Образовательная программа "Говорим, играем, танцуем!"
рабочая программа по коррекционной педагогике

Горбунова Светлана Николаевна

Программа «Говорим, играем, танцуем!» по логоритмике рассчитана на 2 года обучения (старшая и подготовительная логопедическая группа детей с ТНР) и содержит:

  • задачи (коррекции нарушений речи, развития музыкальных и творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья детей);
  • тематические планы,
  • учебно-тематические планы,
  • ожидаемые результаты на каждый учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_govorim_igraem_tantsuem.doc334 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа

 «ГОВОРИМ, ИГРАЕМ, ТАНЦУЕМ!»

                                                                            авторы:

                                                                         Горбунова С.Н.,

                                                                                музыкальный руководитель,

                                                                        Кацман Л. А.,

                                                                        Учитель-логопед

                                                

                                                                     

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ

        Программа «Говорим, играем, танцуем!» рассчитана на 2 года обучения (старшая и подготовительная логопедическая группа детей с ТНР) и содержит:

  • задачи (коррекции нарушений речи, развития музыкальных и творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья детей);
  • тематические планы,
  • учебно-тематические планы,
  • ожидаемые результаты на каждый учебный год.

Актуальность.  С каждым годом, по наблюдению логопеда, в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Практическая значимость. Программа по логоритмике прошла апробацию в нашем детском саду в течение двух лет, и есть положительные результаты: речь детей логопедической группы стала более плавной, связной. Постепенно устраняется неправильное произношение отдельных звуков. Дети научились выразительно говорить, петь, импровизировать различные движения, сочетая их со словами.

Инновационная направленность. Программа «Говорим, играем, танцуем!»  -  программа по логоритмике, полностью соответствующая лексико-грамматическому планированию логопедических занятий, включающая работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Кроме того, логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста.

Степень распространения. Представление программы на педсовете детского сада, городском МО музыкальных руководителей, городском МО учителей-логопедов детских садов.

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Чувство ритма – это одна из основных способностей человека. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

        Все в нашем организме подчинено ритму – четко стучит сердце, легкие в определенном ритме выполняют вдох или выдох. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.

Логоритмика полезна всем детям, посещающим логопедическую группу, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей, не желающих разговаривать совсем или говорящих мало, так как занятия, проводимые на высоком эмоциональном уровне, способствуют тому, чтобы малыш с удовольствием выполнял логоритмические упражнения. Логоритмика – эффективное средство совместной работы логопеда, воспитателя логопедической группы и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

        Программа рассчитана на 2 года обучения. Логоритмические занятия проводятся с детьми логопедической группы 1 раз в неделю длительностью 20-25 мин музыкальным руководителем, логопедом и воспитателем.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Логоритмика комплексно решает задачи логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Поэтому цель данной программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  • оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей логопедической группы;
  • создать условия для организации логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей логопедической группы, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания, обучения, коррекции;
  • разработать перспективный план проведения логоритмических занятий, дидактические пособия;
  • создать пакет диагностики развития неречевых психических функций детей.

БАЗИС ПРОГРАММЫ

Образовательная программа «Говорим, играем, танцуем!»  базируется на основных положениях программ и методических пособий:

по логопедии:

  • Программа «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Г. А. Каше;
  • Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной;
  • «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н. В. Нищевой;
  • «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет, 6 лет»

Т. А. Ткаченко;

  • Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;
  • Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет» Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей;
  • Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и     С. В. Коноваленко;
  • Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской.

по логоритмике:

  • Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.

по оздоровлению детей:

  • Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;
  • Система оздоровления дошкольников «Здоровячок» Т. С. Никаноровой, Е. М. Сергиенко;
  • «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева,                    Б.Б. Егорова;
  • Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина, «Психогимнастика М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

1. Принцип научности. Все коррекционные и оздоровительные методики должны быть научно обоснованными и апробированы.

2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем логопедической группы. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками детского сада.

3. Принцип системности. Логоритмическая работа должна проводиться непрерывно и регулярно. Многократные повторения, варьируемые для повышения интереса детей к происходящему, вырабатывают здоровые двигательные динамические стереотипы.

4. Принцип последовательности. Коррекционные задания на логоритмических занятиях вводятся поэтапно, согласно закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. В первую очередь формируются звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда -  соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.

5. Принцип сознательности и активности. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.

6. Принцип доступности и индивидуализации. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

8. Принцип наглядности. Для успешного проведения коррекционной работы необходимо задействовать все виды анализаторов, связывающих человека с действительностью – зрительные, слуховые, осязательные.

9. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

        

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Систематический мониторинг качества речевых способностей дошкольников, проводимый логопедами в дошкольных образовательных учреждениях, на протяжении последних лет показывает увеличение числа детей,  имеющих какие-либо нарушения речи. Результаты анкетирования родителей воспитанников показало недостаток общения взрослых с детьми, замена живой речи на различные виды аудио и видеопрограммы.

Недостатки звукопроизношения могут влиять на развитие таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения, овладения навыками чтения и письма. Поэтому коррекционная работа по преодолению нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка.

