Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по математической галактике»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Храмченкова Наталья Николаевна

Закрепление математических представлений  у детей старшего дошкольного возраста посредством игры – путешествия

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД №7 «КОЛОКОЛЬЧИК» Г.БРЯНСКА

Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие по математической галактике»

Храмченкова Н.Н.

Старший воспитатель

г. Брянск  2020г.

Цель: Закрепление математических представлений  посредством игры – путешествия.

Задачи:

  1. Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, порядковом счете звуков; в сравнении смежных чисел с помощью знаков «<», «>», «=».
  2. Закреплять умение определять место числа в натуральном ряду, называть пропущенное число; последовательно называть дни недели; ориентироваться  на плоскости листа; описывать расположение геометрических фигур на карточках,  анализируя, выделяя свойства и классифицируя их по трем признакам; измерять высоту предметов  с помощью условной меры.
  3. Развивать мыслительные операции, речь, умение аргументировать свои высказывания.
  4. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и  выполнять её самостоятельно.
  5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься вместе.

Тип занятия: Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений

Форма занятия: Игра-путешествие 

Продолжительность: 30 мин.

Участники: воспитатель, дети.

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Оборудование:  

Демонстрационный материал: Посылка, конверт с письмом, карта математической галактики, карточки со знаками (< > =), мяч, 10 монстров в виде геометрических фигур разного цвета, ватман с изображением замка, фигурка короля математики, 3 ёлки разной высоты, условная мерка (полоска).

Раздаточный материал:  Карточки с изображением ракет, карточки с заданием на расстановку знаков  (< > =), 10 монстров в виде геометрических фигур разного цвета, карточки с закономерностями, геометрические фигуры разного цвета и размера,  карандаши,  3 елки разной высоты, условная мерка (полоска), медали «Знаток космической математики».

Предварительная подготовка: Отгадывание загадок, решение логических задач, дидактические игры.

Методы и приемы работы с детьми.  

Игровой: использование сюрпризных моментов, дидактических и развивающих игр.

Наглядный: использование карточек, иллюстраций.

Словесный: напоминание, наводящие и проблемные вопросы.

Структура  занятия

Этап занятия

Содержание

Время

Путешествие в галактику математики

Игровая мотивация:

чтение письма, рассматривание карты космической галактики, запуск ракеты, полет.

1 мин.

I.

«Планета чисел»

Счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке; порядковый счете звуков; сравнение смежных чисел с помощью знаков «<», «>», «=»; определение места числа в натуральном ряду,

12 мин.

Математическая игра – физкультминутка

Релаксация, снятие напряжения.

30 сек.

II

«Планета фигур»

Ориентировка  на плоскости листа; описывание расположения геометрических фигур на карточках,  анализируя, выделяя свойства и классифицируя их по трем признакам.

10 мин.

Физкультминутка

Релаксация, снятие напряжения.

30 сек.

III.

«Планета величин»

Измерение высоты предметов  с помощью условной меры

5 мин.

Рефлексия

Чем занимались, что понравилось, что было труднее всего.

1 мин.

Ход занятия

 Воспитатель: Сегодня утром, когда я пришла в детский сад на пороге нашей группы я обнаруживала посылку. Вы хотите узнать, что в ней?

Тогда скорее ее откроем. Посмотрите, в посылке лежало  письмо, и оно адресовано детям подготовительной группы «Анютины глазки». Интересно, от кого же оно?

(читает письмо)

 «Здравствуйте, дорогие ребята,  помогите! В математической галактике  случилась беда: пираты захватили Математического короля! На планетах паника и беспорядок. Только вы можете освободить Короля Математики, и навести порядок, выполнив все задания жителей математических планет». Ребята, мы поможем жителям математической галактики? (ответы детей)

 Посмотрите, что это?

Дети: карта

Воспитатель: Правильно, ребята. Жители математической галактики оставили нам карту, давайте внимательно рассмотрим ее.

(прикрепляет карту к доске)

- Что на ней изображено?

Дети: планеты. 

