Консультация для родителей на тему "Специальная готовность к школьному обучению ребенка с ОВЗ"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Иногда родители считают, что готовность ребенка к школе определяется его владением навыками чтения, счета и письма. И зачастую их основные усилия, продиктованные желанием облегчить начало школьного обучения, направлены именно на это. В итоге жизнь завтрашнего первоклассника превращается в ежедневный тренинг, не приносящий ни удовлетворения родителям, ни радости ребенку, ни достижения ожидаемых результатов. Как же родителям организовать развивающее взаимодействие с ребенком и сделать процесс подготовки к школе действительно полезным?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:
«СПЕЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ РЕБЕНКА С ОВЗ»
Подготовила
учитель-дефектолог, ВКК
Повалюхина И.А.
Специальная готовность к школе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) включает несколько компонентов:
- Мотивационная готовность. Предполагает положительное отношение к школе и учению. Проявляется в наличии познавательных потребностей, интереса к школе, стремлении приобретать новые знания.
- Волевая готовность. Предполагает достаточно высокий уровень развития произвольности поведения.
- Интеллектуальная готовность. Включает наличие определённых умений, навыков, уровня развития познавательных процессов.
- Социальная готовность. Предполагает сформированность качеств, которые обеспечивают установление взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, вхождение в жизнь класса, выполнение совместной деятельности и т. п.
Для детей с ОВЗ большое значение для успешной интеграции в школьную среду имеет ещё один фактор — опыт продуктивной коммуникации со сверстниками и взрослыми.
При подготовке к школе ребенка с ОВЗ особое внимание уделяется развитию и совершенствованию общей, ручной и артикуляционной моторики, развитию слухового восприятия, внимания, зрительного восприятия, памяти, развитию темпо-ритмической стороны речи, формированию произносительных умений и навыков, коррекции нарушений звукопроизношения, автоматизации звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи, дифференциации нарушений звуко-слоговой структуры, совершенствованию лексических и грамматических средств языка, развитию навыков связной речи, обогащению коммуникативного опыта ребенка.
Что же такое «школьная зрелость»? Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья подготовиться к школе? Какие особенности дошкольника могут стать препятствием для успешной интеграции в школьную среду?
Заблаговременная объективная оценка готовности ребенка с ОВЗ к школе позволяет смягчить влияние негативных особенностей психического развития ребенка на процесс его обучения, сформировать качества, необходимые для успешной школьной адаптации, правильно выбрать образовательный маршрут.
Иногда родители считают, что готовность ребенка к школе определяется его владением навыками чтения, счета и письма. И зачастую их основные усилия, продиктованные желанием облегчить начало школьного обучения, направлены именно на это. В итоге жизнь завтрашнего первоклассника превращается в ежедневный тренинг, не приносящий ни удовлетворения родителям, ни радости ребенку, ни достижения ожидаемых результатов.
Как же родителям организовать развивающее взаимодействие с ребенком и сделать процесс подготовки к школе действительно полезным?
Готовность ребенка к школьному обучению, или «школьная зрелость», включает в себя три основных составляющих: саморегуляцию, мотивацию и уровень интеллектуального развития.
Для детей с ОВЗ большое значение для успешной интеграции в школьную среду имеет еще один фактор — опыт продуктивной коммуникации со сверстниками и взрослыми. Все эти показатели являются существенными для выбора образовательного маршрута ребенка с ОВЗ и создания специальных условий обучения.
Саморегуляция – это способность ребенка управлять собой и регулировать свое поведение, действовать по правилам, организовывать и контролировать свою деятельность, замечать ошибки в работе, находить и исправлять их, следовать цели деятельности. Этот показатель очень важен, так как саморегуляция является фундаментом, на котором строится весь процесс обучения.
Трудности саморегуляции, связанные с непониманием социальных норм, с неспособностью контролировать свое эмоциональное состояние и понимать эмоции окружающих, могут привести к проблемам взаимодействия с одноклассниками и учителем, трудностям усвоения правил школьного поведения и адаптации к школе в целом.
Мотивационная готовность предполагает, что ребенок готов к принятию новой социальной позиции (положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей), и проявляется в наличии познавательных потребностей, интересе и положительном отношении к школе, стремлении приобретать новые знания.
К показателям мотивационной готовности относят и адекватную самооценку, которая будет способствовать преодолению возможных жизненных трудностей, в том числе и школьных.
Негативное восприятие школьного обучения может быть спровоцировано страхом ребенка перед школой; отрицательным примером старших детей-школьников; пресыщением ребенка самим процессом подготовки к школе, занятиями по типу школьного урока; неизвестностью, которая ожидает ребенка в школе, и отсутствием там близкого взрослого.
Достаточный уровень развития интеллекта предполагает наличие у дошкольника соответствующего возрасту запаса знаний и представлений об окружающем мире, способности к несложным формам обобщения, абстрагирования, к установлению доступных логических связей и отношений между объектами и явлениями действительности. У ребенка также должна быть достаточно выражена познавательная активность.