Это побуждает педагогов ДОУ к созданию новых, более эффективных форм и технологий коррекционной работы, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников. Логоритмические занятия являются активной формой коррекции звукопроизношения, способствуют формированию двигательных навыков и умений, координации движений, организаторских способностей. Кроме того, логоритмика выполняет и оздоровительную функцию: укрепляет костно-мышечный аппарат, развивает дыхательную и голосовую системы, способствует сохранению правильной осанки.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ

Логоритмическое занятие может включать следующие виды упражнений:

  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. 
  • Динамические упражнения развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
  • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
  • Дыхательная гимнастика исправляет нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  На логоритмических занятиях совместно с логопедом ДОУ и по рекомендации врача-педиатра используются:
  1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
  2. выработка продолжительного речевого выдоха,
  3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
  • Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
  • Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  • Пение развивает эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух, память, внимание, мышление; укрепляет голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
  • Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
  • Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
  • Театральные этюды.  Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
  • Коммуникативные игры обучают детей умению сотрудничать, формируют у них умение увидеть в другом человеке его достоинства. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
  • Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

ДИАГНОСТИКА НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)

Диагностика проводится в начале учебного года старшим воспитателем, логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики.

 Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

Критерии:

Слуховое внимание.

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

Восприятие и воспроизведение ритма.

1-й элемент:        - - .. -

2-й элемент:        - .. - -

3-й элемент:        - - …

4-й элемент:        … - -

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве.

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики.

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

  • силу движений,
  • точность движений,
  • темп движений,
  • координацию движений,
  • переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики.

1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.

3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение от одного движения к другому.

  • «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
  • Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
  • Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.

Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.

Результаты заносятся в сводную таблицу:

Результаты диагностики неречевых психических функций на логоритмических занятиях (в баллах)

Логопедическая группа № 13

Возраст детей:  6-7 лет.

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Слуховое внимание

Восприятие и воспроизведение ритма

Ориентирова-ние в пространстве

Состояние общей моторики

Состояние мелкой моторики

Нач. уч.г.

Кон. уч.г.

Нач. уч.г.

Кон. уч.г.

Нач. уч.г.

Кон. уч.г.

Нач. уч.г.

Кон. уч.г.

Нач. уч.г.

Кон. уч.г.

1

К. Юля

6

8

3

4

5

8

3

5

15

18

2

К. Сережа

4

6

1

3

4

6

3

4

13

16

3

К. Виталик

3

7

2

4

4

7

2

4

12

16

4

Н.Никита

5

7

1

3

4

7

3

4

14

17

5

П.Андрей

2

6

1

3

2

5

2

4

14

18

6

П. Никита

2

5

1

2

3

6

1

3

10

13

7

Р. Витя

6

7

2

3

6

7

4

5

14

17

8

С. Глеб

1

5

1

2

3

4

1

3

9

12

9

У.Коля

6

8

3

3

5

7

3

5

14

17

10

У. Данил

4

7

2

3

4

7

4

5

15

19

11

Ф. Антон

7

8

4

4

6

8

4

5

18

20

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.   СТАРШАЯ ГРУППА

ЗАДАЧИ

  • Создать благоприятные условия для детей, установить контакт с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.
  • Провести активную работу по организации детского коллектива.
  • Осуществить следующую коррекционную работу:

- закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности;

- формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;

- научить детей правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж;

- развивать музыкальные и творческие способности детей;

- развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;

- развивать правильное дыхание;

- развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;

- развивать зрительное, слуховое и двигательное внимание, память.

  • Воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим людям, бережное отношение к природе, животным.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Месяц

Неделя

Лексико-грамматическая тема

Название занятия

Количество занятий

Сентябрь

1

Осень, осенняя одежда

«Осенние картинки»

1

2

Родина

«Что зовем мы Родиной?»

1

3

Овощи и фрукты

«Богатый урожай»

1

4

Хлеб

«Караваюшка»

1

5

Детский сад. Игры и игрушки

«Городок игрушек»

1

Октябрь

6

Осенний лес. Грибы

«Прогулка в осенний лес»

1

7

Домашние животные

«У Кота Федота новоселье»

1

8

Почта. Профессии

«Кем быть?»

1

9

Перелетные птицы

«До свидания, птицы!»

1

Ноябрь

10

Ателье. Одежда

«Осеннее вдохновение»

1

11

Дикие животные

«Зайчата в гостях у бельчат»

1

12

Посуда

«Посудная лавка»

1

13

Животные севера и юга

«Карнавал животных»

1

Декабрь

14

Мебель

«В домике куклы Кати »

1

15

Зимующие птицы

«Снегири»

1

16

Зима

«Зимняя царица»

1

17

Новый год

«В гости к Снегурочке»

1

Январь

18

19

Рождественские каникулы

20

Комнатные растения

«Уголок природы»

1

21

Библиотека

«Наши любимые сказки»

1

22

Пожарная безопасность

«Кошкин дом»

1

Февраль

23

Наш край

«Родной край»

1

24

ЗОЖ

«Мишкина малина»

1

25

Транспорт

«Поиграем в поезд»

1

26

Армия

«Армейская

 карусель»

1

Март

27

Весна

«Голоса весны»

1

28

8 марта. Семья

«Самая любимая мама»

1

29

Домашние птицы

«Петушок и его семья»

1

30

ОБЖ

«На лесном перекрестке»

1

31

Строители

«Мы строители»

1

Апрель

32

Космос

«Полетим на ракете»

1

33

Рыбы  

«Любитель-рыболов»

1

34

Лес, парк, сад

«В гости к Радуге»

1

35

Насекомые

«Муха-Цокотуха»

1

Май

36

Огород

«Мы сажаем огород»

1

37

День Победы

«День Победы»

1

38

Времена года

«Как Ох времена года перепутал»

1

39

Скоро лето

«Здравствуй, лето!»