Воспитатель: Давайте сначала найдем нашу планету. Как называется наша планета?

Дети: Земля.

Воспитатель: Правильно. Покажите ее. Как вы думаете, на какую планету мы отправимся в первую очередь?

Дети: Мы отправимся на планету, которая обозначена цифрой 1. 

Воспитатель:  Правильно, ребята. А называется она «Планета чисел». Но прежде чем отправиться в путешествие в космос нам надо узнать, на чем же мы с вами полетим.  

Для этого вам нужно взять с края стола листок бумаги и  карандаш. Посмотрите, на листке изображены цифры от 1 до 10. Ваша задача соединить цифры по порядку. И тогда вы узнаете, на каком транспорте мы будем путешествовать. Приступайте к работе.

(самостоятельная работа детей)

Воспитатель: Что у вас получилось?

Дети: Ракета

Воспитатель: Правильно, мы с вами полетим на ракете. Тогда скорее занимайте свои посадочные места.

Воспитатель:  Как нам произвести старт ракеты?

Дети: Нужно сделать обратный отсчет. Правильно. Саша сделай обратный отсчет от 6.

(ребенок считает от 6 до 1)

Воспитатель: Что - то наша ракета не запускается.

(повторяют еще 2 раза. От 8 до 1 и от 9 до 1)

Воспитатель: Что то мы с вами делаем не так, раз наша ракета не запускается. Как вы думаете, что нам нужно сделать?

 Дети: Нужно посчитать от10 до1.

(Ребенок считает от 10 до 1. Звучит космическая музыка)

III. Воспитатель: Вот мы и отправились в космическое путешествие. А пока мы с вами летим на планету чисел, мы сделаем небольшую разминку для ума. Я загадаю вам загадки, а вы должны быстро на них ответить. Слушайте внимательно:

  1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
  2. Сколько хвостов у семи ослов? (7)
  3. Сколько пальчиков у одного мальчика? (10)
  4. Сколько носов у двух псов? (2)
  5. Сколько дней в неделе? (7)
  6. Сколько в неделе выходных дней? (2)
  7.  Сколько глаз у светофора? (3)
  8. Сколько солнышек на небе? (1)
  9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

Молодцы, вы разгадали все мои загадки.

I. «Планета чисел».

Воспитатель: И вот мы с вами прибыли на планету Чисел. Посмотрите, записка какая то. (Читает)  «Ребята. Здесь вас ждет несколько заданий».

Воспитатель: Задание 1  

- Ребята на этой планете живут числа, но они испугались страшных космических пиратов и спрятались. Давайте мы с вами их найдем. «Я буду называть 2 числа, а вы должны сказать, какое число пропущено. Давайте начинать.

Называет числа: 1 и 3, 4 и 6, 2 и 4, 6 и 8, 3 и 5, 7 и 9, 5 и 7, 8 и 10.

- Молодцы!  Ребята вы отыскали все числа.

А нас ждет с вами следующее  задание.

Задание 2

Воспитатель: Чтобы выполнить следующее задание, нам нужно сесть за столы на свои места. Дети математические знаки просят помощи. Они забыли, что они обозначают. Давайте поможем им.

Воспитатель:  Как называется этот знак?

Дети: равно, больше, меньше.

Воспитатель: Что обозначает этот знак?

Дети: Знак равно обозначает, что предметов поровну. Знак больше или меньше, обозначает, что одно число больше или меньше другого числа.

Воспитатель: У вас на столах карточки, вам нужно поставить в пустых клеточках нужные знаки. (Приложение 1.)

 (самостоятельная работа детей. Одновременно работают у доски и за столами. У доски ребенок выполняет задание самостоятельно.

Инд. работа – Какой ты поставил знак?

Почему ты поставил такой знак?) 

Воспитатель: Давайте проверим, как выполнила задание у доски Маша.

- Маша, расскажи нам, почему ты поставил такие знаки.

Маша: В этой клеточке я поставил знак больше. Потому что пять больше четырех.

Воспитатель: Дети правильно Маша поставила знак? Оля, на сколько пять больше четырех.

