Представление педагогического опыта
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Грибкова Ольга Александровна

«Сопровождение детей, испытывающих

затруднения в развитии

 (коррекционная логопедическая работа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soprovozhdenie_razvitiya_rebenka_.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта по теме:

«Сопровождение детей, испытывающих

затруднения в развитии

(коррекционная логопедическая работа)

Грибкова Ольга Александровна –

учитель - логопед

Первомайской средней школы

(дошкольные группы)

«Каждый ребенок пришел в этот мир не случайно: он рождается потому, что должен был родиться, он пришел как бы на зов людей. У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем, может быть, великая, и для того он наделен величайшей энергией духа. И наш долг — помочь ему выполнить её».

Шалва Амонашвили.

Вероятно, необходима особая культура поддержки и помощи ребенку. В МОУ Первомайской СОШ с дошкольными группами указанная задача решается путем организации психолого-педагогического сопровождения развития ребенка, оно ориентировано на создание и реализацию такой модели, при которой обеспечивалась бы положительная динамика развития ребенка.

Созданная система работы включает в себя:

Сопровождение развития ребенка в образовательном процессе;

Сопровождение при переходе из детского сада в школу;

Сопровождение развития способностей ребенка;

Сопровождение детей, испытывающих затруднения в развитии.


Для меня, учителя-логопеда, важным в образовательном процессе дошкольных групп является осуществление сопровождения детей, испытывающих затруднения, а именно, коррекционной логопедической работы, целью которой является своевременное выявление и устранение нарушений речевого развития дошкольников.

Практика показывает, что своевременное, правильное (согласно возрастным нормам) формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий успешного обучения ребёнка в школе, речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. Если вовремя не устранить нарушения речи у дошкольников, то у детей школьного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться, и в полной мере раскрывать свои природные способности, интеллектуальные возможности. Это обстоятельство и определяет актуальность логопедической коррекционно-развивающей работы в дошкольном периоде.

Развитие детей, имеющих речевые нарушения, во многом зависит от взаимосвязи всех специалистов, занимающихся коррекцией развития речи детей: учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, педагога - психолога, медицинского работника, педагогов дополнительного образования. Работа по коррекции речевых нарушений и формированию правильной речи дошкольников, выполняющей в полном объеме коммуникативную функцию, не может ограничиваться рамками логопедического кабинета, Она эффективна только при условии закрепления умений, полученных детьми на логопедических занятиях всеми участниками коррекционного процесса. Центральная фигура единого коррекционного процесса – ребенок.

Нами выделили определенные обязательные этапы сопровождения развития ребенка (оказания коррекционной, развивающей помощи).

1 этап сопровождающей работы – диагностический. Он предполагает открытие, констатацию (установление) затруднений или способностей ребенка, постановку проблемы.
В начале каждого учебного года в сентябре, январе (промежуточная диагностика), мае (итоговое обследование) мною, учителем-логопедом, проводится диагностика речевого развития детей (автор Стребелева Е.А.), после обследования даю рекомендации воспитателям и родителям для дальнейшей коррекционной логопедической работы. (Приложение 1). Составляю сводную таблицу результатов обследования. (Приложение 2). Заключение и рекомендации фиксирую в дневнике сопровождения развития ребенка. (Приложение 3). Воспитатель в группе проводит
диагностику речевого развития и состояния мелкой моторики, выводы также фиксируются в дневнике сопровождения ребенка. (Приложение 4).

2 этап - уточнение проблемы. На данном этапе осуществляем сбор дополнительной необходимой информации для уточнения выявленных затруднений. По необходимости дети (с родителями) для уточнения диагноза, направляются на ПМПК, консультации к узким специалистам: к психиатру, психоневрологу, ЛОР врачу, педиатру, стоматологу-хирургу. После заключения специалистов совместно с воспитателем составляем индивидуальный образовательный маршрут ребенка (Приложение 5), уточняем направления работы.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка разрабатывается на срок до 3 месяцев, корректируется в ходе работы. Только после того как ребёнок достигнет планируемого в программе уровня, предлагается вариант программы, ориентированный на следующий этап развития ребёнка с опорой на «зону ближайшего развития». Такое «пошаговое» обучение даёт, как правило, хорошую динамику развития ребёнка и позволяет максимально развить процессы, в которых определялись проблемы. После каждой диагностики знакомлю родителей с её результатами, обсуждаем планы и перспективы работы. В течение всего учебного года для грамотного сопровождения развития ребенка для родителей провожу консультации (Приложение 6), приглашаю на занятия. Выполнение детьми заданий в индивидуальных тетрадях тоже предполагает непосредственное участие родителей. (Приложение 7).
3-ий этап - оказание помощи. На этом этапе также необходима взаимосвязь всех специалистов. (Приложение 8). Каждый из нас (учитель-логопед, воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинская сестра, педагоги дополнительного образования), организуя психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей.