1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1. «Осенние картинки»

  • Закреплять знания детей об осени, как времени года.
  • Уточнить артикуляцию звука [А] в проговаривании чистоговорок.
  • Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание.
  • Развивать силу голоса в упражнениях и играх.

2. «Что зовем мы Родиной?»

  • Закрепить знания по теме.
  • Закрепить представление о звуке [У] в пении вокализов.
  • Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных.
  • Развивать звуковысотный, тембровый и ритмический слух.
  • Воспитывать у детей любовь к Родине, уважение к традициям народа.

3. «Богатый урожай»

  • Закрепить знания детей об овощах и фруктах в дидактической игре.
  • Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных [А - У].
  • Выучить с детьми комплексы оздоровительных упражнений.
  • Развивать у детей умение согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста.
  • Развивать произвольную переключаемость органов артикуляционного аппарата.

4. «Караваюшка»

  • Углубить знания детей о том, как пекут хлеб, о многообразии хлебобулочных изделий.
  • Закрепление артикуляции звука [И] в фонематических упражнениях.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.

5. «Городок игрушек»

  • Дать знания детям о многообразии материалов, из которых сделаны игрушки.
  • Учить детей правильно пропевать сочетания двух гласных звуков [АИ], [ИА], [ИУ], [УИ].
  • Развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями.
  • Развивать слуховое внимание.

6.«Прогулка в осенний лес»

  • Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах.
  • Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца.
  • Закреплять умение различать на слух гласные звуки [А – У - И], определять последний согласный звук в словах.
  • Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага.

7. «У Кота Федота новоселье»

  • Уточнение артикуляции звука [О], учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука.
  • Развивать навыки двигательных импровизаций под текст.
  • Развивать мимику детей и пантомимику.
  • Воспитывать правильное речевое дыхание.

8. «Кем быть?»

  • Закрепить знания детей о различных профессиях.
  • Упражнять детей в выделении звука [О] в слогах и словах.
  • Развивать коммуникативные навыки детей в подвижной игре.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Воспитывать у детей уважение к труду, представителям различных профессий.

9.«До свидания, птицы!»

  • Закреплять знания детей о перелетных птицах.
  • Формировать навыки выразительных и ритмичных танцевальных движений.
  • Уточнить артикуляцию звуков [А – О – У - И], пропевая сочетания из гласных звуков [АУО], [ИУО], [УОИ].
  • Развивать речевое и физиологическое дыхание детей в дыхательных упражнениях.

10.«Осеннее вдохновение»

  • Систематизировать знания детей о различных видах одежды.
  • Уточнить артикуляцию звука [Ы] в длительном и коротком пропевании.
  • Разучить с детьми комплекс игрового массажа.
  • Формировать правильное речевое дыхание.
  • Развивать способность изменять голос по силе, высоте, тембру.

11.«Зайчата в гостях у бельчат»

  • Закрепить знания детей по теме.
  • Закрепить умение использовать в речи простые предлоги.
  • Учить детей выделять звуки [Ы - И]  из ряда гласных звуков.
  • Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку, желание музицировать на музыкальных инструментах.
  • Воспитывать у детей любовь к природе, животным.

12.«Посудная лавка»

  • Систематизировать знания детей о различных видах посуды.
  • Уточнить артикуляцию звуков [М – м’] и закрепить их чистое произношение в речевых играх.
  • Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
  • Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах.

13.«Карнавал животных»

  • Расширить знания детей об обитателях зоопарка.
  • Закрепить правильную артикуляцию звука [В] в пропевании слоговых рядов.
  • Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку в соответствии с характером музыкального произведения.
  • Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.

14.«В домике куклы Кати» 

  • Закрепить знания детей по теме «Мебель».
  • Учить детей правильно пропевать звук [Н] в логопедических распевках.
  • Разучить с детьми комплекс оздоровительных упражнений для горла, для формирования правильной осанки.
  • Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.

15.«Снегири»

  • Закрепить знания детей по теме.
  • Закрепить правильное произношение звука [Ф] в дыхательных играх.
  • Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
  • Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.

 16.«Зимняя царица»

  • Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
  • Учить детей дифференцировать звуки [Ф - В] в речевых играх.
  • Развивать у детей устойчивое слуховое внимание, слуховую и двигательную память.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук с одновременным проговариванием чистоговорок.

17.«В гости к Снегурочке» 

  • Закрепить умение детей дифференцировать звуки [М - Н], выделять их из ряда согласных звуков.
  • Разучить с детьми комплекс самомассажа лица и шеи.
  • Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения  движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
  • Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.

