Актуальность нейрогимнастики для развития детей дошкольного возраста
занимательные факты по коррекционной педагогике

Статья посвящена роли и важности методов нейрокоррекции в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность нейрогимнастики для развития детей дошкольного возраста

            В современном мире, где дети с раннего возраста сталкиваются с огромным количеством информации и технологий, особое внимание следует уделить их физическому и психическому развитию. Нейрогимнастика, как метод, направленный на активизацию работы мозга и развитие нервной системы, становится все более актуальной для детей дошкольного возраста. Нейрогимнастика задействует все зоны мозга, упражнения направлены на стимуляцию обоих полушарий. Это способствует развитию памяти, внимания, мышления. Нейрогимнастика позволяет очень мягко влиять на работу мозга.

         Нейрокоррекционные технологии в педагогике — это комплекс специальных методик, направленных на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств. Нейрокоррекционные технологии состоят из различных направлений в зависимости от специфики нарушений и целей коррекции. 

Нейрокоррекционные технологии включают в себя:

Сенсомоторный вариант коррекции.

Нацелен на развитие сенсорных и моторных функций ребёнка (ощущение собственного тела и пространства вокруг него, способность согласовывать движения рук и глаз при выполнении разных действий). Для этого используются различные упражнения, массаж и самомассаж, правильное дыхание.

Когнитивный вариант коррекции.

Направлен на развитие когнитивных функций: памяти, внимания, мышления, речи и т. д. В этом направлении используются различные логические и речевые задания, игры на развитие памяти и внимания, упражнения на формирование межполушарной асимметрии и т. д.

Эмоционально-личностный вариант коррекции.

Направлен на развитие эмоциональной сферы и личности ребёнка (самооценки, саморегуляции, мотивации, коммуникативных навыков). Для этого используются различные виды арт-терапии, игровая терапия, психологическое консультирование и т. д.

Задачи нейрогимнастики:

  • Развитие межполушарной специализации.
  • Развитие межполушарного взаимодействия.
  • Развитие комиссур (межполушарных связей).
  • Синхронизация работы полушарий.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие способностей.
  • Развитие памяти, внимания.
  • Развитие речи.
  • Развитие мышления.

      Познакомимся немножко с функционалом нашего мозга. Что же все-таки происходит в мозговых структурах при выполнении тех или иных нейрогимнастических упражнениях? Мозг человека состоит из двух полушарий: правого и левого. Хоть они и похожи, но не совсем одинаковые и некоторые области в разных полушариях выполняют разные задачи. Правое полушарие управляет движениями левой стороны, а левое – правой.

    За обеспечение межполушарного взаимодействия отвечают горизонтальные проводящие пути, которые еще называют комиссурами или межполушарными связями, образующие мозолистое тело, располагающееся между полушариями в теменно-затылочной части головного мозга.

        Передача информации из полушария в полушарие – сложнейшая электрическая и химическая деятельность мозга.

       Мозолистое тело даже называют основой интеллекта, подчеркивая, что без его участия у ребенка не будут развиты психические функции и сформированы учебные навыки. При анализе функционирования межполушарного взаимодействия оценивается одновременность смены рук. При повреждении межполушарных связей смена рук происходит последовательно. В случаях, когда ребенок сбивается, складывает два кулака или две ладони, можно судить о состоянии премоторных отделов коры больших полушарий, отвечающих за серийную организацию движений.      Изменения темпа выполнения пробы, излишний тонус в мышцах рук, дополнительные движения других частей тела, большая амплитуда упражнения позволяют судить о состоянии подкорковых структур головного мозга.

       Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее берет основную нагрузку на себя, а другое блокируется. В результате у ребенка возникают проблемы с ориентацией в пространстве, координацией пишущей руки со слуховым и зрительным восприятием, адекватным эмоциональным реагированием. Он становится мнительным и с трудом учится чему-то новому.

       Для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие полушарий. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействуются оба полушария мозга.

       В своей работе я использую комплекс кинезиологических упражнений, которые имеют свою конкретную цель, а разделить их условно можно на три функциональных блока:

1. Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).

2. Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).

3. Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).

       Нейроупражнения помогают полушариям работать согласованно — так человек лучше воспринимает информацию и выполняет любую умственную работу более продуктивно. В комплексе с дыхательной гимнастикой и другими видами упражнений такая «зарядка» для мозга даёт поразительный эффект:

Комплекс гимнастики для развития памяти и мышления включает в себя несколько видов нейроупражнений; в зависимости от проблем, которые необходимо решить в процессе занятий, и возраста ребёнка могут добавляться разнообразные упражнения:

- дыхательные — снижают гиперактивность, помогают управлять эмоциями;

- двигательные — помогают наладить синхронную работу обоих полушарий мозга, улучшают координацию, ориентацию в пространстве, навыки письма и чтения;

- глазодвигательные — развивают межполушарное взаимодействие, облегчают восприятие информации во время учёбы;

- растяжка — снимает напряжение, помогает подготовить руку к письму;

- для развития мелкой моторики

- артикуляционные — для детей с задержкой речевого развития;

- массаж и релаксация — для расслабления мышц и нервной системы, снятия гипертонуса.

         Каждый коррекционный комплекс состоит из взаимодополняющих методик, которые подбираются для каждого ребёнка индивидуально в зависимости от характера и степени его нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Актуальность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: проблемы и задачи»

На современном этапе развития нашего государства, на фоне введения ФГОС ДО, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.В последнее время возросло внимание к проблемам ...

Доклад на тему: "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста."

Со своим докладом на тему: "Актуальность проблемы речевого развития  детей дошкольного возраста" я выступила на педагогическом совете в  своём детском саду. Представила работу из своего опыт...

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Раскрываю актуальность проблемы развития речи у детей дошкольного возраста....

«Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выр...

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. В наше время ра...

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе по речевому развитию дошкольников с ОВЗ возможно лишь при тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса и в совместном решен...

Значение нейрогимнастики в развитии детей дошкольного возраста.

В статье раскрывается значение нейрогимнастики в развитии детей дошкольного возраста...