КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР (ОНР III уровень)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Тема занятия: «Осеннее настроение»
Направления: интеграция образовательных областей (речевого, социально-коммуникативного, познавательного и физического развития)
Цель занятия: формирование связной речи обучающихся с ТНР
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 71.5 КБ | |
| 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида второй категории №76
г.Шахты Ростовской области»
346523, г.Шахты Ростовской области, ул.Баррикадная, 16
тел. (8636) 22-95-46, E-mail: dou76@shakhty-edu.ru
КОНСПЕКТ
КОРРЕКЦИОННОГО ГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ТНР (ОНР III уровень)
Подготовил:
педагог-психолог
Олеся Павловна Бутаева
г. Шахты
2024г.
Нормативно-правовая обоснованность:
Адаптированная образовательная программа групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ «Детский сад №76 г.Шахты»
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями) (далее – ФГОС ДО);
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ от - 29.12.2012 года (с изменениями на 14 июля 2022 года);
- Федерального закона № 298-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об - образовании в Российской Федерации» от 14.07.2022 года;
- Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с - изменениями на 14 июля 2022 года);
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года - № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № - 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 15 апреля 2022 года - №СК-295/06 «Об использовании государственных символов Российской Федерации»; - Концепции содержания непрерывного образования (1993г.), с учетом - региональных документов: Закона «Об образовании в Ростовской области» № 26-ЗС от 14.11.2013;
- Областного закона Ростовской области от 6 марта 2020 года N 280-ЗС «О внесении - изменений в статьи 7 и 8 Областного закона "Об образовании в Ростовской области» № 26-ЗС от 14.11.2013;
- Муниципальной долгосрочной целевой программы «Развитие образования - г.Шахты»;
Гигиеническими нормативами:
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21- «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2.
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями - Санитарные правила СП- 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28.
Устава МБДОУ «Детский сад №76 г.Шахты»
Содержательный раздел стр. 26 п.2.2.3
Образовательная область «Речевое развитие»
В образовательной области «Речевое развитие» основными задачами образовательной деятельности с детьми является создание условий для:
- овладения речью как средством общения и культуры;
- обогащения активного словаря;
- развития связной, грамматически правильной диалогической и
- монологической речи;
- развития речевого творчества;
- развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомства с книжной культурой, детской литературой;
- развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; профилактики речевых нарушений и их системных последствий.
Тема занятия: «Осеннее настроение»
Направления: интеграция образовательных областей (речевого, социально-коммуникативного, познавательного и физического развития)
Цель занятия: формирование связной речи обучающихся с ТНР
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- корригировать и развивать связную устную речь, пополнять и обогащать активный словарный запас, диалогическую речь;
- корригировать и развивать слуховое восприятие через прослушивание музыкальных произведений;
- корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук, выполняя письменные задания ; развивать ритмичность, плавность и соразмерность движений при выполнении ритмических упражнений;
- корригировать и развивать мыслительную деятельность: выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей путём составления стихотворения по схемам – мнемотаблицам;
- корригировать и развивать личностные качества при выполнении заданий: усидчивость и выдержку, умение выражать свои чувства;
Образовательные:
- продолжить формировать у воспитанников представления о времени года Осени; учить выявлять главное; уточнять и расширять представление об осенних приметах;
- учить систематизировать и применять на практике полученные знания
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать умение работать в парах, в команде;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества: любовь, бережное отношение к природе и всему живому
Здоровьесберегающие:
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- соблюдать режим охраны зрения;
- чередовать статические и динамические задания.
Оборудование:
Мнемотаблица к стихотворению Токмаковой И.П. «Осень»; СD-проигрыватель и CD с записью пьесы П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года»; бумажные осенние листья для упражнения на дыхание; сенсорная дорожка из осенних листьев, каштанов и гладких камешков; картины осенних пейзажей.
Предварительная работа.
Знакомство с осенними приметами, ежедневное заполнение календаря природы; слушание музыкальных произведений на тему Осени, экскурсия в осенний парк, составление рассказов по иллюстрации «Осень», изготовление кормушек для птиц, сбор листьев для поделок.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Объявление темы занятия. Создание положительного эмоционального фона. Развитие тактильной чувствительности, осязания. Сенсорная интеграция.
Педагог-психолог встречает детей возле кабинета.
