Артикуляционная гимнастика
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Комплекс артикуляционной гимнастики № 1.
- «Заборчик» Губы в улыбке. Верхние и нижние зубы сомкнуты. видны все зубы.
- «Дудочка» Верхние и нижние зубы сомкнуты. Губы вытянуты
вперёд (упражнения чередуются 5-7 раз).
- «Окошечко» открыто – закрыто (5-7 раз)
Рот открыть. Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Язык спокойно лежит за нижними зубами. Открывать и закрывать рот, держа губы в улыбке, чтобы были видны все зубы.
- «Блинчики» «Замесим тесто» Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Покусывая язык зубами, продвигаем его вперёд-назад.
- «Испечём блинчики» (сразу после «Замесим тесто»)
Язык широкий лежит на нижней губе, шлёпая губами по языку, произносим «пя-пя-пя…». Затем открываем рот, широкий, расслабленный язык удержать неподвижно на нижней губе под счёт взрослого. (постепенно увеличивая счёт от 1 до 10)
- «Чашечка» Рот открыт. Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Передние и боковые края языка подняты в виде чашечки. Нижняя челюсть неподвижна (удерживать язык под счёт от 1 до 10 ).
- «Иголочка» Рот открыт. Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Язык вытянуть вперёд и сделать его узким, язык удержать неподвижно. Нижняя челюсть неподвижна (удерживать язык под счёт от 1 до 10 ).
- «Змейка» Рот открыт. Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Язык вытянуть вперёд и сделать его узким, потом язык убрать в глубину рта – язык становится широким, рот при этом не закрывать. Нижняя челюсть неподвижна (постепенно увеличивая счёт от 1 до 10)
- «Качели» Рот открыт. Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Кончик языка поднимается за верхние зубы на «бугорки» (альвеолы), затем отпускается вниз за нижние зубы. Выполнять по команде – «вверх-вниз» Нижняя челюсть неподвижна (постепенно увеличивая счёт от 1 до 10).
- «Часики» Рот открыт. Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Язык тянем то влево к щеке, то вправо. Выполнять по команде – «вправо-влево». Нижняя челюсть неподвижна. (постепенно увеличивая счёт от 1 до 10)
- «Лошадка» Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Рот широко открывая, щёлкать языком, присасывая его к нёбу, медленно и сильно.
Комплекс артикуляционной гимнастики
для свистящих звуков [С, С`, З, З`, Ц]
1. «Заборчик» Губы в улыбке, видны все зубы. Верхние и нижние зубы сомкнуты.
2. «Дудочка» Верхние и нижние зубы сомкнуты. Губы вытянуты вперёд. (упражнения чередуются 5-7 раз)
3. «Почистим нижние зубы» (5-7 раз)
Рот открыт. Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Кончиком языка поглаживаем нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть неподвижна.
4. «Блинчики» «Замесим тесто» (5-7 раз)
Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Покусывая язык зубами, продвигаем его вперёд-назад.
5. «Испечём блинчики» (сразу после «Замесим тесто»)
Язык широкий лежит на нижней губе, шлёпая губами по языку, произносим «пя-пя-пя…». Затем открываем рот, широкий, расслабленный язык удержать неподвижно на нижней губе под счёт взрослого. (постепенно увеличивая счёт от 1 до 10) «Остудим блинчик»
Губы в улыбке. Подуть на широкий, расслабленный язык, лежащий на нижней губе. Воздух должен идти по середине языка и быть холодным. Щёки не должны надуваться. Указательным пальцем контролируем направление воздушной струйки.
6. «Горка» или «Киска сердится» Рот открыт. Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка касается альвеол (удерживать язык под счёт от 1 до 10).
7. «Ветерок дует с горки»
Плавно и спокойно подуть по середине языка, воздух должен быть холодным. Указательным пальцем контролируем направление воздушной струйки.
8. «Желобок»
Высунуть широкий язык из полости рта. Боковые края языка загнуть вверх, свернув язык в трубочку ровно по середине. Плавно подуть. (удерживать язык под счёт от 1 до 7 3-4 раза)
9. «Футбол» Задуваем ватный шарик, карандаш или другой мелкий предмет, лежащий на столе, между двумя предметами (воротами). Щёки не должны надуваться.
Комплекс артикуляционной гимнастики
для шипящих звуков [Ш, Ж, Щ, Ч]
1. «Заборчик»
Губы в улыбке. Верхние и нижние зубы сомкну, видны все зубы.
«Баранка»
Верхние и нижние зубы сомкнуты. Не разжимная зубы, округлить губы (верхние и нижние зубы видны).
(упражнения чередуются 5-7 раз)
2. «Блинчики» «Замесим тесто» (5-7 раз)
Губы в улыбке. Покусывая кончик языка зубами, продвигаем его вперёд-назад.
«Испечём блинчики» (сразу после «Замесим тесто»)
Широкий язык лежит на нижней губе, произносим «пя-пя-пя…». Затем открыть рот – при этом широкий, расслабленный язык удержать неподвижно на нижней губе под счёт взрослого (постепенно увеличивая счёт от 1 до 10).
«Остудим блинчик»
Губы в улыбке. Подуть на широкий, расслабленный язык, лежащий на нижней губе. Воздух должен идти по середине языка и быть холодным. Щёки не должны надуваться. Указательным пальцем контролируем направление воздушной струйки.
3. «Почистим верхние зубы» (5-7 раз)
Рот открыт. Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Кончиком языка поглаживаем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть неподвижна.
