Главные вкладки
Особенности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
статья по коррекционной педагогике
Формирование познавательной деятельности у ребенка с ЗПР происходит замедленно, отличается своеобразием и специфическими особенностями. Снижение общей психической активности у детей раннего возраста приводит к ограниченности их жизненного опыта, недостаточности эмоционально-волевой сферы и поведения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
О.В. Михайлова
МБДОУ д/с № 64, г.Таганрог, Россия
Среди детей дошкольного и младшего школьного возраста значительное место занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР). Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
Формирование познавательной деятельности у ребенка с ЗПР происходит замедленно, отличается своеобразием и специфическими особенностями. Снижение общей психической активности у детей раннего возраста приводит к ограниченности их жизненного опыта, недостаточности эмоционально-волевой сферы и поведения.
Дети не испытывают потребности в познании, у них отмечается отсутствие интереса, внимания к предметам ближайшего окружения: они не удерживают взгляд на объектах, не рассматривают их (Н.Г. Морозова, А.А. Катаева).
Чувственный опыт оказывается бедным и недостаточным. В свою очередь, успешность формирования математических представлений находится в прямой зависимости от того, на какой ступени чувственного познания находится ребенок, насколько точны его представления об отношениях реальных предметов. Чувственное познание дает первичную информацию об объектах окружающего мира в виде отдельных наглядных представлений о них и осуществляется в результате прямого контакта органов чувств ребенка с познаваемым объектом. Отсутствие активности сенсорных процессов затрудняет накопление опыта восприятия качеств и количества предметов у детей. Оказываются несформированными первоначальные представления о совокупностях, состоящих из однородных и разнородных предметов.
В настоящее время много детей, которые не могут усваивать программу, в том числе и по математике. Умственное развитие ребенка-дошкольника, его познавательных способностей тесно связано с процессом формирования элементарных математических представлений (ЭМП) через знакомство с геометрическими фигурами и геометрическими телами, с понятием «образование числа», количественным счётом, порядковым счётом; умение присчитывать и отсчитывать предметы, сравнивать предметы по одному и нескольким признакам, ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, ориентироваться во времени, устанавливать последовательность событий, составлять предмет из частей, из палочек и т. д.
Детям дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития свойственны познавательная пассивность, связанная со снижением интереса, а также несформированные произвольная деятельность и самоконтроль, слабое внимание к содержанию заданий, недостаточная целенаправленность действий, низкий уровень самостоятельности, недостаточная критичность по отношению к результатам своей деятельности.
Пространственно-временные представления оказываются наиболее несформированными. Дошкольники могут определять пространственное расположение объектов относительно себя на наглядном уровне, но значительные трудности вызывает у них пространственная ориентировка по словесной инструкции и самостоятельное определение и называние пространственных отношений, что тормозит формирование других видов пространственной ориентировки. Дошкольники с ЗПР испытывают трудности в выявлении пространственных отношений между несколькими предметами (между, вокруг) в наглядном плане. Детям сложно ориентироваться в сторонах собственного тела и словесно определять направления - справа и слева от другого объекта. Наблюдается разрыв между наглядным и словесным компонентами пространственного анализа, что обусловлено недоразвитием речевых и мыслительных процессов. Низкий уровень наглядно-действенного мышления особенно часто наблюдался у детей с недостаточно сформированными пространственными представлениями. Многие понятия (спереди, сзади, между) — ими не усваиваются. Они затрудняются сложить из частей целое, например, разрезную картинку, выполнить постройку из кубиков по образцу, сложить кубики Кооса. У детей наблюдается несформированность оптико-пространственного гнозиса, праксиса, стереогноза.
Количественные представления и решения арифметических задач также имеют особенности: значительная зависимость счетной деятельности от качественных особенностей предметов и их пространственного расположения; несформированность обратного счета, «безытоговый» счет, большие трудности при установлении взаимно однозначного соответствия между множествами, отсутствие умения оперировать множествами. Дети часто не понимают задачу, не дают числового ответа или называют любое число, неверно пересчитывают количество предметов. Наиболее доступными являются задачи, в которых ответ можно найти путем «механического» пересчета. Как правило, они затрудняются в оформлении ответов, в подавляющем большинстве случаев опускают названия самих предметов, не умеют составлять задачи по наглядно представленной ситуации.
Преодоление указанных особенностей необходимо не только для формирования элементарных математических представлений, но и для социального развития каждого ребенка. Исследования (Н.И. Непомнящая, Л.Б. Баряева, Н.Г. Морозова, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, М.Н. Перова) показывают, что при овладении элементарными математическими представлениями происходит корригирующее воздействие на наиболее слабые стороны психической деятельности, отмечаются качественные изменения в познавательных процессах детей с интеллектуальной недостаточностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родительского собрания «Особенности элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)»
Работу с детьми по формированию элементарных математических представлений начинают проводить в 3-4 года.Малыши значительно лучше усваивают эмоционально яркий материал. Запоминание у них характеризуетс...
Особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Статья особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дощкольного возраста в психолого-педагогической литературе...

Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по математической галактике»
Закрепление математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игры – путешествия...

Методическое пособие и рекомендации для педагогов в организации логико – математических игр при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Методическое пособие для воспитателей в помощь при написании конспектов НОД по формированию математических представлений у дошкольников старших групп и при подготовке к школе....

Конспект непрерывно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «Математическое царство»
Ребята на занятии отправляются в путешествие, в котором выполняют задания...
Особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
laquo;Элементарные математические представления дошкольников – это начальные сведения о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые используются для ф...