- Ребята, добрый день, рада вас видеть сегодня на занятии здоровыми и улыбающимися. Сегодня вас ждут очень интересные задания. Мы с вами отправимся в маленькое путешествие – Куда? – спросите вы... Угадайте.
Листья падают с деревьев.
Снова птицы улетают.
Дождь опять в окно стучится.
И когда это бывает?
- Правильно, осенью. И сегодня наше путешествие будет в осень.
- А сейчас я попрошу вас снять обувь, взяться за руки и закрыть глаза.
(психолог под музыкальное сопровождение заводит детей в кабинет и ведёт их по сенсорной дорожке из листьев, гальки, каштанов, скорлупе грецких орехов.)
- Что вы ощущаете под ногами? (листья, камешки, каштаны, скорлупа от грецких орехов)
- Какие они на ощупь? (гладкие или шершавые, холодные, мокрые или сухие, твёрдые, круглые…)
- Давайте откроем глаза и посмотрим, правильно ли мы догадались.
- Когда вы сегодня утром шли в детский сад вы их видели на дорожках и наших участках. Почему? (ответы детей, беседа с психологом о погоде, осенних явлениях)
Дети проходят на стулья и обуваются.
2. Развитие фонематического восприятия, речевого слуха, зрительного внимания и диалогической речи.
Педагог-психолог включает запись пьесы П.И.Чайковского «Осенняя песня» (Приложение № 2) из цикла «Времена года». Пьеса звучит 2 минуты для создания настроения восприятия стихотворения, затем проигрыватель следует выключить.
Психолог ведёт беседу с детьми об услышанном произведении, какое настроение вызывает услышанная музыка и почему. Показывает картины осенних пейзажей и задаёт по ним вопросы, используя слова для справок.
- О чём мы можем так сказать, посмотрев на эти картины?
Слова для справок: опадают, поспевают, расцветают, хмурая, зеленеют, золотая, жарко, дождливая, тает, теплеет, улетают и т.д.
3. Развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры.
- Давайте сейчас попробуем с помощью мимики и движений изобразить ту Осень, которую мы увидели на картинках, причём разную:
У ранней осени лёгкая поступь, весёлое лицо, она радостная, щедрая, добрая и красивая. Поздняя осень грустная, печальная, зимой гонимая.
А как выгядит плачущая осень? Какое настроение у нас будет в яркий солнечный день, в дождливый или хмурый день?
Как мы будем любоваться ярким цветным нарядом осени: «О-о-о!»
Или огорчимся дождливой погоде: «Аа-х!»
4. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
Педагог-психолог приглашает детей за стол, на котором лежат разрезные картинки. (Работа с мнемотаблицами) (Приложение № 1).
- А сейчас выберите каждый по одной картинке. Мы все вместе попробуем из этих картинок сложить стихотворение.
Дети выбирают по одной картинке.
Педагог-психолог зачитывает стихотворение Токмаковой И.П. «Осень».
Опустел скворечник, улетели птицы.
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня всё летят, летят.
Видно, тоже в Африку улететь хотят.
- А теперь я буду читать по строчкам, а вы подумаете, какие картинки подходят к этим словам.
(Дети вместе с педагогом-психологом выкладывают поочерёдно все картинки, проговаривая стихотворение по строчкам. Когда все картинки выложены в правильном порядке, педагог-психолог просит детей по очереди прочитать стихотворение по картинкам.)
- Отлично! Вы правильно подобрали свои картинки. А всё потому, что вы хорошо знаете осенние приметы.
5. Игра для развития одного из компонентов связной речи. Давайте ещё раз вспомним осенние приметы. И поиграем в игру «Да-нет».
- Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте. Если это бывает осенью, вы говорите «ДА», если не бывает, говорите – «НЕТ».
Осенью растут цветы? НЕТ
Осенью растут грибы? ДА
Тучки солнце закрывают? ДА
Жаркий ветер прилетает? НЕТ
Туманы осенью плывут? ДА
Ну а птицы гнезда вьют? НЕТ
К нам букашки прилетают? НЕТ
Звери норки закрывают? ДА
Урожай все собирают? ДА
Птичьи стаи улетают? ДА
Часто-часто льют дожди? ДА
Солнце светит очень жарко? НЕТ
Можно детям загорать? НЕТ
Ну а что же надо делать –
Шорты, шляпки надевать? НЕТ
Или лучше в теплой куртке
Погулять по переулку? ДА
Осень, осень, подожди,
Ты от нас не уходи.
