Роль пальчиковой гимнастики в развитии детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике

Савенкова Анна Васильевна

 В дошкольном возрасте ребенок изучает и постигает окружающий мир постоянно. Главный метод собирания информации в этом периоде - прикосновения. Ребенок стремится все трогать, гладить, хватать, пробовать на вкус.      

   Взрослые  должны поддерживать это стремление, предоставлять малышу игрушки разного вида (мягкие, твердые, гладкие, шершавые, холодные и т.д.), предметы для исследования, ткани. Тогда малыш получит необходимые ресурсы для развития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль пальчиковой гимнастики

в развитии детей 4-5 лет

В дошкольном возрасте ребенок изучает и постигает окружающий мир постоянно. Главный метод собирания информации в этом периоде - прикосновения. Ребенок стремится все трогать, гладить, хватать, пробовать на вкус.

Взрослые должны поддерживать это стремление, предоставлять малышу игрушки разного вида (мягкие, твердые, гладкие, шершавые, холодные и т.д.), предметы для исследования, ткани. Тогда малыш получит необходимые ресурсы для развития.

Учеными доказано, что речь ребенка и его сенсорные органы связаны напрямую. Из этого следует, что для того, чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо развивать его руки. Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность ребѐнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь и между рукой и речевым центром головного мозга. Гармония движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, нормализовать еѐ темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребѐнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.
О пользе пальчиковой гимнастики
Пальчиковые игры – это не только веселое, но и чрезвычайно полезное занятие для детей. Они способствуют:
-Развитию мелкой моторики, а значит и речи;
-Развитию координации движений;
-Подготовке руки к письму;
-Расширению словарного запаса;
-Развитию внимания, памяти, воображения;
-Снятию эмоционального и умственного напряжения;
-Установлению теплого телесного контакта между ребенком и взрослым.

Пример любимых игр детей — специально для вас, родители.

«Алые цветки»
Наши алые цветки,
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет

Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.

Соедините ладони в форме тюльпана, затем медленно раскрываете пальцы

Покачивайте кисти рук

Медленно соедините пальцы, образуя цветок

«Цветок» снова покачивается на ветру.

«Перчатка»
Весѐлая мышка
Перчатку нашла,


Гнездо в ней устроив,

Мышат позвала.


Им корочку хлеба
Дала покусать,


Погладила (отшлѐпала) всех


и отправила спать.

Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка).

Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

Складываем ладоши «ковшом»
Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест)
Кончиком большого пальца поочерѐдно стучим по кончикам остальных пальчиков.
Большим пальцем гладим («шлѐпаем») остальные (скользящим движением от
мизинца к указательному).

Ладони прижимаем друг к другу, кладѐм под щѐку (спим).


«Ёжик»

По тропинке, по дорожке

Топают к нам чьи-то ножки.

Это ёжик, посмотри,

К нам пробрался из глуши.

По столу всласть находился

И в ручей потом свалился.

Уколоть он нас решил,

Только понял – нету сил.

Он пофыркал, с пальцев слез

И ушёл обратно в лес.

Пр. рукой слегка ударять мячиком по столу с продвижением вперёд.

Катаем мячик в ладошках, пальцы широко растопырить.

Лев. рукой катаем по столу мяч круговыми движениями.

Перекидываем из руки в руку.

Катаем по тыльной стороне левой, правой кисти.

Подержать в левой ладошке и переложить в правую ладонь.

Пр. рукой слегка ударять мячиком по столу с продвижением вперёд.

«Бусинки-горошки»

Покатаю я в руках

Бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

Катать по столу горошины

(бусины) указательным пальцем, средним, безымянным и мизинцем

«Орехи»

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Перебирать по кругу два грецких ореха, зажав их в ладони.

«Карандаш»

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу

«Игра с горошком»

Дома я одна скучала,

Горсть горошинок достала

Прежде чем игру начать,

Надо пальчику сказать:

-Пальчик, пальчик мой хороший

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай

И другому передай

Катать горошинки всеми

пальцами поочередно

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребѐнка.
3. Детки учатся концентрировать своѐ внимание и правильно его распределять.
4. Если ребѐнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чѐткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать
определѐнные положения рук и последовательность движений.

6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории,
7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Пальчиковые игры — это легкий и приятный способ развития. Ведь дети узнают мир через прикосновения.

Роль пальчиковой гимнастики

в развитии детей 6-8 лет.

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев».

Сухомлинский В.А.

Пальчиковая гимнастика – это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры – это упражнения пальчиковой гимнастики.

Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребёнка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются и руки и мозг.

Для чего нужно развивать пальчики?

Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук — это один из ведущих показателей интеллектуального развития, готовности ребенка к последующему обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты внимание и память, связная речь, подготовленность к письму. Такое развитие для большей эффективности должно сопровождаться интересом ребенка, положительными эмоциями и творчеством. Вы не только поможете ребенку справиться с проблемами в общении, но и заложите основу его успешной успеваемости в школе, ведь для того чтобы хорошо учиться, нужно уметь мыслить.

Прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. Двигательные и речевые центры в мозгу – самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра переходит на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и не согласованы. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи дошкольников.

Пальчиковая гимнастика учит ребёнка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, родителям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребёнок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

Когда ребёнок говорит и стихами сопровождает упражнения из пальчиковой гимнастики – это делает его речь более чёткой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образом, он может усилить контроль за своими движениями.

В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное весёлое упражнение для развития памяти.

А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребёнок может сочинить свои «пальчиковые истории».

После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это в дальнейшем поможет в освоении навыков письма.

Предлагаю вам попробовать поиграть с детьми.

«Карандаш»

Карандаш в руке катаю,
Между пальцами верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу

Покатаем шестигранный карандаш между ладошками

«Стул»

Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.

Ладонь левой руки располагается вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок большим пальцем к себе.

Затем меняем руки, ускоряем смену рук

«Флажок»

Я флажок в руке держу
И ребятам им машу.

4 пальца вместе, а большой палец опущен вниз.

Сгибаем и разгибаем 4 пальца.

Выполняем правой, затем левой, затем двумя руками: одна рука – флаг «раскрыт», другая – «закрыт», затем меняем ( рассинхронность ).

«Цепочка»

Пальчики перебираем
И цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т.д.

«Котенок - кусака»

Кусается больно котенок-малыш.

Он думает: это не палец, а мышь

Но я же играю с тобою, глупыш,

«А будешь кусаться», – скажу тебе: «Кыш!»

С использованием бельевой прищепки.

Поочередно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха.

После первого двустишия-смена рук.

«Проглот»

У меня живот проглот-

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо, как у бегемота!

С использованием носового платка

Берем небольшой носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Предлагаем тоже самое сделать ребенку поочередно.

«Перехваты»

Словно ловкими жучками,

Пальчиками, как крючками,

Перехватим карандаш.

Будет весело у нас.

Перехватывать карандаш согнутыми указательными пальцами левой и правой рук.

«Дрова»

Грузовик привез дрова,

Соберем их со двора.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем папе помогать.

Необходимо собрать одной рукой как можно большее количество карандашей или счетных палочек. При этом все собранные «дрова» во время сбора должны оставаться в руке.

Повторить упражнение второй рукой.

«Горошинки»

Дома я одна скучала,

Горсть горошинок достала.

Прежде чем игру начать,

Надо пальчику сказать:

– Пальчик, пальчик,

мой хороший,

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай

И другому передай.

Катать горошинки между

большим и указательным , большим и средним…. пальцами.

При этом перехватывать пальцами не уронив и не помогая другой рукой.

Играйте с ребёнком, занимайтесь и получайте удовольствие от занятий. Ведь пальчиковые игры не требуют специального оборудования и педагогического образования, а польза от них весьма впечатляющая.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь ежедневно от 5 до 10 минут.

Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша и играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». И мы до сих пор играем. И, возможно, даже не осознаём, что занимаемся, таким образом, с ребёнком пальчиковой гимнастикой. Что же такое пальчиковая гимнастика?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста

Консультация для родителей. Пальчиковые игры-это мощная целенаправленная трентровка для мозга ребёнка, стимулирующая его развитие....

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры  – уникальное средство для развития мелкой моторики рук и речи в их единстве и взаимосвязи....

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста

Роль пальчиковых игр в развитии дошкольников...

Роль пальчиковой гимнастики в развитии детей раннего возраста

Пальчиковая гимнастика - это игры с пальчиками, которые очень важны для ребенка с самого его рождения. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики...

Роль пальчиковой гимнастики в развитии детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребенок изучает и постигает окружающий мир постоянно. Главный метод собирания информации в этом периоде - прикосновения. Ребенок стремится все трогать, гладить, хватать, пр...

Роль пальчиковой гимнастики в развитии детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребенок изучает и постигает окружающий мир постоянно. Главный метод собирания информации в этом периоде - прикосновения. Ребенок стремится все трогать, гладить, хватать, пр...