской деятельности и режимных моментах.

Из ряда перечисленных здоровьесберегающих методов и технологий хочется остановиться на некоторых, представляющих на наш взгляд наибольшую значимость, своеобразие и эффективность :

  • Система кинезиологических упражнений «Волшебные движения»
  •  Мнемотехнический прием «Расскажи стихи руками»
  • Релаксационные упражнения
  • Дыхательные упражнения
  • Использование полифункционального интерактивного оборудования

Каждое занятие с ребенком желательно начинать с «Волшебных движений» (комплекс  упражнений на развитие сенсомоторной пластики, целью которых является развитие межполушарной специализации и синхронизация работы полушарий головного мозга, стимуляция активных точек),  великолепного коррекционного приема, связанного с функциональной асимметрией полушарий головного мозга.

«Расскажи стихи руками» (мнемотехнический прием) - замечательный организационный прием, способствующий развитию памяти, мышления наблюдательности.

 «Музыкотерапия» - музыка как  мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека использовалась для лечения различных заболеваний и, в особенности, для терапии нервно-психических расстройств.

«Дыхательные упражнения» - уже в древности люди, не обладая современным пониманием физиологических механизмов, выяснили, что дыхание может серьезно влиять на процессы, происходящие в организме. Тем более, что дыхание хорошо поддается сознательному управлению. О пользе дыхательных упражнений говорил еще Авиценна. В нашем детском саду используется метод «БОС» биологической обратной связи, который сводится к выработке нового типа дыхания – диафрагмально-релаксационного. Релаксация – важный компонент методики.

«Использование полифункционального интерактивного оборудования» -  сочетание музыки, цвета, тактильных ощущений в сенсорной комнате дает полное состояние расслабления, развивает зрительно-моторную координацию, восприятие, внимание, воображение, снимает мышечное напряжение, создает положительный эмоциональный фон, активизирует функции нервной системы.

Совместная с педагогом-психологом деятельность строится по блокам:

  1.  Адаптационно-психологический блок:

- снятие эмоционального напряжения,

- создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого,

- формирование адекватной самооценки у детей,

- привитие новых форм поведения.

  1.  Эмоционально-познавательный блок:

- обучение распознаванию эмоциональных состояний окружающих,

- развитие умения выразить свое эмоциональное состояние,

- формирование моральных представлений, тренировка психомоторных функций.

- снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками,

- развитие навыков общения,

- формирование адекватных форм поведения,

- стимуляция познавательной активности.

Структура занятия:

  • Приветствие;
  • Обеспечение сенсомоторной пластики – (кинезиологические упражнения, пальчиковая гимнастика с элементами мнемотехнического приема, тренировка дыхания);
  • Развитие невербальных психических процессов (с использованием оборудования полифункциональной интерактивной среды) в сенсорной комнате;
  • Формирование смыслообразующих функций психических процессов;
  • Решение и поиск путей выхода из ситуации (игровые упражнения на основе двигательных методов);
  • Релаксационные упражнения и тренировка дыхания;
  • Рефлексия.
  1. Блок «Релаксационно-диафрагмальное дыхание»  на основе здоровьесберегающей психоэмоциональной компьютерной технологии «Биологическая Обратная Связь» Сметанкина А. А.:

- обучение  и автоматизация навыка диафрагмально-релаксационного

дыхания

- снятие эмоционального напряжения

- активизация работы всех органов и систем

Система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников через развитие эмоционально-личностной сферы на основе использования здоровьесберегающих технологий предполагает организацию специализированной деятельности воспитателей с детьми как на занятиях, так и вне их.

Совместная с педагогом деятельность заключается:

- в создании эмоционально-благоприятной обстановки для детей;

- во включении здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс и в ходе режимных моментов.

Здоровьесберегающие технологии, используемые педагогами:

  1. Психогимнастика (метод замещающего онтогенеза), пальчиковая гимнастика с элементами мнемотехнического приема, упражнения на диафрагмальное дыхание – проводятся перед каждым познавательным занятием с детьми в группе.
  2. Тренировка диафрагмально-релаксационного дыхания на тренажере-имитаторе (после прохождения курса сеансов с педагогом-психологом) – перед выходом на прогулку.
  3. Музыкальная релаксация – перед дневным сном.
  4. Закаливающие процедуры на основе стимуляции невербальных психических процессов – после дневного сна.

В процессе организации своевременной и систематической психолого-педагогической работы, использования здоровьесберегающих технологий педагогами и профильными специалистами детского сада происходят изменения в интеллектуальном, эмоционально-личностном развитии детей: они становятся более организованными, требовательными к себе, повышается  самооценка, появляется уверенность в своих силах, создается атмосфера психологического комфорта и эмоционального благополучия.

Литература.

  1. Анциферова Л.И. «Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии» М.1968.
  2. Бальсевич В. К. Очерки по возрастной кинезиологии человека [Текст]/
    В. К. Бальсевич. – М.:Советский спорт, 2009. – 220с.: ил.
  3. Бреслав Г.М. «Эмоциональные особенности формирования личности в детстве» М. 1990.
  4. Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии» М. 1997.
  5. Доктор Пол И. Деннисон, Гейл Деннисон. Гимнастика мозга (интернет-пособие).
  6. Дубровина И.В. «Руководство практического психолога» М. «Академия» 1995. Ермолаева М.В. «Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками» М. 2002.
  7. Изард К.Е. «Эмоции человека» М. 1980.
  8. Крюкова С.В, Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» М. «Генезис» 2003.
  9. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль «Академия развития» 1997.
  10. Малюткина Н.В. «Я хороший, или Советы по коррекции поведения ребенка» С-П. «Каро» 2003.
  11. Романов А.А. «Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей» М. «Плэйт» 2004.
  12. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика» г. Москва «Родничок» 2000.
  13. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
  14. Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры» С-П. «Речь» 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционные и инновационные методы работы в деятельности педагога-психолога в условиях обновления образования

Традиционные и инновационные методы работы в деятельности педагога-психолога в условиях обновления образования...

Деятельность педагога-психолога в условиях обновления дошкольного образования: сохранение психоэмоционального здоровья ребенка.

Здоровый образ жизни - единственно верное решение для любого нормального человека. Это постулат, в истинности которого не сомневается никто. Дошкольный возраст, занимая по шкале физического разви...

«Деятельность педагога - психолога в условиях обновления дошкольного образования, сохранение психоэмоционального здоровья ребенка».

Консультация для педагогов «Деятельность педагога - психолога в условиях обновления дошкольного образования, сохранение психоэмоционального здоровья ребенка».Психолог в детском саду ...

Статья. Деятельность педагога-психолога в условиях обновления дошкольного образования: сохранение психоэмоционального здоровья ребенка.

Современный этап развития общества отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса.Здоровье детей в любом о...

Деятельность педагога-психолога в системе комплексного сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы кратковременного пребывания компенсирующей направленности «Особый ребенок»

Система психолого-педагогического  сопровождения воспитанников с ОВЗ – это практически значимая форма работы команды специалистов (учителя-дефектолога, учителей-логопедов, педагогов-психоло...