Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Собери эмоцию»
материал по коррекционной педагогике

Плаксина Анастасия Александровна

Дидактическая игра «Собери эмоцию» позволяет решать следующие цели и задачи:

Цель: развивать эмоциональную сферу ребенка.

Задачи: расширить представления детей об основных базовых эмоциях (радость, удивление, горе, страх, гнев); формировать умение передавать данные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства; формировать умение понимать свои чувства и чувства других людей; развивать в детях чувство эмпатии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soberi_emotsiyu.docx451.36 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста с ЗПР

«Собери эмоцию»

Формирование эмоциональной сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Эмоциональная сфера признана первичной формой психической жизни, "центральным звеном" в психическом развитии личности. 

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

Чтобы управлять своими эмоциями, надо, прежде всего их понять и принять. А для детей это непростая задача, так как в силу своего возраста они не всегда могут объяснить словами, что чувствуют и переживают. Им сложно контролировать свои эмоции и чувства.

Работая с детьми с ЗПР мы выделили некоторые особенности эмоционального развития детей. Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Это может происходить по нескольким причинам:

а) недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «узнать» состояние;

б) имеющийся у большинства детей с ЗПР негативный опыт взаимодействия со взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения;

в) в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли;

г) наконец, многие дети с ЗПР, особенно обусловленной педагогической запущенностью, развиваются вне культуры человеческих отношений и не имеют каких бы то ни было образцов эффективного информирования другого человека о своих переживаниях. Нормально развивающимся детям также свойственно недостаточное умение вербализовать свои переживания. Но у детей с ЗПР эта недостаточность выражена в еще большей степени. 

Для успешного осуществления работы по эмоциональному развитию детей с ЗПР, необходимо образовательную деятельность выстраивать в интересной, познавательной и игровой форме.

Дидактическая игра «Собери эмоцию» позволяет решать следующие цели и задачи:

Цель: развивать эмоциональную сферу ребенка.

Задачи: расширить представления детей об основных базовых эмоциях (радость, удивление, горе, страх, гнев).

 Формировать умение передавать данные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства. Формировать умение понимать свои чувства и чувства других людей. Развивать в детях чувство эмпатии.

Дидактическая игра «Собери эмоцию», помогает наглядно, по схематическим изображениям, рассказать о разных эмоциях, различать их, понимать эмоциональное состояние человека, развивать воображение, наблюдательность, выразительность мимики.

«Собери эмоцию» — это игра, выполненная из подручных материалов, не требует больших затрат. На пластмассовую крышку подвижно закреплены части лица (брови, глаза, губы); дополнительно детям предлагается набор из разных конфигураций частей лица и круг из картона. С данным пособием можно организовать множество интересных и занимательных игр.

Данная игра - хороший тренажер эмоций и используется как в совместной, так и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР и может быть использовано педагогами ДОУ.

Картотека игр

«Испорченный телевизор».

Цель: формировать умение распознавать эмоцию другого, передавать ее, словесно обозначая.

Ход игры: Все участники, кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий составляет и молча, показывает «не спящему» участнику какую-либо эмоцию. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, при помощи мимики и жестов, без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так пока все не «проснутся». После этого ведущий спрашивает детей, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации или убедиться, что «телевизор» был полностью исправлен.

«Море волнуется раз…»

Цель: формировать умение распознавать эмоцию другого человека, передавать ее, с помощью жестов и мимики.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три (показывает эмоцию: радости, грусти, печали, удивления…),  замри». Дети изображают.

Дети изображают загаданные эмоции с помощью мимики и жестов.

«Угадай эмоцию по интонации»

Цель: формировать умение показать (угадывать) эмоцию, по интонации.

Ход игры: Ребёнок составляет какую-либо эмоцию, произносит вслух фразу, например: «За мной мамочка пришла» с эмоциональной окраской. Остальные должны угадать эмоцию, а ребёнок показывает, составленную эмоцию.

«Подбери нужное»

Цель: формировать умение узнавать и подбирать изображение частей лица, соответствующие определенной эмоций, обозначать эмоции словесно.

Ход игры: один ребёнок называет эмоцию, а другие дети подбирают ее на тренажере.

 «Фоторобот»

Цель: формировать умение подбирать части лица по словесному описанию, составляя «фоторобот».

Ход игры: Ребенку дается словесное описание лица человека. Он подбирает нужные части и составляет лицо человека с той или иной эмоцией.

«Волшебные дощечки»

Цель: формировать умение по тактильным ощущениям подбирать эмоцию, словесно обозначать свои чувства.

Ход игры: Картонные полоски, покрытые материалом различной фактуры (мех, плёнка, фланель, сетка). Ребёнок на ощупь берёт полоску и составляет эмоцию, на какое настроение похожа данная полоска. Составляет эмоцию и находит полоску с таким покрытием, какие чувства он сейчас испытывает.

«Что я чувствую?»

Цель: формировать умение передавать свои ощущения, получение органами обоняния и осязания чувств через эмоции.

Ход игры: Баночки с различным ароматическим наполнением (кофе, цедра апельсина, лепестки розы, ванилин, чеснок и др.) Баночки с различным звуковым наполнителем. Дети нюхают и слушают содержимое баночек и подбирают изображение частей лица.

«Весёлое - грустное»

Цель: формировать представление о настроении людей, причинах их изменения.

Ход игры: Педагог спрашивает ребенка. Как ты думаешь, можно ли изменить настроение человека. Может ли грустный человек стать веселым? Ребёнок меняет части лица грустного на весёлого человечка.

«Как ты себя чувствуешь»

Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Ход игры: Упражнение выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, находит подходящую пиктограмму, рассказывает об этом.

Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

«Оживи облако»

Цель: развивать умение выражать чувства и эмоции, изобразить эмоции схематически, в соответствии со стихами.

По небу плыли облака,

И я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

И долго всматривался ввысь

И даже щурил глаз,

И что увидел я,

То вам все расскажу сейчас.

1.Вот облачко веселое

Смеется надо мной:

«Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!»

Я тоже посмеялся с ним:

Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку

Махал я вслед рукой.

(Ребёнок подбирает

подходящую пиктограмму)

2. А вот другое облачко

Расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

И каплями дождинками

Расплакалось оно...

И стало грустно — грустно так,

А вовсе не смешно.

(Ребёнок подбирает

подходящую пиктограмму)

3. И вдруг по небу грозное

Страшилище летит.

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек.

(Ребёнок подбирает

подходящую пиктограмму)

4. А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот:

—  Ой, кто там, в глади озера

—  Пушистенький такой,

—  Такой мохнатый, мягонький?

—  Летим, летим со мной!

(Ребёнок подбирает

подходящую пиктограмму)

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

(Н. Екимова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Собери грибы с Машей"

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Собери грибы с Машей"...

«Собери пейзаж и натюрморт» Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Формировать навыки композиционного мышления.Задачи:1.Закрепить представления детей о жанре живописи – натюрморт и пейзаж;2. Познакомить детей с перспективой, линией горизонта;3. Научить ос...

Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »

Программное содержание:-Закреплять умение детей распределять роли и, исходя из них, воспроизводить и развивать цепочку игровых действий...

Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »

Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »...

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «От зерна до каравая, путь пройдем с тобой играя!»

Цель: систематизация, расширение и обобщение представления детей о процессе рождения хлеба до его поступления на стол....

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Собери натюрморт"

Дидактическая игра по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Собери натюрморт"...