Владение средствами коммуникации и наличие опыта продуктивного коммуникативного поведения — показатель, важный для определения варианта развития ребенка с ОВЗ к началу школьного обучения (по степени приближения к возрастной норме) и выбора организационной формы образования — инклюзивной (в среде обычных сверстников) или специальной (в специальном классе/школе).
Для детей разных групп — с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра — оцениваемые показатели коммуникации различаются.
Например, для детей с тяжелыми нарушениями речи или с нарушениями слуха принципиально важными являются показатели владения средствами коммуникации, для детей с расстройствами аутистического спектра — характеристика контакта (особенности установления и поддержания контакта, инициативность, использование речи и т. д.), а для детей с задержкой психического развития — сформированность коммуникативного поведения в разных социальных ситуациях с учетом соблюдения принятых норм.
Как родители могут помочь ребенку подготовиться к школе?
В школе ребенку предстоит столкнуться с системой норм и правил, и способность будущего школьника их осознанно принимать и соблюдать значительно облегчит его жизнь. Родителям стоит понаблюдать, может ли ребенок терпеливо и усердно чем-то заниматься? Как долго он удерживает цель деятельности, может ли довести начатое дело до конца? Может ли дослушать ответ взрослого на свой вопрос? Соблюдает ли правила, принятые в семье? Умеет ли он договариваться со сверстниками во время совместных игр и развлечений? Нравятся ли ему игры с правилами?
Если на большинство вопросов ответ окажется отрицательным, то родители должны помочь ребенку в развитии самоорганизации. Для этого прежде всего нужно продумать ясную и устойчивую систему правил, чтобы послушание было осознанным и ребенку хотелось сотрудничать. Разумные ограничения помогают сделать мир понятным, предсказуемым и безопасным.
Важным условием для развития саморегуляции является совместная деятельность ребенка с родителями, в процессе которой взрослый проговаривает все этапы и алгоритмы, которые он использует.
Это помогает ребенку быть внимательным, доводить дело до конца. Полезно также попросить ребенка рассказать, что и в какой последовательности делалось, все ли получилось. Посильное включение дошкольника в общие дела повышает его самооценку, укрепляет его уверенность в собственных силах.
Самое важное условие правильной подготовки ребенка с ОВЗ к школе, формирующее его мотивационную готовность, — это общение со взрослым, возможность неспешно что-то рассмотреть, задать вопрос, обсудить, рассказать.
С ребенком нужно разговаривать, чтобы возникал диалог, чтобы у него была возможность проявлять любознательность. Необходимо, чтобы и родители, и ребенок получали удовольствие от совместной деятельности! И еще очень важно взаимодействовать со специалистами и следовать их рекомендациям.
На основании базовых показателей психической деятельности и поведения ребенка специалисты (психолог, дефектолог, логопед, педагог, врач), наблюдая дошкольника, оценивают его перспективы в качестве завтрашнего школьника, определяют его особенности, способные привести к трудностям обучения.
Если есть основания для серьезных опасений такого рода, ребенка направляют на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), призванную на комплексном, междисциплинарном уровне квалифицировать характер выявленных особенностей психического развития ребенка и рекомендовать образовательный маршрут, соответствующий его возможностям.
Выбор образовательного маршрута и принятие решения о том, где будет учиться ребенок, осуществляются семьей. При этом родителям следует понимать, что образовательная программа и форма обучения должны быть полезны и доступны их ребенку.
От ценностных установок семьи, ее позиции, умения взаимодействовать со своим ребенком, от понимания его трудностей, осознания особых образовательных потребностей, умения адекватно представлять себе его образовательные и жизненные перспективы, от способности сотрудничать со специалистами непосредственно зависит развитие ребенка с ОВЗ, качество его образования и способность к самостоятельной и независимой жизни в социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Что такое готовность к школьному обучению? "
для успешного обучения в школе важнее не содержательная подготовка по предмету, которая при неумелом ее проведении может привести к перегрузке, нежеланию учиться и таким образом затормозит развитие ре...

Консультация для родителей "Психологические аспекты готовности к школьному обучению"
Психологическая готовность к школьному обучению. Основные компоненты. Что важно знать перед поступлением в школу....

Консультация для родителей:"Что такое готовность к школьному обучению ? "
Что такое готовность к школьному обучению ? – это школьная зрелость, подразумевающая достаточный уровень развития физиологического, психологического и функционального, которые необходимы для усп...

Консультация для родителей "Критерии коммуникативной готовности к школьному обучению"
Дошкольный возраст в психологии требует к себе особого внимания, а возраст, когда ребенок уже собирается в школу – еще большего внимания. В этом возрасте ребенок имеет массу изменений, не только...

Консультация для родителей. "Что такое готовность к школьному обучению и как помочь ребенку подготовиться к школе"
Что такое готовность к школьному обучению и как помочь ребенку подготовиться к школеВеселые и нарядные, с букетами цветов, 1 сентября дети идут в школу. Каждый из них надеется быть примерным учеником ...

Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности к школьному обучению: скоро в школу»
. Что же будет отличать наших детей от большинства ребят которые не ходили в сад? А вот что: современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в школу, в первый класс неготовыми к обучени...

