Правила общения с неговорящим ребенком.
статья по развитию речи (младшая группа)

Пивина Ирина Сергеевна

Очень часто от родителей неговорящих детей мы слышим вопрос: как общаться с ребенком, что бы он заговорил?

Опишем разные типы коммуникации, способствующие развитию речевой активности и пониманию речи у неговорящего ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pravila_obshcheniya_s_negovoryashchim_rebenkom.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Правила общения с неговорящим ребенком.

Очень часто от родителей неговорящих детей мы слышим вопрос: как общаться с ребенком, что бы он заговорил?

Опишем разные типы коммуникации, способствующие развитию речевой активности и пониманию речи у неговорящего ребенка.

1.Сопровождайте собственные действия и действия ребенка речевыми комментариями. Все, что происходит вокруг,  поясняйте, проговаривайте. Но фраза должна быть минимально нагружена. Например:   «Идем гулять.  Давай играть. Беги. Бери куклу»  и т.д. Строго дозируйте речевой материал.  Представьте, что вы ставите себе «заметку» в телефон. Вы напишите только одно, два слова, отражающие самую суть. Короткие фразы надо повторять, привычные действия комментировать одинаково, что бы ребенок запомнил  Вспоминайте об этом, когда рассматриваете с ребенком картинки в книгах или обращаете его внимание на какие то предметы в жизни. Например:  «Вот дерево. (пауза)Высокое. (пауза) Вот гнездо. (пауза) Там птичка. (пауза) Птичка летает. (пауза) Где птичка. Покажи». Таким образом, речевой материал – это не развернутая связная речь взрослого со сложноподчиненными предложениями, а речевые метки для окружающей действительности.

2.Речевой комментарий должен включать в себя все части речи – предмет, действие, качество предмета. Например: «Это рыба. Мокрая. Скользкая. Рыба плывет. Рыба в воде».

3. Для детей с нарушением понимания речи необходимо подкреплять речь жестами, а также использовать предметы, фотографии, реалистичные крупные картинки для улучшения понимания. Например: «Идем гулять» и показать картинку или фото ребенка на улице.

4. Научите понимать слово «СТОП!» как можно раньше. Это безопасность ребенка в первую очередь и  базовые способности к саморегуляции.   Используйте жест – вытянутая рука с раскрытой ладонью к ребенку. Пример игровой ситуации: бежим с ребенком, команда «Стоп!». Вместе останавливаемся. Повторяем несколько раз (дней). Затем ребенок один бежит, вы говорите «Стоп!» с жестом. Если не остановился – брызните водой, поставьте преграду, коснитесь холодным предметом, то есть покажите, что не выполнение требования влечет за собой дискомфорт. Стимул следует менять, что бы не было угасания ориентировочной реакции.

К базовым способностям к саморегуляции является выполнение просьбы «Жди!» - удерживание внимания на взрослом и не начинать действие без его команды. Например: молоточек у ребенка, он им хаотично стучит. Взрослый кладет руку на молоточек, произносит «Жди!» Убирает руку – «Стучи!»

5.Эмоциональность в общении с ребенком должна присутствовать всегда. Удивление, заинтересованность, страх, разочарование, радость - должны быть на вашем лице при общении с неговорящим ребенком. Ребенок должен на вас смотреть, что бывает не всегда. Привлекайте внимание к своему лицу: накрасьте ярко губы или щеки, наденьте шляпу, держите около лица игрушку, сделайте рамку и говорите в ней. Оречевляйте свои эмоции. Вы можете сказать в ответ на поведение ребенка, которое вам не нравится «Я злюсь», «Мне грустно, что ты от меня убегаешь» и т.д.

6. Создавайте ситуацию выбора, стимулируйте развитие эмоционально-волевой сферы. Предлагайте ребенку два предмета на выбор, держа их в руках. Протягивайте два предмета и спрашивайте: «Какой?», «Выбирай!». Например: собираясь на улицу, протяните на выбор обувь. Спросите  «Что наденешь? Кроссовки или сандалии?». Чаще ребенок покажет пальцем и все, по это расширяет его пассивный словарный запас и заставляет принять решение самостоятельно, главное, что бы вы готовы были к этому выбору.

Помните главное: следите за его активностью. Как только вы видите готовность повторить или сказать самому – поощряйте, а сами затихайте. Что бы ребенок заговорил, ему нужна собственная речевая практика.

Литература:

Лынская М.И. Неговорящий ребенок. Инструкция по применению. – Москва, 2015

Кулькова Н. Запускаем речь у неговорящих детей. – ростов на Дону: Феникс, 2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Способы общения с неговорящим ребенком"

Наличие интеллекта, то есть способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речи – это важнейшая характеристика человека. И интеллект, и речь у ...

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯС АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ...

Правила общения с неговорящим ребенком

Пямятка для родителей воспитанников ДОУ младшего дошкольного возраста....

Правила общения с неговорящим ребёнком.

Родителей очень часто беспокоит их неговорящий малыш, и чтобы "ускорить" процесс становления речи допускают многочисленные ошибки, которые приводят к обратному эффекту. Данные правила очень ...

Рекомендации для родителей "Правила общения с неговорящим ребенком, которые помогут запустить речь"

Правила общения с неговорящим ребенком, которые помогут запустить речь....