Ведь холодная зима
Нам пока что не нужна.
Да?
ДА.
6. Развитие плавного длительного выдоха. Упражнение-релаксация: «Осенний лист» (Приложение № 3).
Упражнение на дыхание.
- Как называется явление природы, когда падают листья?
- И сейчас мы тоже с вами устроим листопад. Сначала подуем на листочки. Дуем бесшумно, через рот, протяжно, не надувая щек.
- А теперь подбросим вверх листочки.
- Какой замечательный листопад у нас с вами получился.
Педагог-психолог фоном включает музыку П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года»
- А теперь мы сами превратимся в осенние листья.
- Мы красивые желтые, красные, зеленые осенние листочки, как лѐгкие пушинки, отрываемся от веточек и кружимся и летаем, всю землю укрываем осенним покрывалом, потихонечку садимся на коврик, делаем круговые движения головой, опускаем голову вниз, закрываем глаза, и замираем, как листики. (Дети свободно и плавно двигаются под музыку, затем садятся на ковер, и изображают превращение листьев (расслабление)).
7. Развитие мелкой моторики, координации речи с движением.
Педагог-психолог предлагает детям встать из-за стола и пройти на ковер, произносит текст и показывает детям, как следует выполнять движения. Дети делают упражнение вместе с педагогом-психологом и договаривают за ним слова и словосочетания. «Осень».
Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)
Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)
Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)
Дождик стал по ним стучать
Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)
Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)
Листья все насквозь пробил, (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)
Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)
8. Нейроупражнение: «Обведи двумя руками» (Если позволяет время. (Приложение № 4).
Дети выполняют упражнение по картинке ведут пальчиками двумя руками.
10. Окончание занятия. Оценка работы детей.
- Я думаю, что вам понравилось наше путешествие в осень.
- Ах, какая была осень,
«А какая?» - мы вас спросим.
Погода осенью какая? (Дождливая, туманная, хмурая, пасмурная, холодная, ветреная.)
Лес осенью какой? Золотой, разноцветный.
Дождь осенью какой? …
Ветер осенью какой?...
- А мне очень понравилось, как вы выполняли задания.
Педагог-психолог положительно оценивает деятельность каждого ребенка.
Список использованной литературы
- Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5−7 лет. - СПб.: КАРО, 2010.
- Волина В.В. Учимся играя - М.: Новая школа, 2004.
- Журова Л.Е., Кузнецова М.И. Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами: Рабочая тетрадь № 1 для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Вентана-Граф, 2008.
- Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. – СПб.: КРИСТАЛЛ.
- Шарохина В.Л. , Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы. - М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011
- Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) — «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010.
- Ссылка на программу: https://region67.region-systems.ru/DocumentsViewer.ashx?IdMod=2&Id=152954
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного возраста
Консультация для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного возраста...

НОД на тему:"Хлеб - всему голова" для детейстаршего дошкольного возраста
Необходимо добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба, уважительного и бережного отношения к хлебу....
Презентация "Развитие навыков ориентировкив пространстве у детейстаршего дошкольного возраста".
Дошкольный возраст имеет большое значениев жизни человека,в развитии его психических свойств,процессов, качеств,личности.Велико значение этого возраста в формировании пространственных ориентаций.Эта о...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возрастас ОВЗ средствами образовательных ситуаций
Социально-коммуникативное развитие детей является приоритетным направлением в развитии образовательно системы....
ММО инструкторов по физической культуре "Совершенствование процесса физического образования и воспитания детей дошкольного возрастас помощью применения инновационного оборудования"
Мастер- класс на тему: "Физическое развитие дошкольников посредством использования координационной лесенки. Развитие многонейронного аппарата у детей"...

Федеральная инновационная площадка АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России», федеральный уровень. Тема: «Организация дополнительного образования детей в ДОО», МБОУ Лесногородская СОШ Дошкольное отделение Детский сад №12, 2021г.
Приказ АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» «О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня АНО ДП...

Развивающая дидактическая игра для детей старше-подготовительного дошкольного возрастас ЗПР «Посчитаем-поиграем».
Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида является организованная образовательная деятельность, в которой ведущая роль принадлежит взрослым. ...