Мною, учителем-логопедом, осуществляется коррекционно-развивающая логопедическая работы с ребенком.

Одним из условий считаю создание развивающей предметно-пространственной среды для логопедических занятий. (Приложение 9). Стремлюсь к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, пособия эстетичны и вызывали у детей желание заниматься.

Самая важная оценка моей работы – это оценка детей: когда я прихожу в группу, чтобы пригласить на занятие одного ребенка, ко мне бегут все дети и кричат: - Возьмите и меня на занятие, и меня. Я понимаю, что детям интересно, и они желают посещать логопедические занятия.
Учебно-игровые материалы (многие из которых разрабатываю и делаю сама) размещаю в соответствии с направлениями логопедической работы:

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Развитие дыхания.
  • Формирование правильного звукопроизношения.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Развитие лексико – грамматического строя речи.

Для развития артикуляционной моторики систематизировала различные картотеки в картинках, в стихотворной форме. Для создания положительного эмоционального настроя при развитии органов артикуляционного аппарата использую игры

« Веселый клоун», « Собери матрешку, лото «Гимнастика для язычка» и др. На занятиях использую логопедическую куклу « бегемотик Жу-жа».

Учеными доказан тот факт, что развитие мелкой моторики пальцев рук теснейшим образом стимулирует речевое развитие. Поэтому для развития пальчиковой моторики использую: игры со шнуровками, «Ходилки», массажные мячи, сухой бассейн с крупами, активно применяю в работе нетрадиционный материал: прищепки, стеклянные шарики, счетные палочки, грецкие орехи, сосновые шишки.

Для развития речевого дыхания изготовила пособия для формирования сильной, продолжительной воздушной струи, подобрала картотеку с основными комплексами дыхательных упражнений.

Процесс коррекции звуков всегда очень длительный, поэтому постоянно занимаюсь поиском и разработкой интересных игр, пособий по автоматизации звуков в активной речи детей. Один и тот же материал быстро надоедает ребенку, и, следовательно, чтобы заинтересовать, привлечь внимание детей, активно применяю в работе дидактические игры для введения звуков в речь: «Звуковая улитка»,

«Собери бусы», «Рыбалка», яркие картинки, разнообразные пазлы, домино, логопедическая мозаика. Делаем с детьми книжки-малышки - проект «Этот непослушный звук». (Приложение 10).

Для развития фонематических процессов (умения слышать отрабатываемый звук и находить его место в слове), формирования звукобуквенного анализа, обучения элементам грамоты, активно использую в работе образы-символы гласных и согласных звуков, демонстрационные плакаты, кубики Зайцева, игры: «Схемы и слова», «Улей», «Что за стук». Все эти пособия помогают мне познакомить дошкольников с абстрактными понятиями: «звук», «слог», «слово», «гласный» – «согласный» звук, «твёрдый – мягкий», «звонкий» – «глухой».

Для развития и коррекции лексико – грамматического строя и связной речи использую демонстрационный материал по лексическим темам, настольные, словесные, дидактические игры, имеются подборки игровых заданий на закрепление грамматических категорий родного языка (предлоги, падежные формы, множественное число существительных), различные виды театров. На занятиях использую технологию «Синквейн» (Приложение 11), проект «Новогодняя открытка». (Приложение 12).

На данном этапе работа учителя-логопеда и специалистов скоординирована. Я на логопедических занятиях уделяю особое внимание коррекции речи детей, а воспитатель осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов, занимается развитием артикуляционной и мелкой моторики (Проект « Умные пальчики»). (Приложение 13). Оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков, способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры, проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса. Организует такую предметную среду, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии.

Музыкальный руководитель на занятиях развивает у дошкольников правильное неречевое и речевое дыхание, чувство ритма, координацию движений.

