Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Собери эмоцию»
материал по коррекционной педагогике
Дидактическая игра «Собери эмоцию» позволяет решать следующие цели и задачи:
Цель: развивать эмоциональную сферу ребенка.
Задачи: расширить представления детей об основных базовых эмоциях (радость, удивление, горе, страх, гнев); формировать умение передавать данные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства; формировать умение понимать свои чувства и чувства других людей; развивать в детях чувство эмпатии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 451.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра для детей дошкольного возраста с ЗПР
«Собери эмоцию»
Формирование эмоциональной сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Эмоциональная сфера признана первичной формой психической жизни, "центральным звеном" в психическом развитии личности.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
Чтобы управлять своими эмоциями, надо, прежде всего их понять и принять. А для детей это непростая задача, так как в силу своего возраста они не всегда могут объяснить словами, что чувствуют и переживают. Им сложно контролировать свои эмоции и чувства.
Работая с детьми с ЗПР мы выделили некоторые особенности эмоционального развития детей. Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Это может происходить по нескольким причинам:
а) недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «узнать» состояние;
б) имеющийся у большинства детей с ЗПР негативный опыт взаимодействия со взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения;
в) в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли;
г) наконец, многие дети с ЗПР, особенно обусловленной педагогической запущенностью, развиваются вне культуры человеческих отношений и не имеют каких бы то ни было образцов эффективного информирования другого человека о своих переживаниях. Нормально развивающимся детям также свойственно недостаточное умение вербализовать свои переживания. Но у детей с ЗПР эта недостаточность выражена в еще большей степени.
Для успешного осуществления работы по эмоциональному развитию детей с ЗПР, необходимо образовательную деятельность выстраивать в интересной, познавательной и игровой форме.
Дидактическая игра «Собери эмоцию» позволяет решать следующие цели и задачи:
Цель: развивать эмоциональную сферу ребенка.
Задачи: расширить представления детей об основных базовых эмоциях (радость, удивление, горе, страх, гнев).
Формировать умение передавать данные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства. Формировать умение понимать свои чувства и чувства других людей. Развивать в детях чувство эмпатии.
Дидактическая игра «Собери эмоцию», помогает наглядно, по схематическим изображениям, рассказать о разных эмоциях, различать их, понимать эмоциональное состояние человека, развивать воображение, наблюдательность, выразительность мимики.
«Собери эмоцию» — это игра, выполненная из подручных материалов, не требует больших затрат. На пластмассовую крышку подвижно закреплены части лица (брови, глаза, губы); дополнительно детям предлагается набор из разных конфигураций частей лица и круг из картона. С данным пособием можно организовать множество интересных и занимательных игр.
Данная игра - хороший тренажер эмоций и используется как в совместной, так и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР и может быть использовано педагогами ДОУ.
Картотека игр
«Испорченный телевизор».
Цель: формировать умение распознавать эмоцию другого, передавать ее, словесно обозначая.
Ход игры: Все участники, кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий составляет и молча, показывает «не спящему» участнику какую-либо эмоцию. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, при помощи мимики и жестов, без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так пока все не «проснутся». После этого ведущий спрашивает детей, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации или убедиться, что «телевизор» был полностью исправлен.
«Море волнуется раз…»
Цель: формировать умение распознавать эмоцию другого человека, передавать ее, с помощью жестов и мимики.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три (показывает эмоцию: радости, грусти, печали, удивления…), замри». Дети изображают.
Дети изображают загаданные эмоции с помощью мимики и жестов.
«Угадай эмоцию по интонации»
Цель: формировать умение показать (угадывать) эмоцию, по интонации.
Ход игры: Ребёнок составляет какую-либо эмоцию, произносит вслух фразу, например: «За мной мамочка пришла» с эмоциональной окраской. Остальные должны угадать эмоцию, а ребёнок показывает, составленную эмоцию.
«Подбери нужное»
Цель: формировать умение узнавать и подбирать изображение частей лица, соответствующие определенной эмоций, обозначать эмоции словесно.
Ход игры: один ребёнок называет эмоцию, а другие дети подбирают ее на тренажере.
«Фоторобот»
Цель: формировать умение подбирать части лица по словесному описанию, составляя «фоторобот».
Ход игры: Ребенку дается словесное описание лица человека. Он подбирает нужные части и составляет лицо человека с той или иной эмоцией.
«Волшебные дощечки»
Цель: формировать умение по тактильным ощущениям подбирать эмоцию, словесно обозначать свои чувства.
Ход игры: Картонные полоски, покрытые материалом различной фактуры (мех, плёнка, фланель, сетка). Ребёнок на ощупь берёт полоску и составляет эмоцию, на какое настроение похожа данная полоска. Составляет эмоцию и находит полоску с таким покрытием, какие чувства он сейчас испытывает.
«Что я чувствую?»
Цель: формировать умение передавать свои ощущения, получение органами обоняния и осязания чувств через эмоции.
Ход игры: Баночки с различным ароматическим наполнением (кофе, цедра апельсина, лепестки розы, ванилин, чеснок и др.) Баночки с различным звуковым наполнителем. Дети нюхают и слушают содержимое баночек и подбирают изображение частей лица.
«Весёлое - грустное»
Цель: формировать представление о настроении людей, причинах их изменения.
Ход игры: Педагог спрашивает ребенка. Как ты думаешь, можно ли изменить настроение человека. Может ли грустный человек стать веселым? Ребёнок меняет части лица грустного на весёлого человечка.
«Как ты себя чувствуешь»
Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.
Ход игры: Упражнение выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, находит подходящую пиктограмму, рассказывает об этом.
Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.
«Оживи облако»
Цель: развивать умение выражать чувства и эмоции, изобразить эмоции схематически, в соответствии со стихами.
По небу плыли облака,
И я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
И долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
И что увидел я,
То вам все расскажу сейчас.
1.Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
«Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!»
Я тоже посмеялся с ним:
Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
(Ребёнок подбирает
подходящую пиктограмму)
2. А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями дождинками
Расплакалось оно...
И стало грустно — грустно так,
А вовсе не смешно.
(Ребёнок подбирает
подходящую пиктограмму)
3. И вдруг по небу грозное
Страшилище летит.
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
(Ребёнок подбирает
подходящую пиктограмму)
4. А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
— Ой, кто там, в глади озера
— Пушистенький такой,
— Такой мохнатый, мягонький?
— Летим, летим со мной!
(Ребёнок подбирает
подходящую пиктограмму)
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
(Н. Екимова).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.
Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Собери грибы с Машей"
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Собери грибы с Машей"...

«Собери пейзаж и натюрморт» Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Формировать навыки композиционного мышления.Задачи:1.Закрепить представления детей о жанре живописи – натюрморт и пейзаж;2. Познакомить детей с перспективой, линией горизонта;3. Научить ос...
Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »
Программное содержание:-Закреплять умение детей распределять роли и, исходя из них, воспроизводить и развивать цепочку игровых действий...

Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »
Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »...

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «От зерна до каравая, путь пройдем с тобой играя!»
Цель: систематизация, расширение и обобщение представления детей о процессе рождения хлеба до его поступления на стол....
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Собери натюрморт"
Дидактическая игра по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Собери натюрморт"...