4. « Чашечка»
Рот открыт. Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Передние и боковые края языка подняты в виде чашечки.
(удерживать язык под счёт от 1 до 10 )
5. «Вкусное варенье» (5-7 раз)
Рот открыт. Верхняя губа закрывает («обнимает») верхние зубы. Широким языком облизнуть верхнюю губу, делая движение сверху-вниз, убрать язык в глубь рта. Нижняя челюсть неподвижна.
6. «Лошадка» Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Рот широко открывая, щёлкать языком, присасывая его к нёбу, медленно и сильно.
7. «Фокус»
На кончик носа положить кусочек ваты.
Рот открыт. Верхняя губа закрывает («обнимает») верхние зубы. Язык «чашечкой» выдвинуть вперёд и поднять к верхней губе, подуть на кончик носа, где лежит вата – она должна полететь вверх.
Комплекс артикуляционной гимнастики
для звуков [Л, Л`]
1. «Блинчики» «Замесим тесто» (5-7 раз)
Губы в улыбке. Покусывая кончик языка зубами, продвигаем его вперёд-назад. «Испечём блинчики» (сразу после «Замесим тесто»)
Язык широкий лежит на нижней губе, шлёпая губами по языку, произносим «пя-пя-пя…». Затем сделать губами улыбку, а широкий, расслабленный язык удержать неподвижно на нижней губе под счёт взрослого. (постепенно увеличивая счёт от 1 до 10)
«Остудим блинчик» Губы в улыбке. Подуть на широкий, расслабленный язык, лежащий на нижней губе. Воздух должен идти по середине языка и быть холодным. Щёки не должны надуваться. Указательным пальцем контролируем направление воздушной струйки.
2. «Вкусное варенье» (5-7 раз)
Рот открыт. Верхняя губа закрывает («обнимает») верхние зубы, нижние зубы видны. Широким языком облизнуть верхнюю губу, делая движение сверху-вниз, убрать язык вглубь рта. Нижняя челюсть неподвижна.
3. «Индюк»
Рот открыт. Верхняя губа закрывает («обнимает») верхние зубы, нижние зубы видны. Кончиком широкого языка проводить по верхней губе вперёд-назад, не отрывая языка, при этом произносить: «Бл-бл-бл…». Нижняя челюсть неподвижна.
4. «Лошадка» Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Рот широко открывая, щёлкать языком, присасывая его к нёбу, медленно и сильно.
5. «Качели» Рот открыт. Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Кончик языка поднимается за верхние зубы на «бугорки» (альвеолы), затем отпускается вниз за нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна.
6. «Пароход гудит»
Рот открыт. Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. С напряжением произносить звук долго – Ы-Ы-Ы-Ы-Ы.
7. «Поймай мышку»
Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Широкий язык положить на нижние зубы и прикусить («поймай мышку за хвостик»). Удержать неподвижно под счёт взрослого. (постепенно увеличивая счёт от 1 до 10)
8. «Поймай звук [Л]» (аналогично «Поймай мышку»)
Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Широкий язык положить на нижние зубы и прикусить («поймай мышку за хвостик»). Произносить длительно звук «ы-ы-ы…», упираясь языком в зубы = получится звук [Л]. Указательным пальцем контролируем направление воздушной струйки по бокам рта.
Комплекс артикуляционной гимнастики
для звуков [Р, Р`]
1. «Лошадка» Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Рот широко открывая, щёлкать языком, присасывая его к нёбу, медленно и сильно.
2. «Грибок» Рот открыт. Губы в улыбке, видны все зубы! Широкий язык присосать к нёбу (удерживать язык под счёт от 1 до 7 3-4 раза).
3. «Открой – закрой ракушку» (5-7 раз)
Рот открыт. Губы в улыбке, видны все зубы. Широкий язык присосать к нёбу («грибок»). Не отрывая языка, соединяем верхние и нижние резцы (видны все зубы), затем раскрываем - растягивая подъязычную связку.
4. «Маляр»
Рот открыт. Губы в улыбке, видны все зубы. Кончиком широкого языка гладим нёбо от зубов к горлу, не отрывая его от нёба. Нижняя челюсть неподвижна.
5. «Утюжок» Рот открыт. Губы в улыбке, видны все зубы. Кончиком широкого языка («грибок») поглаживаем «бугорки» (альвеолы) за верхними зубами вперёд – назад (не отрывая язык от нёба). Нижняя челюсть неподвижна.
6. «Язык силач»
Рот открыт. Губы в улыбке, видны все зубы. Зубочистку приложить к верхней губе и удерживать её широким языком. (удерживать язык под счёт от 1 до 10 )
7. «Барабан» Рот открыт. Губы в улыбке, видны все зубы. Кончиком широкого языка (от упражнения «грибок») с силой ударяем в «бугорки» (альвеолы) за верхними зубами, произнося при этом звук: «д-д-д-д-д», боковые края языка сильно прижимаем к коренным зубам.
8. «Вжик дразнится» Губы в улыбке, видны все зубы. Широкий распластанный язык поднять к альвеолам за верхними зубами и сильно подуть с голосом, чтобы получился утрированный звук [ДЖЖЖЖЖ]. Боковые края языка сильно прижимаем к альвеолам и коренным зубам.
9. «Барабан» + «Вжик дразнится» (выполняются вместе для получения длительного звука РРРРРРРР).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...