18. 19. Рождественские каникулы

20. «Уголок природы»

  • Расширить знания детей о комнатных растениях и о правилах ухода за ними.
  • Закрепить навыки правильного диафрагмального дыхания, правильной артикуляции гласных [А], [У],  [И],  [О].
  • Учить детей двигаться пластично, выразительно передавая образ музыкального произведения.
  • Развивать мелкую моторику пальце рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, зеленым комнатным растениям.

21. «Наши любимые сказки»

  • Формировать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру.
  • Уточнить артикуляцию звука [Б], учить детей находить позицию этого звука в словах.
  • Развивать чувство ритма, метра, темпа, умение слышать сильную долю такта.
  • Развивать фантазию и творческое мышление детей, умение сочинять сказки, мелодии, последовательности простейших танцевальных движений.
  • Воспитывать любовь к книгам, чтению, стремление узнать больше нового.

22.«Кошкин дом»

  • Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации «Пожарные».
  • Закрепить правильную артикуляцию звука [П], учить детей пропевать прямые и обратные слоги. 
  • Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе, выполнении танцевальных движений.
  • Формировать умеренный темп речи, силу и модуляцию голоса.

23.«Родной край»

  • Закрепить знания детей о родном крае, его населении, обычаях, культуре.
  • Учить детей дифференцировать звуки [П - Б] в речевых играх, логопедических распевках.
  • Развивать общую и мелкую моторику, формировать координации движений в мелких мышечных группах пальцев и кистей рук.
  • Формирование длительного плавного ротового выдоха.
  • Воспитывать у детей любовь к своей малой родине, ее культуре.

24. «Мишкина малина»

  • Расширить знания детей о пользе витаминов, здорового питания.
  • Уточнить артикуляцию звука [Д], вырабатывать силу выдоха в речевых и оздоровительных играх.
  • Формировать устойчивое слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.
  • Развивать чувство ритма, умение согласовывать речь с движением.
  • Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе.

25. «Поиграем в поезд»

  • Закрепить знания детей о различных видах транспорта.
  • Закрепить правильную артикуляцию звука [Т] в речевой игре «Самовар».
  • Развивать правильное речевое и физиологическое дыхание.
  • Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных звуков в логопедических распевках и песнях.

26.«Армейская карусель»

  • Закреплять знания детей по данной теме.
  • Закрепить умение детей дифференцировать звуки [Т - Д] в оздоровительных и подвижных играх.
  • Учить детей петь выразительно, слушать друг друга.
  • Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх.
  • Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей.

27.«Голоса весны»

  • Закрепить знания детей о весне, ее приметах.
  • Уточнить артикуляцию звука [Г], учить детей выделять этот звук из ряда согласных звуков.
  • Развивать способность детей изменять голос по тембру, динамике, высоте.
  • Формировать навык выразительных и ритмичных движений под музыку.
  • Воспитывать у детей любовь к природе, животным.

28.«Самая любимая мама»

  • Формировать слуховое внимание, учить детей начинать и заканчивать пение вместе с музыкой.
  • Закрепить правильную артикуляцию звука [К] в речевых играх.
  • Формировать правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру.
  • Развивать творческие способности детей в музицировании на музыкальных инструментах.
  • Воспитывать у детей любовь к своей семье, уважение к старшим.

29. «Петушок и его семья»

  • Систематизировать у детей знания о домашних птицах.
  • Учить детей определять позицию звука [Х] в словах.
  • Развивать общую, ручную, мелкую моторику в общеразвивающих и оздоровительных комплексах упражнений.
  • Развивать подвижность артикуляционного аппарата, просодических компонентов речи.

30.«На лесном перекрестке»

  • Дать детям знания о правилах безопасности на дороге.
  • Закрепить умение детей дифференцировать звуки [К - Г] в пальчиковой игре «Круглый год».
  • Формировать выразительность и эмоциональную окрашенность речи в играх-диалогах.
  • Развивать правильное речевое дыхание, длительный плавный выдох.

31.«Мы строители»

  • Закрепить знания детей по теме.
  • Закрепить умение детей дифференцировать звуки [К - Х] в чистоговорках.
  • Закреплять умение согласовывать движения со словами.
  • Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.

32.«Полетим на ракете»

  • Расширить знания детей о первом космонавте.
  • Закрепить правильную артикуляцию звука [С] в дыхательных играх.
  • Формировать артикуляционную моторику и дыхательную мускулатуру.
  • Развивать двигательное внимание детей, координацию движений в подвижных играх.
  • Развивать певческие навыки, укреплять голосовой аппарат с помощью оздоровительных упражнений.

33. «Рыболовы»

  • Систематизировать знания детей о рыбах рек и морей. 
  • Закрепить правильное произношение звука [З] в прямых и обратных слогах, логопедических распевках.
  • Развивать чувство ритма, умение самостоятельно менять движение в соответствии со сменой музыкального материала.
  • Развивать зрительное внимание, прослеживающую функцию глаза, цветовосприятие.

34.«В гости к Радуге»

  • Закрепить умение детей дифференцировать звуки [С - З] в речевых и оздоровительных играх.
  • Развивать слуховое внимание и память.
  • Формировать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью игрового массажа.
  • Развивать певческие навыки детей, умение выразительно передавать характер песни.