Оля: пять больше четырех на 1.

(проверяют все задания)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились с заданием, нашли всем знакам применение.

Математическая игра – физкультминутка

А теперь немного отдохнем и поиграем в мяч.

Становитесь скорее в круг. Я буду начинать фразу, а вы должны будете ее продолжить. Продолжать будет тот, кому я брошу мяч.

- Назови первый день недели….

- Если вчера была пятница, то сегодня . . .

- Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . .

- Назови четвертый день недели….

- Как называется день между первым и третьем днем недели…

- Назовите седьмой день недели…

- Если сегодня вторник, то завтра будет…

- Сколько всего дней в недели?

Молодцы. Вы, очень хорошо знаете все дни недели.

Воспитатель: Ребята мы с вами навели порядок и помогли жителям планеты Чисел. Нам пора лететь дальше на следующую планету.

Воспитатель: Давайте рассмотрим карту. Скажите, на какую мы планету отправимся? 

Дети: Мы отправимся на планету под цифрой 2

Воспитатель: Как вы думаете, как может называться эта планета?

Дети: планета геометрических фигур

Воспитатель: Правильно, ребята. Занимайте свои места. Полетели. 

II. «Планета фигур».

Воспитатель: Вот мы и прилетели на планету Фигур. Посмотрите, записка какая то. (Читает)  «Ребята. Здесь вас ждет несколько заданий».

Задание 1  

Воспитатель: Ребята, посмотрите  наш  путь, преградили  монстры.  

                                                 (Приложение 2)

(показывает 10 монстров в виде геометрических фигур разного цвета у которых нарисованы глаза, рот и т.д. У детей на столах такие же).

Дети одновременно работают у доски и за столами

Воспитатель: Но, не смотря на свой вид, они совсем не страшные. С края стола возьмите конверт с изображенным на нем монстром. Выложите монстров перед собой, так как на доске. Давайте мы сначала их посчитаем по порядку. У доски будет считать Влад, а вы считайте шепотом на месте. Чтобы они нас пропустили дальше нужно определить каждому монстру свое место. Я буду хлопать  несколько раз. Сначала нужно посчитать, а потом назвать имя монстра и  его место по порядку.

(дети считают удары 2 раза.)

Воспитатель:

- Ребята, какой монстр находиться на восьмом месте?

- Какой монстр находиться на пятом месте?

- Какой монстр находиться между четвертым и шестым монстром?

- Какой монстр находиться за восьмым монстром? Назовите его место.

 Молодцы ребята вы справились с заданием и монстрики пропустили нас дальше.

Задание 2

Воспитатель: У вас на столах лежат карточки. Но не все клеточки в них заполнены. Вам нужно заполнить пустые клеточки, недостающей фигурой.

                                                (Приложение 3)

(самостоятельная работа детей. Одновременно работают у доски и за столами. У доски ребенок выполняет задание самостоятельно.

Инд. работа – Почему ты так сделал? Какая фигура пропущена?)

Воспитатель: Давайте проверим, как выполнил задание у доски Женя.

- Женя, расскажи нам, какие недостающие фигуры ты дорисовал и почему.

Женя: В этой клеточке я нарисовала треугольник, потому что его не хватало.

(проверяют все задания)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились со своим заданием.

Задание 3

Для следующего задания нам понадобятся тарелочки, возьмите их с края стола. Возьмите геометрические фигуры, расположите их перед собой.

Воспитатель: А теперь разложите фигуры на группы.

 (самостоятельная работа детей.).

Воспитатель: По какому признаку вы разделили фигуры. Все внимательно слушают.

Дети. Я разделила фигуры по цвету, форме и величине. У меня получилось 3 группы.

- В 1 группе у меня фигуры синего цвета, большого размера. Посчитай сколько фигур у тебя синего цвета? У вас столько же?

-  Во 2 группе у меня фигуры разного цвета, маленького размера. Посчитай сколько фигур у тебя маленького размера? У вас столько же?