Слушая музыку, ребёнок учится различать её динамические оттенки, определять темп, ритм, а также подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Таким образом, у ребёнка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что важно для развития общей моторики и является одним из этапов коррекции нарушений слоговой структуры слов.

Медицинская сестра осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, взаимодействует с амбулаторией.

При проведении занятий педагог – психолог учитывает этапы проводимой с ребенком логопедической работы.

Педагоги дополнительного образования, осуществляя работу кружков « Волшебная кисточка», «Домовенок», «Соленое тесто» по программе дополнительного образования «Дошкольник» (Приложение 14), развивают у детей мелкую моторику. Используются и нетрадиционные формы художественно–графической техники: рисование пальчиками, печать по трафаретам, складывание оригами. На кружке «Хореографии» используются упражнения, регулирующие физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность.

Педагоги делятся со мной своими наблюдениями за речью детей, на соответствующих занятиях. Вносятся изменения в индивидуальную программу развития на следующий этап коррекционной работы. Благодаря такой тесной работе логопеда и всех педагогов дошкольных групп достигаются высокие результаты в коррекции речевых недостатков у детей, а также их профилактики.

К 5-6 годам наши дети с правильным и четким звукопроизношением, используя в речи средства интонационной выразительности, участвуют в конкурсах чтецов, фестивале детского творчества «Капелька», выступают на различных мероприятиях в ДК « Ко Дню Матери», «8 марта», «День Победы». На праздники «Рождества Христова» и «Пасха», играют в постановках.
Дневники сопровождения детей-выпускников передаются учителям начальной школы. С детьми, нуждающимися в дальнейшей логопедической помощи, работа продолжается в школе.

Опыт работы показывает, что коррекционно-развивающая работа, организованная в системе сотрудничества (специалистов, родителей и воспитателей) - очень эффективный способ работы с детьми, испытывающими затруднения в развитии. Наши дошкольники являются активными участниками и победителями в различных конкурсах. (Приложение15).

По моему мнению, достижению результатов речевого развития ребенка способствует повышение профессионального уровня педагога: постоянно посещаю курсы повышения квалификации, участвую в вебинарах, конкурсах, выставках, для самообразования активно использую возможности интернет-ресурсов, где можно найти интересующую методическую литературу, представленную в электронном виде; необходимый картинный материал для создания игр, звуковые и анимационные эффекты для создания яркой мультимедийной презентации. Возможности интернета использую не только для получения необходимой информации, но и для общения с коллегами: состою в сетевых группах учителей-логопедов, делюсь своими наработками. (Портфолио).

Для меня главным показателем и достижением такой работы является результативность: 94 % - 96% ежегодно наших выпускников вообще не имеют речевых нарушений, а у остальных наблюдается выраженная положительная динамика не только в речевом, но и в развитии в целом (Приложение16).

Лучшая награда за мой труд это красивая речь моих воспитанников,
благодарные слова родителей.

«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В. Сухомлинский

Литература

1. Кокуева Л. В. Психолого - педагогическое сопровождение развития ребёнка в детском саду: Методическое пособие. – М.:«Педагогическая литература», 2011.

2. Мальцева Т. В. Методические рекомендации по разработке и использованию

индивидуального образовательного маршрута дошкольника в коррекционно-развивающем процессе для учителей – логопедов дошкольных учреждений, 2009.

3. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2005.

4. Клочкова Л. В. Применение инновационных технологий в коррекции нарушений речи у дошкольников и организации проектной деятельности в ДОУ: методические рекомендации,- Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2010.

5. Наглядный материал для обследования детей / под ред. Е.А. Стребелева. М. : Просвещение, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ "Детский сад № 10" г. Усинска Терентьевой Фаины Геннадьевны...

Требования к оформлению и представлению педагогического опыта работы

Основные подходы к трактовке передового педагогического опыта. Структура описания опыта работы и требования к ее оформлению....

Представление педагогического опыта САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста"

В материале отражена подробная работа воспитателя по самообразованию на тему "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Работа предст...

Представление педагогического опыта педагогического работника.

Актуальность и перспективность опыта.Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС разработана Концепция духовно-нравственного развития и ...

презентация опыта (выступление)Представление педагогического опыта на конкурсе «Воспитатель года 2020»

Представление педагогического опыта на конкурс "Воспитатель года 2020"...