35.«Муха-Цокотуха»

  • Расширить знания детей о насекомых и среде их обитания.
  • Уточнение артикуляции звука [Ц], пропевание чистоговорок слоговых рядов с этим звуком.
  • Формировать мелкую атаку голоса при произнесении гласных звуков [А – У - О] в логопедических распевках.
  • Совершенствовать четкость дикции и эмоциональную окрашенность речи.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе, ее маленьким обитателям.

36.«Мы посадим огород»

  • Закрепить знания детей о весенних работах на огороде.
  • Закрепить артикуляцию звуков [П - Б] в речевых и пальчиковых играх.
  • Формировать правильное речевое и диафрагмальное дыхание.
  • Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты речи.

37. «День Победы»

  • Закрепить знания детей по теме.
  • Закреплять правильную артикуляцию звуков [Ф - В] в дыхательных играх.
  • Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх, умение соблюдать правила игры.
  • Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к истории страны, к старшему поколению.

38.«Как Ох времена года перепутал»

  • Закрепить знания детей о временах года, их особенностях.
  • Закрепить правильную артикуляцию звуков [С - З] в речевых играх, играх на развитие прослеживающей функции глаза.
  • Закрепить умение детей выполнять различные виды ходьбы с перестроениями в 1, 2, 3 колонны.
  • Развивать слуховое внимание и слуховую память.
  • Развивать общую и мелкую моторику, формировать координации движений в мелких мышечных группах пальцев и кистей рук.

39. «Здравствуй, лето!»

  • Закрепить правильную артикуляцию звуков [К – Г - Х] в чистоговорках.
  • Закреплять навыки правильного физиологического и речевого дыхания.
  • Развивать умение согласовывать ритмичные движения с речью под музыку.
  • Развивать умения детей петь выразительно, брать дыхание в начале песни, между фразами. Правильно произносить в словах гласные, определять направление мелодии.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Сформированность знаний по лексическим темам.
  • Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.
  • Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
  • Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
  • Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.
  • Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.
  • Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.
  • Положительные  результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети  внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
  • Улучшение результатов диагностик развития речи.
  • Воспитание бережного отношения к природе, животным.
  • Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

ЗАДАЧИ

  • Провести диагностику неречевых психических функций детей с целью корректирования перспективного плана.
  • Развивать коммуникативные навыки детей.
  • Осуществлять коррекционную работу:

- закреплять артикуляции звуков  в определенной последовательности, тренировать умение дифференцировать парные согласные;

- учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом;

- научить детей основным принципам дыхательной гимнастики по   А. Стрельниковой, развивать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру;

- закреплять умение детей выполнять здоровьесберегающие упражнения, в том числе и на формирование правильной осанки;

- развивать координацию движений, ориентирование в пространстве;

-   развивать музыкальные и творческие способности детей, умение импровизировать в различных видах музыкальной деятельности;

- развивать певческие навыки детей, укреплять голосовой аппарат;

- развивать артикуляционную, общую  и пальцевую моторику;

- развивать фонематический слух, слуховое, зрительное внимание, память.

  • Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности за свое здоровье, бережное отношение к окружающему миру.
  • Воспитывать нравственно-патриотические чувства, уважение к традициям своего народа.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Месяц

Неделя

Лексико-грамматическая тема

Название занятия

Количество занятий

Сентябрь

1

Осень, осенняя одежда

«Путешествие в осенний лес»

1

2

Родина

«Россия –Родина моя!»

1

3

Овощи и фрукты

«Приключения Чипполино»

1

4

Хлеб

«Хлеб всему голова»

1

5

Детский сад. Игры и игрушки

«Магазин игрушек»

1

Октябрь

6

Осенний лес. Грибы

«На лесной опушке»

1

7

Домашние животные

«Поездка в Простоквашино»

1

8

Почта. Профессии

«А что у вас?»

1

9

Перелетные птицы

«Наши пернатые друзья»

1

Ноябрь

10

Ателье. Одежда

«Сказка о Маше-растеряше»

1

11

Дикие животные

«Дикие животные наших лесов»

1

12

Посуда

«Встреча с Федорой»

1

13

Животные севера и юга

«Зоопарк»

1

Декабрь

14

Мебель

«В магазине мебели»

1

15

Зимующие птицы

«Птицы у кормушки»

1

16

Зима

«Зимние забавы»

1

17

Новый год

«Новогодний поезд»

1

Январь

18

19

Каникулы

20

Комнатные растения

«Зеленый уголок»

1

21

Библиотека

«Путешествие по сказкам с Оле Лукойе»

1

22

Пожарная безопасность

«Мы пожарные»

1

Февраль

23

Наш край

«Оренбуржье мое»

1

24

ЗОЖ

«Витаминная семья»

1

25

Транспорт

«По небу, по земле, по воде»

1

26

Армия. Спорт

«Крокодил Гена идет в Армию»

1

Март

27

Весна

«Прогулка по весеннему лесу»

1

28

8 марта. Семья

«Мамины помощники»

1

29

Домашние птицы

«Колечко»

1

30

ОБЖ

«Спортсмены»

1

31

Строители

 «Строим дом»

1

Апрель

32

Рыбы

«Аквариумные рыбки»

1

33

Космос

«Будем космонавтами»

1

34

Лес, сад, парк

«Волшебный мир цветов»

1

35

Насекомые

«Приключения Муравьишки»

1

Май

36

Огородники

«Школьники-огородники»

1

37

День Победы

«День Победы»

1

38

Времена года

«От зимы до лета»

1

39

Школа

«Здравствуй, школа!»