- В 3 группе у меня фигуры  разного цвета и большого размера.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием.

Воспитатель: Ребята мы с вами навели порядок и помогли жителям планеты Фигур.  Но прежде чем мы отправимся дальше, мы немного отдохнем. Выходите ко мне.

Физминутка

(Исходное положение: стоя врассыпную)

Раз, два – стоит ракета.

(поднять руки через стороны вверх, ладони соединить над головой)

Три, четыре самолёт.

(руки в стороны, слегка покачать прямыми руками)

Раз, два – хлопок в ладоши. (хлопаем в ладоши)

А потом на каждый счёт: (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре - (хлопаем в ладоши)

Руки выше, плечи шире, (руки вверх-вниз)

Раз, два, три, четыре - (хлопаем в ладоши

И на месте походили. (шагаем на месте)

Как пружинки все присели

И на место разом сели.

Воспитатель: Мы немного передохнули и нам пора в путь. 

 Воспитатель: Давайте рассмотрим карту. Скажите, на какую мы планету отправимся? 

Дети: Мы отправимся на планету под цифрой 3

Воспитатель: Правильно, эта планета называется «Планета величин»

Воспитатель: Занимайте свои места. Полетели. 

III. «Планета величин»

Воспитатель: Последняя 3 планета  «Планета величин».

Вот мы и прилетели на планету Величин. Посмотрите, дети на холме расположился высокий замок, а в самой высокой башне сидит запертый король математики. Давайте же спасем короля.  А для этого нам надо вокруг дворца посадить ели, чтобы по ним король мог спуститься вниз на землю. У вас на столах несколько елей. Вы должны выбрать 1. Но ель должна быть определенной высоты. Если ели будут другой высоты, король не сможет по ним спуститься. Высота елей должна равняться 3 условным меркам.

- Как  мы сможем выбрать нужную ель?

Дети.  Нужно ее измерить.

Воспитатель: Вот вам условная мерка.

(самостоятельная работа детей. Инд. работа с детьми.

Воспитатель: А теперь поместите свои ели вокруг дворца.

Воспитатель: Ребята вы справились со всеми заданиями. Вы освободить Короля Математики, и навести порядок, выполнив все задания жителей планет».

Король Математики говорит вам спасибо за то, что  вы навели порядок в его Галактике. Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось выполнить все задания.  Король Математики приготовил для вас награду  - медали «Знаток космической математики».

(награждает детей) Приложение 4

А нам уже пора отправлять назад в детский сад. Занимайте свои места. И чтобы запустить нашу ракету в полет мы должны посчитать.

Воспитатель: Начинаем обратный отсчет от 10.

Рефлексия.

– Вот мы и приземлились! Дети, вам понравилось наше путешествие?

Какое задание было для вас самое интересное? Самое трудное?

Литература:

  1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  2. Ерофеева Т. Использование игровых проблемных ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике. Дошкольное воспитание, 1996. № 2.
  3. Корнеева Г., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике. Дошкольное воспитание, 2000, № 3.
  4. Маврина, Л. Математические игры для дошкольников. М.: Стрекоза, 2012.
  5. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников. М.: Детство-Пресс, 2015. 
  6. Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников. М.: Детство-Пресс, 2013.
  7. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная группа. М.: Мозаика-синтез, 2014.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

       

                                                           

                                                                                     

                                                                                   

        Приложение 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Материал представляет собой конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР. Поставлена цель, описаны дидактические игры, игров...

Занятие¬ по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста: Путешествие с Незнайкой!»

Занятие­ по формированиюэлементарных математическихпредставлений удетей старшего дошкольного возраста:Путешествие  с Незнайкой!»...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Сказок"

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений  для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Сказок" с использованием современных образовательны...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Математики"

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие.Формы образовательной деятельности: совместная деятельность с детьми, самостояте...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Математика»

Цель: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания, продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий, умение...

Организованная образовательная деятельность по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста "Осень и её краски"

Разработанная деятельность направлена на создание условий для систематизации знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира....