Роль пальчиковой гимнастики в развитии детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике
В дошкольном возрасте ребенок изучает и постигает окружающий мир постоянно. Главный метод собирания информации в этом периоде - прикосновения. Ребенок стремится все трогать, гладить, хватать, пробовать на вкус.
Взрослые должны поддерживать это стремление, предоставлять малышу игрушки разного вида (мягкие, твердые, гладкие, шершавые, холодные и т.д.), предметы для исследования, ткани. Тогда малыш получит необходимые ресурсы для развития.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль пальчиковой гимнастики в развитии детей 4-5 лет В дошкольном возрасте ребенок изучает и постигает окружающий мир постоянно. Главный метод собирания информации в этом периоде - прикосновения. Ребенок стремится все трогать, гладить, хватать, пробовать на вкус. Взрослые должны поддерживать это стремление, предоставлять малышу игрушки разного вида (мягкие, твердые, гладкие, шершавые, холодные и т.д.), предметы для исследования, ткани. Тогда малыш получит необходимые ресурсы для развития. Учеными доказано, что речь ребенка и его сенсорные органы связаны напрямую. Из этого следует, что для того, чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо развивать его руки. Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность ребѐнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь и между рукой и речевым центром головного мозга. Гармония движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, нормализовать еѐ темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Пример любимых игр детей — специально для вас, родители.
«Бусинки-горошки»
«Орехи»
«Карандаш» Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу «Игра с горошком»
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? 1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи. 6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории, | |||||||||||||||
Роль пальчиковой гимнастики
в развитии детей 6-8 лет.
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев».
Сухомлинский В.А.
Пальчиковая гимнастика – это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры – это упражнения пальчиковой гимнастики.
Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребёнка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются и руки и мозг.
Для чего нужно развивать пальчики?
Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук — это один из ведущих показателей интеллектуального развития, готовности ребенка к последующему обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты внимание и память, связная речь, подготовленность к письму. Такое развитие для большей эффективности должно сопровождаться интересом ребенка, положительными эмоциями и творчеством. Вы не только поможете ребенку справиться с проблемами в общении, но и заложите основу его успешной успеваемости в школе, ведь для того чтобы хорошо учиться, нужно уметь мыслить.
Прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. Двигательные и речевые центры в мозгу – самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра переходит на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и не согласованы. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи дошкольников.
Пальчиковая гимнастика учит ребёнка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, родителям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребёнок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
Когда ребёнок говорит и стихами сопровождает упражнения из пальчиковой гимнастики – это делает его речь более чёткой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образом, он может усилить контроль за своими движениями.
В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное весёлое упражнение для развития памяти.
А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребёнок может сочинить свои «пальчиковые истории».
После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это в дальнейшем поможет в освоении навыков письма.
Предлагаю вам попробовать поиграть с детьми.
«Карандаш»
Карандаш в руке катаю, | Покатаем шестигранный карандаш между ладошками |
«Стул»
Ножки, спинка и сиденье – | Ладонь левой руки располагается вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок большим пальцем к себе. Затем меняем руки, ускоряем смену рук |
«Флажок»
Я флажок в руке держу | 4 пальца вместе, а большой палец опущен вниз. Сгибаем и разгибаем 4 пальца. Выполняем правой, затем левой, затем двумя руками: одна рука – флаг «раскрыт», другая – «закрыт», затем меняем ( рассинхронность ). |
«Цепочка»
Пальчики перебираем | Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т.д. |
«Котенок - кусака»
Кусается больно котенок-малыш. Он думает: это не палец, а мышь Но я же играю с тобою, глупыш, «А будешь кусаться», – скажу тебе: «Кыш!» | С использованием бельевой прищепки. Поочередно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха. После первого двустишия-смена рук. |
«Проглот»
У меня живот проглот- Весь платок он скушал, вот! Сразу стало у проглота Брюхо, как у бегемота! | С использованием носового платка Берем небольшой носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Предлагаем тоже самое сделать ребенку поочередно. |
«Перехваты»
Словно ловкими жучками, Пальчиками, как крючками, Перехватим карандаш. Будет весело у нас. | Перехватывать карандаш согнутыми указательными пальцами левой и правой рук. |
«Дрова»
Грузовик привез дрова, Соберем их со двора. Раз, два, три, четыре, пять. Будем папе помогать. | Необходимо собрать одной рукой как можно большее количество карандашей или счетных палочек. При этом все собранные «дрова» во время сбора должны оставаться в руке. Повторить упражнение второй рукой. |
«Горошинки»
Дома я одна скучала, Горсть горошинок достала. Прежде чем игру начать, Надо пальчику сказать: – Пальчик, пальчик, мой хороший, Ты прижми к столу горошек, Покрути и покатай И другому передай. | Катать горошинки между большим и указательным , большим и средним…. пальцами. При этом перехватывать пальцами не уронив и не помогая другой рукой. |
Играйте с ребёнком, занимайтесь и получайте удовольствие от занятий. Ведь пальчиковые игры не требуют специального оборудования и педагогического образования, а польза от них весьма впечатляющая.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь ежедневно от 5 до 10 минут.
Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша и играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». И мы до сих пор играем. И, возможно, даже не осознаём, что занимаемся, таким образом, с ребёнком пальчиковой гимнастикой. Что же такое пальчиковая гимнастика?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста
Консультация для родителей. Пальчиковые игры-это мощная целенаправленная трентровка для мозга ребёнка, стимулирующая его развитие....

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики рук и речи в их единстве и взаимосвязи....

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста
Роль пальчиковых игр в развитии дошкольников...
Роль пальчиковой гимнастики в развитии детей раннего возраста
Пальчиковая гимнастика - это игры с пальчиками, которые очень важны для ребенка с самого его рождения. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики...

Роль пальчиковой гимнастики в развитии детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте ребенок изучает и постигает окружающий мир постоянно. Главный метод собирания информации в этом периоде - прикосновения. Ребенок стремится все трогать, гладить, хватать, пр...

Роль пальчиковой гимнастики в развитии детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте ребенок изучает и постигает окружающий мир постоянно. Главный метод собирания информации в этом периоде - прикосновения. Ребенок стремится все трогать, гладить, хватать, пр...