1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1. «Путешествие в осенний лес»

  • Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень».
  • Развивать слухомоторные и речедвигательные координации на материале стихотворений, песен, динамических упражнений.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Развивать у детей чувство ритма, метра посредством речевых игр со звучащими жестами.
  • Тренировать детей двигаться, сохраняя правильную осанку.

2. «Россия – Родина моя!»

  • Учить детей выполнять игровой самомассаж.
  • Учить образовывать имена существительные в форме родит падежа единственного числа.
  • Развивать память, умение размышлять, анализировать.
  • Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память.
  • Воспитывать нравственно-патриотические чувства.

3. «Приключения Чипполино»

  • Закрепить знания об овощах и фруктах.
  • Учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом.
  • Закреплять в речи правильное произношение звука [А].
  • Развивать у детей чувство ритма, мелкую моторику, зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза.
  • Укреплять голосовые связки детей с помощью оздоровительных упражнений.

4. «Хлеб всему голова»

  • Закреплять правильное произношение звука [У] в пении вокализов.
  • Совершенствовать умение образовывать существительные единственного и множественного числа.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Развивать продолжительный выдох дыхательными упражнениями.
  • Воспитывать у детей чувство любви к своей Родине, уважение к труду.

5. «Магазин игрушек»

  • Закреплять артикуляции звуков [А - У] в звуковых играх.
  • Развивать у детей чувство ритма, умение согласовывать движение со словами.
  • Развивать мимику и пантомимику, умение импровизировать в движении.
  • Вырабатывать навыки правильного речевого дыхания, укреплять голосовой аппарат с помощью фонопедических упражнений.
  • Воспитывать у детей бережное отношение  к своим игрушкам.

6. «На лесной опушке»

  • Закреплять знание детей о съедобных и несъедобных грибах.
  • Уточнить артикуляцию звука [И], пропевая звук в чистоговорках.
  • Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса.
  • Развивать зрительное внимание  и прослеживающую функцию глаза, фиксацию взгляда.
  • Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага.

7. «Поездка в Простоквашино»

  • Закрепить знание детей о домашних животных и их детенышах.
  • Закрепить правильное произношение звука [М] в чистоговорках и звуковых играх.
  • Развивать зрительное внимание.
  • Тренировать детей согласовывать движения со словами, определять начало и конец фразы, распределять движения на всю музыкальную фразу, умение детей ходить «змейкой».

8. «А что у вас?»

  • Закреплять знания детей о профессиях.
  • Учить детей петь выразительно, чисто интонировать мелодию, четко проговаривать слова, удерживать дыхание до конца фразы.
  • Уточнить артикуляцию звука [П] в скороговорках, звуковых играх.
  • Развивать у детей внимание, умение строиться в круг по ориентирам, определять направления направо, налево.
  • Воспитывать у детей уважение к труду, представителям различных профессий.

9. «Наши пернатые друзья»

  • Закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах.
  • Закрепить правильную артикуляцию звука [Н] посредством включения в занятие дидактических игр.
  • Тренировать амблиопичный глаз, развивать зрительное внимание.
  • Упражнять детей в ходьбе по кругу по одному и парами, следить за осанкой.

10. «Сказка о Маше-растеряше»

  • Дать детям знания классификации одежды по сезону.
  • Учить детей петь эмоционально, правильно брать дыхание, отчетливо произносить слова.
  • Уточнить артикуляцию звука [О], работать над пропеванием звука на вдохе.
  • Совершенствовать технику ходьбы, бега, ориентирования в пространстве, развивать ловкость, зрительное внимание.
  •  Воспитывать у детей привычку соблюдать чистоту, бережное отношение к своим вещам.

11. «Дикие животные наших лесов»

  • Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах.
  • Закрепить правильную артикуляцию звуков [А – У - О], учить детей пропевать эти звуки длительно и коротко.
  • Формировать у детей правильную артикуляцию и четкое произношение слов.
  • Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, четко и правильно по сигналу выполнять ходьбу в разных направлениях,  координировать слово с движением.
  • Развивать мелкую моторику, чувство ритма.

12. «Встреча с Федорой»

  • Закрепить знания детей о классификации посуды.
  • Совершенствовать автоматизацию звука [Б] в пропевании логопедических рапевок.
  • Развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаз.
  • Развивать правильное дыхание, мелодико-интонационные и просодические компоненты, слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук.
  • Воспитывать в детях такие качества, как трудолюбие, бережливость, чувство сострадания.

13. «Зоопарк»

  • Закрепить у детей представление о животных разных стран.
  • Уточнить артикуляцию звука [Ы] в обратных слоговых рядах.
  • Развивать координацию слова и движения, чувство ритма.
  • Развивать умение точно выполнять движения по тексту.
  • Тренировать у детей силу выдоха, умение правильно выполнять самомассаж.

14. «В магазине мебели»

  • Закрепить знания детей по теме.
  • Формирование правильной артикуляции звука [Т] в слоговых рядах.
  • Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук в пальчиковых играх.

