Консультация для родителей «Правила общения с неговорящим ребенком»
консультация

Бутенко Инна Алексеевна

Консультация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_obshcheniya_s_negovoryashchim_rebenkom.docx14.71 КБ

Предварительный просмотр:

Правила общения с неговорящим ребенком

1. Сопровождайте собственные действия, а также действия других и самого ребенка, происходящие явления речевым комментарием. Все режимные моменты и деятельность неговорящего ребенка требуют пояснений, например: «Доброе утро, ты проснулся. Идем в ванную. Будем умываться» или «Слышишь? Это звук молотка. Соседи делают ремонт. Стучат».

2. Речевой комментарий не должен перегружать внимание ребенка, строго дозируйте речевой материал, направленный к ребенку. Представьте, что Вам необходимо повесить напоминание на холодильник о каком-либо действии. Вы не будете писать много слов, Вы напишите отдельные слова - суть явления. Другой аналогией может служить вычитывание учебника для конспектирования, когда из всего текста, Вы отмечаете только самое важное. Вспоминайте об этих аналогиях, когда Вы формулируете речевой комментарий. Например: «Вот дерево (недлительная пауза). Высокое дерево (снова короткая пауза). Вон гнездо (снова пауза). Там птичка (снова пауза). Где птичка? Покажи! А вот низкое дерево. На нем нет птички. Тут есть птичка? Нет, нет птички». Для ребенка с нарушением понимания речи комментарий должен быть еще короче. Например, во время вечернего купания: «Вода. Вода течет. Утка. Пищит. Резиновая». Таким образом, речевой комментарий - это не развернутая связная речь взрослого со сложноподчиненными предложениями, а речевые «метки» для окружающей действительности.

3. Речевой комментарий должен включать в себя части речи. Называйте не только предметы, но и действия. Например: «Это ключ. Железный. Сделан из железа, значит железный. Положи на руку. Холодный. Ключ открывает дверь. Ключ упал. Звенит».


4. Речь, обращенная к ребенку должна быть эмоциональной, с вариабельными интонацией, тембром, громкостью, с четкой, периодически утрированной артикуляцией. Именно такая речь активизирует ориентировочную реакцию ребенка и стимулирует его установить с Вами глазной коммуникативный контакт. Важно, чтобы ребенок смотрел на рот взрослого, но не нужно насильно поворачивать лицо ребенка или кричать: «Посмотри на меня». Привлекать внимание к собственной речи можно также визуальными эффектами: накрасить губы яркой помадой, надеть шляпу или парик, крупные серьги и пр. Также можно положить руки ребенка на свое лицо, если он не против.

5. Для детей с нарушением понимания речи необходимо подкреплять речь жестами, а также использовать предметы или фото-графии (в возрасте до 5 лет - НЕ схемы) для улучшения понимания. Например, если ребенок злится и хочет Вас ударить (агрессия часто сопровождает поведение неговорящего ребенка и является естественной реакцией, нельзя запрещать ребенку злиться, это усилит негативизм и еще больше снизит желание говорить, но необходимо четко обозначить границы возможного проявления злости), скажите коротко «Стоп! Драться нельзя» и поставьте перед ребенком подушку или кресло мешок. Особенно в момент яркой эмоции необходимо следить за речевым образцом, подаваемым ребенку. Речь может появиться, в том числе, и на фоне отрицательной эмоции, поэтому важно не читать ребенку нотаций, а говорить четко и коротко. Если Вы хотите, чтобы ребенок начал собираться на улицу, кратко скажите «Идем гулять» и покажите фотографию ребенка на улице.


6. Говорите о том, что актуально для ребенка в данный момент, желательно в тот момент, когда активна перцептивная (познание через ощущения) или предметно-практическая деятельность ребенка (например, ребенок помогает развесить выстиранное белье).

7. Оречевляйте чувства, эмоции свои и ребенка для развития эмоциональной лексики. Вы можете сказать в ответ на поведение ребенка, которое Вам не нравится «Я злюсь» или в ответ на нежелание общаться «Мне грустно, что я не могу поговорить с тобой».


8. Не используйте разнообразный речевой материал к одинаковым ситуациям, действиям и предметам. Используйте одну и ту же речевую форму, но показывайте разные типы одного и того же явления или предмета. Например, на начальных этапах, и море, и река, и вода в бутылке, и лужа - будут обозначаться одним словом «вода». Или при обучении пониманию инструкций, Вы будете говорить одно слово «Дуй», но дуть ребенок будет на горящие свечи, перья, вату, воду в ванной, лепестки цветов и т.п. Разработайте совместно с логопедом или самостоятельно перечень слов и инструкций, отрабатываемых в течение недели или даже месяца, и создавайте для ребенка такие ситуации деятельности, чтобы как можно чаще использовать слова из этого перечня.


9. Не используйте инвертированные словосочетания, метафоры и т.п. в общении с неговорящим ребенком. Стройте предложение по схеме «субъект + действие + объект», например: «собака бежит», «я мою посуду».

10. Помните самое главное правило: следите за активностью ребенка! Как только Вы видите его готовность повторить или сказать самому, поощряйте эту активность, а сами затихайте. Для того, чтобы ребенок говорил ему нужно обилие собственной речевой практики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Способы общения с неговорящим ребенком"

Наличие интеллекта, то есть способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речи – это важнейшая характеристика человека. И интеллект, и речь у ...

Консультация для родителей "Правила общения с ребенком".

Как общаться со своим ребенком? Многие родители не задумываются над этим вопросом - общение происходит само собой, им довольны и родители, и дети. Пока. Но есть взрослые, которые уже осознали огромное...

Консультация для родителей. «Правила общения с ребенком».

Консультация для родителей.«Правила общения с ребенком».Когда ребенок обращается к вам, всегда поворачивайтесь к нему всем туловищем, наклоняйтесь, заглядывайте в глаза. У ребенка закладыв...

Консультация для родителей правила общения с гиперактивным ребенком

Общение с гиперактивным ребенком«Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивност...

Правила общения с неговорящим ребенком

Пямятка для родителей воспитанников ДОУ младшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Правила общения с ребенком"

Консудьтация для родителей дошколников....

Консультация для родителей "Правила общения с ребенком в семье""

Не в каждой семье у родителей есть возможность оставаться с ребенком дома. Что же делать тем, кто вынужден оставлять ребенка без присмотра? Психологи называет 10 правил поведения работающих родителей....