15. «Птицы у кормушки»

  • Систематизировать знания детей о зимующих птицах.
  • Закрепить правильную артикуляцию звука [Д] в логопедических распевках и потешках.
  • Развивать чувство темпа и ритма, умение выделять сильную долю такта.
  • Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических и оздоровительных упражнений.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к природе, птицам, желание им помочь в холодное время года.

16. «Зимние забавы»

  • Закрепить артикуляцию звука [Х] с помощью дыхательных упражнений.
  • Научить детей выполнять самомассаж лица, шеи.
  • Развивать фонематический слух и слуховое внимание детей.
  • Развивать умение детей импровизировать мелодии на заданную тему.

17. «Новогодний поезд»

  • Учить детей произвольно менять силу голоса, динамику, высоту.
  • Закрепить артикуляцию звука [В] в слоговых рядах, распевках.
  • Развивать темпо-ритмическое восприятие детей.
  • Развивать речевое дыхание с помощью дыхательных упражнений.

18, 19. Рождественские каникулы.

 20. «Зеленый уголок»

  • Дать детям представление о многообразии комнатных растений.
  • Закрепить правильную артикуляцию последовательности звуков         [А – У – О - Ы]  с помощью фонопедических упражнений.
  • Формировать правильную голосоподачу и плавность речи.
  • Развивать мелкую и общую моторику.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к комнатным растениям, чувство ответственности за их состояние.

21. «Путешествие по сказкам с Оле Лукойе»

  • Формировать правильное использование в речи простых и сложных предлогов.
  • Закрепить правильную артикуляцию звука [К] в дыхательных и оздоровительных упражнениях.
  • Развивать навыки правильного речевого дыхания.
  • Развивать творческую активность детей, эмоциональный отклик на прослушанное музыкальное произведение.
  • Воспитывать в детях доброе отношение к книгам, умение заботиться о них.

22. «Мы пожарные»

  • Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, о данной профессии.
  • Уточнить артикуляцию звука [Г] в слоговых рядах и чистоговорках.
  • Формировать умение детей согласовывать движение со словами.
  • Развивать слухомоторные и речедвигательные координации на материале песен, стихотворений, танцев.

23. «Оренбуржье мое»

  • Дать детям знания по данной теме.
  • Закрепить артикуляцию звука [Э] в логопедических распевках.
  • Формировать умение образовывать существительные единственного и множественного числа.
  • Развивать коммуникативные способности детей.
  • Воспитывать у детей любовь к своему краю, своим землякам, традициям, творчеству.

24. «Витаминная семья»

  • Закрепить знания детей о ягодах и их пользе.
  • Ввести активный словарь детей названия ягод, витаминов.
  • Уточнить артикуляцию звука [Ф] в дыхательных и речевых упражнениях.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, прослеживающую функцию глаза.
  • Воспитывать у детей привычку к здоровому питанию, образу жизни.

25. «По небу, по земле, по воде»

  • Дать детям представление о многообразии транспортных средств.
  • Тренировать умение детей дифференцировать звуки [П - Б] в слоговых рядах и чистоговорках.
  • Совершенствовать навык проговаривания слов в сочетании с движениями под музыку.
  • Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.
  • Воспитывать у детей чувство ответственности за своих питомцев.

26. «Крокодил Гена идет в Армию»

  • Учить детей образовывать сравнительные прилагательные по данной теме.
  • Тренировать умение детей дифференцировать звуки [В - Ф] в слоговых рядах и логопедических распевках.
  • Развивать речевое дыхание, эмоциональную выразительность речи, движения, жестов, мимики и пантомимики.
  • Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, родную Армию.

27. Прогулка по весеннему лесу.

  • Закрепление знаний об изменениях в природе весной.
  • Тренировать умение детей дифференцировать звуки [Т - Д] в слоговых рядах и читоговорках.
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

28. Мамины помощники.

  • Закрепление знаний детей правильно произносить глаголы настоящего времени 3 лица.
  • Тренировать умение детей дифференцировать звуки [С – с’] в дыхательных упражнениях.
  • Развивать слуховое внимание, общую и мелкую моторику, звуковысотный слух и чувство ритма.
  • Воспитывать у детей уважение к маме, бабушке, сестре и другим представительницам прекрасного пола.

29. «Колечко»

  • Закрепить знания детей о  домашних птицах.
  • Тренировать автоматизацию звуков [З - С] в слоговых рядах и дыхательных упражнениях.
  • Развивать темпо-ритмическое восприятие музыки.
  • Развивать ладовое чувство, чувство ритма в музицировании на детских музыкальных инструментах.

30. «Спортсмены»

  • Закрепить знания детей о различных видах спорта.
  • Тренировать умение детей дифференцировать звуки [С - З] в слоговых рядах и чистоговорках.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, чистоту интонирования мелодии.
  • Развивать умение детей ориентироваться в пространстве, выразительно двигаться в соответствии с текстом, передавать движениями данный образ (имитация действий спортсменов в различных видах спорта). 

31. «Строим дом»

  • Расширить словарный запас детей по теме (главным образом, глаголы).
  • Тренировать умение детей дифференцировать звуки [Ш - Ж] в слоговых рядах и логопедических распевках.
  • Развивать двигательное внимание детей.
  • Развивать коммуникативные навыки детей в совместной деятельности. 

32. «Аквариумные рыбки»

  • Дать детям представление о многообразии обитателей аквариума 
  • Закреплять правильную артикуляцию звука [Ж] в чистоговорках.
  • Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических и оздоровительных упражнений.
  • Развивать звуковысотный, тембровый, мелодический слух.

33. «Будем космонавтами»

  • Закреплять знания детей по теме.
  • Закреплять правильную артикуляцию звука [Ш] в дыхательных играх.
  • Развивать умение детей образовывать существительные единственного и множественного числа.
  • Развивать интонационную выразительность речи, четкую дикцию.

34. «Волшебный мир цветов»

  • Закреплять представления детей об объектах окружающего мира (о цветах), умение классифицировать по месту произрастания.
  • Закрепить умение дифференцировать [С - Ш] в слоговых рядах и дыхательных упражнениях.
  • Формировать умение детей согласовывать движения со словами текста.
  • Развивать чувство ритма, метра, такта.
  • Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, цветам, умение наслаждаться красотой родного края.

35. «Приключения Муравьишки»

  • Закрепить знания детей о насекомых и способах их передвижения.
  • Закрепить умение дифференцировать [З - Ж] в слоговых рядах.
  • Учить детей петь выразительно, брать дыхание в начале песни и между фразами.
  • Развивать координацию движений под музыку. 

36. «Школьники-огородники»

  • Закрепить правильную артикуляцию звуков [Л – л’] в потешках.
  • Научить детей правильно сажать семена огородных растений.
  • Совершенствовать умение детей образовывать сравнительные прилагательные по теме.
  • Развивать речевое дыхание, долгий выдох, умение произносить фразу целиком на одном дыхании. 

37. «День Победы»

  • Закрепить знания детей по теме.
  • Уточнить правильную артикуляцию звука [Ч] в дыхательных играх.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, мелодико-интонационные и просодические компоненты речи.
  • Воспитывать у детей уважение к старшим, к истории своей страны.

38. «От зимы до лета»

  • Систематизировать знания детей о временах года.
  • Закреплять правильную артикуляцию звука [Щ] в логопедических распевках, скороговорках.
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  • Воспитывать у детей стремление к здоровому образу жизни

39.«Здравствуй, школа!»

  • Закреплять умение детей согласовывать числительные и существительные.
  • Закрепить правильную артикуляцию звука [Ц] в слоговых рядах, чистоговорках.
  • Развивать слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие музыкального материала.
  • Воспитывать у детей стремление хорошо учиться в школе, вести активный образ жизни.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен
  • Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
  • Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.
  • Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата.
  • Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.
  • Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.
  • Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.
  • Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
  • Положительные  результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети  внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
  • Улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической.
  • Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей.
  • Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Библиографический список:

  1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1993;
  2. Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования.-  СПб.: ЛОИРО, 2007;
  3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002;
  4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. -  М.: ТЦ Сфера, 2008;
  5. Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007;
  6. Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001;
  7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
  8. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;
  9. Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». -  М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999;
  10. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников./Авт.-сост. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
  11. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.:  ТЦ Сфера, 2004;
  12. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
  13. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
  14. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
  15. Ковалько В.И.  Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. -  М.: ВАКО, 2005;
  16. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и  Д», 2000;
  17. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. -  М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
  18. Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  19. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д»,  2005;
  20. Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка-Пересс, 2000;
  21. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
  22. Радынова О.П.  Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. -  М.: Просвещение Владос, 1994;
  23. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
  24. Тютюнникова Т. Э.  Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119;
  25. Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. - 1998. - №2, с. 141-144;
  26. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. -  М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;
  27. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;
  28. Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;
  29. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;
  30. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995;
  31. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. -  М.: Айрис-пресс, 2007;

Статьи из Интернета:

  1. http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200702019 
  2. http://doctornet.ru/article/chto-takoe-logoritmika 
  3. http://www.o-deti.ru/sovet/sovet026.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТАНЦУЕМ ИГРАЯ, ИГРАЕМ ТАНЦУЯ» (музыкально-ритмические игры на занятиях ритмикой с детьми дошкольного возраста)

В статье «Танцуем играя, играем танцуя…» раскрываются возрастные особенности детей-дошкольников; описываются виды танцев, наиболее часто используемые на утренниках и развлечениях в ...

Консультация для воспитателей "Танцуя играем, играя танцуем"

Наверное, нет человека, который бы не согласился с утверждением, что движение и ритм являются основой жизни. Различные педагогические системы придают большое значение ритмическому воспитанию. Развитие...

Железнова Е. Обучение игре с детьми. «Малыши играют, танцуют, поют»

Курс для педагогов обучение младшая группа игре, танцам, пению....

Авторская игра "Танцуем и играем"

Конспект игры по обучению татарскому языку в средней группе...

Образовательное событие «История танцев – бал»

Танцы  – это ещё один язык, на котором общаются люди...

Парциальная образовательная программа «Мир Танца» для детей в возрасте от 2 до 4 лет

Направленность программы: творческаяВозрастная группа: дети 2-4 летПродолжительность реализации программы: 2 года             Содержание программ...

консультация для родителей "Танцуем играя, играем танцуя"

В работе по музыкально-ритмическому воспитанию детей нужен разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и т.д. Среди всего этого многообразия материала коммуникативн...